Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЛЁТ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ШАГАЛА

  • Содержание ВведениеГлава 1. Марк Шагал: полёты во сне и наяву

  • Глава 2. Полёт на картинах М. Шагала

  • Глава 1. Марк Шагал: полёты во сне и наяву §1.1 Биография Марка Шагала

  • Белле Розенфельд

  • §1.2 Полёт в ранних произведениях М. Шагала

  • §1.3 Полёт Марка и Беллы

  • Глава 2. Полёт на картинах М. Шагала §2.1 Анализ картины «Над городом»


  • §2.2 Анализ картины «Прогулка»

  • §2.3 «Двойной портрет с бокалом вина»

  • Список использованных источников 1

  • 4.

  • 7.

  • 12.

  • полет. реферат ПОЛЕТ. Полёт в творчестве марка шагала


    Скачать 51.97 Kb.
    НазваниеПолёт в творчестве марка шагала
    Анкорполет
    Дата03.04.2020
    Размер51.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат ПОЛЕТ.docx
    ТипРеферат
    #114696



    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Карагандинский государственный университет

    им. академика Е.А.Букетова
    Реферат на тему :
      1. ПОЛЁТ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРКА ШАГАЛА



    Выполнила:

    Студентка гр. Диз-42

    Закария Д.Б.

    Проверил:

    преподаватель спец. дисциплин

    Салкимбаева С.А.

    Караганда, 2020


    Содержание

    Введение

    Глава 1. Марк Шагал: полёты во сне и наяву

    §1.1 Биография М. Шагала

    §1.2 Полёт в ранних произведениях М. Шагала

    §1.3 Марк и Белла: история летающих влюблённых

    Глава 2. Полёт на картинах М. Шагала

    §2.1 Анализ картины М. Шагала «Над городом»

    §2.2 Анализ картины М. Шагала «Прогулка»

    §2.3 Анализ картины М. Шагала «Двойной портрет с бокалом вина»

    Заключение

    Список использованных источников

    Введение

    Марк Шагал – замечательный философ, тонкий проникновенный лирик и неподражаемый юморист, бунтарь против правил в искусстве.

    Он оставил после себя огромное наследство картин, поражающих своей загадочностью, необычностью, нарушением всех канонов привычной живописи. Марк Шагал – уникальное и неповторимое имя не только в русской, но и мировой живописи. Он настолько индивидуален, что причислить его к какому-то одному конкретному течению нельзя. У него был свой путь в искусстве и свой неповторимый взгляд на окружающий мир. Он видел реальность не так, как обычные люди. Шагал смотрел на всё через призму фантастики, сказки. Отсюда такие необычные сюжеты и образы мы встречаем на его полотнах.

    Сила художника не столько в рисунке  и гибкости линий, сколько в высокой эмоциональности, непосредственности образов. Суть  творчества Шагала - цвет, свет и пластика: именно они и  передают состояние души.

    Одной из главных тем его творчества является «Полёт». Это отрыв от земного и устремление к небесному, сакральному. Когда-то, спустя много лет после появления своего первого героя, преодолевшего земное притяжение, Шагал напишет: «Ребёнком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов». 1

    Любовь так же находит своё физическое воплощение в совместном полёте двух влюблённых, для которых центр тяжести из мира внешнего смещён в мир внутренний, сосредоточен не на телесном, а на душевном уровне.

    Как этот полёт души, полёт двух влюбленных и полёт ангела, живущего в человека, отразились в творчестве Марка Шагала, мы и рассмотрим в данном реферате на примере знаменитого триптиха «Над городом», «Прогулка» и «Двойной портрет с бокалом вина».

    Глава 1. Марк Шагал: полёты во сне и наяву
    §1.1 Биография Марка Шагала
    Марк Заха́рович Шага́л (6 июля 1887-28 марта 1985) — белорусский, русский и французский художник еврейского происхождения. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.2

    Марк Шагал (урождённый Мойше Сегал, или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов)  родился 6 июля (24 июня по старому стилю) 1887 года, в Витебске в семье торговца селедкой. Всего в семье было восемь детей. Марк был первенцем. В 1906 г. он поступил в Школу рисования и живописи И. Пэна в Витебске. Затем переехал в Петербург. В книге М. Шагала «Моя жизнь» читаем: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств…».

