Главная страница
Навигация по странице:

  • Национальная идея

  • Во-вторых

  • Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции.

  • Либерально-демократические Социал-демократические Молодежные организации Движение тыловиков

  • Политические партии, движения и организации

  • 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд.

  • Программа «Алаш»

  • Перед правительством стояли задачи

  • Политические партии на территории Казахстана начала XX века. Презентация история. Политические партии на территории Казахстана начала xx века Политические партии на территории Казахстана в начале xx века


    Скачать 4.45 Mb.
    НазваниеПолитические партии на территории Казахстана начала xx века Политические партии на территории Казахстана в начале xx века
    АнкорПолитические партии на территории Казахстана начала XX века
    Дата05.03.2022
    Размер4.45 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПрезентация история.pptx
    ТипДокументы
    #383684

    Политические партии на территории Казахстана начала xx века

    Политические партии на территории Казахстана в начале xx века

    • Начало XX века в Казахстане ознаменовалось ростом классового самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали его различные течения, ядром которых стала национальная интеллигенцияНациональная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа. Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и рост классового самосознания казахского народа. Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции. Схватки между партиями и общественно-политическими течениями метрополии по вопросам государственного строя и демократии, стачки и восстания против самодержавия и социально-экономического неравенства заставили задуматься как национальную интеллигенцию, так и народные массы, служили призывом к действию, стали школой возмужания.
    Значение тех лет А.Букейханов раскрыл следующим образом: «Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения. Началась оживленная переписка о нуждах киргизского народа. Указ 17 апреля о веротерпимости еще более приподнял настроение. Весной 1905 года с наступлением привольной жизни в степи на летних стоянках начались съезды, на которых обсуждались местные нужды и нужды всей киргизской народности. Все больше степные ярмарки этого года стали ареной киргизских политических съездов, где киргизы обсуждали и подписывали поданные потом на Высочайшее имя петиции. На этих же съездах были избраны делегаты, уполномоченные лично подать эти петиции. Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы». А.Н.Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета была названа "Казах" (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М.Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов "Оян, қазақ" ("Пробудись, казах") вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века, неслучайно весь ее тираж был конфискован царскими властями. 
    • Значение тех лет А.Букейханов раскрыл следующим образом: «Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения. Началась оживленная переписка о нуждах киргизского народа. Указ 17 апреля о веротерпимости еще более приподнял настроение. Весной 1905 года с наступлением привольной жизни в степи на летних стоянках начались съезды, на которых обсуждались местные нужды и нужды всей киргизской народности. Все больше степные ярмарки этого года стали ареной киргизских политических съездов, где киргизы обсуждали и подписывали поданные потом на Высочайшее имя петиции. На этих же съездах были избраны делегаты, уполномоченные лично подать эти петиции. Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы». А.Н.Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать общенациональную газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания своей роли. Местом издания газеты был выбран Оренбург. Газета была названа "Казах" (1913-1918 годы), к работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Это поэт, прозаик М.Дулатов (1885-1935 годы), его первое собрание стихов "Оян, қазақ" ("Пробудись, казах") вышел в 1909 году. Заголовок книги стал манифестом к национально-угнетенному народу начала XX века, неслучайно весь ее тираж был конфискован царскими властями. 

    Газета «Казах»
    В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казах» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шуро-и-ислами» и «Шуро-и-улеми». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Уш жуз - Казахская социалистическая партия», которая была провозглашена в январе 1918 года С.Айтпеновым и К. Тогусовым. Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание. 
    5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.Партию «Алаш» возглавили – А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж.Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года ввключала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

    Либерально-демократические

    Социал-демократические

    Молодежные организации

    Движение тыловиков

    Кадеты

    Эсерты

    «Талап»

    Союз чернорабочих

    «Алаш»

    Меньшевики/Большевики

    «Жас қазақ»

    Союз арбакешей

    «Ушла жуз»

    «Жас азамат»

    Политические партии, движения и организации

    Партия «Уш жуз»

    Партия «Уш жуз» - сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. В газете «Революционная мысль» (Омск) 17 ноября 1917 года сообщалось: «Группа киргиз, не удовлетворенных программой национальной киргизской партии «Алаш», организованной известным кадетом Букейхановым, организовала особую социалистическую партию «Уш жуз», цель партии — объединение тюрко-татарского племени в России и требование федеративного устройства Российской Республики». Печатным органом была газета «Уш жуз». Партия «Уш жуз» была политическим объединением мелкобуржуазных демократов. По мере поляризации политических сил в Казахстане «Уш жуз» все более и более стала смыкаться с большевиками и противопоставляла себя партии «Алаш», выступила против создания «Алаш-Орды».  Но деятельность «Уш жуз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелян как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Уш жуз» прекратила свое существование.

    Партия «уш жуз»

    • 21-28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд. На нем было рассмотрено 14 вопросов: 
    • ·  форма государственного управления; 
    • ·  автономия в казахских областях; 
    • ·  земельный вопрос; 
    • ·  народная милиция; 
    • ·  земство;
    • ·  просвещение;
    • ·  суд;
    • ·  религия;
    • ·  женский вопрос; 
    • ·  подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей.
    • На Всероссийском мусульманском съезде «Шуро-и-ислами» было решено создать Казахскую национальную партию «Алаш». Программа «Алаш» была составлена А.Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И.Гумаровым, Т.Жаждибаевым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года.

    В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу. Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. 

    Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. 

    Партия «Алаш» ставила задачи создания войск для защиты народа; социального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары-Арка», также издавался журнал «Абай».

