Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Понятие философии. Функции философии

  • Глава 2. Понятие религии. Функции религии

  • Глава 3. Сходства и различия философии и религии

  • Мнение экспертов

  • Философия и религия. Философия и Религия1. Понятие философии. Функции философии


    Скачать 28.89 Kb.
    НазваниеПонятие философии. Функции философии
    АнкорФилософия и религия
    Дата30.11.2022
    Размер28.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия и Религия1.docx
    ТипДокументы
    #820913

    Введение

    Среди различных сфер духовной жизни человека отдельно выделяются такие сферы, как философия и религия. Обе они существуют испокон веков, обе сопровождают человека. Обе они ищут ответы на вечные вопросы бытия и сосуществования, места человека в мире и о самом мире, а также на многие другие вопросы, на которые все еще не существует однозначных и неоспоримых ответов.

    Актуальность работы заключается в том, что философия и религия как сферы духовной жизни человека сами по себе остаются актуальными в наши дни, они с тем же вниманием подвергаются научному рассмотрению: исследователи изучают историю их формирования, их особенности, сходства и различия. А до тех пор, пока не найдены ответы на общеизвестные вечные вопросы (а кажется, будто они не будут найдены никогда), и философия, и религия будут актуальны.

    Объект исследования: философия и религия как сферы духовной жизни человека.

    Предмет исследования: сходства и различия философии и религии как неотъемлемых составляющих человеческой действительности.

    Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть сходства и различия между такими явлениями культуры как философия и религия.

    Нами были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть понятие философии, ее функции;

    Рассмотреть понятие религии, ее функции в обществе;

    Выявить сходства между философией и религией;

    Выявить различия между философией и религией.

    Глава 1. Понятие философии. Функции философии

    Философия - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Объект философии – мир в целом [5].Философия как форма познания ищет ответы на так называемые «философские вопросы», то есть «вопросы не об объектах, природных или созданных людьми, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен знать? На что могу надеяться? Именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные интересы человеческого разума. Это вопросы о судьбе, предназначении человечества, о высших идеалах и ценностях человека: во имя чего и как жить, как сделать жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее? Они не могут быть решены окончательно, так как каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново» [6].Рациональным (и новейшим) построением человеческого духа является и наука.

    Философия науки - это область, лежащая на границе философии и конкретного научного (математического, естественнонаучного, гуманитарного, социального, технического) знания. Это область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом, «выкристаллизованном» виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, т. е. предметом научного познания. Нельзя понять в полной мере всеобщее в отрыве от особенного и конкретного. И наоборот, нельзя по- настоящему понять конкретное, если не рассматривать его в единстве с особенным и всеобщим [3]

    Выделяются следующие функции философии [1]:

    Мировоззренческая: философия способна выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека;

    Гносеологическая: философия способна осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания;

    Методологическая: философия может выступать в качестве методологии, т.е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности;

    Информационно-коммуникативная: способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании;

    Ценностно-ориентирующая: философия включает в себя систему критериев оценочной деятельности;

    Критическая: в рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в ней общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека;

    Интегрирующая: философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему;

    Идеологическая: философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества;

    Воспитательная: философия способна оказывать формирующее воздействие на интеллект человека;

    Прогностическая: философия способна в определенной степени прогнозировать будущее;

    Проектировочная: философия может становиться основой для воздействия на природные и социальные процессы.

    Вывод.

    Философия – одна из значимых сфер духовной жизни человека. С течением времени она выросла в отдельную науку и отрасли науки. Начиная с Древней Греции, философия, как и наука, стала неотъемлемой частью жизни развивающегося общества. В наши дни философия активно развивает такие направления, как феноменология, герменевтика, аналитическая и постмодернистская философия. Как и все сферы жизни человека, философия выполняет определенные функции, из которых наиболее важными кажутся мировоззренческая, гносеологическая, методологическая и воспитательная.

    Глава 2. Понятие религии. Функции религии

    Религия - мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий, обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие организации и объединения верующих [5].

    Религия - одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения [2].

    Религия - вера в сверхчувственное, существование нематериального мира, управляющего развитием Вселенной и человечества. В условиях слабого развития науки религия претендует на роль единственной формы объяснения мира [4].

    Существует три точки зрения на проблему возникновения религии как явления действительности:

    Атеистическая: религия возникает при определённом уровне сознания в силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления.

    Религиозная: человек был сотворён богом, когда-то общался с ним напрямую, но после грехопадения такое общение стало невозможным, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы.

    Промежуточная точка зрения: учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, но базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Поэтому он вынужден заново искать путь к Богу, а каждая религия - это вариант пути [4].

