Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Политика царя в отношении отдельных категорий лиц

  • 1.1 Отношение к служилым людям

  • 1.2 Отношение к податному населению

  • Глава 2. Внутренняя политика 2.1 Торгово-экономическая политика правительства

  • 2.2 Налоговая политика правительства

  • Глава 3. Органы власти и управления. Формирование элементов абсолютизма

  • Список литературы

  • Политика царя в отношении, отдельных категорий лиц 1 Отношение к служилым людям. 2 Отношение к податному населению


    Скачать 38.74 Kb.
    НазваниеПолитика царя в отношении, отдельных категорий лиц 1 Отношение к служилым людям. 2 Отношение к податному населению
    Дата05.12.2022
    Размер38.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла124988.docx
    ТипГлава
    #829210


    Содержание
    Введение

    Глава 1. Политика царя в отношении, отдельных категорий лиц

    1.1 Отношение к служилым людям.

    1.2 Отношение к податному населению

    Глава 2. Внутренняя политика

    2.1 Торгово-экономическая политика правительства

    2.2 Налоговая политика правительства

    2.3 Органы власти и управления. Формирование элементов абсолютизма

    Глава 3. Органы власти и управления. Формирование элементов абсолютизма

    Заключение

    Список литературы

    Введение
    Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века. Слишком мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально подчинился влиянию бывшего своего дядьки Б.И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам г. Котошихина, «гораздо тихим». Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, - пишет он, - здешняя честь, аки прах». Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Родион Стрешнев не согласился. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.

    «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (картина Николая Сверчкова)

    Самюэль Коллинз - английский врач при царском дворе - сообщает, что «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Он редко посещает своих подданных… Когда Царь отправляется за город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами»

    Письмо царя Алексея Михайловича своему двоюродному брату стольнику Афанасию Матюшкину, писанное тайнописью (тарабарщиной)

    Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому. Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра. Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час» (то есть всему своё время) - писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится».

    Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка, выполненное самим государем. Секретарь датского посольства Андрей Роде, свидетельствует, что государь занимался и артиллерией. Как записал он в своем дневнике: 11 апреля 1659 года «Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)». Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачел боярам на заседании Думы. С 1659 г. Алексей Михайлович пытался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет. В 1665 г. с этой целью была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через нее с общеевропейской почтовой системой. Царь проявлял большой интерес к разным системам тайнописи. Вновь разработанные шифры использовали в дипломатической практике. В приказе Тайных дел хранились прорисовки египетских иероглифов, выполненных по книге египтолога А. Кирхера. В круг интересов царя входила астрология. Следуя советам своего врача Самуила Коллинса, он позволял на основе рекомендаций медицинской астрологии пускать себе кровь. Алексей Михайлович был настолько увлечен звездным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А.С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп. В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой. 21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все».

    Глава 1. Политика царя в отношении отдельных категорий лиц

    окладной налог политика романов

    Алексей Михайлович был умным и высокообразованным человеком. Однако, по отзывам современников, он производил далеко не однозначное впечатление. В жизни, быту это был мягкий, благодушный человек (не случайно в исторической литературе его часто называют «тишайшим»). В то же время как царь он в полной мере проявил себя властным и деятельным политиком, умевшим принимать смелые и самостоятельные, а подчас и жесткие решения государственного значения. Историк В.О. Ключевский считал, что царь Алексей «много помог успеху преобразовательного движения» в России. Алексей Михайлович как реформатор, вне всякого сомнения, является предшественником Петра I, именно он начал тот преобразовательный процесс всех сторон жизни общества, который активно продолжил впоследствии его сын Петр Алексеевич.
    1.1 Отношение к служилым людям
    Уже в Соборном уложении было зафиксировано постепенное сближение поместного землевладения с вотчинным. Процесс сближения дворянства с боярской верхушкой приводит к изданию указа 1675 г. о запрещении перехода приборных людей (то есть самой низшей прослойки служилого населения) в дети боярские. Это превращало служилое сословие в замкнутую (по происхождению) социальную группу общества. В 1682 г. было отменено местничество, то есть особые служебные преимущества лиц родовитых фамилий.

    Одновременно приборные люди все больше сближаются с тяглым населением. С 1668 г. часть из них начинает платить натуральный оброк (так называемый «четвериковый хлеб»), с 1679-1680 гг. они, наравне с крестьянами, платят подворную подать. В дальнейшем (в начале 20-х гг. XVIII в.) приборные люди будут переведены в разряд государственных крестьян.

