Главная страница

Крюченков проект. Поэты 60десятники


Скачать 0.84 Mb.
НазваниеПоэты 60десятники
Дата30.05.2021
Размер0.84 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКрюченков проект.docx
ТипРеферат
#211673

Международный юридический институт

Факультет среднего профессионального образования

Творческий проект по литературе

«Поэты 60-десятники»

Выполнил студент группы Кл/2

Факультета СПО 1 курс

Крюченков Владимир Александрович

Москва

2021

Содержание

  1. Введение………………………………………………….3

Цели и задачи………………………………………………….4

  1. Основная часть

  1. Шестидесятники……………………………………………5

  2. Владимир Высоцкий……………………………………….7

  3. Александр Аркадьевич Галич…………………………….11

  4. Юрий Иосифович Визбор………………………………...14

Заключение…………………………………………………...17

Список литературы…………………………………………..18

Введение

60-е годы – время расцвета советской поэзии. Они занимают особое место. Это один из наиболее интересных значительных и сложных периодов, еще недостаточно освоенных критикой и литературоведением.
Шестидесятые годы – это очень насыщенное в творческом смысле время. Целых 15 лет – с 1958 по 1972 год. Начиналось оно изданием романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" и смертью Николая Заболоцкого, а закончилось распадом СМОГа («Смелость, Мысль, Образ, Глубина» - литературное объединение молодых поэтов) и "лианозовцев" иотъездом Бродского за границу.
Это новые литературные и общественно-политические журналы, газеты, сборники и альманахи. В конце концов, это больше 25 тысяч дней, в каждый из которых писалось по крайней мере одно (а на самом деле больше) стихотворений.
Актуальность

В том что литература 60-х годов оказала огромное влияние на последующее поколение писателей и поэтов. Именно она впервые за много лет доказала, что можно совершенно не подчиняться официально признанным художественным методам, формам и клише, оставаясь при этом художественно и эстетически гармоничной. Основные характеристики литературы данного периода проявились и в более поздних произведениях литераторов. Творчество поэзии 60-х годов оказало значительное влияние на самосознание нескольких поколений. Люди стали больше задумыватьсяо себе, о своей жизни, о тех путях саморазвития, все-таки существующих в жестких рамках советской действительности.

Цели и задачи

Цель моей работы:

  • выявить особенности творчества поэтов «шестидесятников.

Для этого необходимо раскрыть следующие задачи:

  • Раскрыть основные темы поэтов «шестидесятников»;

  • Выделить авторскую песню, как особое направление поэзии «щестидесятников»;

  • Выявить общие черт поэзии «шестидесятников».


Шестидесятники

Термин «шестидесятники» впервые был использован Станиславом Рассадиным в статье под таким же названием, которая была опубликована в декабре 1960 года в журнале «Юность». Шестидесятники — это часть интеллигенции, появившаяся в период «оттепели», который наступил после XX съезда КПСС, где был развенчан «культ личности» Сталина. В это время внутриполитический курс государства был значительно более либеральным и свободным по сравнению с предыдущими временами, что не могло не повлиять на культурную сферу общества.

Поэзия шестидесятников

Ключевую роль в культуре общества того времени играла поэзия. Надежда на перемены вызвала сильнейший духовный подъем, который вдохновил шестидесятников на их стихи. Поэзия стала не просто популярна, в первый раз после Серебряного века она стала снова одним из важнейших аспектов социальной жизни страны. Многотысячные толпы приходили послушать выступления поэтов, с прилавков мгновенно расходились их сборники, а сами писатели стали своеобразным выражением творческой свободы.

Представители

Самым знаменитыми поэтами того времени были Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Роберт Иванович Рождественский (1932-1994) написал тридцать поэтических сборников за всю свою жизнь. Многие его стихотворения были положены на музыку. Также он получил признание и как переводчик. Выражая идеи противоположные советской идеологии, он подвергся гонениям и был вынужден переехать в Киргизию, где он стал зарабатывать деньги

переводами стихов, авторы которых были родом из южных республик.

Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017) написал более шестидесяти сборников. Самый большой успех данного автора была поэма «Братская ГЭС», в строчках которой появилось выражение, получившее статус девиза: «Поэт в России больше, чем поэт». Также играл в кино и на сцене. После развала СССР переехал вместе со всей семьей в США.

Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010) был поэтом-авангардистом, который мог писать во всех стилях: начиная от традиционных заканчивая самыми прогрессивными. Он написал более сорока лирических сборников и поэм. Текст всем известной песни «Миллион алых роз» принадлежит ему.

Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010) — написала более тридцати сборников. Особенным явлением в «оттепель» стали поэты-песенники, или как еще их называли «барды», а жанр стали называть «авторской песней». К ним относили тех поэтов, которые исполняли собственные произведения под музыку. Ключевыми личностями в данном движении были Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор.


