Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.

  • Структура контрольной работы

  • Понятие коллективной деятельности детей дошкольного возраста

  • 1.2 Условия организации коллективной деятельности

  • ГЛАВА 2. ФОРМА ИГРЫ КАК СПОСОБ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

  • 2.2 Игра как способ объединения детей дошкольного возраста в коллективной деятельности

  • Значение коллективной деятельности детей дошкольного возраста в. Понятие коллективной деятельности детей дошкольного возраста


    Скачать 52.15 Kb.
    НазваниеПонятие коллективной деятельности детей дошкольного возраста
    Дата19.03.2022
    Размер52.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗначение коллективной деятельности детей дошкольного возраста в .docx
    ТипРеферат
    #403955

    Значение коллективной деятельности детей дошкольного возраста в решении задач нравственного воспитания. Способы объединения детей в деятельности (на примере игры).

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      1. Понятие коллективной деятельности детей дошкольного возраста

      2. Условия организации коллективной деятельности

    ГЛАВА 2. ФОРМА ИГРЫ КАК СПОСОБ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1 Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

    2.2 Игра как способ объединения детей дошкольного возраста в коллективной деятельности

    Заключение

    Список литературы


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность исследования. В совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

    Подрастающее поколение сегодня формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с другими людьми.

    Коллективная игровая деятельность развивает необходимые предпосылки для выработки поведения, регулируемого нравственными нормами. В игре ребенок имеет возможность проявлять активность, обдумывать и совершать поступки, видеть их последствия. В ходе реализации игрового сюжета дети усваивают нормы нравственного поведения, проявляются и формируются их нравственные качества. Дети не только воспроизводят реальные ситуации взаимоотношений, но и учатся понимать, чувствовать своих игровых партнеров, что является важным условием нравственного воспитания дошкольников через коллективную игровую деятельность. Особое место в периоде детства занимает дошкольный возраст. В этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У дошкольников интенсивно развиваются моральные чувства. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.

    Исходя из этого выдвигается цель исследования:

    Цель исследования: теоретический обосновать значение коллективной деятельности детей дошкольного возраста в решении задач нравственного воспитания, рассмотреть способы объединения детей в деятельности на примере игры.

    Задачи исследования:

    1. Провести анализ научной и методической литературы по проблеме коллективного взаимодействия.

    2. Проанализировать игру как способ объединения детей дошкольного возраста в коллективной.

    Структура контрольной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

      1. Понятие коллективной деятельности детей дошкольного возраста


    Коллективная деятельность – это форма организации деятельности, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей в парах, группах, коллективе, с целью накопления жизненного опыта

    Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

    Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

    Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища [1].

    В практике организации продуктивных видов деятельности существует несколько форм коллективного взаимодействия и большое число методик его организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди воспитателей и педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к рисованию. Поэтому и теоретикам, и практикам нужна чёткая, выверенная классификация видов коллективной деятельности, система методов и приёмов её организации.

    Роль организатора коллективной деятельности в детском саду выполняет воспитатель.

    Во фронтальной работе с группой он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (тема, объём, размер и т. д.). Во время индивидуальной работы детей воспитатель корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитателю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих детей. В конце занятия все дети принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно – индивидуальной работы на занятии во многом зависит и от результата коллективной деятельности, т.е. коллективной композиции [1].

    Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие детей, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности. Но следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. В организации коллективной деятельности дошкольников особую роль играет воспитатель.

    1.2 Условия организации коллективной деятельности
    Необходимым условием функционирования организации как социального образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности, является соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения общих целей. Наконец, прогресс цивилизации проявляется в расширении социальных потребностей людей в общественной, коллективной деятельности.

    Питательная среда для пробуждения творческой природ! воспитания — это совместная жизнедеятельность детей и взрослых. Считая коллектив творческим содружеством поколений И. П. Иванов в 60-е гг. XX в. разработал методику коллективного творческого воспитания, сутью которой является общая забота о< улучшении окружающей жизни, а в основе ее — коллективные целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива и ситуации-образцы.

    Эта методика получила название коммунарской: коллективы коммуны, где она была реализована, ставили своей целью воспитание коллективистов. Несмотря на то что в современных условиях изменилось представление о человеческом идеале, методик И.П.Иванова остается востребованной, поскольку содержит механизм обучения взрослых и детей сотрудничеству через организацию коллективной деятельности, индивидуальное и коллективное творчество [2].