    Таким образом, с одной стороны, происходит естественное сближение верхних слоев населения (родовитого боярства со служилыми людьми по отечеству), а с другой, - правительство в указном порядке проводил резкую грань между низшей группой служилого населения по отечеству - детьми боярскими и служилыми людьми «по прибору». Приборные люди становятся ближе к земскому (тяглому) населению, чем к верхам служилых чинов.

    Все это происходит в условиях юридического оформления крепостного права в России. В 1649 г. крестьяне были признаны «крепкими» месту своего проживания и личности землевладельца. В последующие годы постепенно вводится государственный сыск беглых крестьян (институт «сыщиков»).
    1.2 Отношение к податному населению
    Одна из главных задач в этом вопросе заключалась в необходимости оформления прав и обязанностей посадского населения.

    Уже в первой половине XVII в. политика в отношении разных слоев посадского населения - «лучших», «середних» и «молодщих» - четко различалась. Так еще в 1613 г. верхи посада (гости и торговые люди привилегированных гостиной и суконной сотен) были освобождены от посадского тягла и от подсудности воевод и приказных людей. Правительство их использовало как своих финансовых агентов: по его поручению они вели заграничную торговлю, выполняли подряды на государственные строительные работы, собирали косвенные налоги (таможенные пошлины, кабацкие деньги и т.д.) на откупной системе. Для основной же массы посадского населения наблюдалось неуклонное увеличение налогов и повинностей, а в Соборном уложении они фактически были поставлены на положение крепостного населения: приписаны к посадам без права покидать их.

    Алексей Михайлович продолжил политику оформления сословных привилегий верхам посада. В 1649 г. был издан указ, по которому удовлетворяется одно из главных требований купеческой верхушки: во внутренней торговле была ликвидирована конкуренция иностранных (преимущественно английских) купцов. В Англии еще во времена Ивана Грозного была создана так называемая Московская компания, которая получила право беспошлинной торговли на территории России. Указом 1649 г. торговые привилегии английским купцам отменялись (любопытна мотивировка: за то, что они «государя своего Карлуса короля убили до смерти имеется в виду казнь короля Карла I 30 января 1649 г. за такое злое дело, - сказано в указе, - в Московском государстве вам быть не довелось»).

    По Соборному уложению посадские люди (все их слои) получили преимущественное право свободы торговли среди тяглого населения: сам же крестьянский торг был ограничен исключительно розничной продажей с возов.

    В 1649 г. правительство отреагировало и на второе важнейшее требование посадских людей - начало ликвидацию «белых слобод» (за три года действия реформы количество беломестных дворов было сокращено на 32,2%), запретило закладничество и продажу лавок и лавочных мест беломестцам. В целом это означало расширение сферы действия посадского тягла. Для проведения реформы был создан специальный Сыскной приказ. Реформа проводилась до прихода к власти патриарха Никона (1652), который выступил яростным противником посадских преобразований (так как они затрагивали интересы церковных учреждений).

    Остальные слои тяглого населения (крестьяне, бобыли, холопы и т.д.) правительство интересовали постольку, поскольку они обеспечивали поступление основной части налогов в государственную казну и содержали на своих плечах помещиков и немалое количество чиновников (приказных людей). В целом идет процесс постепенного сближения всех основных групп тяглых людей с крестьянами. Этот процесс будет завершен при Петре I.

    Глава 2. Внутренняя политика
    2.1 Торгово-экономическая политика правительства
    Протекционистская политика (ограждение интересов русского купечества от конкуренции иностранных торговцев), начатая в 1649 г., была продолжена и в дальнейшем. Наиболее крупными актами в этой сфере было издание двух уставов: Таможенного и Новоторгового.

    Таможенный устав («Уставная таможенная грамота») был принят в 1653 г. Он отменил множество мелких таможенных торговых сборов и ввел единую «рублевую» пошлину - 10 копеек с рубля за продажу соли и 5 копеек - со всех остальных товаров (для иностранцев пошлина была повышена). На основании этого устава через год была издана «Уставная грамота», которая запретила взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. В итоге остались таможенные преграды и укреплялись внутренние рыночные связи, а также ограничивалась роль иностранных купцов.

    Еще более протекционистский характер имел Новоторговый устав («Новый торговый устав»), принятый в 1667 г. Он строго и досконально регламентировал торговую деятельность зарубежных купцов: они могли торговать лишь в пограничных городах (Архангельск, Псков, Новгород); не могли заключать торговые сделки между собой; не могли производить розничный торг; для въезда во внутренние области страны они должны были получить специальную царскую грамоту и заплатить двойную пошлину (кроме «рублевой пошлины» они должны были заплатить «проезжую пошлину» в иностранной валюте).

