Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовила: Лещенко Виктория, ученица 9 классаМКОУ Осиковской ООШРуководитель

  • Список литературы

  • Святитель Митрофан Воронежский. Портрет XIX века.

  • Святитель Митрофан Воронежский.

  • Воронежский Митрофановский монастырь.

  • Святитель Митрофан и Петр I

  • Благовещенский Храм, построенный игуменом Митрофаном

  • Митрофан Воронежский. Исследовательская работа. Подготовила Лещенко Виктория, ученица 9 класса мкоу осиковской оош


    Скачать 7.74 Mb.
    НазваниеПодготовила Лещенко Виктория, ученица 9 класса мкоу осиковской оош
    АнкорМитрофан Воронежский
    Дата13.03.2022
    Размер7.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИсследовательская работа.doc
    ТипДокументы
    #394208


    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Осиковская основная общеобразовательная школа

    Кантемировского муниципального района

    Воронежской области




    Подготовила:

    Лещенко Виктория, ученица 9 класса

    МКОУ Осиковской ООШ

    Руководитель:

    Петренко Галина Николаевна,

    учитель истории и обществознания

    2022

    С тех пор как население Руси приняло христианство в его восточной, православной форме, церковь играла важнейшую роль в истории России. Религией была пронизана вся русская культура. Монастыри России показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования. Митрополит, а позднее - патриарх всея Руси, был вторым человеком в стране после самого государя и в отсутствие монарха или при его малолетстве просто оказывал решающее влияние на дела управления.

    На протяжении многих веков в России было два богача – государство и церковь, причем церковь умела в большинстве случаев более разумно распорядиться своими громадными средствами, чем государство.

    В бой русские полки ходили под православными знаменами с изображением Святого Спаса. С молитвой пробуждались ото сна, работали, садились за стол и даже умирали с именем Бога на устах.

    Нет и не может быть истории России без истории Русской Православной церкви – организации, влиятельной не только в духовном, но и в политическом отношении. Ее судьба, как и судьбы ее служителей, исполнена высокой славы и трагического драматизма. Исполняя заповеди своего божественного Основателя, церковь помогала христианам выжить и сохранить человечность в самые суровые и жестокие времена. И если люди, считавшие себя православными христианами, позволяли и позволяют себе нарушить евангельские заповеди, то это вовсе не значит, что церковь с ее ежедневной проповедью Евангелия не оказывает на них никакого влияния. Поддерживая и развивая в человеке стремление возвышаться над миром зла, церковь способствует тому, чтобы «историческая диагональ» смещалась в сторону добра.

    Известный историк Г.Вернадский восторженно поклонялся православию - «живой энергии русской культуры». Другой историк, П.Н. Милюков, отмечал: «Культурное влияние церкви и религии было безусловно преобладающим в исторической жизни русского народа».

    Важнейшей частью православной культуры, ее душой было евангельское нравственное учение, в частности – стремление к духовному единению людей, «соборности». Лучшие люди русской церкви стояли на страже христианской морали. Они смело выступали против произвола «сильных мира сего», публично осуждали их злодеяния, заступались перед самодержцами за тех, кто впал в немилость.

    Это противостояние власти, стремившейся порой подчинить своим интересам законы морали, требовало напряжения всех сил церкви, ее внутреннего духовного оздоровления. Не случайно именно в переломные, трагические эпохи в ней расцветало иноческое (монашеское) подвижничество и стремление к апостольскому служению. Усиление самодержавных тенденций во внутренней политике российских государей в середине ХV11 в. встретило гневный отпор патриарха Никона, который, не довольствуясь отведенной ему ролью церковного реформатора, смело вступил в спор о пределах светской власти с царем Алексеем Михайловичем.

    Древнейшая и животворнейшая традиция бесстрашного отстаивания правды Евангелия перед лицом безжалостной правды Власти сохранилась и в «синодальный» период (1721-1917гг.), и в тяжелые времена сталинских репрессий и хрущевских гонений на церковь.