    В конце 1906 г. Марк приехал в Петербург; здесь его наставниками стали такие знаменитые деятели искусств, как Л. С. Бакст, М. В. Добужинский и Н. К. Рерих.

    В 1910— 1914 гг. жил в Париже; в колонии художников «Улей» сблизился с авангардистами. Но, познавая и впитывая все новое в столице мирового искусства, Шагал держится в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать свой собственный неповторимый стиль.3
    В 1914 году Шагал возвращается в Витебск и 24 июля 1915 года женится на Белле Розенфельд, сыгравшей большую роль в жизни художника. Именно из этого события жизни Шагала вытекает основная тема полёта в его творчестве. За неполных два года, прожитых в родном городе, была создана так называемая «Витебская серия», состоя­щая из картин «День рождения», «Лежащий поэт», «Окно в деревне», «Зеркало», «Над городом», «Над Витебском», «Белла в белом воротничке», «Старый дом», «Прогулка», «Двойной портрет с бокалом вина» и другие произведения, воссоздающие различные уголки Витебска, обстановку родительского дома, лица родных и знакомых, насыщенные ориги­нальными цветовыми и композиционными решениями. Сам автор назы­вал картины этого периода «документами».4

    Осень 1923 года Шагал вместе с семьей уезжает во Францию и уже больше никогда не увидит своего родного Витебска. В период с 1941-1944 гг. художник живёт и творит в Америке, потом снова возвращается в любимую Францию. С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой.

    Скончается великий художник 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен будет на местном кладбище.


    §1.2 Полёт в ранних произведениях М. Шагала

    Принято считать, что полёт в творчестве Шагала в основном связан с его женой – Беллой Розенфельд. Но первые элементы полёта зародились ещё в ранних картинах Шагала «Святой извозчик над Витебском» (1911 г.), «Святой кучер» (1911-1912) и «Над Витебском» (1915-1920). Как мы уже отмечали, тема полёта неразрывно связана с биографией художника. И корни её уходят глубоко в тайну появления на свет Марка Захаровича. Незадолго до рождения сына мать Шагала побывала на цирковом представлении. Гвоздём программы были летающие акробатки. Когда много лет спустя ее сын стал рисовать парящих в воздухе людей, мать Шагала говорила: «Видимо, одна из летающих девиц похитила душу моего мальчика. Не надо было смотреть на это зрелище».5

    Отрывки из воспоминаний самого Шагала говорят нам о том, что уже в детстве и юности Марк уходил в себя и там, в своём воображении, умел летать. «Но я ухожу в свои мысли, взлетаю над миром», - так Шагал проводил время, прячась под кроватью, когда ему казалось, что пришли забирать его в армию. В его воображении летать мог не только он сам, но и окружающие его люди: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: ʺГосподи, <…>. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своемуʺ. И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли».

    Однажды в 1912 году из России в Париж приехал журналист А. Луначарский. Он спросил, зачем Шагал на своей картине поместил на крыше дома в Витебске старого еврея. И Шагал ответил: «Потому что это не выдумка. У меня был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, чтобы его не беспокоили».6

    Таким образом, летающими на картинах Шагала изображены не только влюбленные, но и обычные деревенские жители, реальные прототипы которых жили когда в родном Витебске Марка Захаровича.





    §1.3 Полёт Марка и Беллы
    Союз с Беллой Розенфельд означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. Жена была его музой. Марк писал ей стихи. Ни одной картины или гравюры он не заканчивал, не услышав ее «да» или «нет». На полотнах Шагала она озаряет его путь, парит вместе с ним над городами, превращая обыденность в сказку. 

     История любви Марка и Беллы началась летом 1909 года в Витебске. Они встретились в доме общей знакомой Тее Брахман. В книге «Горящие огни» Белла (тогда ещё Берта) описала встречу так: «Я не смею поднять глаза и встретить его взгляд. Его глаза сейчас зеленовато-серые, цвета неба и воды. Я плыву в них, как в реке».7

    Сам Шагал так вспоминал их встречу:"... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа...". 