    Новоторговый устав имел также ярко выраженный меркантилистский характер. Его автором, как и инициатором всей торгово-экономической политики, был А.Л. Ордин-Нащокин, один из крупнейших политиков-экономистов России того времени. Суть теории меркантилизма заключалась в идее накопления в стране значительного денежного капитала. Считалось, что для обеспечения богатства страны нужно привлекать в нее денежный металл и следить за тем, чтобы внешний торговый баланс был положительным.

    Приверженность теории меркантилизма (с современной точки зрения ошибочной) определила и денежную политику правительства Алексея Михайловича. Для привлечения ценных металлов в страну пошлины с зарубежных купцов брали исключительно в иностранной валюте - «ефимками» (так в России называли европейские монеты - иоахимсталеры; название происходит от места их чеканки - г. Иоахимсталя в Богемии). Для увеличения денег в стране ефимки перечеканивали на московском монетном дворе, понижая при этом долю серебра до одной трети (иногда и больше) при сохранении их номинальной стоимости (то есть производили «порчу монеты»). Принимая один ефимок за 50 коп., правительство делало из него в середине века 64 коп., что давало казне 28% дохода с каждого ефимка. В 1654 г. вес серебра понизили еще больше и до-I вели доход до 100% (то есть из одного ефимка стали чеканить 1 рубль). Одновременно (с 1656 г.) стали выпускать медные монеты, искусственно I приравняв их стоимость к курсу серебряных монет.

    Все это привело к громадной инфляции в стране. Медный рубль стал цениться на рынке в 10-12, а к началу 60-х годов даже в 20-25 раз дешевле серебряного. Инфляция, в свою очередь, обернулась сильным взвинчиванием цен. Положение усугубилось тем, что правительство требовало налоги в серебряной валюте, а свои обязательства перед населением (например, жалованье служилым людям) выполняло медными деньгами. И как следствие - взрыв народного недовольства: московское восстание 25 июня 1662 г. Народный мятеж, названный «Медным бунтом», был усмирен верными правительству отрядами стрельцов и личным обещанием царя наказать виновных.

    2.2 Налоговая политика правительства
    Налоговые поступления в казну состояли из двух видов: окладные и неокладные денежные сборы.

    Окладными налогами назывались те, по которым заранее назначался определенный, обязательный для плательщика, размер платежа; «оклад». К окладным относились все прямые и основная часть косвенных налогов. Все остальные налоги были неокладными.

    В середине XVII в. существовало, по крайней мере, девять видов окладных налогов: 1) посошная подать («живущая четверть», подворная подать) или ясак (с нерусского населения) - основной вид прямого налога; 2) стрелецкие деньги (прямое обложение на жалованье стрельцам); 3) пищальные деньги (прямое обложение на приобретение оружия); 4) полоняничные деньги (прямое обложение на выкуп пленных); 5) ямские деньги (прямое обложение для обеспечения средств внутригосударственной связи); 6) городовое дело (постройка укреплений); 7) ямчужное дело (изготовление пороха); 8) таможенные и кабацкие деньги - основной косвенный налог на торговые операции внутри страны и продажу спиртных напитков в «царских кабаках»; 9) пятинные деньги («пятая деньга», «десятая деньга» или «двадцатая деньга») - экстренные сборы (20, 10 или 5% со стоимости имущества налогоплательщиков).

    Неокладными налогами были экстренные сборы («запросные деньги») в виде добровольных взносов населения, судебные сборы («головщина»), проезжие пошлины - «мыт», торговые пошлины - «тамга»: подъемные, посаженные, побережные, свальные и многие другие. Заметное место в системе косвенных налогов занимали оброки с лавок, кузниц, мельниц, соляных варниц и различных промыслов: рыбных ловель, бобровых гонов, бортных ухожиев, сенокосов и т.д.

    Количество прямых налогов в течение XVII в. увеличивалось, однако первое место в бюджете страны принадлежало косвенным окладным налогам - особенно таможенным и кабацким сборам. В 1680 г. их доля составляла 56% от всех налогов.

