Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовила: Шакирова Умида. РКШ – 12. Проверила: Ахметшина Г. Аркалык, 2021

  • Шуро-и-ислами «

  • Партия «Уш жуз»

  • Туркестанская (Кокандская) автономия - Мухториат

  • Автономия Алаш

  • Политические партии: большевики, кадеты, социальные революции, Алаш, Три Джуз, Шуро-и-Ислами, Шура-и-Улеми, и другие.. история срс 2. Политические партии большевики, кадеты, социальные революции, Алаш, Три Джуз, ШуроиИслами, ШураиУлеми, и другие


    Скачать 87.86 Kb.
    НазваниеПолитические партии большевики, кадеты, социальные революции, Алаш, Три Джуз, ШуроиИслами, ШураиУлеми, и другие
    АнкорПолитические партии: большевики, кадеты, социальные революции, Алаш, Три Джуз, Шуро-и-Ислами, Шура-и-Улеми, и другие
    Дата23.04.2022
    Размер87.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория срс 2.docx
    ТипДокументы
    #491680

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    НАО «Аркалыкский педагогический институт имени И.Алтынсарина»



    СРС

    Дисциплина: «Социология»

    Тема: Политические партии: большевики, кадеты, социальные революции, Алаш, Три Джуз, Шуро-и-Ислами, Шура-и-Улеми, и другие.

    Подготовила: Шакирова Умида. РКШ – 12.

    Проверила: Ахметшина Г.

    Аркалык, 2021

    Политические партии: большевики, кадеты, социальные революции, Алаш, Три Джуз, Шуро-и-Ислами, Шура-и-Улеми, и другие.

    Начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенция. Национальная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа. Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и рост классового самосознания казахского народа. Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции.

    После революции 1905-1907 годов в Казахстане значительно активизировалась переселенческая политика, что привело к резкому обострению аграрного вопроса, усилению колониализма и уже начало второго десятилетия XX века вновь ознаменовалось выступлениями трудящихся против национального и социального гнета. В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества "Атбасарские медные рудники". 1912 год стал периодом нового подъема демократического движения: состоялась стачка угольщиков Байконура, забастовки и митинги прошли в Семипалатинске, в Тургайском уезде, в Омске, Оренбурге, Петропавловске, Усть-Каменогорске, на промыслах Доссора, Эмбы.

    В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казах» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шуро-и-ислами» и «Шуро-и-улеми». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Уш жуз - Казахская социалистическая партия», которая была провозглашена в январе 1918 года С.Айтпеновым и К. Тогусовым.

    Шуро-и-ислами

    «Шуро-и-ислами»- это организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», что привело к тому, что «Шуро-и-ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шуро-и- улеми». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Партия «Уш жуз»

    Партия «Уш жуз» - сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш жуз», цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики». Печатным органом была газета «Уш жуз». Партия «Уш жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды». Но деятельность «Уш жуз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Уш жуз» прекратила свое существование.

    21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. На нем было рассмотрено 14 вопросов:

    · форма государственного управления;

    · автономия в казахских областях;

    · земельный вопрос;

    · народная милиция;

    · земство;

    · просвещение;

    · суд;

    · религия;

    · женский вопрос;

    · подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей.

    На Всероссийском мусульманском съезде «Шуро-и-ислами» было решено создать Казахскую национальную партию «Алаш». Программа «Алаш» была составлена А.Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И.Гумаровым, Т.Жаждибаевым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года.

    В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу. Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации.

    Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям.

    Партия «Алаш» ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары-Арка», также издавался журнал «Абай».

    Туркестанская (Кокандская) автономия - Мухториат

    26-29 ноября 1917 г. в Коканде состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд Мустафа Чокай. Съезд объявил Туркестан автономией (Туркестон мухториати. – узб.) в Федеративной демократической Российской республике. Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти - Временного Совета. Председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государственное образование называлось «Туркестони мухтариат» («Туркестанская автономия»). Ислам в автономии был признан государственной религией. Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра - революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство. В феврале 1918 года Кокандская автономия была разгромлена.

    Автономия Алаш

    Состоявшийся 5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге Второй Общеказахский съезд, заслушав доклад М.Чокая, оценил события в Коканде как отрицание демократического содержания в национально-освободительном движении, расправу с инакомыслящими, идеологическую нетерпимость, увлечение ультрареволюционными лозунгами диктатуры пролетариата. Съезд постановил образовать территориально-национальную Казахскую (Алашскую) автономию; организовать правительство Казахской автономии в лице Временного Народного Совета под названием «Алаш-Орда». Оно должно было сосоять из 25 членов. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск. Председателем Всеказахкого Совета Алаш-Орда был избран А.Букейханов. Накануне съезда на страницах газеты «Казах» был опубликован проект программы партии Алаш. Партия Алаш предложила альтернативный путь развития казахского народа с учетом реалий того времени. Большевики, ставшие партией власти, не посчитали возможным идти на диалог с партией Алаш. Перед правительством стояли задачи формирования народной милиции и народной казны. Народная милиция необходима была  для обеспечения порядка внутри Алашской автономии, однако она была малочисленной и слабо вооруженной. Поэтому и сама военная политика нового государства носила оборонительный характер и преследовала главную цель - защиту от внешних посягательств. Официальное объявление, сделанное 4 ноября 1918 г. "Сибирским правительством" о своей неспособности поддерживать казахскую автономию, полностью изменило ситуацию.  Масштабность репрессий должна была подтверждаться «неопровержимыми доказательствами» широты, активности и не подлежащей сомнению серьезной опасности их действий. 28 февраля 1958 г. М.Тынышпаев, Д.Досмухамедов и Х.Досмухамедов и некоторые другие алашординцы были реабилитированы определением Специальной комиссии по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР, которая отменила также и первый приговор, вынесенный им 20 апреля 1932 г. тройкой при Полномочном Представительстве ОГПУ в Казахстане.


    написать администратору сайта