Политическое устройство спарты как антимодель Афинской демократии. Реферат по ИГИПЗС. Политическое устройство Спарты, как
Скачать 19.98 Kb.
|
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕФЕРАТ на тему: Политическое устройство Спарты, как антимодель Афинской демократии Работу выполнила студентка 1 курса очного отделения Мальцева Екатерина Алексеевна Тюмень- 2020 Оглавление .Введение 1.Особености образования греческих городов-государств 2.Афины 2.1 Социально- политическое устройство Афин. Афинская демократия. 2.2 Внешняя политика 3.Спарта 3.1 Социально- политическое устройство Спарты 3.2 Внешняя политика 4.Сходства и различия Спарты и Афин 5. Заключение 6. Список литературы Введение Спарта и Афины – два крупнейших античных полиса, сыгравших важнейшую роль в становлении государства и права в Древней Греции. О развитии политических систем в данных полисах нам известно из различных литературных источников. В то время как Афины становятся центром развития философской мысли, которая способствует возникновению демократии, Спарта же приходит к военной диктатуре. Актуальность данной темы заключается в том, что Древнегреческая цивилизация оказала огромное влияние на развитие римской и мировой культуры. Данный вопрос вызывает интерес поскольку сложно представить современное государство, части которого будут придерживаться разных политических режимов. 1. Особенности образования греческих городов- государств В период VII–VI вв. до н. э. почти во всех греческих городaх-госудaрствах имеют место события, которые сыграли большую роль в их истории. В Греции борьба между родовой аристократией и мaссой свободных происходила при более высоком уровне производительных сил и обменa, нежели это случилось ранее в странах древнего Востока. Тaк как здесь не было необходимых предпосылок для обрaзования крупных государств, где утвердилась бы деспотическая власть царя, не имелось значительных хозяйств и храмов, которые экономически подавляли бы хозяйство свободного производителя материальных благ, а также особенности расположения полисов некоторые из которых располагались на островах, послужили тому что борьбa мaсс свободного населения против знати имела здесь, безусловно, больше шaнсов на успех , нежели их собратьев в странах Востока. Благодаря тому, что свободное население в Греции оказaлось более сильным в экономическом и политическом отношении, ему удaлось свергнуть и господство родовой знaти, и долговое рабство. Победа массы свободных принимала форму установления «ранней тирании» — или единоличной диктатуры ставленника рядовых свободных, которая оказалась ненужной с уничтожением господства родовой знати, а на смену ей приходит республиканский строй. 2. Афины Афины с самого нaчала называли себя не aграрным, а торгово-ремесленным полисом. В Афинах с самого начала хорошо развивалось ремесло, земледелие и торговля. Именно поэтому Афины сразу стали местом притяжения людей из рaзных греческих областей. Возникновение этого полиса связывают с именем героя Тесея, который был основaтелем этого города. Фигура Тесея остaется легендaрной, а другие афинские политические деятели носили исторический характер. Например, в конце VII в. до н. э. в Афинах прaвил архонт Драконт (архонтами называли высших государственных чиновников). Драконт принял систему правовых норм – законы Драконта. Из них до нас дошел только один. Говорят о том, что он приказaл подвергать смертной казни человека, который совершит любое, даже самое незначительное преступление, в первую очередь преступление против собственности. Задача, которая стояла перед Драконтом, заключалась в том, чтобы создать в городе институт частной собственности. Неизвестно, как часто применялся закон Драконта о смертной казни, но после этого закона в Афинах возникает институт частной собственности. Еще одной важнейшей задачей правителей Афин была борьба с родовой аристократией. Было сложно добиться того, чтобы все люди принимали участие в управлении государством. На борьбу с родовой аристократией и создание демократической системы управления были направлены реформы двух крупных законодателей Афин VI века до н. э. – Солона и Клисфена. Реформы Солона: - отмена долговой кобалы - долговый камни убраны с полей - выкуп должников за счёт государства - возвращение крестьянам их земельных участков - установление максимального размера земельного участка - разрешение свободной купли-продажи земли - деление граждан по имущественному цензу -создание органов гос. управления ( совет четырёхсот, провозглашение народного собрания высшим органом власти) Реформы Клисофена: - Создание Совета 500(буэл) -Введение остракизма -Создание коллегии Стратегов Данные реформы послужили началом установления в Афинах демократического политического режима. 