полит1. Политическая культура
Скачать 87 Kb.
|
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ Контрольная работа по предмету Политология на тему: Политическая культура Выполнил: студент 1 курса группы 15-03331/1-1 Яковлев В.В. Проверил: преподаватель Курышкин Д.В. Рязань 2005 СОДЕРЖАНИЕСОДЕРЖАНИЕ 2 2 ВВЕДЕНИЕ 3 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 8 ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 10 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ВВЕДЕНИЕНесмотря на очевидную значимость политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. Каждая политическая система характеризуется свойственной ей политической культурой, которая создает в себе политическое сознание, деятельность и поведение людей, материализуется в институтах государственной власти и управления общественными делами. Обозначая существенную сторону политической реальности, категория политической культуры служит также инструментом познания и объяснения политических систем. Политико-культурный подход к изучению государств впервые разработан американскими политологами Г. Алмондой, С. Вербой, Л. Паям. Идея политической культуры как категории исследования была «необычайно быстро принята сравнительной политологией». Она прочно вошла в культуру американской науки. Политико-культурный подход утвердился в качестве одного из методологических инструментов исследования политического общества также в отечественной науке. Интерес к данной Проблеме был обусловлен, прежде всего, осознанием обществоведами Запада необходимости выявления средств и механизмов достижения политической стабильности и общественно-политического развития с помощью анализа глубинных, эмоциональных и социально-психологических связей между членами политических общностей и формами правления. Установление в тот период тесных междисциплинарных связей политической науки с другими обществоведческими дисциплинами - культурной антропологией, социальной психологией, социологией, историей и т.д. - способствовало формированию и утверждению политико-культурного подхода. В целом политико-культурный подход представляет собой попытку объединить социологию, культурологию, социальную психологию в единую политологическую дисциплину. Сторонники этой концепции пытались соединить исследование формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической психологии, политической идеологии и т.д. Главную свою цель авторы и приверженцы идеи политической культуры усматривали в том, чтобы выделить, так сказать, сугубо политические компоненты из общенационального культурного контекста в целом. Большинство сторонников теории политической культуры сходятся в признании существования в каждой общественно-политической системе и стране особой политической культуры, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление. Однако разные авторы вкладывают в него разное содержание. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫСреди зарубежных и российских обществоведов еще нет единого подхода к трактовке как самой категории "политическая культура", так и ее структурных компонентов, содержания, функций и т.д. Существует самый широкий спектр мнений, определений и формулировок. В частности, в печати отмечалось более сорока ее определений. Например: политическая культура — это интернационализация (международное признание) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Политическая культура — это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях. Трудности в понимании политической культуры обусловлены размытостью ее очертаний, «разлитостью во всем» политическом бытии, как и в целом культуры общества — во всем социальном. Политическую культуру можно правильно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как неразрывную часть более широкой общенациональной культуры. Подобно тому, как культура определяет и предписывает те или иные формы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в политической сфере. Политическая культура дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу – «систематическую структуру ценностей и рациональных доводов». С этой точки зрения политическую культуру можно рассматривать как способ взаимодействия людей в сфере распределения и осуществления власти. Политическая культура как способ взаимодействия людей в сфере власти характеризуется отношениями между правящей (элитой) и не правящей (рядовыми гражданами) частью населения, а также отношениями между людьми, входящими в эти части политического сообщества. Бесспорно, что политическая культура представляет собой один из главных качественных признаков политического субъекта. Политическая культура отдельных политических субъектов слагается из таких компонентов, как-то: знания и ориентации в отношении политики и различных ветвей власти, деятельности правительства и его представителей; характер отношения к другим политическим субъектам (включая партии); политическая самоидентификация, т. е. отождествление самим субъектом себя с каким-то политическим сообществом, и других. Если говорить о культуре функционирования политических институтов, то следует отмечать иные компоненты. В частности: культуру принятия политических решений, культуру поведения партий, движений; культуру восприятия и регулирования политических конфликтов; характер взаимодействия между институтами (ветвями власти, партиями и т. п.); политический язык (система символов — носителей политического значений) и т. д. Политическая культура включает сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов и т.