Главная страница
Навигация по странице:

  • Различные подходы к пониманию источника права. Соотношение понятий источника и формы права

  • курсовая работа по теории государства и права на тему: источники(формы) права. курсач основа. Понятие источника и формы права


    Скачать 46.83 Kb.
    НазваниеПонятие источника и формы права
    Анкоркурсовая работа по теории государства и права на тему: источники(формы) права
    Дата28.05.2021
    Размер46.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсач основа.docx
    ТипРеферат
    #210983


    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение

    5

    1

    Понятие источника и формы права

    6



    1.1

    Различные подходы к пониманию источника права. Соотношение понятий источника и формы права

    6



    1.2

    Виды источников (форм) права

    9

    2

    Особенности основных источников и форм права

    14



    2.1

    Источники англосаксонского права

    14



    2.2

    Источники семьи романо-германского права

    16




    2.3

    Источники семьи религиозного права

    18

    3

    Нормативный акт как основной источник права

    21




    3.1

    Нормативный акт как основной источник права, его признаки и вид

    23




    3.2

    Закон как основной источник позитивного права

    25

    Заключение

    28

    Список использованных источников

    30


    ВВЕДЕНИЕ

    Источники права являются одной из важнейших категорий в юридической науке. Изучение данной темы следует начинать со всего права в целом, так и отдельных его отраслей. Данная тема рассматривается в предмете теории государства и права. Тема очень актуальна и значима для юридической науки, так как источники права формируют основу для понимания всей правовой науки. Благодаря многогранности понятий форм и источников права как базовых юридических категорий в рамках этой темы определяется происхождение самого права, его исходное назначение и внешнее выражение. В ходе изучение источников права мы можем лучше понять саму сущность права, механизмы его функционирования, а также его место в общественной жизни. Изучение эволюции форм права способствует более глубокому пониманию развития таких важных институтов, как государство, гражданское общество и права человека.

    Все государства заинтересованы в определенности системы источников права, поскольку это обеспечивает силу государственной власти, его волю, позволяет реализовать важные функции. Правовое государство способствует определенности форм права не только в целях реализации государственных функций, но и в целях реализации своих базовых принципов: верховенство закона, принцип разделения властей, защиты прав и свобод человека, свобода слова и т.д.

    «Формы (источники) права» включает в себя два понятия, каждое из которых многозначно. В юридической науке подходы к их пониманию различались и менялись в зависимости от позиции исследователя по отношению к пониманию сущности всего права. Под источниками права понимают и общественные условия возникновения права, и причины его возникновения, однако мы рассмотрим способы выражения правовых норм.


    1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА И ФОРМЫ ПРАВА



      1. Различные подходы к пониманию источника права. Соотношение понятий источника и формы права

    Представители разных подходов к пониманию права подразумевают различные явления под этими правовыми материями. Форма права и источник права являются разными понятиями. Чтобы лучше понять смысл этих двух терминов нужно узнать «форму права», а затем «источник права», после чего соотнести их значения.

    Автором понятия «источник права» считается римский юрист Тит Ливий, который назвал Законы XII таблиц источником всего публичного и частного права1. С тех пор подавляющая часть исследователей признавала общее понимание источника права, близкое к этимологическому значению слова «источник», а именно: некая исходная точка формирования и развития явления, то, из чего черпается право. И все же многозначность данного понятия существует.

    Так Г.Ф. Шершеневич писал, что под именем источника права понимаются также силы, творящие право (например, государственная власть или воля Бога); материалы, положенные в основу того или иного законодательства (например, когда говорят, что римское право послужило источником для германского гражданского кодекса); исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, и средства познания права (например, когда говорят, что право можно узнать из закона).2

    П мнению В.С. Нерсесянц следует различать материальные и формальные источники права. Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что порождает (формирует) позитивное право. Это могут быть какие-либо материальные или духовные факторы, общественные отношения, воля законодателя. Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права.3

    В наше время понимается источник права в четырех значениях. Первое - источник в материальном смысле слова понимается как общественные отношения, сила, создающая право. Кроме того это и исходные начала, то есть условия данной конкретной исторической эпохи (материальные условия жизни общества, экономический строй, политический режим и т.п.). В ходе развития общественных отношений, особенности экономических и политических условий появляется потребность в правовом регулировании и издании норм права. Второе - выделяют источник права в идеологическом смысле слова. В этом случае данный термин означает правосознание, которое выступает в качестве юридической концепции, идеи, желаемого права. В третьих - выделяют источник права в историческом плане – памятники права; источники права, вышедшие из употребления; то, откуда появились нормы права, как и где они закрепились. Сюда относят вклад внутреннего и иностранного права в создание какой-либо правовой системы. В-четвертых, рассматривают источник права в формально-юридическом значении – внешняя форма существования и выражения правовых норм.