    Белла была родом из богатой еврейской семьи, владевшей несколькими ювелирными магазинами. Это была одухотворенная и воздушная девушка. В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Отсюда ощущение полёта во всём его творчестве. Ведь он так ее и рисовал – безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней - над заборами, столбами, над обыденным и милым Витебском.
    Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы) на нас смотрят ее выпуклые черные глаза. Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных им женщин. ("Голубые любовники" 1914г., "Розовые любовники" 1916г., "Серые любовники" 1917г., "Акробатка" 1930г.) Характерный для живописи Шагала мотив полета, воспарения, отрыва от реальности - часто связан с темой любви. Таким образом, любовь на полотнах Шагала - это их совместный с Беллой полет. («День рождение» 1915г., «Над городом» 1914-1918г., «Прогулка» 1917-1918г., «Двойной портрет с бокалом вина»).
    Мифопоэтический образ родного Витебска также был немыслим для Шагала без Беллы. Этот город существовал не только в душе самого художника, но и в душе его музы. Их навеки утерянная родина была их общей заветной тайной, миром их грез. Белла прожила с Марком Шагалом долгую и счастливую жизнь, деля с ним все трудности и победы его творческого пути. Она скончалась от сепсиса в американском госпитале 2 сентября 1944 года.

    Девять месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене – рисовать Марк Захарович не мог. Он вообще ничего не мог, не хотел ни с кем говорить, куда-либо ходить.  Позднее он писал: "Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал".

    Так, любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. Их долгий счастливый брак стал для художника воплощением таинства бытия. Он по себе знал, насколько глубокой и чувственной бывает любовь, как наделяет это чувство способностью летать. Его «Прогулка», «Над городом» и «Двойной портрет с бокалом вина»— наглядные тому доказательства.

    Позднее у Марка Шагала было ещё две жены. Но как предсказала ему когда-то цыганка, в его жизни будет лишь одна необыкновенная женщина – это Белла Розенфельд, с которой он мог подняться до небес.




    Глава 2. Полёт на картинах М. Шагала

    §2.1 Анализ картины «Над городом»



    Годы создания: 1914-1918гг.

    Стиль: Кубизм

    Жанр: символическая живопись

    Техника: масло

    Материал: холст

    Размеры: 45 x 56 см

    Галерея: Третьяковская Галерея, Москва

    « Над городом» - это одно из самых знаменитых и замечательных творений великого художника. Простые деревенские домики и сарайчики, протянувшиеся вдоль забора, подернуты дымкой. В небе над причудливо выстроенным городом летят мужчина и женщина. Странные их фигуры распластались почти горизонтально, мужчина придерживает женщину за грудь. Кажется, что тайные любовники совершают побег из спящего утреннего города. Теплые краски, цветные пятна домов и людей передают тягу художника к сказочным образам. Мечтательность и вдохновенный порыв, смешение реальности и воображения, находящегося будто бы под влиянием какого-то сна из детства, наполняют картину.

    Хотя сюжет этой знаменитой картины – фантастический, её герои - вполне конкретны. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое - он, его жена Белла и родной Витебск.

    Из Парижа и Берлина в Витебск Шагал вернулся уже знаменитым, чтобы женится на Белле и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к ней. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах, и в формах. Даже кубистические приемы Шагал смягчил. По словам старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской Галереи Ирины Вакар, Шагал себя даже сильнее кубизировал, чем фигуру жены. В её изображении появляются плавные эллипсы. А ножки с кружевами – это иронически-салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя. «Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала, и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.8

    В этой картине главный герой, улетая, оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя, видимо, что скоро не сможет жить ни здесь, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин - эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной. Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах». Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны. Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.9

    Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества Шагала. Даже изображая влюбленных, парящих над городом и бытом, художник не забывает о деталях. Туфельки Беллы, кружево ее платья, весьма прозаические сценки жизни – все это не мешает ощущению полета влюбленных душ. И даже человек внизу картины, справляющий нужду, привносит свой смысл. Тем самым Шагал показывает, что жизнь продолжается, у всех свои проблемы, заботы, но влюбленные поднялись над этой обыденностью. И то, что в низу, их сейчас не касается, мирская жизнь немного подождёт.