д. В ее структуру входят также ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом, ее институтов и важнейших «правил игры», принципов отношений между отдельным человеком, обществом и государством. Эти элементы политической культуры, обусловленные социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими долговременными факторами, характеризуются относительной устойчивостью, живучестью, постоянством, они изменяются лишь в процессе глубоких сдвигов в общественной жизни. Тесная связь существует между политической культурой и политическим поведением. Более того, политическая культура реализуется через политическое поведение. В системе ценностей, ориентации, установок, стереотипов, составляющих политическую культуру, центральное место занимают те из них, которые способствуют формированию и сохранению политической системы. Чем большее число людей руководствуется такими позитивными ценностями, тем выше степень согласия между ними, а, следовательно, выше стабильность и жизнеспособность общества. Однако в политическую культуру как систему входят не только широко разделяемые в обществе ценности, убеждения и символы, ориентированные на поддержку существующей политической системы, но и предполагающие ее изменение. Зачастую наличие последних служит важным показателем сущности и тенденций развития той или иной политической культуры и общественно-политической системы в целом. Вот почему важно понимать расхождения в политических убеждениях различных групп в рамках каждой политической системы. Без этого было бы совершенно невозможно объяснить, например, такие явления во всех промышленно развитых странах, как левый и правый радикализм, представители которого и в наши дни продолжают выступать за изменение существующего положения вещей. Обобщим сказанное. Категория политической культуры многоплановая. Она характеризует как образ поведения и деятельности индивидуальных и коллективных субъектов в сфере политики, так и способ функционирования и развития политических институтов и системы в целом. Эта категория фиксирует в теоретической форме исторически сложившееся политическое сознание, соответствующие ему механизмы мотивации и формы реализации политической активности членов общества, системы ценностей, норм и институтов, обеспечивающих осуществление политической власти как орудия регуляции и управления обществом. Политическая культура есть система, определяющая возможность воспроизводства политической жизни на основе исторической преемственности. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫВесь комплекс элементов политической культуры — представления о власти, ценности, нормы, эталоны поведения, обычаи, стереотипы, мифы, символические комплексы и другие — исторически сформировался как нормативно-регуляционная система. В этом состоит основополагающая функция культуры. А уровень ее реализации — главный критерий культурности политической жизни общества. Политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере, руководящие принципы политического поведения и деятельности. На формирование политической культуры данного общества и строя оказывают влияние многие факторы. В их числе исторические предпосылки, уровень общей культуры страны, народа, ибо политическая культура — ее часть, она в любом случае аккумулирует в себе предшествующий опыт. Нормативно-регулятивная система политической культуры призвана обеспечить еще одну, не менее важную, функцию культуры — служить мотивационной базой политической деятельности субъектов всех уровней, быть средством включения членов общества в работу институтов власти и управления тем обществом, в котором они живут. Для каждого индивида политическая культура — не только знание быстротекущей политической жизни и не только раз и навсегда усвоенные нормы отношения к власти и поведения в политическом пространстве. Это еще в большей мере способность выбора для себя мотивов, ориентиров и форм участия, или же непосредственной деятельности в институтах власти и управления общественными делами; это также овладение навыками коллективной деятельности в сфере властвования и руководства обществом; это, наконец, формирование самодисциплины, предполагающей добровольное следование общественным интересам, целям, реализуемым в политической деятельности. Поскольку политическая культура представляет собою реализацию политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта, то очевидна воспитательная функция. Понятно, что каждый, кто включается в систему культуры, формирует в себе или в нем формируют соответствующие знания, ориентации, способности адаптироваться к установленным образцам и другим реалиям цивилизованного политического бытия. Коль скоро политическая культура есть способ существования политической системы, качественное состояние, то и все описанные функции обобщаются в