Политические и правовые учения Древней Греции
Скачать 101 Kb.
|
Политические и правовые учения Древней Греции 1. Общая характеристика, периодизация. 2. Политико-правовая концепция Сократа. 3. Учение Платона о государстве и законе. 4. Аристотель о государстве и праве. 1. Общая характеристика, периодизация Государственность в Древней Греции возникла в I тысячелетии до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов отдельных городов-государств. Переход от первообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углубившемся процессом классовой дифференциации населения, усилением социально-политических антогонизмов, обострением борьбы между различными слоями общества-родовой знатью и обнищавшими общинниками, между богатыми и бедными, свободными и рабами. В этих условиях повсеместно развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления-аристократии (власти "лучших "), олигархии (власти "богатых") и демократии (власти народа, т.е. всех взрослых свободных уроженцев одного полиса). Борьба разных слоев общества за власть, за установление соответствующих форм и норм социальной и политической жизни нашла свое отражение в борьбе различных течений политической и правовой мысли Древней Греции. Периодизация политическо-правовой мысли Древней Греции. I период. Мифологический период (IX-IV вв. до н.э.) связан с временем становления древнегреческой государственности. В этот период господствовали мифологические представления о государстве и праве. Они существовали в форме образов (например, олицетворением правосудия считалась богиня Фемида, справедливости – Дике, закона – Евномия и т.д.). В этот период начинает формироваться философский подход к проблемам государства и права. II период. Классический (полисный) период (VII-середина IV вв. до н. э.). Это время расцвета древнегреческой философии и политико-правовой мысли. В это время возникаи и развивались учения таких мыслителей как Солон, Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др. Особенности этого периода: 1. На смену мифам приходит философия. 2. Государство - это полис 3. Главная проблема: какая форма правления является идеальной. 4. Отсутствие монархической традиции. 5. Господствовал принцип неравенства, т.к. широко использовался рабский труд. 6. Пацифизм: отрицательное отношение к завоевательным войнам. 7. Антииндивидуализм: интересы государства и общества ставились превыше всего. 8. Приверженность к высоконравственным началам; связь этики и политики. 9. Интерес к социальным проблемам общества. Государство должно заниматься распределением благ, обеспечивать всем средний достаток. Собственность должна быть средних размеров. 10. Разрабатывался принцип верховенства закона. Ш период. Период эллинизма ( втрорая половина IV-II вв. до н. э.). Период начавшегося упадка древнегреческой государственности. Греческие полисы попадают под власть сначала Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикура, Полибия и стоиков. Особенности этого периода: 1. В этот период разработана договорная концепция происхождения государства. 2. Предприняты первые шаги к осуждению рабства. 3. Разрабатывается принцип равенства людей по природе и естественному праву. 4. Разрабатывается учение о семи основных видах форм правления (монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия т. е. власть толпы, смешанная форма правления). 2. Политико-правовая концепция Сократа. Сократ ( 469-399 гг. до н. э.) – одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли. Так как Сократ не написал ни строчки за всю свою жизнь, сведениям о его биографии и политико-правовым взглядам мы обязаны его ученикам. Политико-правовые взгляды Сократа. 1. Сократ стремился к рациональному обоснованию природы государства и права. Там самым он заложил начало теоретического исследования в этой области. 2. Сократ различал естественное право и позитивный закон. Он пытался обосновать разумную природу политических и правовых явлений. Разумное начало Естественное право Позитивный закон 3. Сократ развивает принцип верховенства законов над всеми сферами государственной и общественной жизни. 4. Тождество законного и спаведливого ("Что справедливо, то и законно"). 5. Мораль и истина тождественны. Сократ утверждал, что моральные качества ( добродетели ) имеют объективную природу и не зависят от субъективной оценки человека. 6. Истина (мораль) – это знание. Зло люди совершают по незнанию. 7. Оптимальной формой правления Сократ считал аристократию (правление «знающих», интеллектуальной элиты общества). 8. Отрицательно относился к крайней демократии (т.к. люди склонны к стяжательсту, демократическое правление он считал не компетентным). Худшей формой правления Сократ считал тиранию. 9. Верховенство интересов государства по отношению к личности. Придерживаясь аристократической точки зрения, Сократ неоднократно сталкивался с властями, которые пытались пресечь его довольно влиятельную оппозицию и достаточно популярную критику. В 399 году до н. э. видные государственные деятели выдвигают против Сократа обвинение в безбожии, нарушении отечественных законов и развращении молодежи. Осужденный на смерть, Сократ остается верен своим принципам и отказывается от подготовленного побега. Влияние Сократа сказывается в таких высших достижениях греческой политико-правовой мысли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля. 3. Учение Платона о государстве и праве Платон (427-347 гг до н.э.). родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет. Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали: 1. Сократ. Так как Сократ считал, что истина рождается в споре. Он ничего не писал. Все произведения Платона написаны в форме диалога. Сократ выступает одним из героев в диалоге Платона. Устами Сократа Платон выражает свои мысли. 2. Пифагор (Пифагор считал, что истина выражается числом). Платон так же считал, что истина вычисляется (например, в идиальном государстве должно быть 5040 граждан ). Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину. Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах. Политико-правовые взгляды Платона: 1. Лучшая форма правления – аристократия. 2. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии). 3. Стремление к сохранению полиса. 4. Отрицание завоевательных войн. 5. Верховенство интересов государства над интересами личности. 6. Отрицание частной собственности. 7. Оправдание рабства (люди не равны по природе). Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге " Государство". "Государство" I. Сходство государства с личностью. В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. "По самой идее справедливости, - говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним". В человеке существуют три начала: 1. Разумное. 