    Монастыри были необходимым элементом общественного устройства Руси не только в силу их религиозного значения и организационно-хозяйственной деятельности. Они выполняли также целый ряд социальных и культурных функций. В них велось летописание, собирались и переписывались книги. При монастыре часто имелись больница и богадельня, где призревались престарелые и больные. Здесь кормились нищие и обездоленные – люди, силою обстоятельств выброшенные на обочину жизни. Кроме того, средневековый русский монастырь время от времени мог выступать в качестве ссудной кассы и тюрьмы, крепости и приюта для умалишенных. В отличие от западного монашества русские иноки не объединялись в ордена и конгрегации, не стремились к активному участию в «мирских» делах. Тем не менее их практический вклад в общественное развитие был весьма значительным и по большей части благотворным.

    За крепкими стенами монастырей сохранились бесценные архивы, созданные монахами жития святых, которые стали не только частью духовного наследия Руси, но и культурно-историческим памятником. По определению академика Д.С. Лихачева, они представляют собой «нечто вроде икон, но в словесном, а не в красочном изложении».

    Святой – идеал христианина, пример поведения для всех людей. В духовном облике святых рано проявляется тяга к иноческой жизни, стремление к безмолвию, милосердие и многое другое. Но ни приносимая обществу польза, ни высокий аскетический подвиг, ни строгое следование церковным заповедям еще не делали подвижника святым. Истинно святого Бог прославляет чудесами.

    7 августа (по старому стилю) 1832 года был прославлен как святой епископ Митрофан. Первопрестольник Воронежский, святитель Митрофан, в крещении Михаил, родился в ноябре 1623 года во Владимирском крае, в семье потомственного священника. До сорокалетнего возраста он жил в миру: был женат, имел сына и служил приходским священником в селе Сидоровском. Овдовев, отец Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской пустыни в честь Успения Божьей матери под Суздалем.

    Следуя учению Евангелия, он старался скрывать свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни, потому что как ничто другое ему стала дорога мирная сень скромной обители.

    В 1665 году по просьбе братии соседнего, Успенского Яхромского Космина монастыря иеромонах Митрофан был назначен его настоятелем и управлял обителью десять лет.

    Как «мужа благоговейного и добродетельного» в 1675 году патриарх Иоким возвел его в сан архимандрита знаменитого Макариево – Унженского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Здесь святитель построил храм в честь Благовещания Пресвятой Богородицы.

    В 1682 году была создана новая, Воронежская епархия и на епископскую кафедру по желанию благочестивого царя Федора Алексеевича был избран святитель Митрофан. 2 апреля он был посвящен в епископы (в переводе с греческого слово «епископ» означает «надзирающий». Согласно современному определению, «епископ» - высшая степень священства). Святителю было тогда 58 лет от роду.

    После посвящения епископ Митрофан прожил в Москве еще полгода. Он поднимал вопросы об отводе места в городе Воронеже под соборную церковь, под двор с домовыми людьми. Первопрестольному Воронежу нужно было запастись и советами опытных людей, а также приобрести предметы, необходимые для богослужения.

    28 апреля скончался царь Федор Алексеевич, а 25 июня святитель участвовал в венчании на царство юных государей Иоанна и Петра. Время было тяжелое. На его глазах происходили кровавые зверства стрельцов, державших в постоянной тревоге правительство и народ на протяжении всего лета 1682года.

    Воронежский край требовал для своего церковного устройства больших трудов и настойчивости: он был лишь недавно заселен, городу Воронежу не было тогда еще и ста лет. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные сюда правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападения крымских татар. Позже к ним присоединились беглецы, покинувшие свои родные места из-за тяжелых условий жизни. Были здесь и выходцы из Приднестровья, укрывавшиеся от польских притеснений. Все это отражалось на состоянии веры и нравов населения: свет евангельского учения не проник в жизнь народа. Многие христиане не только носили языческие имена, но и жили по-язычески: воровали, пьянствовали и т. д.

    Священников не хватало, и они по большей части были неграмотны, что создавало все условия для ускорения раскола.