реализации ее защитительной и адаптационной ролей. В самом деле, каждый из элементов политической культуры нацелен на обеспечение функционирования властных институтов и управления системой в интересах господствующих социальных групп или большинства населения. Весь комплекс ценностей, норм и институтов призван служить средством разрешения противоречий между общими и частными интересами и согласованию этих интересов. Политическая культура не только предохраняет данную систему от разрушения, она придает ей динамизм, насыщая систему механизмами адаптации к изменяющимся социально-экономическим и иным условиям существования. Тот факт, что политические системы в развитых капиталистических странах не распались, а постоянно совершенствовались и в настоящее время демонстрируют свою завидную стабильность, говорит о высоком уровне политической культуры, сложившемся в недрах данного общества. И, наоборот, нестабильность политических режимов в развивающихся странах — очевидное доказательство низкой политической культуры, главным образом демократической, в этих обществах. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫПолитическая культура — многосложный и неоднородный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы культуры: личностный, групповой, классовый, регионально-национальный, общественной системы. В отличие от культуры общества выделяются политические субкультуры, присущие отдельным группам населения или же частям системы. Так, в российском обществе достаточно отчетливо видятся субкультуры молодежи и ветеранов войны, так называемой номенклатуры и интеллектуальной элиты (научной и художественной интеллигенции), партий, национальных групп, формирующегося слоя бизнесменов. В классическом труде Г. Алмонда и С. Вербы выделяются три основных типа политической культуры: приходская, подданническая и культура участия. Они характеризуются отличительными существенными признаками. Приходская культура исключает наличие конкретных политических ролей. Здесь не конкретизируются политические ориентации. Прихожанин не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, привержен традиционалистским связям, замыкается на местной и этнической солидарности. Кругозор прихожан ограничен их узким миром непосредственного бытия. Подданническая культура базируется на пассивном отношении субъектов к политической системе в целом. Индивиды ведут себя лишь как подданные по отношению к властным институтам, соответственно их позиция. Это позиция повиновения, зависимости, подчинения. Культура участия — активистский тип; ее субъект — гражданин, постоянно участвующий в политике. Его позиция активна, выражает заинтересованность в поиске возможных путей и методов участия в выработке тех или иных решений. Он четко ориентирован на политическую систему в целом. На базе идей Г. Алмонда и С. Вербы разработаны иные типологии культуры. В частности, польский социолог Е. Вятр предложил такую модель: 1. Традиционная политическая культура, присущая докапиталистическим обществам. Характеризуется признанием священного характера власти: действием традиционных норм («так было всегда»), регулирующих права подданного и права власти; признанием неизменности политической системы и ее основных норм. 2. Политическая культура сословной демократии (также сформировалась в докапиталистическую эпоху): большинство народа полностью отстранено от участия в политической системе, а существующие институты и нормы гарантируют право политической деятельности лишь привилегированному меньшинству. 3. Демократическая и автократическая (в ее двух разновидностях — авторитарной и тоталитарной) культуры, характерные для эпохи капитализма. 4. Политическая культура социалистической демократии, утверждающаяся в условиях перехода к социализму. Другой польский ученый – А. Боднер сводит все разновидности культур к двум типам (с точки зрения отношения к прогрессу): – замкнутый, нацеленный на восстановление по образцу, установленному традициями; – открытый, ориентированный на изменения, легко усваивающий новые ценности. Названные и другие авторы признают также реальность смешанных типов политических культур. И это, пожалуй, в наибольшей степени отражает противоречивую картину политического бытия. Охарактеризованные типы политической культуры носят наиболее общий характер. Они в основном производны от типов политических систем. На базе политического бытия конкретных социальных групп и обслуживающих их интересы институтов могут складываться в рамках общего типа специфические модели политической культуры. Таковы, например, партийно-политическая, государственно-бюрократическая, националистическая, консервативная, радикалистская, религиозная модели. Политическая культура современного общества, независимо от его типа, базируется на гражданской культуре и институционально оформляет ее. Ценности гражданской жизни: свобода человеческой личности как таковой, а не только как гражданина государства или члена какой-либо политической организации, уважение достоинства человека, его естественное право на нормальные условия труда и жизни, социальная справедливость и солидарность — составляют фундамент политической и социальной демократии. Не случайно в настоящее время все чаще политики обращаются к гражданским механизмам, общечеловеческим интересам, общественному согласию, национальной консолидации для разрешения самых острых политических противоречий. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКАНеотъемлемой частью формирования и воспроизводства социокультурной и политической общности любой нации и государства являются национально-государственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элементами политической культуры. Символ — это художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею, в данном случае, прежде всего идею национально-государственного единства и величия. Символ одновременно является специфическим средством общения между людьми, помогая им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, усвоить пронизывающую эту общность центральную идею и т.д. Символы можно изображать условно - графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т.д.), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т. д.). Такие символы, как, например, флаг страны или сигнальный свет, имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве средств выражения того, что имеет связь с обществом или действиями людей. На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политических партий и деятелей, подлинное содержание этих действий, сколько господствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Вместе с тем символы и знаки, отражая реальные предметы, выполняют функцию посредников между людьми и объективной действительностью, что обусловливает двойственность природы символов: в них соединены и заключенная в них идея, и определенный художественный образ, воплощающий ее. Такая двойственная природа нередко влечет за собой абсолютизацию одного из этих атрибутов символа, что приводит к мистифицированному пониманию сущности символики. Подчас внешняя, художественно-образная сторона того или иного символа заслоняет в нем внутреннюю, идейную сторону, в которой выражается конкретное общественное отношение, и тогда его социальный смысл переносится на чисто внешние свойства. Зачастую разного рода символы создаются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явлений. И, тем не менее, общий язык символики (всей совокупности символов, имеющихся в конкретный исторический период в обществе) свидетельствует о единстве политической культуры данного общества. Со времени возникновения национальных государств политические лидеры разрабатывали и использовали различные национальные символы — флаги, гимны, конституции, праздники, денежные знаки и т. д. — с целью привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно подвигнуть их на те или иные действия. Одно из центральных мест в символике занимают гимны— патриотические символы, составляющие музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны. С момента своего появления гимны, подобно другим национальным символам, становятся чем-то вроде визитной карточки нации. С их помощью народы отличают себя друг от друга. Национально-государственные символы и общественные идеалы связаны между собой, взаимодополняют друг друга: идеал выражается с помощью какого-либо документа, произведения искусства, изречения и т. д. ЗАКЛЮЧЕНИЕ• В современной политологии существуют разные подходы к изучению политической культуры. Согласно наиболее распространенному из них, эта культура рассматривается как совокупность норм, морали, принципов политического поведения и сознания людей. • На основе соединения социологического и культурологического подходов политическую культуру можно определить как способ взаимодействия людей в сфере распределения и осуществления власти. • Основными компонентами политической культуры, которые изучаются в сравнительных международных исследованиях, являются интерес к политике, политическая компетентность, политическая включенность и политическая приверженность. • Гражданская культура, как исторический тип политической культуры, в наибольшей степени развита в странах Северной Америки и Западной Европы. Ее признаками служат: высокий интерес к политической информации и политической деятельности, уверенность в способности оказывать влияние на решения властей, вовлеченность в постоянную политическую деятельность, готовность к политическому протесту в случае нарушения гражданских прав, приверженность демократическим институтам и ценностям. • Спецификой политической культуры современного общества является равнозначная ориентация на противоположные автократические (порядок и единоначалие) и демократические (свободы и права человека) ценности. Новая политическая культура, соответствующая новой системе власти, должна быть основана на балансе этих ориентации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАртемов Г.П. Политическая социология учебное пособие. М., 2002 Гаджиев К.С. Политическая наука 2-е изд. М., 1996 Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. Введение в политологию. М., 1994 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. 2-е изд. доп. Ростов на Дону 1999 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов Высших учебных заведений. 3-е изд. перераб. и дополн., М., 1998 |