Главная страница

Ответы на экзаменационные вопросы по римскому праву. Понятие и основные этапы развития римского прва. Основные этапы развития римского права


Скачать 132.98 Kb.
НазваниеПонятие и основные этапы развития римского прва. Основные этапы развития римского права
АнкорОтветы на экзаменационные вопросы по римскому праву.docx
Дата05.02.2017
Размер132.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на экзаменационные вопросы по римскому праву.docx
ТипДокументы
#2305
КатегорияЮриспруденция. Право
страница3 из 5
1   2   3   4   5

Дееспособность.  19.Правовое положение и виды физических лиц.

Рабовладельческое общество   Древнего   Рима    признавало   лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество   не  относило   правоспособность  к  естественным   правам человека, а  представляло  ее,   как  и  само  государство   и    право, надстроечным явлением  на   базисе  экономических  отношений   общества. Другими словами   правоспособность  по  Римскому  праву    коренится   в социально-экономическом строе данного общества.

В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы,   -  которые были не   субъектами,  а   объектами  права.  Рабы  в  Риме   назывались говорящими орудиями (instrumentum vocale).   С другой стороны в Римском праве не  было   разработано  современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. организаций, наделенных правоспособностью), хотя понятия эти были известны в практике.

В Древнем Риме термину  правоспособность  соответствовало   caput. Полная правоспособность  слагалась   из  трех  основных  элементов  или состояний (status):

1) status libertatis - состояние свободы;

2) status civitatis - состояние гражданства;

3) status familiae - семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы;  с точки зрения  status  civitatis  - римские граждане и другие свободные лица (латины,   перегрины);  с   точки   зрения    status   familiae   - самостоятельные отцы   семейств   (patres   familias)    и  подвластные кого-либо (paterfamilias, иначе - лица "чужого права"). Таким образом, полная правоспособность   предполагала   свободное  состояние,  римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Изменение в    каком-либо  из  статусов  носило   название  capitis deminutio. Изменение с статусе свободы называлось наивысшим,  наиболее существенным; в статусе гражданства - средним,   а в семейном статусе - наименее значительным.

Регламентация правоспособности  изменялась  в   различные  периоды римской истории.   Развитие правоспособности  шло  вместе   с  развитием экономических отношений.    По   мере   превращения    Рима  в  огромное государство различия в  правоспособности  отдельных   групп  свободного населения стали   сглаживаться,  а  пропасть  между свободными и рабами по прежнему сохранялась.   В конце концов  было  достигнуто   формальное равенство свободных   людей   в  области  частного  права  (конституция Каракаллы 212 года).

В Римском   праве  предусматривались  специальные   средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски.

2. Правовое положение римских граждан

Римское гражданство  приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке)  от  римских   граждан.  Другим  способом   приобретения гражданства было    отпущение  на  свободу  из   рабства,  и  наконец  - посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство либо смертью гражданина,   либо в результате изменений в статусе свободы,  поскольку  рабы  не  являлись субъектами Римского   права.  Последний   вид  прекращения  гражданства наступал в случаях присуждения к наиболее тяжким уголовным наказаниям, либо в   случаях    захвата   римского   гражданина   во  власть  врагов (недружественного народа) и др.

Правоспособность римского  гражданина  в  области   частного права слагалась из двух основных элементов:  ius conbii, т.е. права вступать в законный брак,  при котором дети получали права римского гражданина, а отцу принадлежала власть над детьми,  и ius  commercii,  т.е.   права торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение    имело   деление    римских   граждан   на свободнорожденных и  вольноотпущенников   (libertini);   последние   не только находились  в  зависимости  от   отпустивших  их на свободу,  но нередко и эксплуатировались ими.

В III  веке   нашей  эры  формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство   вызывалось    образованием  в  период  империи сословий, которое   сопровождалось    прикреплением    к     профессиям. Различались следующие сословия:  сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы,   торговцы,  ремесленники,  крестьяне. Сословные различия особенно сильно давали себя знать в области налогового обложения и в публичном праве вообще.

