семинар 3 пол. Политические и правовые учения в Древней Греции
Скачать 3.73 Mb.
|
«Политические и правовые учения в Древней Греции» Выполнила: студентка 2 курса «станковая живопись», Мырзагалиева М.Б. Государственность в Древней Греции начала возникать в форме самостоятельных и независимых полисов — отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения. Переход от первобытно-общинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества — родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами. В этих условиях повсеместно в древнегреческих полисах развертывается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления — аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных,«лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т. е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса). СОКРАТ В результате этой борьбы к VI—V вв. до н. э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте и т. д. Нередко в тех или иных полисах (характерный пример — Сиракузы в V в. до н. э.) на более или менее длительное время устанавливалась тирания. Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции. В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются три периода.
Пифагор В процессе развития древнегреческой политической и правовой мысли ранние, во многом мифологические представления (Гомер и Гесиод) постепенно уступали место формировавшемуся философскому подходу («мудрецы», Пифагор, Гераклит, Демокрит), рационалистическим интерпретациям (софисты), логико-понятийному анализу (Сократ, Платон) и, наконец, зачаточным формам эмпирико-научного (Аристотель) и историкополитического (Полибий) исследования государства и права. В эпоху эллинизма, в условиях потери древнегреческими полисами своей независимости и переоценки прежних ценностей, безусловная ценность нравственного целого, полиса и коллективной полисной (политической) жизни ставится под сомнение с позиций индивидуалистической этики, духовной свободы отдельного человека, его моральной автономии (эпикуреизм, стоицизм). Политическое учение Платона Сущность и цель политики. Политика — это: — наука («единое знание») о том, как нужно управлять обществом; — «искусство управления всеми людьми», и «нет никакой разницы, назовут ли его искусством царствовать, государственным искусством или искусством домоправления». Целью политики является «забота о целом человеческом сообществе», «благо всего государства». Сущность и происхождение государства. Государство — это «совместное поселение», в котором «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь». Во всех его работах мы можем видеть влияние религии и мифологии на жизнь жителей Древней Греции. К примеру, в этом отрывке «Мы должны всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроносе; мы должны, насколько позволяет присущая нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни, как в общественных, так и в частных делах — в устроении наших государств и домов, — именуя законом эти определения разума» он отсылается на Бога Кроноса. В отличие от несовершенных форм правления идеальное государство по словам Платона(диалог «Государство»): — основано на божественной справедливости; — обладает четырьмя этическими добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью и справедливостью, в соответствии с которой каждому гражданину государства предписывается какое-нибудь особое занятие и особое положение; — представляет собой осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром; — состоит из трех сословий: правители (философы), стражи (воины) и производители (ремесленники и земледельцы); при этом каждое сословие занимается только своим делом. В таком государстве: — руководят немногие, однако лишь те, кто действительно способен хорошо управлять людьми в силу обладания природными задатками и соответствующей долголетней подготовкой; — в высших сословиях отсутствуют семья и частная собственность, строго регламентированы быт и отношения полов; — сурово караются свободомыслие и неверие в богов. Спасибо за внимание! |