    Наряду с понятием источников права часто можно встретить словосочетание «формы права». Этот оборот был введен в ответ на многозначность понятия источника права, чтобы исключить возможность неоднозначной трактовки. Признавая за формой права способ организации и выражения государственной воли, представители разных школ права, однако, поддерживают разные подходы к пониманию данного понятия.

    Сторонники психологической школы права различали такие формы права как объективное и интуитивное право – то есть разделяли и противопоставляли формализованное, объективное право и право, проявляющееся в чувственной и эмоциональной сфере человека.

    О позитивном и естественном праве выдвигались различные предположения. В частности против форм позитивного права – определенных актов государственных органов – формой естественного права являлось общественное сознание и нравственные начала. Только в XX веке в концепции о правах и свободах человека, когда эти права и свободы приобрели юридически закрепленную форму в актах или иных источниках, существенная разница между подходами к пониманию формы права снижается.

    Кроме этого выделяется внешняя и внутренняя форма права. Во внешней форме - это организация норм в виде источника или документа, а внутренней форме права - это характеристика его содержания, структуры составляющих определенные нормы.

    Самым распространенным следует считать понимание права как «объективированное надлежащим образом правовое установление, которое длительно и единообразно воплощается в юридической практике, поведении субъектов права, гарантировано к исполнению силой авторитета и государственного принуждения, признано субъектами права в качестве регулятора общественных отношений».

    Именно в форме права непосредственно проявляется принцип формальной определенности (формальное выражение, закрепление различных правил поведения), что позволяет нам воспринимать право в реальном обличье, изучать, применять и использовать его.

    Делаем вывод, что в современной юридической науке нет единого подхода ни к пониманию источника права, ни к пониманию форм права. Поэтому некоторые ученые считают, что нужно отождествлять понятие формы права (внешнего ее проявления) и источника права в формально-юридическом смысле, когда имеется в виду формальное выражение норм права, придающее им «нормативный, общеобязательный статус и определяющая степень их юридической силы» – наиболее частое употребление и понимание данных терминов. После определения сущности данной юридической категории, можно переходить к его детальному рассмотрению и характеристике. Благодаря этого можно выделить некоторые основные признаки формы (источника) права. А это правотворческая значимость источника права; государственная обязательность и гарантированность; особая юридическая форма; установление основ, начал правового регулирования в определенных сферах общественной жизни. С.В. Бошно выделяет еще такие признаки источника права, как определенность содержания, длительность существования, общеизвестность, признание со стороны субъектов права, разумность и справедливость.4

      1. Виды источников (форм) права



    На данный момент в мире существует большое количество правовых семей, подходов к пониманию права, отсюда и форм права. По значению бывают значимыми и менее значимыми, не все ученые признают некоторые формы права. Можно выделить следующие формы права: правовые обычаи, религиозные тексты, юридические прецеденты, договоры с нормативным содержанием, принципы права, доктрина, партийные источники права и нормативно-правовые акты.

    Так одной из самых распространенных статусу форм права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовой акт, то есть официальный документ, изданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные правила поведения, является самым распространенным источником права. Нормативно-правовой акт точно фиксирует содержание правовых норм и предписаний, что сводит к минимуму произвольное токование и применение норм и позволяет государству проводить единую политику. Подробнее особенности нормативно-правового акта как формы права будут рассмотрены далее в соответствующей главе.

    Самым древним источником права является обычай. Обычай - это некое правило поведения, которое вошло в привычку народа из-за его повторения в течение продолжительного времени. В качестве формы права признается правовой обычай или обычай, который признан государством как общеобязательная форма поведения.5

    С юридической точки зрения обычай – это неписаный источник права, для которого характерна неупорядоченность, множественность и разнообразие. Для полного понимания обычаев следует знать их признаки, например общественно-социальный характер их возникновения, многократный и локальный характер их действия; казуистичный характер их предписаний; в качестве средств обеспечения обычая выступает общественное мнение; обычай возникает на определённом социальном базисе и зачастую продолжает существовать и регулировать общественные отношения даже после его утраты. По поводу признаков обычая Г.Ф.Шершеневич писал: «К второстепенным требованиям, какие предъявляются к правовым обычаям, относятся разумность их, согласие с нравственностью и отсутствие заблуждения в их основании». Кроме того важным признаком обычая надо считать единообразие его понимания, в противном случае его применение будет очень затруднено.6