2. Яростное. 3. Вожделеющее (биологическое) . Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает. В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала. 1. Совещательное – правители (философы) 2. Защитное – воины (стражи) 3. Деловое – производители (ремесленники, земледельцы) Разделение труда. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно ). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д. В мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж). Кроме того справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого: Философы (правители) Стражи (воины) Производители Характеристика сословий. 1. Правители (философы) – интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т.к. они не могут совершать плохих поступков. Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность. В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями. 2. Стражи (воины). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и и меть какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими). 3. Производители (торговцы и ремесленники) не должне вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.). Функции государства. 1. Социальная функция (удовлетворение потребностей) 2. Защитная функция. 3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности). 4. Духовная функция (развитие философии и науки) Проблемы счастья. Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное , чтобы было счастливо все государство в целом). Войны. Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед. Наилучшая форма правления. Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие). Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей ). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать. Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении. У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Черезмерная свобода превращается в черезмерное рабствво. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа. То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Таким образом, Платон выделяет пять форм правления: 1. Аристократия – наилучшая. 2. Тимократия. 3. Олигархия. 4. Демократия. 5. Тирания – наихудшая. Особенностью этого учения является отсутствие монархии. Собственность. Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть ("Никто не может обладать частной собственностью если в том нет крайней необходимости"). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия. Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов. Брак и семья. Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стажей общности жен и детей. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. Диалог "Законы". К позднему творчеству Платона относится диалог "Законы". В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству " государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом. Основные отличия второго государства от первого, изображенного в "Государстве", состоят в следующем : 1. Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было (люди третьего сословия были свободными). 2. Различия в системе органов государственного управления. 3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей. В остальных вопросах первое и второе государства сходны. Сходство состоит в том, что: 1. Остается отрицательное отношение к частной собственности. 2. Во втором, как и в первом государстве не должно быть крайностей бедности и богатства. 3. Стремление к коллективизму и единомыслию. 4. Внушение гражданам представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов. Собственность. Основное отличие второго государства от первого, изображенного в "Государстве" , состоит в следующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частой собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь. I. Вопрос о равенстве. Выступая за потребительское равенство, Платон подчеркивает, что " часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества ". Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически – в виде требования "геометрического", а не простого "арифметического" равенства. " Ибо для не равных, - замечает Платон, - равное стало бы не равным, если бы не соблюдалась надлежащая мера". II. Быт, брак и семья. Быт второго государства как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм. Хотя индивидуальная семья существует, однако весь процесс воспитания регламентирован законами и находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя не входят в число высших правителей. III. Система государственных органов. Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего "стражи законов". Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусматривается также избрание множество гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят докимасию – своеобразную проверку правомерности их претензий. Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган – особое " ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стажей закона, которым вручается судьба государства. «Ночное собрание» 37 правителей «Стражи законов» Совет 360 Государственные и военные должностные лица Народное собрание IV. Виды государственного устройства. Платон в "Законах" различает два вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Лучшей формой правления Платон считает смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии. Система государственных органов (по диалогу Платона «Законы») V. Принцип законности.. Содержание принципа законности. Платон выделяет требования к законам: 1. Законы имеют божественное происхождение. 2. Законы должны быть вечными и неизменными. 3. Законы должны быть справедливыми. 4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни). 5. Не допускаются пробелы в законодательстве. 6. О чем закон молчит, то он запрещает. Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых. При составлении законов учету подлежат также география местности, климат, почва и т.п. "Не возможно, - подчеркивает Платон, - устанавливать законы в разрез с местными условиями". Придавая большое значение разработке теории закона, Платон пишет: " Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах". VI. Правосудие. На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом. Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией. Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства. Аристотель о государстве и праве Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля, которому принадлежит фраза "Платон мне друг, но больший друг истина". Аристотель (384-322 гг до н.