    У любого человека, смотрящего на эту картину, возникает такой вопрос: «почему у мужчины и женщины по одной руке?». Это одна из шагаловских метафор: взлетев, юноша и девушка стали единым организмом. Одной руки ему достаточно, чтобы придерживать возлюбленную, а ей — чтобы удерживать равновесие. Или, например, почему коза на картине зелёная? И это, оказывается, ещё один символ. Шагал показывает, что всё происходящее на картине немножко правда, а немножко сказка. Козы в то время паслись на улицах Витебска, но можно ли было встретить зелёную козу? С такой же вероятностью, как и летающих влюблённых.

    В этой картине игра на грани реальности и фантазии уступает место абсолютизации ощущаемого. Полет из игры превращается, говоря термином Аполлинера, в подлинную «сверхреальность», две фигуры становятся стремительным иероглифом движения, не подвластного ни времени, ни силе тяжести. Они вызывают ассоциации со значительнейшими образами мирового искусства – от полёта Фауста и Мефистофеля (не только у Гёте, но и у Делакруа, и у Врубеля), вплоть до не написанных еще тогда Михаилом Булгаковым страниц «Мастера и Маргариты». Зрителя не вводят в заблуждение щегольские туфельки Беллы, мятые брюки Шагала, козочка на улице, далеко внизу. Эти нарочито выделенные приметы обыденности лишь подчёркивают (как и у Булгакова) строгую значитльность чуда. И «Сверхреальность» эта усиливается и в значительной мере определяется мягкой кристалличностью зеленых, черных и, конечно же, синих цветовых пятен, образующих летящую группу. 10

    Надо заметить, что это – одна из последних картин Шагала, которая сохраняет именно такую, чуть ограниченную пространственность и объемность – и в фигурах, и в пейзаже раскинувшегося внизу отстраненным и поэтическим видением Витебска.

    Архитектурный пейзаж картины «Над горо­дом» - это, в сущ­ности, все тот же «Взгляд из окна» дома на Покровской улице, где жил Шагал. Стремясь расширить пространство, вместить в конкретный визуальный мотив больше смысла и чувства, художник использует верхнюю точку зрения и обратную перспективу, однако архитек­турный пейзаж по-прежнему остается документальным и точным: те же деревянные домики в 2 и 3 окна на Выгонной улице, то же красного кирпича здание пивоваренного завода, те же ка­менные столбики ограды еврейского кладбища и силуэт Спас­ской церкви. Благодаря верхней точке зрения на третьем плане картины появляются полностью узнаваемые сегодня (ибо имели счастье сохраниться) новые архитектурные объекты (справа на­лево): дворец губернатора, дом Ленгельфельда (в здании сейчас размещается Арт-центр М. Шагала) и дом Алоновых (совре­менный дом № 5 по ул. Путна). Несмотря на то, что каждый из объек­тов в отдельности сохраняет черты конкретности и почти надо­едливой документальности (закрытые ставни на окнах дворовых фасадов домов, приставленная к чердаку лестница, закрытые изнутри перекладиной ворота, неказистые сараи, туалет, ленты заборов и т.п.), архитектурный пейзаж в целом лишается черт реальности и превращается в образ. Художник переводит исто­рически точные и потому недолговечные факты в ранг вечных, создает миф города, который существует вне времени.11

    В этой картине автор ищет пути, через которые он пытается пробиться к зрителю и принести свое видение мира людям. В своем творчестве Шагал всегда стремился показать человеку, насколько у него мало времени, а он тратит его впустую. Помимо этого, в понятие времени закладывались представления о человеческих воспоминаниях и пережитых эмоциях, о том, чего человек хочет, к чему стремится и о чем думает.

    На этом полотне художник не старался детализировать образы и объекты, он просто старался погрузить нас в сон наяву. В мир волшебных воспоминаний и снов, в которых мы там, где хотим быть и делаем то, что хотим. В картине нет связи, однако, каждый, увидевший ее, не пройдет мимо, не оценив замысла и стиля.

    Никакие физические рамки неведомы автору, поэтому его картины полны аллогичности и иррациональности. Поэтому действующие лица картины расположены так, что не подчиняются логике и физическим законам. А то, что их окружает, только лишь обыденность и воспоминания, которые будут всегда идти рядом. Эти парящие в небе души — изящны и грациозны, трепетны в своем романтическом мире.