    Обычай играл важную роль в раннее государственное время, когда аппарат государства не был достаточно силен. До сих пор обычай играет важную роль и в наше время, для этого он должен быть признан государством как обязательный к применению. Он фиксировал нормы в писаных правовых источниках. Не все ученые считают, что в этом случае обычная норма сохраняет статус обычая. Те, кто защищает прежний статус обычая, ссылаются на сохранение сути нормы неизменной. Однако поскольку теряется один из важных признаков обычая – неписаный характер – правильнее признавать данное действие сменой формы закрепления нормы. Государство может санкционировать обычай посредством отсылки к нему в законе: так «обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая».

    Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение7. Юридический прецедент ранее состоявшего по решению государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу может применять силу правовой нормы. Обычно применяют административный и судебный прецедент в зависимости от органа, принимающего решение: административный прецедент – решение исполнительного органа государственной власти, а судебный прецедент – решение высшего судебного органа.8

    Нормативный договор можно определить как «основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами (как правило правотворческими субъектами) результата».9

    Нормативный договор обладает основными признаками договора, но у него есть и свои специфические черты. Мясин А.А. считал, что основными чертами являются - наличие правовых норм (правила общего и обязательного характера); легальность договора; социальный характер (направленность на достижение упорядоченности общественных отношений, достижение договорного компромисса); особая формальная процедура заключения и специальный порядок рассмотрения споров, связанных с их исполнением; обязательное обнародование (опубликование) нормативного договора. М.Н. Марченко выделяет и другие особенности, как например, преимущественно публичный характер нормативного договора. Ведь сторонами данного договора чаще всего выступают публичные институты (государства, государственные органы, общественные объединения), кроме того в таком договоре закрепляется публичная воля, цель которой состоит в адекватном выражении и удовлетворении публичных интересов – интересов сторон.10

    В основном нормативный договор применяется в качестве источника права в трех сферах. Первая сфера - это международное публичное право. Международный договор, может служить основанием для издания соответствующего закона в государствах-участниках и быть непосредственно источником права для стран, подписавших его. Конституционное право, в котором встречаются федеративные договоры, договоры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъектами, договоры о сотрудничестве и взаимопомощи, заключаемые между субъектами федерации. Третья сфера – трудовое право, в нём нормативным договором считается коллективный договор и коллективное соглашение. Данные субъекты трудовых отношений и их представители сами по себе не имеют правотворческой способности. Так юридической силой наделяет определённый нормативно-правовой акт, например в России это Трудовой кодекс РФ, который определяет коллективный договор и соглашение как «правовой акт». (ст. 40,45 ТК РФ).

    Ещё один из источников права – доктрина. Она включает в себя следующие явления: «учение, философско-правовая теория; мнение ученых-юристов по тем или иным вопросам правотворчества; научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права». Порой сюда же относят и взгляды юридического общества в целом. Роль доктрины как источника права «более значительна на тех стадиях развития права, когда государственное нормотворчество еще не получило достаточного развития». И действительно в романо-германской системе права доктрина не используется в качестве доказательной базы, что нельзя сказать о мусульманском праве11.

    Принципы права признаются источником во многих правовых системах, однако их роль в каждой из них неодинакова. В качестве принципов права «выступают божественная воля, разум, справедливость, неотчуждаемые права человека как высшая ценность и т. д.». Выделение принципов права как форм права носит неоднозначный характер. Они могут быть закреплены в актах государства и, соответственно конкретизироваться в ходе применения нормы, либо вовсе не иметь письменной формы. В любом случае особенность данной формы права состоит в том, что принципы права «непосредственно не оказывают воздействия на поведение субъектов права (ни регулятивного, ни охранительного). Они являются основой, условия для осуществления воздействия со стороны норм – правил поведения». В некоторых странах принципы права рассматриваются «как некое высшее право, своеобразный аналог естественного права. Поэтому они применяются не только при пробелах в праве, но и при осуществлении конституционного контроля, на их основе возможно также дополнение и реформирование законодательства».

    Принципы права как комплекс идей существуют в любом обществе: с древнейших времен и идей о вечности, универсальности и неизменности норм традиционного права до настоящего времени с его идеями справедливости, нравственности, разумности, соответствия добрым нравам. Принципы права могут возводить в число форм права, придавая им должное значение.