    По мнению многих исследователей, религия выполняет следующие функции:

    Мировоззренческую: религия представляет собой совокупность взглядов на мир, на место в нём человека, на взаимоотношения людей друг с другом;

    Аксиологическую (ценностную): религия выделяет и пропагандирует общезначимые моральные ценности;

    Регулятивную: религия вырабатывает систему норм – правил поведения, основанных на заповедях и идеалах этого учения. Нормы определяют границы дозволенного в поведении человека, а также регулируют взаимоотношения между людьми;

    Компенсаторную: религия может восполнять некие «пробелы» в человеческой жизни, компенсировать нехватку чего-либо;

    Легитимизирующую: религия может оправдывать общественные отношения силой божественного авторитета, поддерживать существующую власть и выступать её идеологией;

    Интегрирующую/дезинтегрирующую: под знаменем религии люди объединяются (интегрируются), с другой стороны, объединение под одними лозунгами приводит к тому, что люди осознают свою несхожесть с представителями иных конфессий, что служит поводом к непониманию и конфликтам.

    Вывод.

    Религия – это форма общественного сознания, специфический социальный институт, присущий как первобытному, так и современному обществу. Каждый известный ученый, будь то физик или философ, рано или поздно приходил к вопросам веры и религии, каждый ученый так или иначе отвечал на эти вопросы. Однако в научной среде так и не сложилось единого мнения: прослеживая историю, мы видим, что существовали (и существуют, в общем-то, до сих пор) различные направления, представления по религиозным вопросам. Так, существует несколько концепций Бога: политеизм, пантеизм, деизм и монотеизм. Люди вольны избирать свою концепцию в соответствие со своими убеждениями. И это только один из множества вопросов, на которые не существует единого и однозначного ответа. Наиболее важными функциями религии мы считаем мировоззренческую, аксиологическую и регулятивную.

    Глава 3. Сходства и различия философии и религии

    Сходства между философией и религией:

    Обе они являются формами общественного сознания;

    Это также способы познания действительности человеком;

    Попытки найти ответы на самые общие и объемные вопросы (В чем смысл бытия? Что есть человек? Каково место человека в мире? и др.) предпринимались как в религии, так и в философии;

    У религии и философии обнаруживаются общие функции. Такие, как мировоззренческая, аксиологическая (ценностно-ориентирующая) и легитимизирующая (идеологическая).

    Однако наиболее существенными являются различия между философией и религией:

    В то время как объектом философии является мир в целом, религия избрала своим объектом Абсолют, где Абсолют приравнивается к Богу и Божественному бытию;

    Религии свойственно обосновывать свои заключения через веру (где вера - это незыблемая убежденность человека в чем-либо, не зависящая ни от разума, ни от воли), тогда как философия стремится к рациональности, к использованию доказательств, логики, разума;

    Любая религия в известной мере догматична, философия же допускает интеллектуальные изыскания;

    Различия наблюдаются также в понимании истины. Религия утверждает, что истинное знание уже найдено и содержится в Священных Писаниях. Философия в противовес этому стремится к новым знаниям, критически относится к абсолютным авторитетам и готова пересматривать фундаментальные положения;

    Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. Обрядам и таинствам не принадлежит значительная роль ни в науке, ни во многих других сферах человеческой деятельности;

    Однако стоит отметить, что философия так или иначе признает роль веры в широком смысле. Немецкий философ К. Ясперс обосновал, например, понятие «философская вера» [7]. Философская вера не является альтернативой вере религиозной. С одной стороны, ее может принять любой верующий, независимо от конфессиональной принадлежности, не отказываясь при этом от своих религиозных убеждений. С другой - она приемлема и для людей религиозно индифферентных в вопросах религии. Философская вера противостоит суевериям. Суеверие - это необдуманная вера в приметы и предсказания произвольного характера. Она отвергает также поклонение кумирам. Такое поклонение возводит на недосягаемый пьедестал какое-либо лицо или группу лиц, наделяя их свойством непогрешимости. Наконец, философская вера отвергает фетишизм. Фетишизм есть поклонение вещам. Он неправомерно наделяет абсолютным значением то, что по своей природе является временным, условным, преходящим. Философская вера предполагает признание того, что обладает безусловным значением. Она ориентирует человека на вечные ценности. Это вера в то, что свято, что имеет непреходящее значение. В философской вере находит свое выражение вера в истину, добро и красоту, хотя их и трудно достигнуть, но они существуют и заслуживают того, чтобы к ним стремиться [7].

    Вывод.

    Итак, мы видим, что философия и религия, обладая рядом общих свойств, имеет также существенные различия в подходе к познанию, в понимании истины, в объекте изысканий, а также в традициях и наличии/отсутствии культовой стороны явления. При этом обе сферы духовной жизни человека уходят корнями в далекое прошлое и, вероятно, берут свое начало из общей точки. На протяжение всей истории человечества философия и религия то конфликтовали между собой (вплоть до гонений со стороны превалирующей сферы), то старались найти некий консенсус и объединиться. Так, в 18 веке появилось такое направление философии, как философия религии, имеющая в качестве предмета исследования собственно религию, она стремится ответить на вопрос «Что есть религия как таковая?» [8]. Однако до сих пор равновесие между философией и религией остается довольно шатким, так как вышеназванные различия между этими сферами жизни представляются основополагающими.

