12 Политическая идеология. Политическая идеология Политическая идеология как одна из наиболее влиятельных форм политического сознания
Скачать 19.33 Kb.
|
Политическая идеология 1. Политическая идеология как одна из наиболее влиятельных форм политического сознания. Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований. Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института. Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др. 2. Функции, уровни политической идеологии. Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осуществляемые посредством идеологии: 1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы; 2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям; 3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы. Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии. Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии: - теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности; - программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; - актуализированный, который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей. 3. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, марксистская традиция и международная социал-демократия. Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику. Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, представления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии. Либерализм (от лат. liberalis – свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны: - индивидуализм – на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы; - свобода – свободе отдается приоритет переддругим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства; - разум – самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение; - равноправие – все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение); - толерантность – все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм; - согласие – политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии; - конституционализм – власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции. В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости. Консерватизм (от лат. conservare – охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны: - традиционность – уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим; - несовершенство человека – всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо; - иерархичность – естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе; - порядок – общество может существовать только в том случае, если государство установит в нем закон и порядок; - патернализм – государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов; - собственность – консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности. В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности – защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции. Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются: - равенство – всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано; - приоритет общества – индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности; - коллективизм – все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек; - общественная собственность – частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной; - массовость – социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма – установление бесклассового общества; - плановое хозяйство – экономика полностью регулируется государством для обеспечения потребностей населения. Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода – не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными. Коммунистическая идеология – еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению социальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь – революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Идеология фашизма (от итал. fascio – связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей. Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть – это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства – сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения. Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina – женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment – окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность. |