    Признавая важность просвещения, святитель Митрофан открывал школы и заменял старопечатные богослужебные книги на новые, это нанесло сильный удар по старообрядчеству.

    Одной из первых забот владыки было построение нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. За время двадцатилетнего епископства святителя Митрофана количество храмов в епархии возросло на четверть, было основано два новых монастыря. В обителях, отличавшихся беспорядочным хозяйством и бытом, далеким от монашеских установлений, святитель вводил правильную хозяйственную отчетность и насаждал иноческий устав.

    Строго относясь к порокам духовенства и монашествующих, святитель Митрофан был при этом отзывчив к их нуждам: заступался за них перед светской властью; объезжая епархию, щедро помогал бедствующим инокам. Сам владыка жил просто, почти убого, отдавая все деньги на помощь сиротам и вдовам, больным, бездомным и заключенным; на свои средства погребал бедняков, а имена их вписывал в соборный синодик и поминал их на молитве.

    В то время Петр Первый строил флот. Желая открыть России доступ к Азовскому и Черному морям, царь начал войну с турками. Первый поход в 1695 году на Азов был неудачен для русских, так как не было флота, который подкреплял бы действия сухопутных войск и препятствовал бы туркам общаться морем с осажденной крепостью. Тогда Петр решил сделать свой флот. А местом постройки избрал Воронеж и его обильные лесами окрестности. Только что наладившаяся жизнь кафедрального города снова меняется в худшую сторону. К корабельным работам были привлечены не только жители Воронежского края, но и люди, которых собрали сюда со всей России (до 26 тысяч). Народ был обременен тогда многими повинностями, но корабельное дело, как повинность, было особенно тяжело и по трудности, и по новизне. Рабочие, в большинстве своем – люди нечестные, заботились больше о своей наживе, и пришлый рабочий люд, лишенный необходимого приюта, вынужден был кое-как ютиться по берегу реки Воронеж. Многие из них умирали от заразных болезней. Начались побеги с верфи целыми сотнями, их ловили, тюрьмы переполнялись.

    Трудно было царю, нелегко было епископу. Неумение русских строить корабли создавало нужду в иностранных мастерах. На берегу реки, близ верфи возле Успенской церкви образовалась целая Немецкая слобода. На зов русского царя приехали и случайные люди, были среди них и протестанты, позволявшие себе осмеивать обычаи и нравы русских, открыто издеваться над русской верой – над почитанием святых, икон, соблюдением постов. Некоторым русским это тоже было на руку, и они богохульствовали вместе с иноверцами. В это коварное время святитель являлся для царя главным помощником, который поддерживал дело, наставлял, благословлял…

    До 1696 года отношение святителя-подвижника к молодому царю ничем не отличалось от обычных отношений епархиального архиерея и государя. Затем обстоятельства меняются, и сама жизнь сближает епископа с царем. В мае 1696 года царь с молитвенным содействием своего старца Митрофана выступил на Азов с тем самым флотом, построенным в Воронеже, и в июле того же года взял его. Петр Первый приказал в связи с важной победой приписать к архиерейскому дому Митрофана Даншинскую пустынь у реки Дон в Елецком уезде, к Воронежской епархии – ряд городов от Рязанской и Белгородской епархий. 3 апреля, в день Святой Пасхи, государь пожаловал из Рязанской епархии свою волость Мокрый Боярок с приселками, а архиерейскому дому отдал мельницу на реке Тихая Сосна в городе Острогожске. Этими новыми пожертвованиями скудная средствами Воронежская епархия увеличила свои владения почти на одну пятую против прежнего.

    В душе святителя, тоже перенесшего много скорбей от происходящих в 1682 году в Москве смут, навсегда осталась любовь к гениальному царю, который уже в десятилетнем возрасте поражал своим умом и красотою. Тяжелый след пережитых ужасов в первые дни царствования юного государя (стрельцами на глазах Петра были убиты и растерзаны его близкие родственники) на всю жизнь остался в душе царя в виде болезненной раздражительности и крайней суровости по отношению к тем, кого он считал врагами своей царской власти, в ком видел нарушителя своей воли.