э.) родился в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его нередко именуют Стагиритом. В 367 году до н.э. Аристотель прибыл в Афины, где учился, а затем преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя. Покинув Афины ( в 347 году до н.э.), Аристотель в течение ряда лет живет в других греческих государствах, а в 342 – 340 гг до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимается воспитанием его сына Александра. С 335 года до н.э. Аристотель снова в Афинах. Здесь он основывает свою философскую школу – ликей (лицей) и руководит ею почти до конца жизни. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как "Политика", "Афинская полития". Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях). Аристотель выделяет три вида наук: 1. Теоретические (философия) 2. Созидательные (искусства и ремесла) 3. Практические (этика и политика). Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности. Трактат "Политика". В трактате "Политика" дается четкое определение политики. Политика - это наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства. Цель политической науки воспитать в людях высокие нравственные качества. В трактате "Политика" рассмотрены такие проблемы как: I. Происхождение государства. Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Аристотель выделяет три формы человеческого общения: семья, поселение, государство. Государство является высшей формой общения. Государство – это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди и не все народности достигли этого уровня. Государство – это полис. II. Отношение к рабству. Аристотель считал, что люди не равны по природе. С эллино-центристских позиций он отмечает, что "варвары" – люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической формы жизни. "Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные". Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Аристотель не отождествлял понятия государства и семьи. Понятие государство полагало более высокий уровень общения. Государство – это общение между равными, а в семье отношения строятся на неравенстве. Аристотель выделял три вида общения в семье: 1. Власть мужа над женой. 2. Власть отца над детьми. 3. Власть домовладыки над рабами. Рабство одинаково полезно и рабу и господину. III. Элементы (признаки) государства. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать государство черезмерно единым".Государство состоит из множества элементов и черезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства. Элементы государства. 1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру). 2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти). 3. Единый культ. 4. Армия. 5. Общий запас. 6. Единые представления о справедливости. III.Частная собственность. Аристотель оправдывает частную собственность. "Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им. IV. Справедливость. Аристотель различает два вида справедливости: 1. Уравнивающую, 2. Распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является "арифметическое равенство", сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического равенства" и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (авторкию). V. Форма государства. Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Различаются: 1. Правильные формы правления – в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа). 2. Неправильные формы правления – в них правители заботятся лишь о своем личном благе. Правильные Неправильные Правит один Монархия (царская власть) Тирания Правят немногие Аристократия Олигархия Правит большинство Полития Демократия Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения. Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Полития – "средняя" форма государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всем: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний класс. "Государство состоящее из "средних" людей будет иметь наилучший государственный строй" (принцип эголираризма). Эгалитаризм – это установление среднего размера дохода. Признаки политии: 1. Правит большинство. 2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности. 3. Избрание путем голосования. 4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав. 5. Преобладание среднего класса. VI. Соотношение государства и личности. Не может быть счастливо государство, если несчастен хоть один гражданин. Целью государства является счастливая жизнь граждан. VII. Причины государственных переворотов. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других – равенством по достоинству. VIII. Войны. Военное дело, подчеркивает Аристотель, нужно не для порабощения других народов, а прежде всего для того, чтобы самим не попасть в рабство. Он также осуждает завоевательные войны с целью расширенгия территорий (так как государство, по Аристотелю, - это полис и не должно иметь слишком обширную территорию). Высоко оценивая благо мира, Аристотель подчеркивает, что "сам принцип войн можно считать противным идее права". IХ. Право. Учение о праве столь тщательно разработано как учение о государстве. В своем понимании Аристотель разделяет положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. В целом право как политическое явление Аристотель называет "политическим правом". Политическое право Условное право (волеустановленное) - то, которое, первоначально могло быть без существования различия таким или иным, но раз оно определено это безразлично прекращается (подразумевается все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву Аристотель относит установление закона и всеобщих соглашений. Естественное право - То право, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или не признания его. Аристотель выделяет писанный и неписаный закон. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, понимаются правовые обычаи (обычное право). Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву. "Всякий закон, в основе предполагает своего рода право". Следовательно, это право должно найти свое выражение, волощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию. Политическое правление – это, по Аристотелю, правление законов, а не людей. Правители, даже лучшие, подвержены чуствам и аффектам, закон же – "уравновешанный разум". Аристотель в отличии от Платона считал семью фундаментом государства. Атистотель отрицал общность жен и детей."У каждого гражданина будет тысяча сыновей, и они будут считаться сыновьями, и будут сыновьями не каждого в отдельности, но в любой одинаковой степени будут сыновьями любого, так что все одинаково будут пренебрегать отцами". |