Полибий-о-круговороте-форм-государства. Полибий о круговороте форм государства
Скачать 316.94 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА» Доклад По предмету «История правовых и политических учений» На тему: «Полибий о круговороте форм государства» Выполнил: Магистрант 1 курса Ларина Диана Геннадьевна Проверила: д.ю.н профессор Р.В. Шагиева Москва, 2018 г. 2 Полибий, 210-128 гг. до н.э., - выдающийся греческий историк и политический деятель. Его взгляды изложены в труде "История в сорока книгах". Здесь большое внимание уделяется политико-правовой тематике вообще и анализа конкретных государственных институтов Рима частности. Понимание истории одновременно, как закономерного и необходимого процесса и как движения к чему-то нового, что раньше не имело места, является основой мировоззрения Полибия. Взгляды Полибия на изменение государственных форм, как их кругооборота в рамках определенного замкнутого цикла событий, формировались под влиянием концепций Платона и Аристотеля. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий (со ссылкой на Платона и некоторых других своих предшественников) изображает, как естественный процесс, происходящий в соответствии с "законами природы". Всего, согласно Полибием, есть шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующие места в рамках их полного цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. Первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается, по концепции Полибия, в царя, в той мере, в которой "царство разума меняет собой господство отваги и силы". Царская власть наделяет каждого по заслугам, а подчиненные подчиняются ей не столько от страха насилия, сколько по велению разума и по доброй воле. Со временем царская власть становится наследственной. Цари меняют прежний образ жизни с его простотой и заботой о подданных и начинают сверх меры отдаваться удовольствий. В результате вызванных этим зависти, ненависти, недовольства и гнева подданных, "царство превратилось в тиранию. Это состояние и форму государства Полибий характеризует, как начало упадка власти. Тирания - время заговоров против обладателей. Но эти заговоры 3 происходят от людей благородных и отважных, которые не желают переносить произвол тирана. При поддержке народа эти благородные люди сбрасывают тирана и утверждают аристократию. Эту форму государства Полибий характеризует, как такое правление меньшинства, которое устанавливается с согласия народа и при котором те, кто правит является "самые справедливые и наиболее здравомыслящие по выбору". На первых порах аристократические правители руководствуются во всех делах заботой о "общее благо". Когда же власть у аристократии становится наследственной и оказывается в руках людей "абсолютно незнакомых с требованиями общественного равенства и свободы", тогда аристократия превращается в олигархию. Здесь царят злоупотребление властью, корыстолюбие и беззакония. Выступление народа против олигархии сопровождается убийством одних и изгнанием других. Не доверяя предыдущим формам правления, народ устанавливает демократию и берет на себя заботу о государстве. Демократией Полибий считает такой строй, при котором решающая сила принадлежит решению большинства народа, царит подчинение закону и традиционное уважение к богам, родителей и старших. Но, постепенно отходя от этих ценностей, толпа выбирает себе вождем отважного честолюбца (демагога), а сам отстраняется от государственных дел. Таким образом, демократия вырождается в охлократию. Этот процесс Полибий характеризует следующим образом: "Когда разгневанный народ, слушая только голос собственного гнева, отказывает властям в подчинении, не признавая ее даже равноправной с собой, и все дела желает решать сам. После этого государство украсит себя благородным именем свободного народного правления, а на самом деле станет худшим из государств - охлократией". Определяя охлократию, как строй насилия и беззакония, Полибий отмечает, что с точки зрения кругооборота государственных форм охлократия является не только хуже, но и последней в изменении форм. Конечный момент 4 развития государства совпадает с исходным. "Такое, - подчеркивает Полибий, - круговорот государственного общежития, такой порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются". Из приведенного анализа кругооборота государственных форм Полибий заключает, что неустойчивость присуща каждому форме в силу того, что она олицетворяет только одно начало, которое непременно выродится в свою противоположность. Поэтому он отмечает, что "без сомнения, самой совершенной формой следует признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, перечисленных выше", т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы заключается в обеспечении надлежащей стабильности государства, которая предотвращает ее перехода к искаженных форм правления. По сути, эта античная концепция сочетания принципов разных форм правления имеет тот же смысл и рассчитана на тот же эффект, что и теория разделения властей, в наше время в "смешанной" форме государства полномочия представителей разных форм правления не объединяются в одно начало, а, будучи разделенными, сочетаются и сосуществуют, взаимно сдерживая и уравновешивая друг друга, чем стабилизируют весь государственный строй. При всех различиях, идея "смешанного" правления и теория разделения властей имеет определенную концептуальную общность: и в том, и в другом случае речь идет о такой конструкцию государственной власти, при которой полномочия правления не сосредоточены в одном центре (начало), а распределены между различными, взаимно уравновешивающими и взаимно сдерживающими началами (составными частями государства. Полибий подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни. В своих книгах он отводил важную роль в государственной жизни великим личностям, природным условиям и судьбе. 5 Итак, в заключение данной работы подведем итоги. С середины IV в. до н.э. государства Древней Греции оказываются в зависимости от Македонии, приходя, тем самым в упадок. После кончины Александра Великого, империя, созданная им, раскололась на ряд государств. Эти страны называли эллинистическими. Во ІІ в. до н.