Осипов_статья. Полиэтничность румынии проблемы в сохранении культурного наследия нетитульных этносов
Скачать 428.06 Kb.
|
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ РУМЫНИИ: ПРОБЛЕМЫ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НЕТИТУЛЬНЫХ ЭТНОСОВ К.В. Осипов Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, Санкт-Петербург, rere.osipov@gmail.com ROMANIA'S MULTI-ETHNICITY: PROBLEMS OF PRESERVING THE CULTURAL HERITAGE OF NON-TITULAR ETHNIC GROUPS K.V. Osipov Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg Одной из важнейших задач в плане сохранения нематериального культурного наследия в полиэтнических странах является сохранение носителей своеобразной и неповторимой культуры, а именно, нетитульных народов. Интересно с этой точки зрения проследить ситуацию в Румынии. Румыния в Новое и Новейшее время, строилась как национальное государство, но при этом имеет значительное число национальных меньшинств, в первую очередь – венгров [4]. Рисунок 1 - Индекс Этнической мозаичности. Составлен автором на основе источника [1] На карте выделяется область в форме полумесяца, протяженная с севера на юг. В данных жудецах индекс мозаичности низкий это значит, что в них подавляющая доля румын и вероятность национальных конфликтов крайне мала. На востоке следует выделить жудецы Тулча и Констанца, показатели, которых отличаются, в них проживают крупные русские, турецкие и татарские общины. Все уезды на западной границе так же имеют крупные доли других национальностей, в большинстве случаев это представители соседствующих государств. В центре страны выделяется Трансильвания, чьи границы отмечены на карте. В данных жудецах проживает множество венгров. Что и обуславливает их отличие от остальных уездов. О ситуации с трансильванскими венграми см. подробнее [3]. Рисунок 2 - Коэффициент этнической общности. Составлен автором на основе источника [1] Так как данный коэффициент был взят только для двух народов, то сразу следует отметить Трансильванию, и два приграничных жудеца на северо-западе, так как именно в них доля венгров достаточно велика, чтоб выделить их на карте. В Харгите, например, венгерское население так многочисленно, что доля румын не попала на карту. На севере, северо-западе, юге и юго-востоке преобладает титульный этнос. Здесь проживают около 70 % румын. С точки зрения этнического состава большинство областей похожи, везде преобладает румынское население. Так же в каждой присутствуют цыганские общины, доля которых не превышает даже двух процентов. Но стоит учитывать факт недоучета, так что возможно численность цыган намного больше. Во многих источниках говорится, что цыгане живут обособленно, даже сейчас во многих сёлах цыганские дома стоят на окраинах. Это говорит о том, что, несмотря на долгое совместное проживание доверия между народами нет. Следует выделить жудецы Констанца и Тулча. В Констанце (одноименной столице жудеца) располагается большой порт (второй на Черном море). Здесь находятся крупные мусульманские общины турки (3.2%) и крымские татары (3%). Оба этих народа живут здесь ещё со времен Османской империи, и считают себя коренным этносом наравне с румынами. Главной проблемой является факт размещения турок и татар, так как после войн и режима Чаушеску, многие из них лишились имущества, а их бывшие дома заселили другие жители, но некоторые оказались заброшены. Такая же учесть постигла и мечети, которые по большей части были превращены в склады или другие госучреждения. После революции мусульмане попытались вернуть свои дома, и многим это удалось, однако, часть всё ещё судится с владельцами зачастую пустующих зданий. Общины евреев оказались в не лучшей ситуации, во время Второй Мировой Войны практически вся община была отправлена в лагеря, но стоит отметить тот факт, что местные жители пытались защитить иудеев, ссылаясь на их значимость для города. Бывшие еврейские дома были расположены по всему городу, но сейчас в них живут румыны, здания находятся в аварийном состоянии, а власти отказываются их ремонтировать, опасаясь судебных тяжб с бывшими владельцами. Всё это приводит к постепенному забвению 4ого по численности города в стране. Жудец Тулча является местом скопления самой большой группы русских- липован (этнографическая группа русских, старообрядцы поповского направления) в Румынии. В конце VII-VIII веков после церковных реформ Никона, переселились в Буковину (часть Молдавского княжества). Затем перебрались в Дорбуджу, тогда ещё часть Османской империи, где объединились с казаками-некрасовцами. В период правления Чаушеску проводилась политика ассимиляции русских- липован, им давали румынские фамилии, а обучение велось на румынском языке. В 1990 году группой энтузиастов в Бухаресте была создана Община Русских Липован в Румынии (ОРЛР), действующая и в настоящее время. С помощью ОРЛР во многих городах Тулче создаются школы, в которых обучают на двух языках, выделяется время в православных церквях под службы липован. И сейчас людей, которые открыто заявляют о своей вере, становится всё больше [2]. Литература Institutul Național de Statistică [Электронный ресурс]// Statistica oficială din România.- Режим доступа: http://www.insse.ro/cms/en/content/official- statistics-romania Община русских-липован Румынии [Электронный ресурс]//Краткая история. - Режим доступа: http://www.crlr.ro/scurt-istoric.html Дворников Ю.В., Полякова С.Д. Этнокультурный Регион Трансильвания В Составе Румынского Государства. Псковский регионологический журнал. 2017. № 3 (31). С. 80-92. Дворников Ю.В., Дмитриева А.А., Полякова С.Д. Особенности Трансильвании, Как Этнокультурного Региона. В сборнике: География: развитие науки и образования. Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной году экологии в России, 220-летию Герценовского университета, 85-летию факультета географии, 145-летию со дня рождения профессора Владимира Петровича Буданова. 2017. С. 21-26. S u m m a r y Some characteristic features of Romania as a national state are traced, but with a significant share of non-titular ethnic groups, primarily Hungarians. Map schemes were used based on well – established indicators: the coefficient of territorial community and the index of ethnic mosaic. |