    По поводу партийных источников права есть неоднозначные точки зрения. Они играли важную роль советской системе права. Данные документы стали источником из-за их общеобязательного характера, сложившегося в условиях сращивания партийного и государственного аппарата. Большинство ученых не склонно признавать самостоятельную роль источника права за партийными документами, относя их по большей степени к науке, к доктрине. Р. Давид считает, что такого рода документы, как партийные программы и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова12. Однако их доктринальное значение неоспоримо.

    Партия по своей сути является общественной организацией, ее нормы не обладают юридическим значением. Получить юридическую силу они могу лишь в двух случаях: «во-первых, при издании совместного с государственными органами решения, во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции государства», что само по себе не является партийными документами в чистом виде.


    1. ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ




      1. Источники англосаксонского права



    Право англосаксонской семьи по своей природе и содержанию является «судейским правом», прецедентным правом. Право создается самими судьями – его основу составляют судебные решения по различным вопросам. Самым главным выступает судебная практика: суд при решении дела руководствуется решением вышестоящего суда или суда той же инстанции по аналогичному вопросу.

    Англию принято считать Родиной прецедентного права. Так называемое общее право, которое создавалось королевскими судами, как раз и было правом судебной практики. Такая практика существует до сих пор. Действие данной системы строится на следующих правилах. Решения, вынесенные Палатой лордов, являются обязательными прецедентами для всех судов и для самой Палаты лордов. Решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для самого этого суда и для всех судебных инстанций, кроме Палаты лордов. Решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов, они обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны.13

    Залогом успешного функционирования системы прецедентного является наличие систематизированных судебных отчетов. В ходе их составления и публикации отсеиваются такие решения судов, которые не следует считать прецедентами.

    Существует два вида прецедентов: декларационный и креативный. Декларационным прецедентом принято называть уже существующее решение суда, которое применяется в новом деле. Креативным прецедентом называется новое судебное решение, не имеющее аналогов до этого.14

    Судебное решение включает в себя несколько частей, одна из главных принципов включённый в систему права будет следовать судье. Большую роль будет играть умозаключение, основанное на факте, не являющемся предметом рассмотрения суда, обоснование убедительности решения. Следующий источник права, характерный для англосаксонского права, – закон. В закон включаются и подзаконные акты – то есть акты законодательной и исполнительной власти в противоположность судебной власти. Традиционно в англосаксонской семье права закон не считают нормальной формой выражения права – судьи применяют закон, но норма, содержащаяся в нем, окончательно входит в состав права лишь после ее толкования и применения в судебных решениях, судьи предпочтут использовать прецедент, содержащий ссылку на норму закона, чем сам закон.

    В последнее время можно говорить о формировании нового раздела в английском праве – сейчас «закон и подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют такую же роль, как аналогичные источники права на Европейском континенте». Большая часть из этих законов направлена на развитие отдельных отраслей общества (социальное обеспечение, экономика, транспортная система).

    Прочие источники права (доктрина, обычай, правовые традиции) играют действительно второстепенную роль, хотя по-прежнему имеют определенное значение, например, когда по вопросу какого-либо дела «нет ни прецедента, ни законодательной нормы, ни обязательного обычая».

    Обычай в данной системе права признается обязательным, то есть считается источником права, только если он обладает характером старинного обычая. Вновь возникающие же обычаи вскоре санкционируются судебной практикой или законом, поэтому теряют статус обычая, превращаясь в законодательную норму. Доктрина и разум могут быть полезны только в целях восполнения пробелов в праве, возникающих из-за казуистического характера общего права. Так создаются новые нормы, основанные на разумном решении спора, когда по определенному вопросу нет ни приемлемой нормы, ни прецедента, ни обычая. Иногда в национальных правовых системах в качестве особого источника права выделяются «интегрированные» в них принципы и нормы международного и зарубежного права.

      1. Источники семьи романо-германского права



    Данная правовая система берет своё начало в древнем Риме. Однако влияние времена римского права происходило не в одинаковой степени на различные национальные правовые системы и породило уникальные черты каждой из них. Существует множество классификаций источников права романо-германской правовой семьи в зависимости от степени их распространения, от их значимости и юридической силы. Есть первичные источники права – нормативно-правовые акты и обычаи, иногда принципы права – и вторичные источники права – судебные прецеденты и научные труды известных ученых-юристов.

    Страны романо-германской семьи являются странами писаного права. Закон не случайно ставится в основу системы источников права – он «как будто охватывает во всех странах романо-германской правовой семьи все аспекты правопорядка». Закон исторически являлся главной основой данной правовой семьи, его считали выражением правил справедливости. В закон входят все письменные юридические акты, то есть почти все нормативно-правовые акты.