    При этом в организации сбора косвенных налогов правительство обычно использовало систему откупов: кто предложит большую сумму оплаты на получение права сбора налога в течение предстоящего года. Если желающих дать откуп не находилось, то применялся другой метод сбора налогов: передача его на ответственность выборных лиц («верных голов» и «целовальников»). При этом устанавливался оклад, то есть сумма, подлежащая сдаче в казну, независимо от фактического сбора. Оклад каждого следующего года определялся по уровню предыдущего (с некоторым прибавлением суммы сбора).

    Большая роль в сборе косвенных налогов ложилась на финансовых агентов правительства - «верных голов» и «целовальников». Ими, как правило, были лица, избираемые местным посадским обществом из числа его богатых слоев (которые могли своим имуществом покрыть недостающую часть сбора в случае неудачного финансового года; обычно они еще больше богатели на этих сборах). «Верными головами» и «целовальниками» они назывались потому, что при принятии должности целовали крест и приносили присягу в добросовестном («верном») исполнении обязанностей.

    Организационно-экономические мероприятия. Правительство Алексея Михайловича решало и некоторые другие задачи. Среди них - организация ямской службы; первые попытки крупного судостроения (в конце 60-х годов на Оке в с. Дединове было построено судно «Орел»; сгорело в Астрахани в 1670 г.); обсуждение проекта сооружения канала для соединения Белого моря с Волгой; появление прообраза газеты - листка «Куранты» (исключительно для придворного использования) и др.

    Большое значение имело расширение связей с Западной Европой: активно приглашались иностранные специалисты; шире чем раньше стали практиковаться выезды русских людей за границу; для сношения с Западом (в основном для государственных нужд) была заведена регулярная почта.

    Глава 3. Органы власти и управления. Формирование элементов абсолютизма
    Особенности российского абсолютизма. Особенностью царской монархии при Алексее Михайловиче было формирование элементов абсолютизма, то есть формы феодальной монархии с неограниченной властью главы государства. Условия существования классического абсолютизма в Западной Европе историческая наука рассматривает как определенное равновесие между феодальными магнатами (сеньорами) и растущей буржуазией. В момент образования абсолютизма эти соперничающие между собой социальные слои достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает по отношению к ним как бы определенную «самостоятельность», становится как бы посредницей между ними, укрепляя при этом свою власть.

    Формирование абсолютизма в России происходило в несколько иных по сравнению с западноевропейскими странами социально-экономических условиях. В момент сложения абсолютизма в России (вторая половина XVII - первая четверть XVIII в.) здесь еще не было буржуазии и потому не существовало силы, «уравновешивающей» требования дворянства. В борьбе за расширение сферы своей власти российский царь вынужден был опираться прежде всего на дворянство. Но это ставило верховную власть в некоторую «зависимость» от своей социальной опоры.

    Превращаясь в неограниченного самодержца, царь вынужден был удовлетворять основные требования дворянства - расширение прав на землю (как основное средство производства) и на рабочие руки - крестьян (как основную производительную силу). В результате тогда, когда в Западной Европе происходило становление буржуазного общества (XVII столетие было временем свершения буржуазной революции в Англии и расцвета абсолютной монархии во Франции), Россия шла по линии укрепления основ феодально-крепостнического.

    Российский тип абсолютизма в некоторых отношениях сходен с абсолютизмом стран Центральной Европы. Первые его предпосылки проявились во второй половине XVI в., когда царь Иван IV Грозный пытался придать термину «самодержавие» новый смысл - самовластие. Социально-экономический и династический кризис конца XVI - начала XVII вв. замедлил становление российского абсолютизма, но не остановил его. В первой половине XVII в. (в период правления Михаила Федоровича) были заложены основы понимания абсолютной власти царя, а в титулатуру царя в 1625 г. был включен термин «самодержец». С середины XVII в. (в правление царя Алексея Михайловича) началось формирование реальных элементов абсолютизма. Форсированное оформление абсолютизма в России пришлось на конец XVII - первую четверть XVIII вв. (в период царствования Петра I).

    Появление в социально-политическом строе России во второй половине XVII в. элементов абсолютизма (именно элементов, ибо сам абсолютизм сложился в России лишь в первой четверти следующего XVIII века) выразилось в резком усилении личной власти царя, прекращении созывов земских соборов, постепенной утрате реальной значимости Боярской думы, укреплении системы централизации и бюрократизации управления, Б сокращении реального значения местного самоуправления. При этом не следует забывать, что в XVII в. все это - в основном еще только тенденции.

    Первая половина XVII-гo столетия явилась временем расцвета деятельности земских соборов. Если за весь XVI в. собиралось не более десяти земских соборов, то за первую половину XVII в. их было не менее двадцати.

