Главная страница

Реферат. Введение. Поэтому судьба и рок являются наиболее таинственными, активными и многообразными началами в философии


Скачать 26.4 Kb.
НазваниеПоэтому судьба и рок являются наиболее таинственными, активными и многообразными началами в философии
АнкорРеферат
Дата03.07.2021
Размер26.4 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВведение.docx
ТипДокументы
#223097

Введение
Судьба и рок в осмыслении общества традиционно относятся к числу наиболее актуальных, важных и значимых, ведь поиск смысла жизни, лучшей доли, взаимосвязи осмысления прошлого и будущего человека, целого народа и человечества в целом издревле осмысливались и анализировались еще с древнейших времен. Концептуальные основы судьбы и рока содержатся практически во всех системах религии, мифологии и этики разных народов и общностей, ведь именно их единение и разграничение дает обществу представление о сущности человека, его смысле жизни, смерти, бессмертии.

Поэтому судьба и рок являются наиболее таинственными, активными и многообразными началами в философии.

При этом стоит указать, что первыми, кто вплотную приблизился к наиболее полному, многовариативному и всестороннему понимаю понятий судьбы и рока, стали древние греки. Судьба и рок стали основой, базой для формирования мифологического сознания древнегреческого общества, когда проходит первая рефлексия мифологического сознания, а сама мифология перестает господствовать в жизни античного общества. Однако судьба и рок, невзирая на рациональные способы познания действительности, остались первообразами, ключевыми парадигмами и первоисточниками всего сущего, главными закономерностями бытия и существования цивилизации.

Судьба и рок в период античности не только предопределяли жизненный путь человека, но, овладев его помыслами и желаниями, формировали в нём и характерную для его мировоззрения свободу (интеллектуальную, волюнтаристскую, мистическую, героическую), что не могло не повлиять на важнейшие представления о смысле жизни, счастья, добре и зле и т.д.

Космологический характер античного мировоззрения включал человека в структуру мироздания, где он становился её неотъемлемой, хотя и не главной частью, активно влияя на судьбу героев древнегреческих мифов и перенося их идеи в реальность. Поэтому рассмотрение и анализ влияния рока и судьбы на судьбу героев древнегреческой мифологии является актуальным и значимым.

Цель исследования – выявить влияние рока на судьбу героев древнегреческой мифологии и определить понимание судьбы в мировоззрении древних греков.

Исходя из цели исследования, были поставлены такие задачи:

- изучить понятие судьбы как «божественного предопределения» в древнегреческой мифологии

- провести разграничение понятий «судьбы» и «рока» в древних греков;

- дать определение значения понятия рока в античной мифологии;

- соотношение и связь понятий судьбы и рока в мифологии Древней Греции.

Объектом данного исследования являются судьба и рок в древнегреческой мифологии.

Предмет исследования – выявление влияния рока на судьбу героев древнегреческой мифологии и определение понимания судьбы.

В процессе исследования были использованы научные разработки С.С. Аверинцева, П. Вена, Л.Н. Когана, А.Ф. Лосева, Д.Л. Родзинского, Ю.И. Силэм и т.д.

При рассмотрении судьбы и рока в мифологии Древней Греции главными источниками являются мифы.
Миф о рождении Зевса и Кроносе в книге Роберта Грейвса «Мифы древней Греции », в котором есть указание, по которому Кроноса должен был свергнуть один из сыновей. Кронос всячески пытается уйти от роковой судьбы. Автор в комментариях описывает мифы с исторической точки зрения и почти всегда находит объяснения событиям мифов.

Миф о Тесее и его отце Эгейе, в котором так же есть судьбоносные события. События мифа автор также связывает с историческими событиями, например, изгнание Медеи, по мнению автора, указывает на изгнание эллинами культа земли богини.

Большого внимания заслуживают эпических произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых автор также затрагивает понятия судьбы как божественное (космическое) предопределение. Именно в «Иллиаде» (XIV 319) впервые упомянута Даная, миф о которой так же является интересным источником при изучении судьбы и рока в мифологии Древней Греции. Акрисию, отцу Даная была предсказана смерть от руки его внука, и он тут же попытался изменить роковую судьбу.

