Реферат Юридическая Политология. Политологические и правовые концепции соотношения институтов государства и гражданского общества
Скачать 28.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Институт магистратуры Кафедра Гражданского процесса РЕФЕРАТ по курсу «Юридическая политология» на тему «Политологические и правовые концепции соотношения институтов государства и гражданского общества» Выполнил(а) студент(ка) гр. Специальность 40.03.01 «Юриспруденция» Доцент кафедры В.А. Лихотинский Дата сдачи работы: Дата защиты: Оценка Ростов-на-Дону 2018 Содержание Введение…………………………………………………………………….…3
Заключение……………………………………………………………………9 Список используемой литературы…………...……………………………..10 Введение Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. «Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов» Актуальность темы определяется тем, что институт гражданского общества изучается уже более двух тысячелетий. Своими корнями он восходит к идее полиса Аристотеля, Цицерона и идеям естественного права. Над этим понятием работали также Платон, Г. Гегель, И. Кант, Ш. Монтескье, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, В. фон Гумбольдт и другие просветители и философы. Интерпретацию гражданского общества проводят по двум основным направлениям: через родовое понятие «общество и через указание специфических признаков термина «гражданский». В современном понятии, основанном на анализе предмета мыслителями прошлого, гражданское общество – это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью труда удовлетворяющая потребности своих индивидов, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов и совокупность негосударственных отношений в обществе. Однако гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов.
Государство – это властно политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё населения на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности В современных капиталистических государствах, его основными целями декларируются:
Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся сухопутная территория на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами. По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми). В русской культуре часто происходит смешение понятия «государство» с политической властью, которая управляет общими делами организованного общества (например: «в этом государстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику…»)
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни. Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом. Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества. Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.
Гражданское общество и государство находятся в своеобразном диалектически противоречивом единстве. Гражданское общество как таковое является фундаментом правового государства. А правовое государство между тем представляет собой концентрированное выражение гражданского общества. В силу данного обстоятельства этапы развития правового государства совпадают с этапами развития гражданского общества. Но так как любое государство обладает самостоятельностью по отношению к обществу, этапам развития государства присущи определённые качества, отражающие его политический характер. Выделяют два наиболее важных этапа: первый начался с развития правового гражданского общества, который подразумевает становление рыночной экономики, гласности, свободных СМИ; второй – утверждение и развитие социальных институтов. В социально-философском анализе взаимоотношений государства и гражданского общества следует выделить и социальный аспект, связанный с основами развития гражданского общества, выразителями которых выступают социальные группы, классы, имеющие разнообразные и достаточно противоречивые интересы. В свою очередь, это определяет известную разобщённость гражданского общества, присущую ему конкурентность и взаимную борьбу индивидуумов, осуществляющих собственный сознательный выбор. Данная разобщённость преодолевается созданием своего рода общественных ассоциаций, позволяющих противостоять доминирующим в обществе социальным классам и группам. Социальная основа гражданского общества, так или иначе, развивается в непосредственной взаимосвязи с социальной основой правового государства. Вместе они выступают в качестве основы саморегулирующегося гражданского общества, способного объединить свободных граждан. Через систему институтов и общественных связей должны создаваться и создаются условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, которые обеспечивают плюрализм мнений, личные права и свободы. Некоторые исследователи указывают на необходимость взаимодействия социально-экономической основы гражданского общества, которая, в свою очередь, проявляет себя в разнообразных формах собственности в многоукладной экономике, – с правовым государством в том или ином виде. Политико-правовая основа гражданского общества образуется посредством следующих факторов: политического плюрализма, децентрализации властных полномочий, разделения властей, демократического законодательства, верховенства закона и равенства всех перед ним, а также – наличия легальной оппозиции. Культурно-нравственной основой гражданского общества выступают эстетико-культурные ценности, отсутствие монополии на единую идеологию или мировоззренческую парадигму, цивилизованность, свобода совести, нравственность и высокая духовность. В экономическую основу правового государства встраиваются следующие компоненты: производственные отношения, базирующиеся на различных типах собственности (частной, кооперативной, арендной, коллективной, государственной). Все виды собственности равноправны и охраняются юридически. В правовом государстве собственность принадлежит заинтересованным и экономически стимулируемым производителям, а также – потребителям материальных благ. Собственно, правовое начало государственности реализуется только в том случае, если имеется в наличии определённая самостоятельность, которая экономически обеспечивает господство права, равенство участников производственных отношений, постоянное саморазвитие, основанное на улучшении качества жизни и труда, и повышение уровня благосостояния общества. Нравственно-этическую основу правового государства составляют общечеловеческие ценности, основанные на принципах справедливости и гуманизма, свободы личности и её равенства перед законом. Конкретно это выражается в использовании демократических методов политико-государственного управления, правосудия и справедливости. В правовом государстве обязательно соблюдаются определённые гарантии законности, обеспечивающие свободу человека и соблюдение прав и свобод на законных основаниях. Таким образом, к важнейшим аспектам взаимодействия институтов гражданского общества и правового государства относятся: хозяйственные, экономические, этнические, семейно-родственные, религиозные, нравственные, правовые отношения. К ним также примыкают опосредованные государством политические отношения между индивидами или свободными личностями, партиями, группами интересов. В то же время формирование институтов гражданского общества как такового становится необходимым условием демократизации всех форм общественной жизни, сознательно проецируемых в социальную реальность.
Государство, в теории права способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий — государственный механизм, государственный аппарат. В конституционном праве под понятием государства подразумеваются все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы с местными представителями властных органов. В международном праве государство является основным участником международных отношений, включает политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным качеством государства является его суверенитет. Государство имеет определенную форму правления (монархия, республика), по форме государственного устройства может быть унитарным или федерацией. Независимое государство обладает суверенными правами: право самостоятельно определять свое внутреннее политическое и социально-экономическое устройство, право заключать международные соглашения, предоставлять территориальное убежище. Суверенное право государства может распространяться на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами. Гражданское общество, термин, употребляемый в разных значениях; введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В 17-18 вв. гражданское общество противопоставлялось абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма. Заключение. Таким образом, можно констатировать, что гражданское общество неотделимо от правового государства. Данные понятия сочетаются как форма и содержание. Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. Основным признаком гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Существование гражданского общества обеспечивается многопартийностью, широкой сетью общественных объединений, союзов, самодеятельных коллективов, различными формами местного самоуправления. Велика роль независимых и объективных средств массовой информации. Гражданское общество – это свободное общество свободных людей. Оно может влиять на государство при помощи элементов политической системы. При этом гражданское общество будет содержанием, а политическая система – формой этого взаимодействия. Интересы людей, их особенности, способы удовлетворения их потребностей отражаются на политических институтах. Гражданское общество предполагает наличие множественности союзов и организаций (партийных, профессиональных, возрастных, по интересам, полу и т.п.), которые создаются для выявления и консолидации интересов людей. Таким образом, необходим плюрализм, многообразие и свобода высказываний. В правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир. Через эти институты граждане самостоятельно решают большинство вопросов, связанных с их повседневной жизнедеятельностью, без прямого участия государства, его органов и должностных лиц. И чем демократичнее государство, тем меньше у граждан должно быть потребности в обращении к государству за решением своих проблем. То есть гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне. Список используемой литературы
|