    Земские соборы нередко называются органом сословного представительства, а время их существования (1549-1653 гг.) - периодом сословно-представительной монархии в России. Такое определение едва ли справедливо. В России не было не только правильных выборов, но не было и полного представительства сословий. Не было выработано и четкой периодичности работы соборов; они созывались нерегулярно и исключительно по инициативе царской власти. Присутствие на соборах было, скорее, обязанностью, а не правом. Никогда не определялась степень полномочий земских соборов, их функциональная роль в управлении. Вместе с тем не обходимо отметить, что с помощью земских соборов правительство стремилось решать наиболее важные вопросы управления.

    Земские соборы чаще всего имели совещательный характер (1632. 1637, 1642, 1650, 1651, 1653 гг.), иногда осуществляли исполнительную власть в стране, управляли текущими делами (с 1613 по 1622 г.), два раза соборы решали судьбу государства - избирали его главу (в 1598 и 1613 гг.), один раз выступили органом общегосударственного законодательства (в 1649 г. утвердили Соборное уложение).

    В целом земские соборы в определенной степени помогали царю проводить централизацию государственного управления, несколько ограничивая безмерную в предшествующее время роль Боярской думы. Вместе с тем существование даже нерегулярно созываемых земских соборов несколько ограничивало (правда, скорее формально, чем фактически) полноту власти царя.

    Поэтому по мере укрепления царского трона необходимость в земских соборах стала отпадать. Собор, созванный в 1653 г. по вопросу о вхождении Украины в состав России и о предстоящей войне с Речью Посполитой, фактически стал последним «общегосударственным» и «общесословным» представительством. Правда в дальнейшем (1681 г. и 1682 г) созывались сословные совещательные собрания выборных дворян, но они уже не носили характера прежних земских соборов.

    Боярская дума. Боярская дума являлась традиционным органом феодальной аристократии. Это было высшее законодательное и судебное учреждение, без согласия которого не принималось ни одно сколько-нибудь важное государственное решение.

    Боярская дума выражала интересы широких слоев феодалов и являлась надежной социальной опорой царя в деле возвышения его власти, централизации государственного управления. Уже в XVI в. представители дворянства, наряду с боярами, играли в думе достаточно заметную роль.

    Падение «аристократизма» думы, начавшееся задолго до Алексея Михайловича, особенно активно проявляется в годы его царствования. В целом в XVII в. представители родовитых фамилий составили только 37,8%, а неродовитых - 62,2%. В этом отношении характерен состав Боярской думы конца 70-х годов; она состояла из 42 бояр (43,3%), 27 окольничих (27,8%), 19 думных дворян (19,6%), 9 думных дьяков (9,3%).

    Вместе с тем резко возрастает численность состава думы. Если при Борисе Годунове он не превышал 30 человек, в начале правления Михаила Федоровича дума состояла из 40 человек, то к концу царствования Алексея Михайловича в ней числилось уже 97 человек. Эта тенденция продолжалась и в последующие десятилетия: при Федоре Алексеевиче зафиксирован состав думы в 167 человек (в 1,7 раза больше, чем при Алексее Михайловиче!).

    Это делало думу все более неэффективной в решении текущих вопросов государственного управления. В связи с этим уже в XVI в. рядом с думой появляется и действует более узкий круг близких к царю лиц, фактически принимавших решения по текущему управлению. Эти лица чаще всего назывались Ближней думой. Существовала такая и во времена Алексея Михайловича. В 1654 г. она была преобразована в Тайную думу - орган, взявший на себя роль контроля по основным вопросам функционирования общества. Этот орган существовал рядом с Боярской думой и все более вне ее контроля.

    В XVII столетии наблюдается и другая тенденция - происходит, с одной стороны, бюрократизация самой думы, а с другой, - постепенное ограничение ее политического влияния на дела управления страной. Это было связано с началом складывания абсолютизма царской власти. Ограничение думы в правах начинает проявляться после издания Соборного уложения.

    При Алексее Михайловиче Боярская дума из самостоятельного высшего органа власти постепенно превращалась в парадное, терявшее законодательные права собрание высшей знати. Царь зачастую основные решения государственного характера принимает не на заседаниях Думы, а на узких совещаниях с «ближними людьми». Если ранее (в XVI и начале XVII вв.) все указы выходили, как правило, с формулировкой «приговорил царь со всеми бояры» (или «уложил царь со своими бояры»), то, начиная с середины XVII в., все чаще государственные законы начинаются фразой: «Царь указал и бояре приговорили» или «По указу великого государя бояре приговорили».