Миф о Гипподамии и ее отце, которому было предсказано умереть от руки затя и, согласно мифу, сами Боги Олимпа помогли осуществиться предсказанию.
Очень ярко прослеживается влияние рока на судьбу героя в мифе о Адмете, где ему Богами было отведено определенное время жизни, но он всячески пытался уйти от рокового предсказания и даже пытался переложить свою долю на другого.

Рождение и судьба Геракла так же являются интересным источником для изучения темы влияния судьбы на жизнь древнегреческих героев, ведь Гераклу было предсказано стать правителем.

Также нельзя не обратить внимание на трагедии Эсхила,Софокла и Еврепида. Сюжетами всех трагедий Эсхила, кроме «Персов», являются древние мифы о богах и героях, но в эти мифические сказания поэт вкладывает идеи, понятия и взгляды своего времени, отражая политическую жизнь афинского общества V в. до н. э.

В знаменитой трагедии Софокла «Царь Эдип» все внимание сосредоточено не на внешних событиях, а на чувствах, овладевающих Эдипом по мере того, как он узнает о совершенных им преступлениях. Большую роль в трагедии играют два роковых предсказания, которые сливаются в одно. Из счастливого, любимого и уважаемого своим народом царя Эдип превращается в несчастного страдальца, обрекающего себя на вечную слепоту и изгнание.

Еврипид, как и Софокл, с тонкой наблюдательностью рисует в своих трагедиях смену чувств и настроений действующих лиц.

Тема взаимоотношения судьбы и рока в древнегреческой мифологии, а также их влияние на повседневную жизнь героев античного мира в историографии изучен достаточно подробно и детально.

Первым этапом возникновения категории судьбы был связан с магией. Именно эту связь подчеркнул в свое время Дж. Фрезер в своей «теории» магия - религия - наука. Но, отличаясь от религии и науки, магия, по Фрезеру, выступает, как «близкая родственница науки», ибо и в магических верованиях, и в науке «последовательность явлений считается вполне правильной и неизбежной, так как определяется неизменными законами».1

Вера в магию предполагает не только связь между обдуманными поступками и их результатами, но и от самого человека, как субъекта магического обряда, тоже зависит производить ли это действие, использовать ли эту необходимую связь именно сейчас и использовать ли вообще ее . Судьба же мыслится как исполняющаяся совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни каким-либо образом повлиять на нее.

В мифологии Древней Греции сохранились следы перехода от веры в магию к образу судьбы. Легенда о смерти Мелеагра является одним из ярких примеров этого. В этой легенде жизнь героя полностью зависит от головни.

Вариант мифа приводится по Аполлодору.2 «От Ойнея Алфея родила сына Мелеагра… Когда ему исполнилось 7 дней, к его родителям пришли Мойры и сказали: «Мелеагр умрет тогда, когда сжигаемая на жертвеннике головня сгорит дотла». Услышав это, Алфея схватила головню и спрятала ее в ларец». Когда же после знаменитой калидонской охоты на вепря Мелеагр перебил братьев своей матери, она сожгла головню, то Мелеагр умер. Здесь связь между смертью Мелеагра и сжиганием головни имеет явно магический характер, но сжигать или нет головню - полностью человеческое решение, то есть матери Мелеагра. Так же здесь уже фигурируют Мойры, как божества судьбы, что говорит о переходе от простых магических представлений к персонификации категории судьбы.

Еще один след связи представлений о судьбе с магией встречается даже у Гомера. Это образ богинь-прях. Богини судьбы прядут нить жизни человека в момент его рождения.3 Дж. Томсон. связывает возникновение образа прях с обычаем прясти ребенку одежду к его рождению. Функции этой одежды первоначально были тесно связаны с магией. Одежде приписывали таинственную связь с человеческой жизнью.