Владимир Высоцкий

Легенда авторской музыки, актер театра и кино, Владимир Высоцкий был кумиром миллионов. Песни в его исполнении звучат в десятке фильмов — «Короткие встречи», «Вертикаль», «Я родом из детства».

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. С началом Великой Отечественной войны отец отправился на фронт, а мать с сыном переехали в Оренбургскую область. В эвакуации они прожили два года и в 1943 году возвратились в Москву. Здесь семилетний Владимир пошел в первый класс. Учеба давалась ему плохо, а мама много работала и не могла следить за успехами сына. К тому моменту брак родителей практически распался: у каждого была новая семья

«Навстречу искусству»

После окончания школы в 1955 году Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но семья не поддержала его. Он стал студентом инженерно-строительного института МИСИ. Однако уже после первого семестра отчислился и стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ. В январе 1956 года Владимир Высоцкий вернулся в театральный кружок Богомолова.

У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция и сиплый голос маленького диапазона — все это могло помешать ему стать большим актером. К тому же Высоцкий не походил на мужественного героя: за худобу и узкие плечи еще в школе его называли «высотой». Но он усердно работал над своей артикуляцией и физической формой. С таким же упорством он осваивал игру на гитаре.

Песенное творчество Высоцкого

В 1960 году Высоцкий получил диплом «актера драмы и кино» в Школе-студии МХАТ. Выпускник попал по распределению в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Но хриплый голос и внешность Высоцкого отталкивали режиссеров, поэтому поначалу ему не давали ролей. Актер остался практически без работы и денег.

Свою творческую нереализованность Высоцкий стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений — «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада». Некоторые из произведений он стал исполнять под собственную гитарную музыку.

Большинство первых песен Высоцкий написал на криминальную тематику. Неожиданно для него самого они стали популярными. Автор говорил от первого лица, поэтому многие думали, что он много лет провел в лагерях и пишет о своем опыте. На самом деле материалом для большинства сочинений Высоцкого послужили истории, услышанные в детстве и юности.

Кинематографическая «высота»

После кинодебюта в студенческие годы Владимир Высоцкий сыграл несколько ролей в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги». Это были второстепенные персонажи. Со временем режиссеры заметили его и стали приглашать на более крупные роли. Так он сыграл главных героев в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Уже в этих кинолентах Высоцкий исполнил свои песни.

Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек» и другие. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими песнями.

Личная жизнь

Третьей женой Владимира Высоцкого стала иностранная актриса Марина Влади. Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел на нее особого впечатления. Однако, когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца». Несколько лет артисты виделись урывками, живя на две страны — Францию и СССР. Зарегистрировали брак Высоцкий и Влади в 1970 году. Актриса надолго стала музой и надежной опорой мужа.

Последние годы и смерть Высоцкого

Одним из самых значимых событий в творческой биографии Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера одноименного спектакля состоялась в 1971 году. Шекспировскую классику режиссер Юрий Любимов представил в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы — свитера и джинсы. Гамлет с гитарой в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора.

В 1975 году сценический арсенал Высоцкого пополнила роль купца Ермолая Лопахина из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сам артист считал ее второй по важности в своей карьере после Гамлета. В трактовке режиссера Анатолия Эфроса сквозной темой постановки стала многолетняя любовь Лопахина к Раневской. Эта трактовка раскрыла по-новому чеховскую пьесу.

В 1980 году Владимир Высоцкий попросил Юрия Любимова предоставить ему творческий отпуск на один год. В это время артист планировал работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и с оавтора сценария. Однако до начала съемок Высоцкий не дожил. С постоянными творческими перегрузками Высоцкий боролся разгульным образом жизни. Здоровье артиста с годами все больше стало его подводить. 25 июля 1980 года Высоцкий умер. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.



Александр Аркадьевич Галич

Александр Галич – прославленный поэт, прозаик, драматург, сценарист, автор и исполнитель собственных композиций. Состоял в Народно-трудовом союзе российских солидаристов, являлся членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, был участником петиционных кампаний.

Каждому образованному русскому человеку хорошо известно имя Александра Галича, популярного поэта, автора и исполнителя собственных песен. Несмотря на ярко выраженный талант, судьба была не очень благосклонна к нему. В один «прекрасный» день его исключили из всех Союзов, и это стало большой неожиданностью для поэта. Хотя чему удивляться, ведь он был автором откровенно антипартийных песен, ярких, красочных, театральных, и должен был понимать, что играет с огнем.