    Указы, издаваемые царем без согласования с думой, получали название именных (то есть указов, изданных от имени царя). За период царствования Алексея Михайловича именные указы составили 92% всех законов, вышедших в это время. При следующем царе, Федоре Алексеевиче, количество именных указов значительно сократилось (их стало 60%), но сама практика сохранилась. Правда, именные указы чаще всего не имели принципиального значения для общественно-политического развития страны в целом; они, как правило, издавались по частным вопросам управления. Но самое главное здесь состоит в том, что именные указы стали издаваться. Всесилие Боярской думы было нарушено. Царская власть получила возможность расширять свои полномочия и дальше.

    При Алексее Михайловиче произошло довольно заметное возвышение царской власти, которая все более становилась самодержавной по своему характеру. Этот царь являлся ярким представителем складывающегося в России абсолютизма. При нем происходит заметная концентрация государственной власти и важнейших нитей управления в одних руках. Личность и власть царя обожествляются. Создается сложный церемониал появления царя на народе, который подчеркивает могущество и недосягаемость царской власти. Все слои населения считаются подданными царя. Перед его личностью все (даже самые родовитые люди) называют себя уменьшительными и уничижительными именами: бояре - «Петрушками», «Ивашками» и т.д.; служилые люди - «холопами», крестьяне и посадские люди - «сиротами», духовные лица (церковный клир) - «богомольцами».

    Приказная система управления. XVII в. явился временем расцвета приказной системы, которая развивалась без всякого плана и главным образом количественно. Всего в XVII в. действовало до 80 приказов, одновременно - иногда до 40.

    Приказы делились на царские (светские) и патриаршие (церковные). Царские приказы подразделялись на дворцовые (управлявшие личным хозяйством царя) и казенные (общегосударственные). В свою очередь, последние подразделялись на ведомственные и территориальные приказы. Важнейшие дворцовые приказы все более приобретали черты общегосударственных (казенных) учреждений.

    Фундаментальными вопросами внешней политики России ведал Подольский приказ. Коренными проблемами внутренней политики занимались приказы: военно-административные, административно-финансовые, административно-судебные, а также специального назначения.

    К военно-административным относились приказы: Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Иноземский, Рейтарский, Сбора ратных людей, Сбора даточных людей, Городового дела, Оружейный, Бронный, Пушкарский, Ствольный и многие другие.

    Среди приказов административно-финансовых выделялись: Казенный, Большого прихода, Большой казны, так называемые «четвертные» (Новгородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская чети [четверти]), Новая четверть, Хлебный, Полоняничный, Доимочный и т.д. К административно-судебным приказам относились: Разбойный, Земский, Холопий, Челобитный, Сыскных дел, группа судных приказов (Дмитровский, Рязанский, Московский, Владимирский, Казанский) и др. Приказы специального назначения подразделялись на общегосударственные ведомственные, общегосударственные территориальные, дворцовые, патриаршие.

    К ведомственным относились приказы: Тайных дел, Печатный (государственная печать на документации), Печатный («книгоиздательский»), Счетных дел, Приказных дел, Ямской, Рудокопный, Преображенский и др.

    Территориальный характер носили приказы: Казанского дворца, Сибирского дворца, Малороссийский, Княжества литовского, Княжества Смоленского, Великой России и др.

    Дворцовыми (кроме вышеназванных) были приказы: Большого дворца, Дворцовый судный, Конюшенный, Сокольничий, Постельничий, | Золотых и серебряных дел, Иконный, Панихидный, Аптекарский, Каменных дел и др. /

    Патриаршими приказами являлись: Казенный, Судный (разрядный), Церковных дел, патриаршие дворцовые приказы.

    Для приказной системы в XVII в. была характерна крайняя путаница в делах и делопроизводстве. Приказы как органы центрального управления сыграли свою положительную роль в создании централизованного государства (вторая половина XV - XVI вв.), но не могли выполнять свою задачу в процессе оформления основ абсолютизма. Приказное управление оказалось громоздким, бюрократически запутанным и чрезмерно раздробленным. Оно не имело стройного внутреннего единства, четкого разграничения функций между отдельными приказными учреждениями. Наблюдалось смешение судебных, административных и финансовых функций в одном учреждении, а также нередко ограничение ведомственных полномочий определенными территориями.