    Имеются две тенденции развития законов: первая пытается сделать законы более понятными и доступными, вторая следует правильной выработке четкого технического языка.

    Основная задача юриста – найти необходимую норму в законодательстве для наилучшего решения дела. Закон в процессе должен использоваться строго согласно своему содержанию, однако в повседневной практике «значение содержащихся в статутах норм дольно часто и весьма значительно («либерально») расширяется». Толкование закона важно для его практического применения. Судья может комбинировать различные методы толкования, чтобы узнать планы законодателя.

    Относительная свобода обращения судей с законом проявляется в возможности оценки ими фактов конкретного дела – они не связаны решениями своих предшественников, поскольку в данной системе права судебный прецедент не признается. Поэтому в случаях, когда законодатель использует формулы без уточнения их четкого содержания (например, такие понятия, как интересы семьи, вина, невозможность исполнения), можно считать, что тем самым он «дал полномочие на свободный дополнительный поиск в рамках закона».

    К обычаю как источнику права в данной правовой семье выражается в двух противоположных подходах: «социологическая концепция» (роль обычая считается высокой) и позитивистская теория (роль обычая бесполезна). Правильнее было бы определять роль обычая на среднем уровне между этими двумя крайностями. Нельзя отрицать, что обычай играл огромную роль в римском праве, но по мере усложнения разветвленных правовых систем его значение снижалось. Осуществлялась систематизация обычаев, им придавалась письменная форма – тем самым терялась их сущность обычая в пользу нормативного правового акта.

    В зависимости от характера взаимоотношения обычая с законом выделяют три вида обычаев: выступающие «в дополнение к закону», действующие «кроме закона» и обычаи «против закона». Первые из них наиболее распространены во всех странах, они способствуют правильному толкованию закона, объясняют и дополняют его. Вторые обычаи рассматриваются в качестве самостоятельных источников права и регулируют лишь те отношения, которые не урегулированы кодифицированным законодательством. Последние же являются довольно редким явлением, не только не приветствуемым, но и часто запрещенным национальным законодательством.

    Доктрина не признается источником права, но к ней нередко прибегает законодатель в процессе подготовки и обсуждения проектов нормативных актов. Кроме того, именно доктрина формирует правовые понятия и категории, которые использует законодатель, а также по мере возможности выражает те тенденции, которые впоследствии использует законодатель.

    В итоге, теория источников права в странах данной правовой семьи не сводится к определению единственной априорной роли законодательных норм, а включает также и стремление к справедливому творению права, сочетаются как частные интересы, так всего общества.

      1. Источники семьи религиозного права

    Семья религиозного права не похожа на другие семьи: для нее характерен архаический характер ряда институтов, казуальность и отсутствие систематизации. К семье религиозного права относят: мусульманское право, индусское (индуистское) право. Религиозная правовая семья состоит из обычных религиозных норм, соответствующих религиозно-этических принципов, толкований священных книг и писаний, решений религиозных судов.

    В мусульманской правовой системе, «не следует смешивать мусульманское (религиозное) право с позитивными правовыми системами мусульманских стран». Ведь гражданское общество «всегда живет под властью обычаев или законов», которые, конечно, опираются на принципы мусульманского права. По мере развития общества такой дуализм правовых систем возрастал, поскольку общество более не могло регулироваться лишь с помощью религиозных норм и догм.

    Источником мусульманского права составляет Коран – главная священная книга мусульман. Похожим по значимости и проблемам содержания является сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда, своеобразный итог толкования Корана. Но несмотря на то, что это главные источники мусульманского права, правосудие осуществляется при обращении не к Корану, а к книгам авторитетных юристов, ученых-богословов разных лет, содержащих необходимое толкование. Религиозные тексты изначально создавались не с целью правового регулирования общественных отношений, поэтому порой ощущается недостаточность юридических положений для решения тех или иных правовых проблем. Разрешить ситуацию позволяет доктрина – толкование, пояснения, выражение основных принципов и постулатов, содержащихся или предполагающихся в религиозных текстах. Источником мусульманского права считается Иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков Ислама, «единое соглашение мусульманского общества». И рассуждения в области права по аналогии под названием «кияс», суть которого заключается «в применении тех или иных установленных Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям».