    Поддерживая начинания царя проповедью, жертвуя на постройку судов и жалованье матросам, святитель был тверд там, где речь шла о верности Православию. Яркий пример этого излагается в житии первого епископа Воронежского. Святитель Митрофан, увидев в воронежской резиденции Петра статуи эллинских и римских божеств и героев (фактически бывших пропагандой порока), даже под страхом царского гнева и жесткого наказания не пожелал пойти на компромисс со своей христианской совестью и своей твердостью не позволил утвердиться соблазну. Этот поступок святителя Митрофана – пример для каждого христианина в наши дни. Он пророчески указал всем нам, что основой всякой общественной, государственной и любой иной жизни является жизнь духовная.

    В годы всеобъемлющих петровских преобразований, сочетавших ориентацию всех аспектов жизни на западный мир и отказ от многовековой духовной культуры народа, святитель Митрофан стал образом понимания и искреннего принятия благих начинаний и, в тоже время, бескомпромиссного противостояния разрушению духовных ценностей. Он был помощником и духовным наставником царя, при этом заботясь об укреплении державы, всегда оставался твердым защитником веры и благочестия, попечительным пастырем и подлинным подвижником.

    В докладе «Опыт осмысления служения и подвига святителя Митрофана Воронежского человеком 21 века митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий на конференции «Церковная жизнь» подчеркивал, что «в годы всеобъемлющих петровских преобразований, сочетавших ориентацию всех аспектов жизни на западный мир и отказ от многовековой духовной культуры народа, святитель Митрофан стал образцом понимания и искреннего принятия благих начинаний и, в тоже время, бескомпромиссного противостояния разрушению духовных ценностей». Он был помощником и духовным наставником царя, при этом, заботясь об укреплении державы, всегда оставался твердым защитником веры и благочестия, попечительным пастырем и подлинным подвижником.

    Его духовное влияние на Петра I было столь велико, что при жизни святителя Митрофана царь-реформатор не дерзнул упразднять Патриаршество и заменить его заимствованным на протестантском западе коллегиальным синодальным управлением, подчиненным государственной власти. После кончины Святейшего Патриарха Адриана, когда святитель Митрофан остался фактически единственным человеком, который мог "глаголать мирная и благая в сердце его о Церкви Святей и о всех людях", он ревностно и нелицеприятно, не страшась царского гнева, отстаивал духовные и нравственные устои Святой Руси. Значение святителя Митрофана было таково, что Петр I, будучи уверенным в поддержке воронежской паствы и воронежских архипастырей, сознательно повысил статус епархии, последовательно назначив в Воронеж вначале архиепископа Арсения (Костюрина), а затем и митрополита Пахомия (Шпаковского), принадлежавших к знатным дворянским родам и пользовавшихся, как свидетельствует история, особым расположением царя.

    Лишь после преставления Воронежского архипастыря, когда, по словам самого Петра, у него «не осталось такого святого старца», а близкие к нему архиереи Стефан (Яворский) и Феофан (Прокопович), воспитанные уже не в традициях русского благочестия, а под влиянием западной культуры, не имели на царя благого духовного влияния, Петр решился упразднить Патриаршее управление Русской Православной Церкви. Инерция петровских реформ была столь сильна, что вплоть до катастрофы 1917 года никто из русских императоров, включая святого страстотерпца Николая II, не решился восстановить каноническое церковное устроение.

    Символично, что позднее церковное предание так передает духовный смысл взаимоотношений между царем Петром и святителем Митрофаном. Воронежский святитель благословил юного Петра чудотворным списком Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находившейся в знаменитом ополчении Минина и Пожарского, предсказав ему великие победы и основание новой столицы. "Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Ничего тогда не страшись – ничего! Ты победишь и сам побьешь много врагов. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу!" Укрепляя церковную жизнь, святитель Митрофан духовно объединил народ, показав ему пример любви и к Отечеству Небесному, и к Отечеству земному.