    К концу правления Алексея Михайловича стало понятно, что необходимы преобразования в приказной системе. Попытки реформирования приказов были предприняты в царствование Федора Алексеевича - в 1679-1681 гг. В основном они свелись к двум моментам: объединению родственных приказов в один и передаче ряда самостоятельных учреждений под управление одного лица (начальник приказа обычно назывался судьей). Этими мерами правительство пыталось уменьшить количество приказов и сократить круг лиц центрального аппарата управления.

    Но они не дали существенных результатов. В целом перестройка приказов в XVII в. только наметилась. Она была проведена лишь в следующем, XVIII в.

    Местное управление. Территория страны в XVII в., как и раньше, делилась на уезды. В конце столетия в России насчитывалось 146 уездов (по другим данным - до 250). Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие административные единицы, называвшиеся в разных местах по-разному: волости, станы, погосты и т.д. (в Среднем Поволжье части уездов назывались дорогами).

    Главами местной администрации были воеводы, назначаемые Разрядным приказом в города как уездного, так и местного значения. Через каждые два-три года правительство практиковало смену воевод. Служба воевод была «корыстная», она приносила им денежный и натуральный доход. Это был пережиток кормлений удельного периода, формально отмененных еще в 1556 г. Правда «корыстный» характер воеводской службы был отменен в середине XVII в. (в 1656 г.), но фактически он сохранялся до петровских преобразований.

    Реальная роль в местном управлении и административные полномочия воевод делали их положение противоречивым. С одной стороны, воеводы имели широкую, практически ничем не ограниченную власть; с другой, - они были полностью бюрократически зависимы от московских приказов и не могли принимать самостоятельных решений даже по самым незначительным делам. Правда, реального контроля над действиями воевод практически не было.

    Центром воеводского управления была приказная (в крупных городах) или съезжая (в остальных городах) изба. В составе служителей были дьяки, подьячие, приставы (неделыцики), рассылыцики, сторожа и т.д. В крупных городах (типа Казани) приказные избы структурно подразделялись на столы (по ведомственному признаку).

    Новое для XVII в. в местном управлении - уменьшение значения земского самоуправления. Губные и земские учреждения сохранялись, но их значение в управлении изменилось. Они все более подчиняются воеводскому (то есть приказному, бюрократическому) управлению, действуют под контролем и по приказу воевод.

    Губные учреждения (органы уголовного судопроизводства). В 1669 г. губные старосты (выборные должности) были подчинены губным сыщикам (которые действовали в контакте с воеводами, но подчинялись центральным правительственным учреждениям). Таким образом, введение должности губных сыщиков, с одной стороны, вносило элемент подотчетности губных старост соответствующим приказам, а с другой, - ставило под определенный контроль действия воевод. Через десять лет, в 1679 г., институт губных старост и целовальников был упразднен, а уголовный суд передан воеводам. Власть городовых воевод была усилена, а тем самым усилена централизация управления и отменены элементы самоуправления, существовавшие на местах. Правда вскоре (в 1684 г.) должность губных старост была восстановлена и вновь существовала до 1702 г.

    Земские учреждения. В них проходила деятельность земских старост и целовальников, ответственных за сбор прямых налогов, и таможенных и кабацких голов (верные головы) и целовальников, ответственных за сбор косвенных налогов. Они продолжали функционировать в течение всего XVII в. под контролем воевод и приказных (съезжих) изб.

    В XVII в. происходит постепенное отмирание старых вооруженных сил, в основе которых было поместное ополчение, то есть иррегулярное войско, не имеющее правильной постоянной структуры, твердой системы комплектования, четкой организации прохождения службы и обучения.

    В то же время постепенно создается регулярная армия. Первый шаг к этому был сделан еще в предыдущем, XVI в.: создание стрелецких полков (1550). Однако стрелецкие войска имели существенные недостатки. Одним из них было расселение стрельцов на посадах и постепенное слияние их с посадом (не случайно стрельцы, как правило, участвовали в городских восстаниях середины и второй половины XVII в.).

    В первой половине XVII столетия формируются городовые казаки (не путать с так называемыми «вольными» казаками). К середине века создается привилегированная гвардия «стремянных стрельцов».

    В начале 30-х годов (в связи с подготовкой к войне с Польшей) были сделаны первые шаги кардинальных военных преобразований, что привело в конечном итоге к созданию регулярной армии, то есть формированию так называемых полков нового строя (иногда их называют полками «иноземного строя»): солдатских (пеших), драгунских (конно-пеших) и рейтарских (конных).