э. Грецию завоевала Римская империя. В те времена жили Александр Македонский, Демосфен, Диоген, Полибий, Эпикур, Архимед, Ганнибал. Политическая мысль данной эпохи отразилась в учениях Эпикура, стоиков, а также Полибия. Именно политическая парадигма Полибия оказалась основным звеном политико- правовых взглядов, царивших в Древней Греции и в Древнем Риме [5, с. 47]. Полибий (годы жизни: около 200–120 гг. до н.э.) вышел из знатного рода аристократов городской общины. В 169 г. до н.э., после того, как был Полибий избран на должность союзного гиппарха. В те времена он стремился наладить связи с Римскими союзниками. Основным произведением Полибия является "Всеобщая история". Полибием разрабатывается учение о цикличности политических форм государства. Им принята за основу мысль о непрерывном развитии, а также изменчивости всего существующего. Используя свое видение о цикличности государственных форм, он считает, что исходя из природного порядка меняются формы правления, переходя одна в другую, а затем государство вновь берет начало из испытанных ранее форм. Любое государство, как и живой организм, проходит путь от состояния возрастания, затем – расцвета и, в конце концов, упадка. Такие переходы от одной стадии к другой сопутствуются сменой форм государства. Развитие государства начинается с монархии (управления, основанном на праве), переходящей постепенно в тиранию (управление, основанное на силе). Тирания, в свою очередь, трансформируется в аристократию, которая по мнению Полибия, знаменует, этап расцвета государства. Полибий утверждает, что это такое время, когда государство, пройдя многие трудности, 6 завоевывает неоспоримое преобладание и господство, а также прочное благосостояние. Затем, постепенно, падение нравственности в аристократической государственной форме ведет к олигархии. Жизнь определенной прослойки общества становится роскошной, и эти граждане постепенно начинают переступать меру справедливости и законности стремясь к все новым благам. Вслед за олигархией приходит демократия, которая и завершает весь круговорот государственного развития. Демократия, согласно Полибию, представляется как олицетворение декаданса и разложения. Он утверждает, что в демократиях неизбежно вселяется господство силы, начинают совершаться убийства, изгнания, переделы собственности и т.д. Народ поначалу пользуется свободами, но потом теряет их под влиянием некоторых предприимчивых людей. Демократия трансформируется в тиранию, а цикличность форм государства повторяется вновь [5]. Полибий развивает теорию о так смешанной форме государственного правления, являясь в этом плане последователем Аристотелем, который относил "умеренную" демократию – политию, к продукту синтеза олигархии с демократией. Превознося "смешанную" форму государственного устройства, Полибий утверждает, что такое государственное устройство способно предупредить "порчу" государственного строя, тем самым приостановив движение государственных форм, их цикличность. В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления. Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы 7 Платона и последующего его приемника Полибия Они рассматривали различные формы правления, анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из них. Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как справедливое. По самой идее справедливости, писал Платон, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства, но напротив, схож с ним. Идеальное государство у Платона организовано на следующих принципах: а) сохранение рабства; б) деление всего свободного населения на три сословия - философов, воинов и работников (ремесленников, землевладельцев, торговцев и др.) в соответствии с тремя вышеупомянутыми началами; в) сосредоточение всей полноты власти в руках философов, которые в качестве создателей законов сами не должны быть ими связаны; г) общность имущества и жен для сословия философов и воинов; д) государственное воспитание граждан. Проекты Платона об идеальном государстве читали в течение многих веков. Однако предложенная им политическая система не использовалась ни в одном гражданском правительстве. Ни одна из современных форм не похожа на республику Платона. Теории философа никогда не были приняты ни одной политической партией. Между тем, есть поразительное сходство между положением католической церкви в средневековой Европе и высшего класса Платона. Средневековая церковь состояла из самосохраняющейся элиты, все мужчины имели право стать священниками (хотя женщины исключались). Также как высший класс у Платона (запрещалось иметь отдельные семьи), средневековое духовенство в принципе не имело семей. Компенсацией за ограничения 8 должно стать удовлетворение от служения народу. Полибий считал историю наставницей жизни. Следуя идеям Платона, Полибий писал о круговороте политических форм, исходя из положения о естественном развитии и изменчивости всего существующего. Согласно порядка природы формы правления меняются, переходя одна в другую, а потом государство снова возвращается к уже испытанным раньше формам. Он отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, а поэтому считает, что “несомненно, совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии, и которая может предотвратить переход к извращенным формам правления. Он считал, что наилучшим устройством было римское государство, сочетавшее полномочия “трех властей” - власти консулов, сената и народа, выражавших соответственно царское, аристократическое и демократическое начала. Так же Полибий подчеркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни. В своих книгах он отводил важную роль в государственной жизни великим личностям, природным условиям и судьбе. Взгляды Полибия были восприняты и развиты через 1,5 тысячелетия многими мыслителями - Макиавелли, Монтескье и др. Список использованных источников 1. Баталина В.В. Краткий курс по Истории политических и правовых учений: учебное пособие. М.: изд «Окей - книга», 2011.124 с. 9 2. История политических и правовых учений: учебник. Под ред. О.Э. Лейста. М.: 2016. 568 с. 3. История политических и правовых учений: учебник для вузов. 2-е изд-е / Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М.: издательство Норма, 2001. 736 с. 4. История политических и правовых учений: курс лекции. / Под ред. Крестовской Н.Н., Цвиркун А.Ф. М.: изд. «Элита», 2010. 253 с. 5. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебник. М.: Норма, 2007. 239 с. 6. Цибульская М.В. История политических и правовых учений. Учебное пособие. Издательство «Пресса», 2013. 111 с. |