Главная страница
Навигация по странице:

  • Письменная работа (Реферат) (вид работы)Дисциплина

  • Проверил(а)

  • 1. Виды браков в системе римского права

  • 2. Формы заключения брака

  • 3. Прекращение брака и условия его законности

  • 4. Участие государства в заключении брака в римском праве

  • Список использованных источников

  • Римское право реферат. Усович рим право реферат. Понятие и сущность брака в римском праве


    Скачать 31.15 Kb.
    НазваниеПонятие и сущность брака в римском праве
    АнкорРимское право реферат
    Дата17.12.2022
    Размер31.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУсович рим право реферат.docx
    ТипРеферат
    #848888

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


    Зачетная (экзаменационная) работа

    (№ семестра 2)

    Письменная работа (Реферат)

    (вид работы)

    Дисциплина: Римское право

    Тема: Понятие и сущность брака в римском праве

    Выполнил(а):

    Усович И.С.

    (Ф.И.О. студента)

    Юриспруденция, ЮС-119(2)

    (направление, группа)

    Проверил(а):

    _____________________________

    (Ф.И.О. преподавателя)

    _____________________________

    (дата)


    Омск 2020

    Содержание
    Введение ……………………………………………………………………….3

    1. Виды браков в системе римского права ………………………….............6

    2. Формы заключения брака …………………………………………………9

    3. Прекращение брака и условия его законности ………………….. ……..10

    4. Участие государства в заключении брака в римском праве ……. ……..12

    Заключение …………………………………………………………………... ..13

    Список использованных источников………………………………………….. 14

    Введение
    Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными – связь когнатическая, но связь юридическая – по римской терминологии агнатическая.

    Изучение римского брачного права и его институтов сохраняет актуальность и по сей день, поскольку современное брачное право европейских стран также основывается прежде всего на соображениях юридического родства.

    Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались но римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

    Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.

    Цель данной работы заключается в изучении особенностей римского брачного права.

    Задачи таковы:

    1. проанализировать институты брака в римском праве;

    2. изучить особенности различных видов брака;

    3. определить формы заключения брака.

    Основными источниками для изучения темы служат законы XII таблиц и «Институции Гая».

    Появление первых писаных римских законов – Законов XII таблиц – связывается с борьбой плебеев и патрициев около 450 г. до н. э. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского или цивильного права, предназначенного исключительно для граждан Рима.

    Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. Первоначальный текст их не сохранился, их содержание реконструировалось на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. По своей сути они представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Законы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из них несли на себе печать религиозных ритуалов.

    Официально они были отменены в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана.

    Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 г. н. э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права – от средств их защиты.

    Помимо данных источников, при написании контрольной работы был использован ряд работ по римскому частному праву таких авторов, как А. И. Косарева, И. Б. Новицкого, О. А. Омельченко, И. С. Перетерского, З. М. Черниловского.

    Структура работы проблемно-тематическая; в главах последовательно излагаются виды брака, формы его заключения, условия прекращения, рассматривается вопрос участия государства в заключении брака, а также личные и имущественные отношения между супругами.

    В шестой главе мы кратко остановимся на таких последствях брачного союза, как возникновение когнатического и агнатического родства, тем более что родственные отношения между матерью и детьми были глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu.
    1. Виды браков в системе римского права
    Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой[8,98].

    В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

    Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа[10,112].

    Второй вид брака – sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею[8,213]. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.

    Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа[6,87].

    Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей[5,67]. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

    2. Формы заключения брака
    Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus)[4,76].

    Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

    Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. [8,97]

    3. Прекращение брака и условия его законности
    Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

    1. Смерть супруга.

    2. Заявление об отказе от брачного союза – развод.

    3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более – утратой свободы, или изменением гражданства.

    Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium) [12,91]. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.

    Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

    При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху – 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 – для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле[5,117].

    Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).

    При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака – правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

    4. Участие государства в заключении брака в римском праве
    Характеризуя институт брака в римском праве, нельзя не остановиться на некоторых его особенностях, существенно отличающихся от современного понимания брака в правовой системе, установленной государством.

    У нас существует презумпция в пользу небрачного сожительства. В наше время супружеская пара сама должна доказать документами, свидетелями и т. д., что она находится в законном браке. Наоборот, в Риме существовала презумпция в пользу брака. Всякое постоянное половое сожительство полноправных мужчины и женщины рассматривалось, как брак. «В сожительстве со свободной женщиной нужно видеть брак, а не конкубинат», – пишет знаменитый римский юрист Модестин[9,47].

    Поэтому-то не стороны должны доказывать, что они находятся в браке, а третье, заинтересованное лицо должно доказать, что существует какое-либо препятствие, которое не дозволяет видеть в данном сожительстве брак. Оnus probandi (груз доказательства) лежал не на супругах, а на третьих лицах. Только тогда, когда было основание думать, что в семейных или имущественных интересах сторон представить временное сожительство браком, поднимался вопрос о формальных признаках брака. Но и в этом случае римское право довольствовалось минимумом[6,115]. Для этого достаточно было, например, фактическое сожительство в течение года, показания свидетелей о согласии сторон именно на брак или о названии ими друг друга господином и госпожой, о совершении какого-либо брачного обряда, представления документов о приданом и т. д. Одним словом, выражаясь юридическим языком, в Риме участие государства в заключении брака могло иметь не конститутивный, а только декларативный характер.


    Заключение
    Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu mariti – или, буквально, «брак с рукой») и неформальной (sine manu mariti – «брак без руки»).

    Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.

    В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились.

    Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза – развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения (тем более – утратой свободы) или изменением гражданства. Римский брак допускал развод супругов (в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права).

    Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.

    Список использованных источников

    1. Боголепов Н.П. Учебник истории римского права / Н.П. Боголепов/. -М.: Зерцало, 2004.

    2. Васильева Т.Г.,  Пашаева О.М. «Римское право»: Конспект лекций -Изд. Высшее образование, 2018.

    3. Воронкова Л. П. История туризма и гостеприимства: Учеб. пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С. 72.

    4. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2-х ч. / под ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова./- М.: НОРМА, 2006. - Ч.1.

    5. 2. Институции Гая //Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 – 281.

    6. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов / под ред.К.И. Батыра. - 4-е изд.- М.: Проспект, 2005.

    7. Новицкий И.Б. «Основы римского гражданского права»: Учебник / И.Б.   Новицкий./ - М.: Зерцало, 2016. - 400 с.

    8. Римское частное право: Учебник /под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского/. - М.: Юрист, 2014. - 482с.

    9. Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М.: Юристъ, 1996.

    10. XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 – 272.


    написать администратору сайта