    К середине века появились первые признаки четкого комплектования военных полков. Они стали комплектоваться двумя способами: добровольным (путем набора «охочих людей») и по разнорядке (сбором «даточных людей» - один человек с каждых 20-25 тяглых дворов, что фактически явилось зародышем будущей рекрутской повинности).

    В XVII в. создаются военно-административные округа - так называемые разряды, в каждый из них входило по несколько уездов. Были созданы разряды: Белгородский, Севский, Смоленский, Казанский, Тобольский и др. Создание разрядов было зародышем нового административно-территориального деления страны - будущих петровских губерний.

    Таким образом, в XVII в. как в области социально-экономической, так и в области политического строя была проведена серия реформ, многие из которых легли в основу будущих петровских преобразований.

    Заключение
    Алексей Михайлович Романов вступил на престол, как и его отец, Михаил Федорович в 16 лет. Алексея Михайловича с детства готовили к царскому престолу. Новый царь был отлично подготовлен, Алексей Михайлович знал иностранные языки, разбирался в философии и религии, знал законы, любил духовную музыку. Алексей Михайлович прослыл в отечественной истории «тишайшим царем», он был мягок и добродушен. Но при этом, государь обладал твердым характером, без колебаний, изгонявших провинившихся, вчерашних, своих любимцев.

    Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова была продуктивной. Царь проводил нужные и понятные реформы. При Алексее Михайловиче было составлено Соборное Уложение 1649 года. Романов принял непосредственное участие в составлении Соборного Уложения. По инициативе Алексея Михайловича, во внутренней политике была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. Большое внутриполитическое влияния на государственные дела имела и Боярская дума. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий. Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича увеличилась власть приказов – учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней. В середине 17 века, Алексей Михайлович провел реформу в армии. Начали формироваться полки нового строя. Эти полки формировались по западноевропейскому образцу. Алексею Михайловичу удалось побывать за границей, где он познает новую для себя культуру. Много нового узнал молодой Романов из поездки по Европе. Многое удивило царя: университетское образование, непривычный быт горожан, архитектура, живопись. Через некоторое время в Москве появятся просветители из Европы. При наследнике Алексея Михайловича в Москве откроется Славяно-греко-латинская академия – прообраз университета. В Посольском приказе начинают активно переводить новинки европейской литературы 17 века.

    Внешняя политика Алексея Михайловича была направлена на увеличение авторитета России в Европе, и присоединение новых земель к территории страны. В 1654 году, началась война с Польшей и Литвой. Алексей Михайлович отправился на войны вместе с армией, и снискал за свой поступок большое уважение в народе. Благодаря успехам Алексея Михайловича во внешней и внутренней политике, в Европе сложилось впечатление о России, как о могучей православной державе, наследнице Византии. В 17 веке, с православного востока, оккупированного турками, в Россию ввозятся церковные реликвии. В России оказывается много ремесленников с Балкан и Греции.

    Алексей Михайлович любил приглашать на свои пиры иностранных гостей. Обеды, устраиваемые царем, поражали свои богатством и разнообразием. В Европе существовало четкое различие манер поведения представителя каждого сословия. Иностранцев изумляло, когда Алексей Михайлович Романов, после богатых пиров, в Страстную неделю Великого поста, шел в простой одежде, с непокрытой головой, словно обычный простолюдин, в церковь. Вот таким простым был царь Алексей Михайлович Романов.

    Романов заботился об образовании своих наследников. Алексей Михайлович дал своим детям хорошее образование. Они знали иностранные языки, изучали философию, риторику и произведения античных авторов. Так же сыновья занимались богословием, изучали духовную музыку, и имели хорошую библиотеку, составленную из русских и европейских книг.

    Список литературы
    1. Малов А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории 1656 – 1671 гг. - М.: Древлехранилище, 2006. - С. 47.

    2. Малов А.В. Московские выборные полки солдатского строя. - С. 47-48.

    3. Орленко С.П. Выходцы из Западной Европы в России XVII века (правовой статус и реальное положение). М., 2004. С. 135.

    4. Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2006. С. 139.

    5. Таирова-Яковлева Т.Г. Иван Выговский // Единорогъ. Материалы по военной истории Восточной Европы эпохи Средних веков и Раннего Нового времени, вып.1, М., 2009.

    6. Шамин С.М. Куранты XVII столетия: Европейская пресса в России и возникновение русской периодической печати. - М.; СПб.: "Альянс-Архео", 2011. С. 74–91.


    написать администратору сайта