2. 1.Социально- политическое устройство Афин. Афинская демократия. Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй, — говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан». Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров) основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина. Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями государственной власти. Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18–летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей. 2.2 Внешняя политика Афин В середине V в. отчётливо выступает новое направление афинской внешней политики, которое впервые наметилось ещё при Фемистокле. Афины заключают соглашения с Керкирой, с Сегестой и Леонтинами в Сицилии, с Регием в Италии. Перед афинскими торговыми кругами открылись, таким образом, пути проникновения на запад.В 443 г., стремясь укрепить своё влияние в Италии, афиняне вывели на её южное побережье колонию Фурии. Этой колонии с самого начала был придан характер общеэллинского предприятия, что должно было повысить авторитет Афин в глазах всего греческого мира. Чтобы обеспечить интересы Афин на Чёрном море и расширить морской союз за счёт включения в него причерноморских городов, Перикл предпринял около 437 г. понтийскую экспедицию — большой морской поход в Чёрное море. В результате похода Афины укрепили своё влияние на южном побережье Чёрного моря. Возможно, тогда же в состав союза вступили и некоторые города Западного Причерноморья. Усиление афинского влияния в Причерноморье и попытки Афин утвердиться в Западном Средиземноморье обострили противоречия между Афинской архэ и городами Пелопоннесского союза и привели к крупнейшей в истории Греции войне, называемой обычно Пелопоннесской войной. 3.Спарта Дорийский полис Спарта появился в период Темных веков Греции. В этот период греки-дорийцы переселялись на Пелопоннес и подчиняли себе прежнее ахейское население. По легенде Пелопоннес был разделен между потомками Геракла, возглавившими вторжение. Кресфонт получил Мессению, Темен — Арголиду, а сыновья Аристодема — Лаконику. В Архаическую эпоху Спарта вела трудные войны с другим дорийским полисом Аргосом. Победы Спарты при Фирее и Сепее подорвали силу Аргоса, и в Классическую эпоху этот полис не решался воевать против исконного врага в одиночку. Тем не менее, Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя в битве при Сепее, чтобы у спартанской молодежи было, на ком учиться воевать. В VI веке до н. э. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но полисы Аркадии не вошли в состав спартанского полиса, а стали его младшими союзниками. Так была заложена основа Пелопоннесского союза. В этот альянс, возглавляемый Спартой, вошли также Элида, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники выставляли отряды в объединенное войско, которое вели в поход цари Спарты. 3.1 Социально- политическое устройство Спарты Общество Спарты состоял из трех социальных групп. Его вершиной были полноправные спартиаты или «равные», потомки завоевателей-дорийцев. Ниже их были периэки, лично свободные, но не имеющие политических прав жители Лаконики и Мессении. Периэки имели право заниматься ремеслом, а также должны были служить в спартанской армии наравне с гомеями. Илоты были рабами спартанской общины. Создание своей политической системы спартанцы приписывали законодателю Ликургу. Но отделить правду от вымысла в его биографии не могли уже в Античности. Скорее всего, Ликургу приписали комплекс преобразований спартанского общества, который внедрялся на протяжении всей Архаической эпохи к середине VI века до н. э. превратил ее в военизированное государство. Во главе Спарты стояло два царя из двух правящих одновременно царских династий. Им помогал в управлении совет аристократов, герусия. В него входило 30 членов, и за каждым царем было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий — оно только утверждало законопроекты герусии. В VI веке до н. э. к ним добавилась коллегия 5 эфоров, которые контролировали деятельность царей. По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.Спартанские мальчики начинали свое обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы. Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет. Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты. Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости. Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Данное мероприятие было направленно на сплочение граждан, однако наоборот способствовало расслоению общества, так как не все жители спарты имели возможность уплатить взнос что приводило к невозможности участия их в политической жизни. 