Настоящая фамилия Александра – Гинзбург. Он родился в Екатеринославе (переименован в Днепропетровск, сейчас носит название Днепр) 19 октября 1918 года. Он сам придумал себе псевдоним, сложив его из букв фамилии (Г), имени (Ал) и отчества (ич). Родители мальчика были евреями. Отец – Арон Гинзбург трудился экономистом, мама – Фейга (Фаина) Векслер, была сотрудником консерватории. Мама – натура артистическая, любила театр, занималась музыкой, и большинство своих увлечений смогла передать сыновьям – старшему Александру и младшему Валерию. Валерий тоже стал известным человеком, он кинооператор, снявший такие киношедевры, как «Когда деревья были большими», «Солдат Иван Бровкин», «Живет такой парень».

Музыка

Музыка всегда занимала важное место в биографии Галича, но в конце 50-х он начинает уделять ей все больше внимания. Он начал писать композиции, пел их под собственный аккомпанемент на гитаре. Создавая авторскую песню, Галич ориентировался на традиционные романсы, и спустя некоторое время уже вышел в лидеры этого жанра. Уже тогда начали появляться первые магнитофоны, песни записывались на бобины, появилась возможность слушать полюбившиеся произведения по нескольку раз, обмениваться с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.

Когда Александр приступил к записи сборников своих произведений, он не стал включать в них свои первые песни. Некоторые из них, написанные в период с 1959-го по 1962 год, попали под запрет государственных органов СССР. Их признали не соответствующими общепринятой советской этике. Обиженный несправедливостью по отношению к себе и своему творчеству, Галич, тем не менее, продолжает писать песни, которые приобретают все более глубокий смысл и остроту, в них звучит откровенное недовольство властью и политикой государства.

Фильмы

Вначале своей творческой биографии Александр трудился над созданием исключительно театральных пьес. В 1946-1959-м годах он стал автором шести пьес, среди которых наибольшую популярность получили «Пути, которые мы выбираем», «Улица мальчиков» и «Много ли человеку надо». В 1958-м Галич пишет пьесу, которую назвал «Матросская тишина». Премьера должна была состояться в «Современнике», который только что открылся. Однако спектакль так и не состоялся, его поставили гораздо позже, в 1988-м, когда автора не было в живых уже более десяти лет.

Сотрудничество Галича с кинематографом началось в 1954 году. Он стал автором сценариев к картинам «Государственный преступник», «На семи ветрах», «Бегущая по волнам», «Третья молодость». В 1964-м на экраны вышла лента «Государственный преступник», за которую автор сценария Александр Галич получил грамоту КГБ СССР.

Личная жизнь

Свою будущую супругу – актрису Валентину Архангельскую, Галич встретил в Ташкенте. Она была младшей сестрой дирижера и композитора Ростислава Архангельского. Романтические отношения Александра и Валентины длились до конца пребывания в Ташкенте, а вернувшись в Москву в 1942-м, они оформили свои отношения официально. С рождением детей затягивать не стали, спустя год их семья стала больше на одного человечка – дочку Александру(Алену), которая станет в свое время Заслуженной артисткой РФ, родит сына Павла Галича, кино и театрального актера. Однако назвать личную жизнь Галича счастливой можно с большой натяжкой.

Сашеньке исполнилось всего два года, когда ее маме предложили работу в драматическом театре Иркутска, и женщина, не раздумывая, отправляется на новое место жительства. Расстояние между городами было очень большим, встречи мужа с женой случались все реже, пока не сошли на нет. Семейная лодка потерпела крушение, супруги развелись.

После окончательного переезда на постоянное место жительства, Галич и его жена начали обустраивать свой быт на новом месте. Однако этой идиллии не суждено было длиться долго. Вскоре с Галичем случился несчастный случай, который был уготован ему судьбой.

Однажды супруга ушла за покупками в магазин, а Александр решил заняться подключением телевизионной антенны. Каким образом он мог перепутать гнезда и воткнуть ее в гнездо под напряжением, теперь уже не узнать. Александр получил удар электрического тока, который и стал причиной его смерти 15 декабря 1977 года.

Юрий Иосифович Визбор

Юрий Визбор – бард, актер, поэт, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Член Союза композиторов и Союза журналистов Советского Союза.

Все, за что он брался, получалось ярко и талантливо. Он мог запросто написать песню и исполнить ее, сочинить сценарий к фильму и сам сыграть в нем, мог с легкостью одолеть высокую гору – в этом был весь Юрий Визбор. Песни, написанные им, поет уже несколько поколений, и они звучат как раньше, тепло и романтично. Именно он стал создателем нового жанра – песня-репортаж. В честь Визбора собираются фестивали и концерты, значит, прожил он не напрасно, сумел оставить после себя яркий след на земле.