    Мусульманское право не включает в себя обычай, но и не отрицает и не отвергает его: «Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда к нему прибегают для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы». Прецедент не признается источником права в данной семье – решения судов не несут в себе нормативности при разрешении аналогичных дел.15

    Условия современной жизни делают заставляют законодателя вмешиваться в существующую систему права – его роль тем не менее имеет черты: он выполняет роль служителя права, а не его создателя. В связи с этим законодатель имеет возможность только косвенного опосредованного влияния на право, например, предписать судьям, какое из толкований следует применить в конкретном случае. Законы не входят в состав мусульманского права – они относятся к числу источников позитивных правовых систем мусульманских стран. Власть вынуждена проводить некую систематизацию законодательства, например, через кодификацию некоторых отраслей права, для упорядочения регулирования общественных отношений. Однако сфера отношений, доступных для ее контроля ограничена – так, например, многие страны долго противились нормативному регулированию личного статуса, считая, что данный круг отношений имеет отношений исключительно к мусульманскому праву, к религиозным нормам.

    Индусское же право основано не на религиозных текстах. По сути это обычное право, в котором доминирует религиозная доктрина – индуизм. Еще важными регламентирующими факторами являются сознание и справедливость. Религиозные и правовые предписания в доктрине перемешаны, часть положений можно найти в дхарме, часть – в дхармашастрах или акртхашастрах. В настоящее время стремление ученых излагать дхарму заново отсутствует, больший интерес вызывает необходимость регулирования норм, реально действующих в настоящее время в отношении индусов.

    Законодательство и судебные прецеденты не признаются источниками права. Законы, а также временные конкретные предписания, издаваемые правителем, зачастую подвергаются широкому толкованию судьей, что позволяет ему применить свою справедливость и власть. Судебное решение, таким образом, имеет свою силу лишь в свете обстоятельств конкретного дела и не может рассматриваться как обязательное для прочих случаев.

    Многочисленные изменения под влиянием Английского права, реформы законодательства относятся уже к системе права государства, то есть к индийскому праву. Индуистское же право остается применяемым только к индусской части населения Индии, оно по-прежнему регулирует личный статус населения. Большая часть индусов не следует новым законам, а продолжают жить так, как жили их предки, тем не менее законодатель стремится регулировать обстановку, избавиться от лишних обычаев, принять все возможные меры для эффективного развития страны.

    3 НОРМАТИВНЫЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
    3.1 Нормативный акт как основной источник права, его признаки и вид

    В наше время нормативно правовой признается основным источником права в большинстве стран мира, его важная и определяющая роль в праве отрицается редко. Для начала следует рассмотреть суть понятия «правовой акт». Правовым актом называют «документ, который принял управомоченный субъект (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений».

    Правовой акт являются более неоднородной и общей категорией по сравнению с нормативно-правовыми актами, так как первые включают в себя вторые вместе правовыми актами индивидуального характера. Индивидуальные правовые акты (акты применения норм права) связаны с конкретными отношениями: они устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц по вполне определенному поводу. В то время как установления, принятые нормативно-правовыми актами, охватывают широкий круг общественных отношений, рассчитаны, как правило, на многократное применение и распространяются на неопределенный круг лиц. Следует также отличать нормативно-правовой акт от актов разъяснения и толкования права, поскольку последние направлены не на установление или изменение содержания правовых норм, а на разъяснение его смысла и пределов его действия.

    Формой права следует считать именно нормативный правовой акт, то есть изданный в установленном порядке компетентными государственными органами акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Подробнее раскрыть содержание данного понятия можно через его признаки. Во-первых, нормативный правовой акт содержит в себе нормы права и его назначение – регулирование общественных отношений. Во-вторых, это официальный документ, который, соответственно, несет юридически значимую информацию, обладает определенной юридической силой. В-третьих, это письменный документ, который имеет особенную внутреннюю структуру. В-четвертых, он входит в единую систему законодательства и осуществляет единые для системы цели и задачи. Нормативный правовой акт издается уполномоченными на то субъектами в пределах их компетенции. Кроме того, нормативно-правовой акт обладает реквизитами, придающими ему индивидуально-правовую характеристику. Главным признаком нормативно-правового акта является нормативность.

    Как говорилось выше, нормативные правовые акты входят в единую систему законодательства, соответственно имеют свою иерархию. Система нормативно-правовых актов определяется отдельно в каждой стране соответствующими основными законами. Для характеристики нормативного правового акта согласно его реальному действию используется понятие «юридическая сила», которое в данном случае понимается как место акта в иерархии нормативных правовых актов, соответствие актов, принятых нижестоящим органом, актам, принятым вышестоящим органом. Именно юридическая сила определяет положение нормативно-правового акта в общей системе государственного нормативного регулирования. Акты нижестоящих правотворческих органов (например, акты местных органов государственной власти), соответственно, обладающие меньшей юридической силой, издаются на основе и во исполнение нормативных правовых актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами (высшими представительными органами).

    Классификация нормативных актов производится по разным основаниям. Так в зависимости от срока действия нормативные акты делятся на акты неопределенно-длительного действия и временные акты. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, нормативные акты делятся на: нормативные акты государственных органов, нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, товариществ и т.п.), нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур), нормативные акты, принятые на референдуме. В федеративном государстве в зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на общефедеральные акты, нормативные акты субъектов федерации, нормативные акты местного самоуправления, локальные нормативные акты. По юридической силе нормативные акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.

    3.2 Закон как основной источник позитивного права

    Закон является одним из видов нормативных актов, это акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    К признакам закона, позволяющим выделить его из иных нормативных правовых актов и придать ему качество верховенства, можно отнести следующие положения. Закон является таким нормативным актом, который принимается только органом законодательной власти в результате законодательного процесса, либо референдумом – всенародным голосованием. Законы регулируют наиболее важные, базовые общественные отношения (основные права и свободы граждан, государственное устройство и т.д.). Законы направлены на выражение воли и интересов народа. Данные акты принимаются в особом порядке и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам – все иные нормативные правовые акты издаются на основе законов, в соответствии с законом и не могут ему противоречить. Закон занимают ведущее место в системе законодательства, фактически являясь системообразующим фактором всей системы. Важен также эффективный механизм обеспечения исполнения законов – например, может устанавливаться общий надзор прокуратуры за соблюдением законности. Как правило, закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

    В связи с неоднородностью законов выделяют различные виды законов. Законы могут быть значимыми, основными (конституции), конституционные законы (законы об изменении основного закона государства), органические законы (законы, дополняющие основной закон, изданные по отдельным указанным в основном законе вопросам) и ординарные (остальные законы, принятые законодательным органом, могут быть кодификационные законы).

    Существует множество классификаций законов, например по объему регулирования выделяют общие и специальные законы, по субъектам правотворчества – принятые народом в результате референдума или законодательным органом, по характеру – текущие и чрезвычайные.

    Особой категорией, входящей в понятие закон в рамках позитивного подхода являются подзаконные акты. Подзаконные акты – это нормативные акты, изданные в соответствии с законом, на его основании и не противоречащие ему. Признаки подзаконных актов включают в себя вышеупомянутую связь с законами, издание компетентными органами и иерархическую организацию в зависимости от положения органа, направленность на решение текущих задачи и оперативное применение.

    Выделяют общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные подзаконные акты. К общим подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты общей компетенции, они имеют следующую после законов юридическую силу, обязательны для выполнения всеми гражданами на всей территории государства. Именно к этому типу относятся подзаконные акты высших органов исполнительной власти государства, например, нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах, действие которых соответственно ограничено подвластной им территорией. Примерами местных подзаконных актов являются постановления и нормативные решения муниципалитета, мэрии, префекта. Ведомственные нормативно-правовые акты включают в себя приказы и инструкции структурных подразделений правительственных органов (министерств или ведомств), которые распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (например, банковские, таможенные отношения). Последним видом подзаконных актов являются внутриорганизационные акты, то есть те акты, которые издаются некоторыми организациями для регулирования внутренних вопросов, отношений, возникающих в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

    Широко распространена классификация подзаконных актов РФ в зависимости от юридической силы и субъектов правотворчества. Различают указы Президента, постановления Правительства, ведомственные акты (инструкции и приказы министерств и иных органов исполнительной власти), акты органов исполнительной власти субъектов Федерации. Разумеется, подобное деление нормативно-правовых актов не универсально для всех государств ввиду особенностей национальных правовых систем, многовековых традиций и различных систем государственной власти. Однако в большинстве случаев действие подзаконных актов организовано именно по принципу степени юридической силы акта.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Таким образом, в процессе написания данной работы была достигнута поставленная цель – собрать всю информацию об источниках права.

    В этой работе удалось определить сущность понятий формы права и источника права и их соотношение. Принимая в контексте работы содержание терминов как идентичное и подразумевая под их значением внешнюю форму выражения правовых предписаний, нами были рассмотрены основные формы права, их особенности. Отдельное внимание уделено нормативному правовому акту как важнейшему современному источнику права, его видам и признакам; рассмотрены источники права основных правовых семей, для чего были проанализированы точки зрения различных ученых.

    В результате написания работы я пришла к следующим выводам. Во-первых, основными источниками права в юридической науке признаются нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор с нормативным содержанием и правовой обычай, прочие же источники играют вспомогательную роль.