    Главной методической единицей является коллективное творческое дело. Дело (а не мероприятие) — это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно — коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и воспитателями, и воспитанниками. Оно — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант.

    Рассмотрим логику организации дела, состоящую из шести последовательных этапов (или стадий).

    I этап— предварительная работа воспитателей предполагав выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива. Педагог создает соответствующий настрой коллектива, чтобы заинтересовать детей предстоящим делом. Для этого он избирает различные формы: беседу, организацию рекламы или игро­вого поиска в выборе дела.

    II этап — коллективное планирование может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.п. Педагог разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения дискутировать, выслушивать и т.п.) педагог избирает ту или иную форму обсуждения. Чаще всего прибегают к делению коллектива на микрогруппы по 5 – 8 человек, поскольку это наиболее рациональный состав, чтобы дать возможность высказаться каждому (что очень важно!), суметь отобрать наиболее ценные идеи. На данном этапе в коллективе определяют совет дела — инициативную группу, которая возглавит подготовку и проведение дела. Это временное поручение, которое получают дети, вполне соответствует желанию самого ребенка быть организатором дела. С другой стороны, дети выбирают в совет тех, кто, по их мнению, сможет принести успех делу. Со­вет дела принимает на себя организаторские функции, распреде­ляет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.

    III этап — коллективная подготовка. Педагог помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складывают­ся между ними. Организаторская самостоятельность предоставля­ется совету дела в той мере, насколько дети сумеют с ней спра­виться [5].

    IV этап — проведение дела. Все члены коллектива — и дети, и взрослые — выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Педагог оказывает детям поддержку уверенности в своих силах, поощряет творчество. Совет дела решает организационные моменты, вносит поправки в зависимости от изменяющихся условий, импровизирует. Проис­ходит совместное проживание события, при котором для коллек­тива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопережи­вания.

    V этап — коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии коллектива. Если дети научатся понимать при­чины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в буду­щем, тем самым получая опыт управления. Педагог задает необхо­димый тон в подведении итогов, помогает вырабатывать конст­руктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет тех, кто помог общему успеху. Совет дела оценивает свою работу, анализирует выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось и кто этому способствовал, высказывает пожелания совету следующего дела. Обсуждение должно быть откровенным, и педа­гог выбирает, что предложить ребятам: разговор в кругу, анкету о проведенном деле или высказывание в какой-то другой форме.

    VI этап — последействие способствует осознанию коллекти­вом общих выводов. Педагоги обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены. По сути, на этом этапе происходит задумывание нового дела.

    Методика организации КТД предполагает целую цепочку дел. Детский коллектив от дела к делу обогащается организаторским опытом, совершенствует систему управления. Все дети получают возможность проявить свои способности, система временных поручений позволяет каждому побывать и в роли лидера, и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает необходимость прямого руководства, он становится сотрудником в общем деле. Безусловно, эффективность методики зависит от содержания деятельности детского коллектива [5].

    Таким образом, чтобы содержание и процесс коллективной деятельности должен быть доступным каждому из её участников, необходимо знать уровень готовности каждого ребёнка к этой работе, его интересы.

    ГЛАВА 2. ФОРМА ИГРЫ КАК СПОСОБ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


      1. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста


    Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением в обществе между взрослым и ребенком. Суть детской игры состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям существования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых.

    Игра - главная деятельность ребенка во все времена. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленности, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для ребенка дошкольного возраста. Осваивая различные игры (сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, театральные и др.), на ребенка оказывается существенное влияние на развитие всех сторон психики малыша. В игре формируются произвольность поведения, подчинение требованиям «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности, а также изменяются познавательные процессы. Например: в сюжетно – ролевой игре развивается знаково-символическая функция сознания как возможность замещения одного предмета на другой, использование одного предмета как знака другого.

    Ребенок во время игровой деятельности начинает осознавать правила игр и выделять их как центральный момент ее. Он относится к правилам, как к простому требованию взрослого – к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формированию до начала игры [1].