    Все подчеркивает их близость и чувства. В полете они не обращают ни на что внимания, их не беспокоит прохладность воздуха и легкая затемненность города, они сами по себе. Они едины в своем порыве любви.

    §2.2 Анализ картины «Прогулка»

    Годы создания:1917-1918.

    Материал: холст

    Техника: масло.

    Размер:170 х 163, 5 ГРМ.

    Государственный русский музей, Санкт-Петербург

    Направление: сюрреализм

    Восхитительная картина "Прогулка", наполненная аллегориями и любовью, стала своеобразным манифестом счастья. "Прогулка" представляет собой еще и автопортрет, изображающий Марка со своей супругой Беллой. Любимая жена художника словно парит в небе, а Шагал, непрочно стоящий на земле вот-вот упорхнет вместе с ней.

    «Прогулка» - большой, почти квадратный (редкость для Шагала) холст, где дерзко сочетаются два основных цвета – зеленый и фиолетово-розовый, где старый Витебск, изумрудный, волшебный, едва ли узнает себя в изысканной огранке кубистических синкопированных объемов, где Белла в лиловом платье парит в воздухе, держась за руку мужа, чтобы не улететь в поднебесье, а сам художник улыбается как добрый счастливый клоун, сотворивший и собственное счастье, и этот сияющий мир. И как всегда, таинственная и торжественная живопись тающего в летней дымке неба, знаменуя собой «космическое» начало, ласково уживается с приметами вполне земными – графином и бокалом на красном платке, горящем на зеленой траве.

    Народная мудрость гласит: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Те, кто так думает, иногда всю жизнь тоскуют по недоступному, недостижимому идеалу. Хитроумный и весёлый  Шагал совместил несоединимое: в левой руке он держит «парящего в небе журавля» - свою музу, свою любимую Беллу, а в правой руке, ближе к земле, трепещет синица. Художник словно говорит нам, что искусством можно и на жизнь заработать, и жить, фантазируя, в ирреальных мирах грёз и творческих иллюзий.

    В «Прогулке» сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом «уложилась» на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений. До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений («День рождения»). Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу. И подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец достигли небес. Полет в «Прогулке», которая является частью триптиха (в него входят еще картины «Двойной портрет с бокалом вина» и «Над городом») так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине невероятно счастливый художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе. Однако российский арт-критик и историк искусства второй половины ХХ века А. Каменский считает, что художник стоит не на крыше, а на земле. Но даже и на земле герой картины стоит как-то непрочно, словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас окрыленное настроение, и они готовы вершить чудеса.12

    Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив, как мы уже упоминали, встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. В «Прогулке» образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета. В рассматриваемой нами картине М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Человек воздуха». Если у Шолом -Алейхема «человек воздуха» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала «человек воздуха», «люди воздуха» появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз. Они испытывают страстную потребность взлететь и летают, легко пересекая запретную границу между небом и землей.

    На картине «Прогулка» преобладает зелёный цвет - цвет спокойствия, кротости, тишины, самовыражения. Домики, горки и ели зелёного цвета, а над ними чистейшим ультрамарином сияет голубая ветка. Голубой - цвет свободолюбия, творчества и брачной любви. Но самым чарующим, самым загадочным цветом на картине является фиолетовый, состоящий из холодновато-синего и жарко-красного оттенков - лазурь неба смешалась с зарёй. Именно поэтому Шагал и облёк летящую над Витебском  Беллу в лиловое платье.
    Но в живописи одно пятно должно подтверждаться другим: что же, как не вера в Бога, удивляет нас так же, как и любовь. Поэтому церковь на картине «Прогулка» тоже лилового цвета.
    Таким образом, в основу этого произведения лег мотив преодоления земного тяготения, свободного и легкого полета влюбленных людей. Здесь полет стал метафоричным выражением свободы и счастья. Герои Марка Шагала буквально воспарили в своих романтических чувствах, а полет становится привычным состоянием, как и будничная жизнь.

    Все эти компоненты анализа доказывают, что искусство Шагала знаково, символично, его приходится постоянно расшифровывать, этим оно и интересно.

    §2.3 «Двойной портрет с бокалом вина»

    Годы создания: 1917-1918.