В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждым   лицом   признавалась    способность   совершать    действия   с юридическими   последствиями.  Дееспособность  прежде всего зависела от возраста.  В Римском праве различались следующие возрастные  категории лиц:

1) infantes (до 7 лет)   -  вполне  недееспособные;

2) impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут  к  одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести  к   прекращению  права несовершеннолетнего или к установлению его обязанностей, требовалось разрешение опекуна (auctoritas tutoris), которое   должно  было  даваться   непосредственно  при самом совершении сделки (не раньше и не позже).

Опекуном обычно    был  ближайший  родственник  по   указанию  отца несовершеннолетнего, сделанному в его  завещании,  или  по   назначению магистрата. Опекун  обязан   был  заботиться  о  личности  и   имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права,   за   исключением  случаев,   когда  это  было  безусловно необходимо. Если несовершеннолетний  совершал   сделку  без  разрешения опекуна, то она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения;

3) следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет.  В этом возрасте лицо было дееспособным.  Но по просьбе таких лиц    претор  (в  последние  годы   республики)  стал  давать  им возможность отказаться  от  заключенной   сделки  и   восстановить   то имущественное положение,   которое  было   до  совершения  сделки  (так называемая реституция,  restitutio in integrum).  Со II века  н.э.  за лицами, не достигшими 25 лет,   стало признаваться право испросить себе куратора (попечителя).  Если совершеннолетний,   не достигший  25  лет, испрашивал назначения  попечителя,  он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле,   что для действительности совершаемых  им сделок, с которыми связано уменьшение имущества,   требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте от 14 (12) до 25 лет  могли  без  согласия   попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

На дееспособность  лица  влияли  также   всякого   рода   душевные болезни. Душевнобольные  и  слабоумные   признавались недееспособными и находились под  попечительством.   Телесные    недостатки   влияли   на дееспособность только в соответствующей сфере деятельности;  например, в договорах,   совершавшихся в форме устного вопроса и ответа, не могли принимать участия ни немые, ни глухие и т.п.

Ограничивались в   дееспособности  также  расточители,   т.е.  лица слабовольные, неспособные   соблюдать  необходимую  меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю  назначали  попечителя,   после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки,  которые   направлены лишь на  приобретение.  Иные сделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещания расточитель не мог.

Долгое время   существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности  женщин.   В  республиканском  Римском  праве   женщины находились под    вечной     опекой   домовладыки,   мужа,    ближайшего родственника. В  конце   классического  периода  было    признано,   что взрослая женщина,    не   состоящая  под  властью   ни  отца,  ни  мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении  своим   имуществом,  но  не вправе принимать на себя ответственность по чужим долгам. На правовое положение римского гражданина оказывало влияние также умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестие. Infamia наступала:

а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки;

б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака, или ввиду занятия позорной профессией. В классическом периоде права ограничения, связанные с infamia, были довольно значительные. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе, также они могли быть ограничены в области семейно-брачного и наследственного права. От personae infames отличались personae turpes - лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенными ограничениями для этой категории были ограничения в области наследования. Имела немаловажное значение такая форма бесчестия, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilitas, т.е. неспособным так или иначе участвовать в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).

3. Правовое положение латинов и перегринов

Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III века н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-80 гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям. Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан; право вступать в законный брак они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 года до н.э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись. Latini coloniarii не имели права вступать в законный брак; право совершать сделки (ius commercii), а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis), эта категория лиц в большинстве случаев имела, но составлять завещания члены колоний не могли. Латины имели возможность легкого приобретения римского гражданства. Первоначально для этого достаточно было переселиться в Рим. Но, поскольку, такие переселения привели к резкому сокращению населения латинских городов, то с начала II века до н.э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства. Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами; в частности, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности декурионов (членов муниципального сената).Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, но не получившие не римской, ни латинской правоспособности. Такие "чужаки" в древнейшую эпоху считались бесправными. В начале III века Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