    Принципиальные в вопросах веры и глубоко патриотичные отношения святителя Митрофана Воронежского и императора Петра I являются своего рода примером, а быть может, даже моделью, для построения отношений между Церковью и обществом в наши дни.

    Заболев на восьмидесятом году жизни и чувствуя приближение смерти, святитель Митрофан принял схиму с именем Макария, в честь Макария Унженского и Желтоводского, с которым духовно сроднился за время настоятельства в Макариевском монастыре. Отказавшись от помощи врачей, он часто соборовался и причащался. Сам терпя болезнь, владыка не забывал о чужих нуждах: составил духовное завещание с последними наставлениями своей пастве и увеличил раздачу милостыни. Так что после его кончины не осталось денег даже на поминовение.

    На погребении святителя присутствовал царь Петр, и вряд ли какой-либо русский царь оказывал такие почести кому-либо из архиереев. Царь по окончании заупокойного служения первый взялся за гроб и нес его до усыпальницы. После панихиды он снова вместе с вельможами офицерами поднял гроб и опустил в землю. При этом, обращаясь к своим приближенным и иноземцам, государь громко сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».

    Эти справедливые слова любви и благодарности в устах труженика-царя были лучшей речью над могилой труженика-святителя. Царя и епископа связывала любовь к отечеству, и оба они, хотя и на различных путях, трудились на благо дорогой Родины.

    Со дня кончины святителя Митрофана, последовавшей 23 ноября 1703 года, не прекращалось его народное почитание. В 1831 году было обретено его нетленное тело и совершено прославление в лике святых. Святые мощи, от которых источались чудеса и исцеления, упокоились в Благовещенском храме, построенном святителем. Воронежское купечество устроило для них серебряную вызолоченную раку в семь пудов.

    Монастырь в историческом ядре города сразу же стал достопримечательностью губернии. О нем упоминали все, кто, путешествуя, заезжал в Воронеж. Первым делом они стремились поклониться святым мощам.

    Много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, где уже начинали происходить чудеса исцеления. Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, в 1716 году стала рушиться. В 1718 году гроб с телом бывшего владыки Воронежского был перенесен в церковь Неопалимой Купины, В 1735 году тело святого Митрофана перенесено в новый кафедральный собор и погребено в правом крыле, близ самой южной стены, в вышнем правом месте к углу. При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, что окончательно укрепило убеждение в святости почившего первопристольника Воронежского. С 1830 года особенно усилилось стечение богомольцев ко гробу святителя. Различные чудеса стали происходить каждый день. О них написано в книге «Воронежские архипастыри», которую можно найти в библиотеках.

    Об обретении мощей в начале 1832 года тайно было донесено императору Николаю Павловичу, который передал дело на рассмотрение Святейшего Синода.18-19 апреля 1832 года комиссия, производившая дознание, доносила Синоду, что, несмотря на чрезвычайную сырость места погребения святителя, исподняя доска гроба, «на коей покоится тело, особенно осталась целою», схимонашеское облачение святителя оказалось невредимым, а тело его – нетленным. Ни у кого не оставалось никакого сомнения «в святости мощей». Их открытие произошло 6 августа 1832 года. День прославления святителя Митрофана ознаменовался «обильным излиянием чудес на всех с верою прибывших к целебноносной раке и искавших врачества недугов телесных и душевных», что еще более увеличило торжественную радость праздника, на который собралось до пятидесяти тысяч благоговейных почитателей новоявленного угодника Божьего.

    1 августа 1836 года царским указом при Благовещенском соборе был учрежден мужской монастырь. Его торжественное открытие состоялось 1 сентября 1836 года. Благовещенский монастырский собор стал одним из важнейших религиозных центров православной России.

    До 1822 года на территории монастыря находилась духовная семинария и мужское духовное училище. В 1889 году при обители открылась церковно-приходская школа. Монастырские ризница и библиотека владели ценным собранием старинных исторических и богослужебных предметов и книг.

    Много паломников побывало в монастыре, среди которых в 1846 году был и Н.Г.Чернышевский, стремившийся заручиться покровительством святого Митрофана перед поступлением в университет. Посетил Воронеж и император Николай 1 с супругой.