    Мнение экспертов

    В данной главе представлены мнения философов и священнослужителей о важности философии и ее различиях с религией.

    Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова (Философия - Краткий курс) отмечают три основных различия:

    1) мировоззрения (в философии опора на рационально-теоретическое знание, в религии - на веру, вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения);

    2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств);

    3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный,).

    Подобные мысли высказывает и А.С. Кармин:(Культурология)

    1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои утверждения;

    2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы;

    3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам.

    У иеромонаха Иова (Гумерова) свои мысли насчет необходимости изучения и надобности философии:

    Поскольку изучение философии предусмотрено учебной программой, то необходимо ее изучать, при этом помня наставление св. апостола Павла: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол.2:8).

    Философия не может заменить богословие. Средневековое выражение «philosophia est ministra theologiae» )(филОсофиа ист министра теолоджи) (философия – служанка богословия)вовсе не унижает философию, а точно показывает разницу между разумом естественный (rationaturalis)(ратионатуралис), на который опирается философия, и Божественным Разумом, который является источником откровения богословских истин, наиболее полно выраженных в Священном Писании.
    Именно поэтому святые отцы не отвергали философию, но относились к ней избирательно, отбрасывая те учения, которые ведут к атеизму. Святитель Григорий Чудотворец, который в молодости восемь лет был учеником ОригЕна( греческий христианский теолог, философ, учёный. Основатель библейской филологии.), рассказывает о своем учителе: «Он требовал, чтобы я занимался философией, собирая по мере своих сил все, какие только есть произведения древних и философов и поэтов, не исключая и не отвергая ничего, ибо я еще не мог иметь своих суждений об этом, кроме всех произведений безбожников, которые все вместе вышедши даже за пределы доступного для человека мышления, говорят, что нет Бога или промышления, – таких произведений непристойно и читать, чтобы случайно не осквернилась моя душа» (Благодарственная речь Оригену. XIII.150-151).

    Заключение

    Итак, в работе были представлены некоторые определения философии и религии, взятые из различных источников, а также рассмотрены их функции. У философии было обозначено одиннадцать функций, среди которых самыми главными мы считаем мировоззренческую, гносеологическую, методологическую и воспитательную. Среди функций религии как самые важные мы выделили следующие: мировоззренческую, аксиологическую и регулятивную.

    При сравнении философии и религии были выявлены как сходства, так и различия. Среди сходств наиболее важным считаем отметить сходство некоторых функций (мировоззренческой, аксиологической и идеологической (легитимизирующей), а также тот факт, что обе сферы человеческой жизни являются формами познания и способами познания и ищут ответы на одни и те же вечные вопросы. Среди различий наиболее существенным является различие в подходе к познанию истины: религия идет к истине через веру и утверждает, что истина уже содержится в Священных текстах, в то время как философия рациональна, логична и ищет новых и новых знаний. Кроме того, философии, в отличие от религии, не присуща ни догматичность, ни культовость.

    Вообще вопрос соотношения религии и философии до сих пор остается без ответа. В то время как философия признает веру (и даже вводит понятие «философская вера»), религия догмами своими отрицает философствование. Думается, это вызвано изначально различными путями развития этих явлений. Интересным, и в какой-то степени необъяснимым, является факт одновременного существования того и другого. За столько лет развития человечества, за весь ход истории ни одна из этих сфер не вытеснила другую. В этом мы видим феномен философии и религии.

    Список использованной литературы

    1. Grandars.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/funkcii-filosofii.html

    2. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/

    3. История и философия науки / под ред. А.С. Мамзина. – СПб.: Питер, 2008 – 304 с.

    4. История религий: Учебное пособие / под. ред. А.Е. Чайковского, Н.А. Капочкиной, М.С. Кудрявцева. – Нижний Новгород, 2001[Электронный ресурс]-Режим-доступа: http://www.nntu.nnov.ru/RUS/fakyl/VECH/metod/hist_relig/titul.htm

    5. Новая философская энциклопедия, 2003 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

    6. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. В.П. Кохановского, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш,Т.Б. Фатхи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.

    7. Основы философских знаний: Материал к семинарским занятиям / под. ред. М.А. Дедюлиной, В.А. Ивлиева, Е.В. Папченко. – Таганрог, 2005 – 272 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://textb.net/7/index.html

    8. Философия. Электронный учебник для студентов педагогических и технических ВУЗов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/philosophy/content.html


    написать администратору сайта