4. Правовое положение рабов

Социальное положение рабов в разные этапы римской истории было неодинаковым. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочислены; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Нередко возникали восстания рабов из-за изнурительной работы, которую исполнял раб, а сам содержался в самых тяжелых условиях.Правовое положение рабов определялось тем, что раб не был субъектом права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.Власть рабовладельца над рабом была беспредельной и являлась полным произволом (безнаказанная продажа и даже убийство раба). Раб не мог вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни (contubernium) рассматривалось как отношение чисто физическое. Если же какие-либо проблески признания личности раба имели место, то происходило это в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.На этой почве сложился институт рабского пекулия. Пекулием (pecus) называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.Раб не признавался правоспособным лицом, однако, за ним признавалось право юридической силы совершаемых им сделок, но только в таких пределах, которые соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Раб мог приобрести право требования, но без права на иск. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: Si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.Разумеется, такое примитивное построение не могло сохраниться с развитием торговли и усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабом при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось немного. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные против рабовладельца.С развитием пекулия факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали расцениваться как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам раба. Таким образом, если раб совершал сделку, то рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-либо на 700, то к его господину продавец мог предъявлять этот иск только в сумме 500).Рабство устанавливалось следующими способами:

1) рождением от матери - рабыни (но не от отца);

2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римским договором;

3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);

4) лишением свободы в связи с принуждением к смертной казни или к работам в рудниках.

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). Но в некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

5. Правовое положение вольноотпущенников

В классическом Римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпущенный на свободу квиритским собственником, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт, приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорожденному (ingenuus). В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака вольноотпущенника с лицом  сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (патрона).Так, патрон имел право:

а) на obsequium, почтительность либертина в отношении патрона; это имело практическое отношение, когда вольноотпущенник не мог вызывать патрона на суд, а, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;б) на operae, выполнение услуг для патрона (это по существу моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Это право патрона приводило к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступить с некоторыми ограничительными мерами;в) на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника. Такое право в случае нужды принадлежало не только самому патрону, но и его детям и родителям.

6. Правовое положение колонов. Под именем колона в классическую эпоху подразумевали арендатора земли(мелкого фермера), формально свободного, но экономически зависимого от землевладельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим положением Римского государства. С прекращением завоевательных войн, дававших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы перестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские землевладельца стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника. Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займу у своих хозяев и оказывались в долговой от них зависимости. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.Эти обстоятельства приводили к тому, что с одной стороны, землевладелец следил за тем, чтобы его неоплатный должник - арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV веке н.э. закон запретил свободным арендаторам, сидящим на чужих землях, оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на них. В результате колоны из свободных людей превращаются в крепостных, в "рабов земли". Колонат в этом смысле был предвестником феодализма.На положение крепостных переводились иногда покоренные народы, переселявшиеся на римскую территорию. В некоторых провинциях, например в Египте, подобного рода отношения были известны еще до завоевания этих провинций Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись к земельным участкам. Последнее обстоятельство еще более стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становился лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, причем не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение имело значение и "освобождения" от земельного участка, которым они кормились.

23.Понятие юридического лица. Происхождение и развитие

В римском праве понятия «юридическое лицо» не существовало, так как считалось, что только физические лицамогут быть носителями прав. С развитием хозяйственного оборота стали появляться определенные образования, которые объединяли людей и их капиталы. В настоящее время они называются юридическими лицами, но в римском праве такого понятия разработано не было – было только признано их существование. Такие объединения были включены в оборот, и кним применялись свойства физического лица.Юридические лица являлись субъектом правового общения.
Правоспособность юридического лица 
быть способным иметь права патроната. Дееспособностьююридические лица не обладали. Для осуществления каких-либо юридических действий им был необходим законный представитель. Законный представитель от имениюридического лица мог совершать любые сделки или предъявлять иски в суд. Правовое положение и права законного представителя юридического лица были аналогичны правовому положению и правам частноголица.
Римское право выделяет три вида юридических лиц:
1) корпорацию;
2) муниципию;
3) казну.
В Законах XII таблиц упоминаются различные корпорации, носящие религиозный или профессиональный характер. С развитием торговли имущество корпораций становится нераздельным и обособленным, в связи с чем выход и вступление новых членов не отражались на судьбе корпорации.
На первоначальном этапе корпорациям была предоставлена практически полная свобода. Было только одно условие – их устав не должен противоречить действующим законам.
С установлением Римской империи практически все корпорации были распущены. Это было связано с тем, что деятельность корпораций вызывала подозрение у властей. После роспуска корпораций был издан закон, который затруднял создание новых. В соответствии с данным законом для образования корпораций требовались разрешение сената или санкция императора.
Муниципии – политические союзы на территории Римского государства. Правоспособность муниципий была намного шире, чем корпораций. Кроме остальных прав, они имели право истца и ответчика, т. е. обладали гражданско-процессуальной правоспособностью.
Существенным отличием муниципий от корпораций являлось то обстоятельство, что муниципии обладали правом получать имущество по завещательному отказу, а корпорации получили такое право только во II в. н. э.
Наиболее привилегированный статус имела государственная казна (фискус). На имущество казны не распространялись сроки исковой давности; исковые требования казны имели преимущество исполнения по сравнению с другими требованиями и т. д.
Статусом юридического лица обладали и военные подразделения – легионы.