    В 1917 году, с приходом к власти большевиков, началось поругание святынь, поношение и истязание святителей, монахов, священников. В 1919 году в Митрофановском монастыре распоряжением Губчека был устроен концлагерь. Около 300 узников разместили в кельях и других строениях. Действовал концлагерь до 1923 года. Но в храмах монастыря служения не прекращались.

    В 1929 году собор был закрыт. Золото, серебро и ризы были вывезены. Чудный иконостас из белого и голубого мрамора разломали с помощью кувалды. Нашелся один маляр, который за тысячу рублей согласился срезать крест с колокольни: срезал и вскоре сошел с ума.

    Но чем больше притесняли Православную Церковь, чем больше смеялись над ее святыми таинствами, тем более русские люди стояли за нее, раскаиваясь в мимолетном отступлении

    Считается, что монастырь был полностью разрушен в дни Отечественной войны в 1942-1943 годах. Занятая немецким наблюдательным пунктом колокольня расстреливалась с левого берега советской артиллерией, пока не превратилась в руины. Пострадали и храмы. Война есть война… В уцелевших монастырских зданиях в 1943 году поселилось множество жильцов. Последняя точка в судьбе монастыря была поставлена в начале 1950-х годов. Намечалось строительство главного корпуса университета…

    Как во времена петровских реформ, так и ныне Церковь противостояла и противостоит любой форме пропаганды греха. Пример того, как в наши дни уже в новом образе повторяется принципиальная позиция святителя Митрофана, явил нам во время своего визита в Страсбург Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, безбоязненно обличивший грехи и пороки современного общества. Он отметал, что «быть моральным или аморальным – это следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия... на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией». Как близка эта строка мыслям из духовного завещания первого воронежского епископа: «Всем живущим в городах, селах и других местах иметь особое внимание к благочестию и спасению своих душ для сохранения и управления нашей православной верой и своим отечеством... Необходимо жить в чистоте, воздержании, святости и покаянии, являть собой образ добрых дел»!

    19-22 ноября 2003 года Общественная палата Воронежской области по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия провела первую межрегиональную выставку, приуроченную к 300-летию преставления святителя Митрофана. В эти же дни прошел и первый открытый фестиваль духовной авторской песни «Ковчег».

    Эти два мероприятия учреждены надолго. В ноябре 2004 года прошла вторая межрегиональная выставка, только более широкого масштаба. Цель ее – укрепление духовных и культурных традиций России, формирование нравственных ценностей, возрождение исторических святынь. Организаторы пригласили к участию научные, образовательные учреждения, представителей творческой интеллигенции, храмы, монастыри, музеи и библиотеки, издательства, творческие коллективы, студии и колокололитейные мастерские. Были гости из Беслана, из Чечни прибыли представители новостроящегося храма в Грозном. В эти дни прошел также второй открытый фестиваль духовной авторской песни «Ковчег-2».

    14 марта 2007 года крестным ходом из Покровского кафедрального собора с частицей мощей святителя Митрофана по всем приходам Воронежской и Борисоглебской епархии начались юбилейные торжества, посвященные первому епископу города Воронежа, покровителю Воронежской земли.

    20 августа в Покровском кафедральном соборе совершено три Божественных литургии — в 3:00, 6:00 и 9:00. Позднюю Божественную литургию возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Ему сослужили архипастыри Русской и Украинской Православных Церквей.

    20 августа после Литургии губернатор Воронежской области Владимир Кулаков встретился с представителями высшего духовенства Русской Православной Церкви, прибывшими в Воронеж на празднование 175-летия прославления святителя Митрофана. Во встрече приняли участие митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископ Курский и Рыльский Герман, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры, епископ Святогорский, викарий Горловской епархии Арсений.

