ПОНЯТИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ. ПОНЯТИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ.. Понятие феноменологической социологии и ее теоретические истоки понятие феноменологической социологии
Скачать 21.71 Kb.
|
1. ПОНЯТИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЕЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ 1.1. Понятие феноменологической социологии Л.Г. Ионин определяет феноменологическую социологию как теоретико-методологическое направление в современной социологии, рассматривающее общество в виде явления, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. В литературе возникновение феноменологической социологии связывают со стремлением противостоять, с одной стороны, натурализму, позитивизму, структурному функционализму, с другой – эмпиризму. Причины, находившиеся в логике развития социологической науки состояли в необходимости изучения социального мира как повседневного жизненного мира индивида, чувствующего, переживающего, стремящегося к чему-либо человека. В этом случае социальный мир как объект социологического изучения превращался в мир феноменальный, мир субъективного опыта. Он становился жизненным миром, в котором действия людей имеют субъективный смысл и зависят от объектов, на них воздействующих. Сторонники феноменологической социологии исходят из того, что внешний, окружающий людей мир есть результат их деятельности, творение их сознания. Они не отрицают объективность этого мира, а полагают, что он становится значимым для людей только тогда, когда они его воспринимают и когда он из внешнего, объективного становится для индивидов внутренним, субъективным. Задача феноменологической социологии состоит в том, чтобы выяснить, понять, познать, как люди структурируют воспринимаемый мир (его феномены, явления) в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях. 1.2. Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве Э. Гуссерля Теоретические истоки феноменологической социологии – Эдмунд Гуссерль. Он стремился создать философски обоснованную феноменологическую теорию научного знания. Главная ее задача – изучать «чистое сознание», исходить из «первоначального опыта» и «первоначального знания». Понять это можно лишь путем интуитивного описания, т. е. описания феномена, данного сознанию индивида. Ключевое понятие феноменологии – интенциональность - направленность сознания на определенный, значимый для него объект. Она конституирует сознание и наделяет его содержанием. Признание постоянной направленности сознания на объект и необходимости для науки описывать этот процесс и есть существо феноменологического подхода. Гуссерль сформулировал учение о «жизненном мире». Это целостная структура человеческой практики, то, чем люди живут, имея об этом часто смутное знание. Обратившись к изучению жизненного мира, наука, по мнению Гуссерля, совершит определенную редукцию по отношению к самой себе. Она уйдет от изучения только лишь научной картины мира и обратится к его донаучным значениям, т. е. к жизненному миру. Жизненный мир – это культурно-исторический мир, его образ, который дан сознанию индивида, социальной группы, социальной общности. Следовательно, жизненный мир – это сфера непосредственно переживаемого опыта, которая может быть описана феноменологически. Знание, полученное таким образом, – это научное знание о повседневной жизни, которое превратится впоследствии в социологии знания в повседневное, или в обыденное знание, имеющее определенную социальную природу. 1.3. Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве М. Шелера Макс Шелер (22 августа 1874 – 19 мая 1928) Исходной позицией феноменологической социологии Шелера явилось разграничение всего бытия на две сферы: субструктуры (или реальных социальных факторов) и суперструктуры (или духовных, идеальных форм). К первой он относит географические, биологические, демографические, экономические, политические феномены, которые представляют собой определенную базу социальной детерминации идей. Вторая существует независимо от субструктуры, поскольку является сферой «абсолютного духа», «идеальных сущностей», а человеческое познание есть способ приобщения к этой сфере. Переход из сферы субструктуры в сферу суперструктуры осуществляется через «структуру человеческих побуждений». Это определенные импульсы, инстинкты, которые порождаются биологическими, географическими, экономическими и иными явлениями. Эти импульсы, побуждения вызывают стремления к тому или иному типу знания. Шелер вывел «закон трех фаз». На первой фазе возникает «независимая переменная» в виде кровнородственных связей и основанных на них социальных институтов. На второй фазе появляется совокупность политических факторов, на третьей фазе – экономических факторов. Задача феноменологической социологии состоит в том, чтобы изучать предрассудки, иллюзорное знание, которая появляется вместе с истинным знанием. Знание выступает для Шелера в качестве совокупности самых разнообразных представлений: научных, философских, религиозных, мистических и др. Классификация знания Он выделяет три «высших рода» знания: знание ради господства, или деятельностное знание позитивных наук; знание ради образования, или образовательное знание философии; знание ради спасения, или религиозное знание. Для краткости Шелер определяет их как позитивное, метафизическое и религиозное знание. Все они различаются между собой по социальным формам, мотивации, познавательным актам, целям познания, образцам типов личностей, формам исторического движения. Позитивное характеризуется наблюдением, экспериментом, индукцией, дедукцией, метафизическое знание - созерцанием, познанием сущности путем усмотрения, религиозное знание – верой, страхом, надеждой, любовью. В плане критериального выделения образцов типов личностей пер- вый род знания базируется на исследователе, второй – на мудреце, третий – на святом. Социальные формы каждого рода знания. Для позитивного знания создаются учебные и исследовательские организации, более или менее тесно связанные с техническими и промышленными организациями, профессиональными сообществами (юристов, врачей, ученых, государственных чиновников). Для образовательного знания существуют «школы мудрости» и образовательные сообщества, которые связывают воедино учебную, исследовательскую и жизненную практику своих членов и которые сообща признают какую- либо относящуюся к мирозданию «систему» идей и ценностей. Для религиозного, целительного знания существуют общины, церкви, секты, объединенные теологически направления мысли. Идея Шелера сводится к тому, что имеется определенное внутреннее сродство между данными типами знания (научно-позитивное, метафизическое, религиозное), типами их носителей (ученый, исследователь; мудрец, мыслитель, философ; провидец, святой) и типами (формами) организации (школа в современном смысле, исследовательский институт; школа мудрости в античном смысле; церковь или секта). Как пишет социолог, «все эти формы, каждая на свой лад, разрабатывают догмы, принципы, теории в таких формулировках, которые, возвышаясь над естественным языком, составляют сферу «образовательного языка», выражаются в «искусственных» знаковых системах в соответствии с сообща признаваемыми ими конвенциями измерения и определенной «аксиоматики»». Исходные принципы феноменологического учения о знании. 1. Знание индивида (как члена социальной общности) по существу априорно, т. е. предшествует всем этапам развития его само-сознания и ценностного сознания. 2. Способы общения индивида, передачи знания различаются в зависимости от структуры социальной общности, к которой человек принадлежит. Среди этих способов Шелер выделяет «идентификацию», «подражание», «понимание», «сопереживание на основе бессознательного заражения», «вывод по аналогии». 3. В основе происхождения нашего знания о реальности и наполнения его знанием предметных сфер – «внешний мир», «внутренний мир», «мир живой природы», «мир мертвой природы» – лежит «закон порядка», в соответствии с которым первый мир первичен по отношению ко второму, а третий мир – по отношению к четвертому. |