    Таким образом, игру можно считать «школой морального поведения, поскольку она требует подчинения содержавшемуся в ней правилу, например: надо делиться с другими, нельзя двигаться по сигналу» и т.д. (Л. С. Выготский).

    В дошкольном возрасте нужно развивать в первую очередь сюжетно – ролевые игры, так как они помогают ребенку воспроизвести действия взрослого и отношения между ними, с их помощью ребенок учится моделировать мир взрослых и их взаимоотношения.

    К. Д. Ушинский писал: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращается девочка со своими куклами, мальчик со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни – отражение часто отрывочное, странное, подобное тому, как отражается комната в граненом хрусталике, но, тем не менее, поражающее верностью своих подробностей. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получили чины и брали взятки [4].

    «….. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать, и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни».

    Так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка и тоже значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастит. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И всю история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе в работу» [5].

    Сюжетно – ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого, все виды игры дошкольник осваивает правила поведения и владения игровыми действиями (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития дошкольника, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.

    Помимо сюжетно – ролевых игр ребенок дошкольного возраста играет в строительное, дидактические и театральные, подвижные игры. Играя в эти игры, ребенок творчески осмысливает свои цели и мотивы, понимает четко определенное программное содержание и задачи эти игр.

    Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданные руками человека. Строительная игра тесно связана с сюжетно – ролевой или наоборот, сюжетно – ролевая игра нередко стимулирует строительную. В строительной игре моделируется сфера созидания, создания архитектурного сооружения.

    Играя в строительные игры, дети получают реальные результаты в виде построек, которые объединяются в такие виды деятельности, как конструирование, рисование, и в то же время отличает их от сюжетно – ролевой. Эти игры расширяют представления об окружающем мире, приобретение коммуникативных умений и технических навыков, приводящих к появлению коллективных строительных игр.

    Для детей дошкольного возраста характерны подвижные игры. В подвижные игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжетная линия. Подвижные игры делятся на игры без предметов, с предметами, например мяч, скакалка, палочка и т.д., игры с бегом, сюжетно – ролевые, игры малой подвижности. Правила этих игр дети обговаривают до начала игры, они очень просты с психологической точки зрения. Подчинение этим правилам у ребенка формируется и развивается произвольность движений, умение держать непосредственность побуждений, торможение действий или изменение их по сигналу ведущего. Подвижные игры развивают не только движения, но и также формируют двигательную активность ребенка. Так же они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка, и прежде всего это касается нравственно – волевой сферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх – соревнованиях и играх – эстафетах дошкольники учатся удерживать цель деятельности, действовать по инструкции, контролировать свое поведение и действия [3].

    Особый вид игровой деятельности – дидактическая игра. Она создается специально в обучаемых целях и проектируется на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок получает не только новые знания, но и закрепляет старые. В процессе игры у дошкольника развивается познавательные процессы и способности, усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

    Правила дидактической игры направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачу, определяют последовательность игровых действий; повышают занимательность игры, позволяют косвенно руководить ее, регулируют межличностные отношения.

    В дидактической игре общественно выработаны способы умственной деятельности, поскольку внешне выражены только результат этих способов, а сами они скрыты от ребенка и осваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения более выражены, ведь ребенок сам в них включен. Дидактическая задача игры предполагает формирование средств и способов познания.

    По концепции Д.Б. Эльконина, игра относиться к символико – моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы, и игра дает возможность этой ориентации во внешнем мире. Все виды деятельности ребенка дошкольного возраста, по Д.Б. Эльконину, имеют моделирующий характер и состоят в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметами специального рассмотрения, специальной ориентировки, и по этому Д.Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

    Во время игровой деятельности ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. По результатам исследования Д.Б. Эльконина, игра – это не всеобщая форма жизни всех детей, она – образование историческое. Игровая деятельность возникает на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, на этой почве и возникает игра. Формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства [7].

    Сюжетно – ролевая игра имеет следующую структуру. Роль игры – это центр. В детском саду в игре детей есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое важное в ролевой игре то, что взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.