3.2 Внешняя политика Спарты Спартанцы окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту- спартанцы ничего не покупали и ничего не продавали. В 8 в. до н. э. в Спарте, как и в других греческих полисах, возникала острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав соседнюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое населения были объявлены собственностью всех граждан Спарты. Спарта последовательно вела антиперсидскую политику. Она заключала союзы с врагами Персии – Крезом, Амасисом и скифами – и нападала на таких друзей Персии, как тираны Самоса и Афин. Поскольку Персия покровительствовала тиранам в греческих государствах, находившихся под ее контролем, враждебность Спарты к тиранам совпадала с ее враждебностью к Персии. Целью Спарты было остановить персидскую экспансию и укрепить свой союз. Таким образом можно сказать что военная диктатура установившаяся в Спарте, соответствовала потребностям полиса, а агрессивная внешняя политика скорее служила способом выживания. 4. Сходство и различия Спарты и Афин 3. Афины были интеллектуальным центром Древней Греции, в то время как Спарта больше напоминала военный лагерь. 4. Если жители Афин любили сидеть на солнце, читать стихи и слушать мудрые слова философа, то Спартанцы приносили все человеческие эмоции в жертву военному ремеслу. 5. Спарта была преимущественно аграрной страной – в силу своего географического положения. Наиболее важным сектором экономики Спарты был импорт металлов. Афинская же экономика была напрямую связана с торговлей. Неслучайно именно Афины стали передовой торговой державой Средиземноморья в 5 в. до н.э. 6. В Спарте, как и в Афинах, помимо полноправных граждан имелся и класс полубесправных – периэков и полностью бесправных – илотов. Периэки был личную свободу, но гражданскими правами они не обладали и обязаны были платить налог в государственную казну. 7. Афины и Спарту отличала внешняя политика. Спарта стремилась удержать то, что имела, поддерживая свою армию в постоянной боевой готовности. Афины, напротив, желали контролировать все больше и больше земель вокруг них. 8. В конце концов, разногласия между Афинами и Спартой привели к полномасштабному конфликту – Пелопоннесской войне. После длительной осады в апреле 404 г. до н.э. Афины сдались. Высокие стены города были снесены, а весь военно-морской флот был увезен спартанцами. Растеряв все колонии, Афины перестали играть роль центра древнегреческой цивилизации и утратили возможность определять судьбы других греческих народов. Но, будучи колыбелью античной культуры и образования, Афины продолжали влиять на идеи мыслителей далеко за пределами Эллады Заключение Проанализировав историю развития полисов можно сказать что политические системы сложившиеся в них являются противоположными, не смотря на то что обе эти системы были направлены на создания равного общества. Афинская демократия предоставляла людям больше политических прав и личностных свобод данная мера во многом обусловлена особенностью жизни Афинян и их потребностями. В это же время Спарта была отстранённым полисом специализирующемся на военном ремесле, полностью отвечающем их потребностям. Личные и политические права в Спарте были более узкими. Граждане Спарты жизнь которых была регламентирована с самого детства, скорее всего даже и не стремились к демократии. Политика военной диктатуры была самой удачной для общества воинов, как и в любой армии все должны подчинятся главнокомандующему, так и в государстве царю. Особенность образования греческих полисов, которые имели разную специализацию, полностью объясняет возможность существования двух разных политических систем в одном государстве. Список литературы: 1) М. Ш. Альмухаметова, А. В. Кузнецов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,2014. 280 с.. 2014 2)Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история/ Гл. р И. Алешина и др.- М. Аванта+ 1993.-687с.:ил. 3)1. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. Т.1. М., 1983. С.194-217. 4) Печатнова Л.Г. Спартанские парфении // Античный мир. Проблемы истории и культуры. Сборник научных статей к 65-летию со дня рождения проф. Э.Д. Фролова. Под ред. И.Я. Фроянова. СПб., 1998. С.172-186. 5) Фукидид. История / пер. Г.А. Стратановского. – М.: Ладомир, 1999. – 736 с. 6) Елизаров М.В. Сравнительный анализ государства Спарты и Афин//Философия, культурология, социология и религия: история и современность: сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 30 апреля 2016 г. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука» - 2016. - 144 с. 7)https://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/vneshnyaya-politika-afin.html дата посещения сайта 28.11.2020( 21:53) |