    Шуро-и-ислами

    «Шуро-и-ислами»- это организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», что привело к тому, что «Шуро-и-ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шуро-и- улеми». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Туркестанская (Кокандская) автономия - Мухториат

    26-29 ноября 1917 г. в Коканде состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд Мустафа Чокай. Съезд объявил Туркестан автономией (Туркестон мухториати. – узб.) в Федеративной демократической Российской республике. Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти - Временного Совета. Председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государственное образование называлось «Туркестони мухтариат» («Туркестанская автономия»). Ислам в автономии был признан государственной религией. Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра - революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство. Вфеврале 1918 года Кокандская автономия была разгромлена.

    Автономия алаш

    Состоявшийся 5-13 декабря 1917 г. в Оренбурге Второй Общеказахский съезд, заслушав доклад М.Чокая, оценил события в Коканде как отрицание демократического содержания в национально-освободительном движении, расправу с инакомыслящими, идеологическую нетерпимость, увлечение ультрареволюционными лозунгами диктатуры пролетариата. Съезд постановил образовать территориально-национальную Казахскую (Алашскую) автономию; организовать правительство Казахской автономии в лице Временного Народного Совета под названием «Алаш-Орда». Оно должно было сосоять из 25 членов. Местом пребывания Алаш-Орды временно избрать Семипалатинск.
    Председателем Всеказахкого Совета Алаш-Орда был избран А.Букейханов. Накануне съезда на страницах газеты «Казах» был опубликован проект программы партии Алаш. Партия Алаш предложила альтернативный путь развития казахского народа с учетом реалий того времени. Большевики, ставшие партией власти, не посчитали возможным идти на диалог с партией Алаш. Перед правительством стояли задачи формирования народной милиции и народной казны. Народная милиция необходима была  для обеспечения порядка внутри Алашской автономии, однако она была малочисленной и слабо вооруженной. Поэтому и сама военная политика нового государства носила оборонительный характер и преследовала главную цель - защиту от внешних посягательств. Как показали дальнейшие события, милиция оказалась не способной выполнить свою задачу и правительству Алаш-Орды пришлось спешно организовывать военные полки, обратившись для этого к российским офицерами – инструкторам.  Однако недолгой была жизнь этой автономии, не признавшей легитимности власти большевиков. Интеллигенция России, в том числе и казахская, в большинстве своем враждебно встретила революционный переворот в октябре 1917 г. Установление Советской власти в Казахстане растянулось на несколько месяцев - с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. Причем она устанавливалась в городах и населенных пунктах с преобладанием европейского населения, как правило, насильственным путем. Подобная ситуация сложилась и в центре Алашской автономии – Семипалатинске. Отказываясь признать советскую власть Алаш-Орда вынуждена была опираться на реальную военную силу в крае - казачью армию генерала А.Н.Дутова.
    Официальное объявление, сделанное 4 ноября 1918 г. "Сибирским правительством" о своей неспособности поддерживать казахскую автономию, полностью изменило ситуацию. Адмирал Колчак еще более ужесточил свое отношение к требованию националов, что заставило их обратиться к Советской власти. Несмотря на амнистию алашординцам в 1919 г., постепенно начались на них гонения: они изолировались от общественной, политической жизни, подвергались нападкам, репрессиям со стороны Советской власти. В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы 44 так называемых  «буржуазных националиста», а в сентябре – октябре 1930 г. – еще около 40 человек, 15 из них вскоре были сосланы в Центрально-Черноземную область. В  1937-1938 гг. НКВД фабриковал новое дело, объединившее практически все группы казахской интеллигенции – имевшей отношение к политической жизни региона до 1917 г. и в годы революции, Гражданской войны, а также в 20-30-е годы, научной, художественной, педагогической, инженерно-технической и т.д. Масштабность репрессий должна была подтверждаться «неопровержимыми доказательствами» широты, активности и не подлежащей сомнению серьезной опасности их действий. 28 февраля 1958 г. М.Тынышпаев, Д.Досмухамедов и Х.Досмухамедов и некоторые другие алашординцы были реабилитированы определением Специальной комиссии по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР, которая отменила также и первый приговор, вынесенный им 20 апреля 1932 г. тройкой при Полномочном Представительстве ОГПУ в Казахстане. Официальное объявление, сделанное 4 ноября 1918 г. "Сибирским правительством" о своей неспособности поддерживать казахскую автономию, полностью изменило ситуацию. Адмирал Колчак еще более ужесточил свое отношение к требованию националов, что заставило их обратиться к Советской власти. Несмотря на амнистию алашординцам в 1919 г., постепенно начались на них гонения: они изолировались от общественной, политической жизни, подвергались нападкам, репрессиям со стороны Советской власти. В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы 44 так называемых  «буржуазных националиста», а в сентябре – октябре 1930 г. – еще около 40 человек, 15 из них вскоре были сосланы в Центрально-Черноземную область. В  1937-1938 гг. НКВД фабриковал новое дело, объединившее практически все группы казахской интеллигенции – имевшей отношение к политической жизни региона до 1917 г. и в годы революции, Гражданской войны, а также в 20-30-е годы, научной, художественной, педагогической, инженерно-технической и т.д. Масштабность репрессий должна была подтверждаться «неопровержимыми доказательствами» широты, активности и не подлежащей сомнению серьезной опасности их действий. 28 февраля 1958 г. М.Тынышпаев, Д.Досмухамедов и Х.Досмухамедов и некоторые другие алашординцы были реабилитированы определением Специальной комиссии по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР, которая отменила также и первый приговор, вынесенный им 20 апреля 1932 г. тройкой при Полномочном Представительстве ОГПУ в Казахстане.

    Благодарю за внимание!



    написать администратору сайта