    Игровые действия – это действия, свободные от операционально – технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

    Таким образом, игра – это действительность, направленная на ориетацию ребенка в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому, она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

    2.2 Игра как способ объединения детей дошкольного возраста в коллективной деятельности
    Перед всеми педагогами дошкольного образования стоит очень важная и значимая цель – воспитать в детях взаимопонимание, сострадание, желание помочь. Воспитателю в детском саду отведена очень важная роль «заложить» с самого раннего детства все положительные качества, которые потом будут развиваться, потому что он не только учит детей, но и воспитывает. Ребёнок в детском саду учатся всему играя, сначала в раннем возрасте он играет сам –один, но по мере взросления ему хочется играть с кем-то. Дети учатся общаться, играть вместе, не мешая друг другу.

    Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Но вырасти, именно как личность, можно только в коллективе, который должен быть сформирован так, чтобы эта личность могла разносторонне развиваться, ощущая поддержку и понимание.

    Опираясь на опыт работы в группе, в которой я работаю, я выяснила, что в свободное время дети хотели бы играть на улице. У мальчиков на первом плане спортивные игры. Как мальчики, так и девочки интересуются различными подвижными играми. На втором месте – чтение (дети любят, когда им читают). На вопрос о самом интересном событии (мероприятии) на первом месте были ответы: праздники, экскурсии и игры.
    Всё это дела общие, коллективные. Можно сделать вывод: детям нравится коллективная работа и отдых. Остаётся находить интенсивные средства для формирования детского коллектива [4].

    Наиболее положительные средством формирования коллектива, на мой взгляд, является игра. Игра - отражение жизни. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединят единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Игровой коллектив – это социальный организм, с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного настроя. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни; умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывая помощь друг другу.

    Что такое игры? Это время дружеского общения между воспитателем и воспитанниками. Какие бывают игры? Разнообразные сюжетно-ролевые, творческие игры, музыкальные, спортивные, игры путешествия, литературные и просто не запланированные беседы, где обсуждаются вопросы и проблемы детей.

    Важнейшая задача умственного воспитания - развитие умственных способностей человека. В раннем детстве цель воспитателей -всестороннее развитие ребёнка. Эта же цель является главной на всем протяжении дошкольного детства. Основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

    Особенности развивающих игр:

    1. Широкий возрастной диапазон участников игры.

    2. Многофункциональность развивающих игр.

     3. Творческий потенциал каждой игры.

     Развивающие игры делятся на три группы:

    - первая группа игр направлена на математическое развитие детей.

    Целью является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями: манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов;

    - вторая группа это игры с буквами, звуками, слогами, словами;

    - третья группа это универсальные игровые обучающие средства.

    Технология - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Основными задачами таких технологий является эффективное развитие психологических процессов: внимания, памяти, мышления. Игровое обучение -особенность такой технологии как методические сказки, где у ребёнка развиваются познавательные интересы, желание и потребность узнать новое, развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям, объектам окружающей обстановки, развивается воображение, умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения, формируется базисные представления и речевые умения. Такие технологии можно включать и в непосредственную образовательную деятельность и в совместную игровую познавательную деятельности, и конечно же в самостоятельную игровую деятельность детей. Для ребёнка ж игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к различным сферам жизни. Для ребёнка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать своё «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности [8].

    Игра (утренник, экскурсия), организуемая педагогом – это синкретическое единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребёнком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребёнка, а также функций самого ребёнка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающее действительностью.

    В любом групповом деле каждый ребёнок в поле внимания всех. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлечённый в интересное дело, ребёнок замечает, что его «я» лишь в союзе с другими «я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью. Игра – на мой взгляд, это самая плодотворная почва для работы в группе.

    Игры направлены на развитие социально-личностных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста, а также на сплочение детского коллектива и установления позитивных взаимоотношений между детьми в группе.

    Позитивные отношения между детьми  — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей этого возраста играть вместе, а не рядом. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача педагога не просто умело разрешить острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, только создав дружеские отношения между ребятами.

    ЛАСКОВОЕ ИМЯ

    Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

    Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

    КЛУБОЧЕК

    Цель игры: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.

    Ход игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

    Покатись клубочек по дорожке.

    Расскажи клубочек нам немножко

    Про Ванюшу, Таню и Наташу.

    Про детишек всех красивых наших.

    Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение.

    Темы для рассказа могут быть разными.

    «Встаньте те кто….»

    ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ

    Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.

    Ход игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.

    Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

    «КОМПАС»

    Дети выстраиваются паровозиком. Кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза у всех закрыты, кроме первого. Ведущий ведет паровоз, меняя направление, так, чтобы паровоз находился в безопасности, дети учились доверять друг другу.

    ОХОТА НА ТИГРОВ 

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: не менее 4 человек.

    Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

    Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

    Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

    ПЕРЕДАЙ МЯЧ

    Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

    В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

    ЗЕВАКА

    Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

    Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

    АУ!

    (авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

    Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: 5-6 человек.

    Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

    Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

    РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ

    Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

    Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь».Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

    Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

    Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим)говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки)

    СЛУШАЙ КОМАНДУ

    Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

    Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.

    Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.




    ЛАСКОВОЕ ИМЯ

    Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

    Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

    САПОЖОК

    Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.

    Возраст: 4 – 5 лет

    Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:

    Наши ножки, наши ножки

    Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)

    А бежали мы лесочком,

    Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)

    Прыг-скок! Прыг - скок!

    Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок").После этого ведущий говорит:

    "Нашли сапожки!

    Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.

    НАЗОВИ СЕБЯ

    Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

    Возраст: 3-5 лет.

    Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

    МАГАЗИН

    Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично

    Возраст: 4-5 лет

    Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

    Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

    «Водяной»

    Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача — определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.

    «Оркестр»

    Ведущий — дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют ( любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме, можно резко поднимать и опускать руки .

    «Молекумы»

    Играющие: все присутствующие. Суть игры: Во время игры все участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а руководитель каждые 1-2 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Те, кто остались (два или один человек) выбывают. Игра заканчивается тогда, когда больше нет вариантов цифр. Игра учит: не бояться общения, быстро ориентироваться, находить единомышленников.

    «Картошка»

    Играющие: все присутствующие. Суть игры: Выбирается один «фермер», а все остальные участники – «картофелины». Вся «картошка» собирается в кучу, крепко держась друг за друга. Задача «фермера» - «выкопать» (выдернуть) весь «урожай», а «картофелинам» нужно не отдавать собратьев в руки «фермера». Как только кого-нибудь из «картофелин» выдёргивают, он тоже становится «фермером» и помогает первому «фермеру». Игра заканчивается, как только «выкапывается» весь «урожай». Игра учит: правилам взаимоотношений человека с коллективом, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение, контролировать свои эмоции, чувства и проступки.

    Все игры объединены едиными целями: Развивать чувство собственной значимости, самоуважения.

    Учить детей преодолевать замкнутость, пассивность. Формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать с ними свои действия, предлагать свою помощь, соблюдать правила, сотрудничать в совместной деятельности.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Изучение научно–методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что коллективная изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть организованна в разных формах: совместно – индивидуальной, совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей.

    Коллективные виды работ помогают формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Дети с удовольствием участвуют в выполнении коллективных работ, так как они знают – в результате получиться необыкновенная картина, великолепное панно или удивительный макет, и каждый сможет найти в общей работе частицу своего труда. Несмотря на кажущуюся сложность работ, ребята отлично справляются со своими заданиями, потому что им объясняется выполнение всех элементов по этапам.

    Методика организации коллективных видов деятельности на начальном этапе предполагает ведущую роль педагога: воспитатель, как режиссёр, распределяет обязанности среди всех участников проекта. Со временем дошкольники набирают опыт совместных действий, среди них выявляются «главные художники»: дети, которые способны распределить между исполнителями роли. Здесь следует помнить, что роли «ведущего» и «ведомого» по – своему интересны и важны, каждая роль предполагает выполнение определённых обязанностей и согласованность действий

    Коллективные работы, созданные всей группой, как правило, больших размеров, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активно выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Бабушкин М.А., Беляев В.В., Поздеев Г.А.: Научно – методический журнал «Вестник педагогического опыта» - выпуск 12, 2018. - 44 с.

    2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2021. – 93 с.: ил.

    3. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников»: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений: - 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 272 с.

    4. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2015. - 64 с.

    5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред., З.А. Михайловой, Гурович: Изд. 3 – переработанное. 244 с. – Спб.: Детство – пресс, 2018.

    6. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности»: Ж. для воспитателей дошкольных учреждений. – Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2015. - 96 с.

    7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 416 с.

    8. Комарова Т.С., Зырьянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2019-160 с.

    9. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.





    написать администратору сайта