    Стиль: Сюрреализм

    Техника: масло

    Материал: холст

    Размеры: 233 x 136 см

    Галерея:  Музей современного искусства. Париж
    Картина «Двойной портрет с бокалом вина» - это ещё одна часть шагаловского триптиха, в основе которой лежит полёт Марка и Беллы. На картине изображен сам Шагал. Он сидит на плечах у жены Беллы. Одной рукой художник закрывает своей музе один глаз, а второй поднимает бокал вина. Белла обмахивается веером, ее белое платье имеет откровенный вырез, перчатка - только на одной руке. На лице живописца счастливая улыбка. А над его головой парит ангел - маленькая дочь Ида. Пара изображена на фоне любимого Витебска, его домов, Успенского собора, ратуши и моста через Двину. 
    По мнению исследователя искусства, историка, заместителя директора Витебского областного краеведческого музея Валерия Шишанова, сюжет, который мы видим у Шагала, для мирового изобразительного искусства не нов.13 В процессе научного поиска исследователь сделал несколько любопытных и оригинальных открытий.


    Во-первых, по словам историка, мост через Двину изображен на картине неслучайно. Это было место свиданий Марка и Беллы, которая не раз потом в своих воспоминаниях описывала ощущение полета, которое они здесь испытывали: "Мост для нас - это рай. Мы вырывались из тесных домишек с низкими потолками, чтобы взглянуть на небо...". 
    Как отметил Валерий Шишанов, при создании городского пейзажа на картине "Двойной портрет с бокалом вина", как и в некоторых других своих работах, Шагал использовал открытку с видом Витебска начала ХХ века. Причем открытка эта довольно индивидуальна, этот ракурс не повторяется на других дореволюционных городских видах.
    Некоторые исследователи сравнивали "Двойной портрет..." Шагала с "Автопортретом с Саскией" Рембрандта. В подтверждение они приводили наличие бокала вина и счастливый вид одного и второго художника. На взгляд витебского историка, общего у этих полотен, кроме "апологии счастья жизни", не так и много. Кроме того, известно, что портреты с бокалом вина были популярны у художников до и после Рембрандта. 

    В искусстве, еще до прихода в него витебского художника, был широко распространен и сюжет, когда мужчина несет женщину. Был ли Шагал первооткрывателем обратного положения - мужчина на плечах у женщины?  Шишанов уверен, что это не его изобретение.
    Он предполагает, что Шагал мог подсмотреть эту идею в работах немецкого художника Ловиса Коринта, в частности, на его офорте "Женщины Вайнсберга" 1894 года. Это иллюстрация немецкой легенды, которая описывает осаду замка в XII веке. Император разрешил защитникам крепости выпустить оттуда всех женщин. А им позволил взять с собой самое дорогое, что у них есть. И женщины стали выносить на плечах своих мужчин.
    Сюжет "Двойного портрета..." может быть связан и с тем, что у евреев женщина занимает более высокое место, чем мужчина. У этого народа считается, что миссия женщины более трудна, но при этом жена более вынослива, чем муж. 
    Доминирующая роль женщины показана и на других работах Шагала. В качестве примера мы можем привести такие картины, как "Мать у печи" - здесь его отец сидит у ног жены, и "Белла с белым воротничком" - тут жена художника возвышается над карликовыми Марком и Идой. 
    Опираясь на исследования витебский искусствоведа В. Шишанова, мы можем сделать вывод о том, что картина "Двойной портрет с бокалом вина" лишена какой-то мрачной морали. Это не эксцентрика. Это образное выражение мысли Шагала, что, несмотря на все тяготы военного времени, они с Беллой счастливы и возвышаются над невзгодами. Это гимн счастью и любви. Как нам кажется, это и есть суть этой картины.

    Заключение

    О Марке Шагале сказано много разного разными людьми. Поклонниками больше, чем недоброжелателями и завистниками. А Марку Шагалу было в чём завидовать. Если внимательно анализировать его жизнь и творчество, то возникает такое ощущение, что все свои годы он где-то летал, а если и ходил по земле, то такой, которая наполнена всевозможными символами, аллегориями и метафорами. Этот мир в воздухе и на земле он изобразил на своих картинах. Мир, который, возможно, он видел в своих снах, где летали они с Беллой, где любили и понимали друг друга.