Родился Юрий Визбор 20 июня 1934 в Москве. В его жилах текла украинско-литовская кровь, но на вопрос о национальности, он всегда отвечал: «Русский». Отца звали Иозас Визборас, но домашние привыкли называть его Юзеком. Он был командиром Красной Армии. В Гражданскую воевал на Южном фронте, в 30-е годы его перевели на руководящую должность в милицию Таджикистана. В 1934-м получил ранение в спину. В январе 1938 года арестован, в марте того же года приговорен к расстрелу. Его обвинили в том, что он поддерживал контрреволюционную латышскую организацию. Реабилитирован посмертно в 1958-м.

В детские годы Визбору сильно нравился футбол, потом он загорелся профессией летчика. В старшей школе парень стал членом аэроклуба, и за 2 года уже мог летать на Як-18. Школьный аттестат Юрий получил в 1951-м, и, несмотря на любовь к небу, стал студентом не авиационного, а педагогического института. Он и сам не ожидал, что будет туда поступать, но поддался уговорам лучшего друга Владимира Красновского.

Юрий всегда говорил, что Владимир сыграл в его жизни большую роль. Это благодаря ему, Визбор взял в руки гитару и освоил первые аккорды, научился видеть красоту в музыке и поэзии.

В пединститут Визбор попал тоже благодаря Красновскому. Володя собирался туда поступать, и позвал Юрия составить ему компанию. Он сразу посмеялся над предложением, но когда увидел величественное здание вуза, понял, что поступать будет именно сюда.

Музыка

Свои первые две композиции Юрий написал еще будучи студентом первого курса. Это были песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки», которые быстро подхватила студенческая братия. В те годы в пединституте зарождалась авторская песня, и Визбор стал самым ярким представителем этого жанра.

После выпуска из вуза неразлучные друзья Визбор и Красновский получают распределение в одну из сельских школ близ Архангельска. Но их педагогическая деятельность закончилась спустя два месяца. Молодые люди получили повестки в армию, и служили в Мурманской области.

В 1960 году вышла единственная композиция барда, в которой он был лишь автором музыки – «Если я заболею». Автором стихов стал поэт Ярослав Смеляков. В 1961 году ее напечатали в журнале «Музыкальная жизнь». Композиции Визбора можно было достать исключительно в записи на магнитофоне.

В 1966 году Юрий выпустил свой первый прозаический сборник под названием «Ноль эмоций». Спустя год Визбор стал членом КПСС, и автором сценария к документальному фильму «Тува – перекресток времен».



Личная жизнь

Именно окрыленный любовью Юрий Визбор создавал свои самые лучшие произведения. Первый раз он женился на Аде Якушевой, с которой вместе учился в институте. Она тоже писала и исполняла песни, и представляла собой воплощение женственности тех лет. Они поженились в 1958 году, и вскоре стали родителями дочери Татьяны. Она стала журналисткой и родила Визбору двух внуков – Варвару и Юрия. Они продолжили дело своего звездного деда.

Сейчас Варвара Визбор известная певица и актриса, имеет диплом училища им.Щукина. Она поет и песни своего прославленного деда, в том числе и «Ночную дорогу», которая так нравится слушателям. Внук Юрий тоже музыкант, учился в Школе-студии МХАТ, автор оперы «Охота на Снарка» и множества саундтреков.

Юрий никогда не жаловался на здоровье, но в 1982-м слег с инфарктом. Правда, ему удалось быстро поправиться, пройти курс реабилитации и он снова отправился в горы с очередной экспедицией.

Заключение

Стихи 1960-х годов стали своеобразной струей свежего воздуха в стране. Осознание сталинских репрессий, моральные переживания, стремление к свободе, желание перемен — все это причины того, что поэзия стала отдушиной. Шестидесятники не отказались от идей коммунизма, они хранили глубокую веру в идеалы Октябрьской революции. Поэтому так часто в их стихах появлялись символы того времени: красное знамя, речи, буденовка, конная армия, строки революционных песен. Поэты, прославившиеся в то десятилетия, не перестали писать и выпускали свои работы до самой своей кончины или выпускают их до сих пор.



Список литературы

  1. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы [Текст]: учебное пособие: в 2-х т. Т. 1: 1953 – 1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003 (Глава 2 «Соцреализм с человеческим лицом»)

  2. Л. Аннинский. Ядро ореха. Критические очерки. – М., Советский писатель, 1965

  3. Новое в школьных программах. Русская поэзия XX века. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Сост. С.Ф. Дмитренко. – М., Изд-во МГУ, 1998

  4. Л. Лавлинский, Сердца взрывная сила (о лирической поэзии 60 годов). – М., Советский писатель, 1972

  5. В. Барлас, Глазами поэзии. Об открытиях искусства и современных поэтах. – М., Советский писатель, 1966

  6. Б.Мессерер, «Промельк Беллы» «Знамя»,2011


написать администратору сайта