    «Губернатор рассказал об области, о перспективах развития области, ответил на вопросы, — рассказал митрополит Сергий на брифинге. — Вопросы были о жизни, потому что здесь не может быть какого-то отрыва, каких-то специфических вопросов, потому что все, что интересует губернатора, как правило, интересует архиерея. Может быть, точка зрения и платформа другая немного в видении, в решении вопросов, но сами вопросы у нас общие».

    «Хотел бы сказать о той огромной роли, которую сегодня играет Церковь в духовном воспитании нации, — отметил губернатор Владимир Кулаков. — У нас сегодня основным хребтом общества стала Церковь, потому что у власти нет возможностей для духовного воспитания человека, а Церковь — тот особый институт, который взял на себя эту нелегкую миссию. И за это мы все должны быть Церкви благодарны».

    18–20 сентября на базе исторического факультета ВГУ прошла межрегиональная научно-практическая конференция «175-летие прославления святителя Митрофана Воронежского — выдающегося церковного и государственного деятеля», на которую были приглашены представители научных кругов и епархий, территориально входящих в состав Воронежской губернии при жизни святителя Митрофана.

    По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве с 1 по 4 ноября в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» состоялась церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь», центральной темой которой стал 175-лений юбилей прославления святителя Митрофана. Специально для этого в Москву был доставлен ковчег с частицей святых мощей Воронежского святителя.

    Мы должны относиться к истории как к урокам, дающим нам ответ на вызовы настоящего и будущего, ибо, по словам нашего великого русского историка Николая Михайловича Карамзина, «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая... завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

    Каждый исторический период, каждая эпоха – уникальны, однако часто возникают некие параллели. В этом ключе мы можем смело сопоставить эпоху бурных исторических реформ и преобразований на переломе XVII –XVIII веков и коренных реформ в судьбе России на рубеже веков XX и XXI столетий. Как тогда, так и теперь глубокие изменения в общественной жизни и государственном устройстве поставили человека перед выбором ценностных ориентиров. К сожалению, этот выбор оказался столь сложен, что многие оказались на распутье.

    Нам, людям XXI века, вспоминающим "дни древние", важно осознать что, по словам Предстоятеля нашей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия, "все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием поистине подвиг сонма русских святых подвижников благочестия, среди которых "истинный страж дома Господня ангел Воронежской Церкви" святитель Митрофан».

    В Дни славянской письменности и культуры в мае 2003 года у возведенного недавно Благовещенского собора был открыт выполненный их бронзы памятник святителю Митрофану, Это прямо через дорогу от Петровского сквера, где бронзовый государь Петр 1, указывая левой рукой вперед, правой придерживает якорь. Святой Митрофан правую руку поднял для благословления, а левой держит посох…Друг от друга их разделяет несколько десятков метров.

    Русь без веры в святость не жила.

    В злате куполов, молитвой освященных,

    Наши души берегла от зла

    И за нас молилась пред иконой.

    Мудрый старец, светлый Митрофан

    Ей служил в Петровскую эпоху.

    Может быть, благочестивый знал,

    Как без веры нам живется плохо.

    Крест нательный осквернить не дам,

    Душу в чистоте сберечь сумею,

    Веру своих предков не предам,

    Я, клянусь вам, восхищаюсь ею!

    Список литературы:
    1. Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. — Воронеж: Издательский дом "Кварта", 2007. — 520 с.

    2. «Житие Святителя Митрофана епископа Воронежского», Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2002 г.

    3. Юрьев-Польский Свято-Успенский Космин мужской монастырь. Справка | Общество | Лента новостей "РИА Новости"
    Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Митрофан_Воронежский


    Приложение.



    Святитель Митрофан Воронежский. Портрет XIX века.

    Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник



    Святитель Митрофан Воронежский.

    Литография XIX века


    Святители Тихон Задонский и Митрофан Воронежский.

    Литография 1878 года



    Воронежский Митрофановский монастырь.

    Открытка начала XX

    Благовещенский Собор Митрофановского монастыря.

    Открытка начала XX века


    Святитель Митрофан и Петр I




    Рака с мощами Святителя Митрофана



    Благовещенский Храм, построенный игуменом Митрофаном


    написать администратору сайта