    Живопись для Марка Шагала была своего рода окошком, через которое он мог улететь в другие миры. «Я хотел бы смотреть на мир глазами своей души. Сам я не в состоянии видеть, как я рисую, - это видит моя рука. Мои глаза повёрнуты внутрь и смотрят на другие рисунки, которым только предстоит появиться на свет», - так он сам говорил о своём творчестве в книге «Моя жизнь».

    Шагал прожил 98 лет. Что же помогло великому художнику столько пережить и при этом не потерять интерес к жизни? Как говорит Фридрих Горенштейн в своей книге «Летит себе аэроплан», Марк Шагал обладал чисто хасидским отношением к жизни.14 Быть оптимистом в аду, выращивать яркие плоды среди адских котлов – это особая удача, подарок судьбы. Поэтому во времена пессимизма, нытья и разочарований так интересны не только плодоносные творения Шагала, но и его долгая плодоносная 98-летняя жизнь, счастливо подытоженная тихой, как спокойный сон, смертью.

    Список использованных источников

    1. Шагал М. Моя жизнь – М.: Азбука, 2012.- С. 20-56.

    2. Энциклопедия мирового искусства. Мастера мировой живописи. Великие художники 19 - 20 веков. М.: Белый город, 2002. 528 с.

    3. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка/ Л. Ришар; Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачев; Пер. с фр. - М.: Республика, 2003. - 432 с.

    4. Самин Д. К. 100 великих художников - М.: Вече, 2005. - 480 с.

    5. Бочкарева, Н.С. "Влюбленные над городом" М. Шагала и У. Грасника: диалог поэта и живописца // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2003. - С. 119-122.

    6. Надеждин, Н. Я. Марк Шагал: "Полеты во сне и наяву" / Николай Надеждин.- Москва: Изд. Осипенко А. И. , 2010 - 191 с.ил., портр.;17 см. - (Серия книг "Неформальные биографии").

    7. Шагал Б. Горящие огни – М.: Вече, 2010.- С. 102-110.

    8. Разумовская И. 95 лет назад Марк Шагал завершил картину "Над городом".

    9. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. С. 354- 368.

    10. Герман М., Форестье С. Марк Шагал. СПб., 1996.

    11. Хмельницкая Л. Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995). Витебск: издатель Н. А. Паньков, 1996. С. 241-244.

    12. Ионина Н. Прогулка Марка Шагала

    13. Матвеева Т. Почему Белла несет Марка? Витебский историк приоткрыл тайну одной из картин Шагала

    14. Горенштейн Ф. Летит себе аэроплан – М.: Слово, 2003. – 270с.


    1 Шагал М. Моя жизнь – М.: Азбука, 2012.- С. 20-56.

    2Энциклопедия мирового искусства. Мастера мировой живописи. Великие художники 19 - 20 веков. М.: Белый город, 2002. 528 с.

    3 Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка/ Л. Ришар; Науч. ред. и авт. послесл. В. М. Толмачев; Пер. с фр. - М.: Республика, 2003. - 432 с.

    4  Самин Д. К. 100 великих художников - М.: Вече, 2005.

    5 Бочкарева, Н.С. "Влюбленные над городом" М. Шагала и У. Грасника: диалог поэта и живописца // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2003. - С. 119-122.

    6 Надеждин, Н. Я. Марк Шагал: "Полеты во сне и наяву" / Николай Надеждин.- Москва: Изд. Осипенко А. И. , 2010 - 191 с.ил., портр.;17 см. - (Серия книг "Неформальные биографии").

    7 Шагал Б., Горящие огни – М.: Вече, 2010. - С. 102-110.

    8 Разумовская И. 95 лет назад Марк Шагал завершил картину "Над городом"

    9 Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000.

    10 Герман М., Форестье С. Марк Шагал. СПб., 1996.

    11 Хмельницкая Л. Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995). Витебск: издатель Н. А. Паньков, 1996. С. 241-244.

    12 Ионина Н. Прогулка Марка Шагала [Электронный ресурс] //100 великих картин


    13 Матвеева Т. Почему Белла несет Марка? Витебский историк приоткрыл тайну одной из картин Шагала


    14 Горенштейн Ф., Летит себе аэроплан – М.: Слово, 2003. – 270с.


    написать администратору сайта