Первые представления о судьбе и роке, их взаимоотношении и влиянии на судьбу героев античного мира находим у Гомера: «Существуют три одетых в белое неразлучных мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос — самая младшая по чину и самая ужасная из трех».4

Далее Фалес, Анаксимандр и Парменид трактуют данные понятия через ананку (жизненную необходимость) и дике (вселенскую справедливость).5

В дальнейшем представления философов о данной проблеме разделились. Среди основных направлений исследований, посвященных происхождению мифологем судьбы и рока в древнегреческой философской мысли, выделяются два основных – гносеогенный, связанный со способностями личности к познанию окружающего мира и направленный на осознание существующих закономерностей бытия, и социогенный, который отразил существующие в античном мире социальные процессы и явления, которые были перенесены на представление о судьбе и роке.6 Яркими представителями гносеогенного направления были Дж.Фрезер, Г.В.Плеханов, Б.Рассел, А.Н.Чанышев, М.Л.Гаспаров. 7

Они рассматривали понятие судьбы и рока через пережитки религии, магических явлений, законах бытия, необъяснимых с точки зрения обычного человека, но тем не менее реально существующих, или природный процесс. Представители же социогенного направления видели в судьбе и роке социальные силы, ведь человек, как заявлял А.Ф. Лосев, жил в своем заколдованном круге законов и обычаев, перенося их на природу, Космос и мироздание.8

В современной философской мысли идеи судьбы, рока в древнегреческой мифологии, а также их роль и влияние на жизнь героев античного мира стали предметом исследования в первую очередь Д.Д. Родзинского,9 который рассматривал античную идею судьбы, рока, их влияние на судьбу героя и как главный фактор формирования этических добродетелей, и как логическую категорию субъективных идей человека, и как фундаментальные, базовые объекты мироздания, и закономерности бытия и проч. также Л.В. Пятилетова10 рассматривает судьбу в древнегреческой мифологии через соотношение фатума и рока, а также их влияние на основные типы индивидуализации героев античного мира. В.П. Горан рассматривал древнегреческие мифологемы судьбы и рока через сравнение гносеогенных и социогенных представлений древних эллинов данных категорий, а также роль индивидуализирующей и обезличивающей тенденций в формировании персонифицированных образов судьбы в жизни простых греков и героев античного мира.11

Кроме того, проблематика влияния судьбы и рока на жизнь древнегреческих героев стала объектом исследования Ю.И. Силэм,12 рассматривающей судьбу человека в ее различных проявлениях разных исторических эпох, В.И. Постоваловой,13которая изучала проблему толкования концепта судьбы А.Ф. Лосевым его исследованиях античной мифологии и философии14 Н.Д. Арутюновой,15 которая обобщила понятие судьбы и рока в культурах разных народов и т.д.

16

1 Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь / Дж.Дж. Фрезер. - М.: Политиздат, 1980. - С. 25

2 Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972.

3 Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит., 1958. - 659 с.

4 Гомер. Илиада XXIV. 49; Орфический гимн LIX; Гесиод. Теогония 217 и сл. и 904.

5 Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с (45 стр)

6 Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 335 с

7 Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследования по сравнительной истории религий. — М.-Л., 1931,—В. 1

Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. — М., 1957. — Т.З. — С.342.

Рассел Б. История западной философии. — М., 1993. — С.29.

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. — М., 1970. — С.65.

Гаспаров М.Л. Поэзия Пиндара. // Вестник древней истории. — 1973. — № 2. — С.212.

8 Постовалова В. И. Судьба как ключевое слово культуры и его толкование А. Ф. Лосевым. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - С. 207-208.


9 Родзинский Д.Л. Образы античной идеи судьбы и их роль в формировании этических добродетелей мудреца. Автореферат дисс. кандидата философских наук. М: МГУ им. Ломоносова. – 22 с.

10 Пятилетова Л. В., Панагушина Ю. С. Человек и судьба в зеркале Античной культуры // Концепт. – 2013. – № 09 (сентябрь). – ART 13178. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13178.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X

11 Горан В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 80-82.

12 Силэм Ю.А. Человек и его судьба в мифологии // Человек и общество. № 2 (14), 2009. – с. 67-76.

13 Постовалова В. И. Судьба как ключевое слово культуры и его толкование А. Ф. Лосевым. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. - С. 207-208.

14 Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм [Текст]/ А.Ф.Лосев. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2000. – 959 с.,

15 Арутюнова Н.Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 310-312.

16О


написать администратору сайта