    Во-вторых, роль того или иного источника в правовой системе какого-либо государства зависит от того, к какой правовой семье относится система права государства и, соответственно, распространение какого источника права обусловлено особенностями исторического развития.

    В-третьих, значение отдельных форм права в правовых системах не является постоянным – с течением времени могут происходить изменения в системе источников права государства под влиянием международного взаимодействия, унификации правового регулирования, что отчасти наблюдается в настоящее время.

    В-четвертых, система источников права играет базовую роль для формирования всей системы права государства: несет в себе основные исторические особенности правовой семьи, способствует успешной реализации основных принципов правового государства, укрепляет законность.

    Систематизация информации об источниках права имеет практическое значение – это позволяет анализировать системы источников отдельных отраслей права, проводить аналогии и определять особенности функционирования той или иной отрасли права в рамках одной или нескольких правовых семей. Кроме того, рассмотренные теоретические аспекты данной темы открывают простор для дальнейшего изучения форм права применительно к отдельным странам современного мира, определения тенденций их развития.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Бошно С. В. Теория права и государства /учебное пособие/ С.В.Бошно - М.: Яуза, Эксмо, 2011. – с.

    2. Венгеров А. Б. Теория государства и права/учебник/ А.Б.Венгеров — М.: Омега-Л, 2008. – с.

    3. Вопленко Н. Н. Источники и формы права/учебное пособие/ Н.Н.Вопленко — Волгоград, ВолГУ, 2004. – с.

    4. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства/учебник для вузов / В.С.Нерсесянц Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. – с.

    5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права /учебное пособие / В.Н.
      Хропанюк Под ред. Профессора В. Г. Стрекозова. — М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. – с.

    6. Загайнова С. К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения.// С.К.Зайганова — М.: Издательство НОРМА, 2002. – с.

    7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности// Пер. с фр. В.А. Туманова. — М.: Междунар. отношения, 1999.

    8. Кулажников М. Н. Право, традиции и обычаи. — Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1972.

    9. Марченко М. Н. Источники права. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    10. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. — М.: ИНФРА-М, 1999.

    11. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 2. — М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1911.



    1. Бабенко А. Н., Парфенова Т. А. Понятие и признаки нормативного договора // Сибирский юридический вестник. — 2004. — №2.

    2. Бошно С. В. Доктрина как форма и источник права // Журнал российского права. — 2003. — №12.

    3. Бошно С. В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. — 2003. — №1.

    4. Бошно С. В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. — 2004. — №12.

    5. Васильев А. М., Васильева С. М. Понятие и признаки правового обычая // Вопросы российского и международного права. — 2012. — №9-10.

    6. Винниченко О. В., Ваганов А. М. К вопросу об определении статуса партийных актов в системе источников советского права // Вестник ТюмГУ. — 2012. — №3.

    7. Малова О. В. Правовой обычай и его виды // Сибирский юридический вестник. — 2001. — № 1.

    8. Муромцев Г. И. Источники права: Теоретические аспекты проблемы // Правоведение. — 1992. — № 2.

    9. Ображиев К. В. Формальные (юридические) источники права: проблемы теоретического определения // Российский юридический журнал. — 2010. — № 4.




    1 Ашинов Ю.Н.. Курс лекций по дисциплине «правоведение», Белореченск, 2006. 2006

    2 2-е издание труда Г. Ф. Шершеневича "Общая теория права"

    3 Нерсесянц В.С. Теория права и государства. 2013.

    4 Правоведение: основы государства и права : учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. — М. : Издательство Юрайт,

    2016. — 533 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

    5 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.

    6 Малова О. В. Правовой обычай и его виды // Сибирский юридический вестник. — 2001. — № 1

    7 Энциклопедия юридическая в 15 томах. Том 15 (Ф-Я), Рудольф Хачатуров.

    8 Загайнова С. К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения.// С.К.Зайганова — М.: Издательство НОРМА, 2002. – с.

    9 1.Бабенко А. Н., Парфенова Т. А. Понятие и признаки нормативного договора // Сибирский юридический вестник. — 2004. — №2.

    10 Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г. - 800

    стр.

    11 1.Бошно С. В. Доктринальные и другие нетрадиционные формы права // Журнал российского права. — 2003. — №1.

    12 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Юрист, 2001

    13 Хропанюк В. Н. Теория государства и права /учебное пособие / В.Н.

    Хропанюк Под ред. Профессора В. Г. Стрекозова. — М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008. – с.

    14 "Общая теория права. Учебник., Андрей Поляков

    15 Кулажников М. Н. Право, традиции и обычаи. — Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1972.

    4



    написать администратору сайта