24.Семейно-правовые отношения. Римская семья и степень родства.

Помимо изложения правового положения (status) римских граждан, латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников, в отделе частного права (jus quod ad personas pertinet), юрист Гай изложил и вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris: sequitur de jure personarum alia divisio. Nam quaedam personae sui juris sunt, quaedam alieno juri sunt subjectae (113). Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отношений между отцом как носителем patria potestas и детьми, т. е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения недостигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральными или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).
Установления брачного, отцовского, опекунского и попечительского права составляли содержание изложения римских юристов при изучении правового положения лиц с точки зрения их положения в семье, или с точки зрения их семейного статуса (status familiae). Согласно предписаниям римского права, status familiae, или положение лиц в семье, кроме status civitatis и status libertatis, имело чрезвычайное значение для утверждения право- и дееспособности римских граждан. Поэтому развернутые правила организации семьи и взаимоотношений ее членов представляли собой особую ветвь римского частного права и изучались под наименованием "семейного права". Согласно с этим, римское семейное право представляло собой собрание правовых положений, регулирующих отношения в римской семье, а именно: отношения между мужем и женой, отношения между отцом (pater familias) и лицами alieni juris, а также отношения между опекуном (tutor) или попечителем (curator) и их подопечными (pupilli). Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники,зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом.
Тот факт, что в Риме существовали большие семьи,объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов.
Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» – «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи.
Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи.
В IV в. до н. э. патриархальная семья превратилась в малую патриархальную семью, где со смертью отца, главы семьи, его сыновья становились во главе собственных семей.
Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца.
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае главасемьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном.
Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве.
Римское право признавало два вида родства  агнатическое и когнатическое.
К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтомуродственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи.Агнатическое родство – законное родство.
Когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом.

25.Римский брак – заключение и прекращение. Конкубинат.

Брак – союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке (или до него), а также имущественные отношения супругов и их наследственные права.
При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр.
Правильный брак – союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.
Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.
Характерными чертами брака признавались:
1) взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием;
2) согласие партнера;
3) наличие половой связи между партнерами в браке;
4) желание партеров заключить брачный союз;
5) совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.
От брака отличался конкубинат – разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком.
Формы римского брака:
1) брак с властью мужа (cum manu) – жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если муж был подвластным лицом. Данная форма брака имеет древнее происхождение. В результате заключения брака с властью мужа жена полностью находилась под властью мужа или домовла-дыки. Многие историки полагают, что данный брак возник на основе купли-продажи женщины из другого рода, а равно ее похищения. Муж в отношении жены имеет те же права, что и на детей. В том случае, если жена приносила в новую семью какое-либо имущество, оно становилось собственностью мужа. Супруг был вправе отдать жену в кабалу, наказать ее смертью и пр.
2) брак без власти мужа (sine manu) – жена либо оставалась под властью прежнего домо-владыки, либо была самостоятельным лицом. Это наиболее поздний вид брака. Указанный вид брака необходимо было ежегодно возобновлять. После того как жена проживет с мужем один год, она подпадает под его власть (по давности). Не желая этого, жена должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи, что будет являться перерывом в их годичных отношениях.
В римском праве существовало три способа установления брака: религиозный обряд, светская форма бракаи приобретательная давность. Конкубинат (естественный брак, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины,которые не могли или не хотели заключать законный брак. В конкубинате рождались внебрачные дети (liberi naturales), которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассический период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.

26.Правовое положение супругов. Личные и имущественные отношения.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта