|
ФИЛОСО~1.шпоры.. Понятие мировоззрения и его структура
Понятие мировоззрения и его структура
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть.Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют М.. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. М.-это такая совокупность образов и представлений или система категорий и понятий, кот. подчинена основным вопросам М-я, определяющем место людей в природе и их ист. происхожд-е и назначение. Существует два способа освоения мироздания: 1)путем психолог. ассоциаций, через образы и представления;2)путем логической системы понятий и категорий.Сущ. 2 уровня М.:1)эмоционально-образный-связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия); 2)логико-рассуд Мифология(“миф”-легенда)-продукт воображения, попытка людей объяснить мир, происхождение земли, рек, озер, тайны рождения и смертии т. д. Психика человека требует мифа.Это основной способ понимания мира в первобытном обществе(мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия-культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержаниюФ. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее.
очный ( философия и науки образующие мировоззрение).
| 2. проблемы начала философии
Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во.
Предмет философии–философия–наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания(правильное и бесполезное определение). Предмет философии–рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»
Назначение философии–поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество.
Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являться сущностью.(«Вот это истинный человек»–это высказывание не метафора, а сущность). С точки зрения философской концепции истины: истина–то, чем предмет должен стать(а не есть).
| 3. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
1что первично, что вторично
2познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.
Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)
Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)
К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)
Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)
Кант – агностик.
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.
| 4. Античная философия.
начало 6 в до н.э.-6 век н. э.
1.с милецкой школы: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Главная идея-космоцентризм, пытались объяснить мир, первопричину) 2.рассвет (Платон, Аристотель). Создание классических философских систем 3.Упадок. Эллинизм. Период Римской республики4.Гибель(римской империи). Характерная особенность др-грч. Ф. состоит прежде всего протипоставление фил. размышлений практической деятельности, в ее свеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока. Многие гр. Ф-ы получили образование именно там. Основные школы: миленская:главный которой был Фалес.,он предполагал началом всего воду т.е. жидкость, текучесть. Гераклит(«книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал что началом всего был огонь, а все остальное –транформация огня. Пифогорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Филолай представитель пифогор-в.он соеденил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с пом.чисел описать весь мир.
Эллейская школа (Димокрит) началом явл. атом. Постепенно в Ф возникает 2осн типа фил. мировоззрения-материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание фил. развития во все последующие времена. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления: диалектики и метафизики
Платон Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания:”зн-е-это вспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.
| Аристотель. А. выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений:»оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, котрый относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, а. преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая хар-ка бытия. Он признает также нематериальную форму всех форм т.е. бога. Для объяснения того, что существует, А. принимал 4 причины:
-сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть(формальная причина)
-материя и подлежащее (субстрат)- то, из чего что-либо возникает (материальная причина)
-движущая причина, начало движения;
-целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется
Хотя А. признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия-форме-приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало-бога. Бог Аристотеля-«перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.
Проблема человека в античной философии
Протогор(рассм. Чел через его ощущения)
Сократ (душа разуму), Платон делит на разумную и вожделеющую), Аристотель-человек-политическое животное)
| 5. Своеобразие средневековой философии.
Эта Ф получила название схоластика.Испытывала влияние священного писания библии. Наиболее влиятельный из отцов церкви –Августин.Доказывал, что бог явл. высшим бытием, бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Считалось, что истина еже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как библ. тексты отличались иносказательным хар-м, то для их толкования требовалась изощренная логика. Бог един, но троичен в трех лицах: отец, сын и святой дух. Фома Аквинский:осн. цель отработка основных догматов христ. вероучения в формах здравого смысла. Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя- как пассивное.
1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи.
2-ой- растение
3-ий- животный мир
4-ый- разумная душа.
Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна- учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и реалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.
Апологеты–защитники вероучения–доказывали бытие бога, бессмертие души и т.д. Одним из первых апологетов чистоты христианства был Тертуллиан(3 век). Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужно только верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственный способ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться теологии, как разум вере.
| 6. Основные направления философии эпохи Возраждения и их характеристика
Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Главной идеей средневековья был теоцентризм. Прежде всего возраждение проявилось в этике. Возобновление этических учений стоицизма и эпикуризма, направленных против христианской морали. Стремление всего живого к избежанию страданий. Душа есть единое и неделимое, способности есть ощущения, и это единственный источник познания. Наслождение – высшее благо. Дж. Бруно провозглашал существование безчисленных миров. Небесные тела составляют бесчисленные миры и образуют бесконечную вселенную в бесконечном пространстве., был противником схоластических методов осмысления природы.
Учения о методе Бэкона и Декарта.
Главным своим заданием Ф нового времени предусматривает в разработке и обоснования методов научного познания. Формируются в этот период два противоположных направления в философии: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм предусматривает, что основное содержание научного познания получается с чувственного опыта, а рационализм-через деятельность разума. Основателем эмпиризма был англ. философ Френсис Бэкон.(«Новый органон»). Главным заданием считал: познание природы и овладение ее силами; основные методы-индукция и эксперимент. Представителем рационализма был франц. ф-ф Рене Декарт-своей методологией строит на принципах рационалистической дедукции, а эксперимент считает как предпосылку познания, которая должна подчиняться рационально-математическому мышлению.
| 8. Кант-родоначальник немецкой классической философии
В его философии выделяют два этапа: докритический и критический. Докритический этап-развитие стихийногоматериализма. Занимается вопросами природы. Критический этап начинается с 1770 года.Выделяет два свола познания- чувственность и рассудок. Он преодалевает крайности эмпиризма и рационализма. Выделяет два понятия:
вещь в себе-мир, существующий независимо от нас; вещь для нас-то, что мы знаем об этом мире.
Вещь для нас является стороной вещи в себе. Выделяет два мира:
1)мир феноменов или явлений (познаваем наукой, границ познания нет)
2)мир ноуменов (вещей в себе, сущностей)непознаваем.Осн. вопросы Канта: 1)Что я могу знать? 2)На что я могу надеяться? 3)Что я должен делать? Выделяет два вида априорных знаний: 1) чувственные (мы видем мир через сетку времени и пространства (это субъективные формы нашего бытия, они живут в нас, а мы не в них); 2)рациональные (логические) – категории, суждения, умозаключения. Как мы мыслим? Пришел к выводу что все мыслят по всеобщим правилам и законам. В основе знания лежат понятия, они даны априорно. Только человек способен к суждениям, на основе их мы делаем умозаключения.
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития-как природы, так и общества, и человеческого мышления-заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей-процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть, отраженная, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия», или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесссамодвижения понятия.
Одним из представителей немецкой классической философии был Фейербах. Он приходил к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия должна быть антропологией т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
| 9. Марксистская философия
Маркс и Энгельс критически использовали немецкую классическую философию, материализм Фейербаха и диалектику Гегеля. В Ф марксизма было показано, что чо не общественная жизнь связана с деятельностью человека. Общество-это обработка людей людьми. Общество развивается по законам, носителем которых был человек. Бытие определяет сознание. Особое внимание уделялось практике, практика-критерий истины, истина- основа познания. Центральное место занимает проблема познания и преобразование мира. Важной заслугой является развитие диалектики, соединение ее с материализмом. В основу моровоззрения кладуться не религиозно-мистические, а выводы современного естествознания; Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности т.е. практики. Значительная часть современных социологов считает великим открытием Маркса и Энгельса материалистиче¬ское понимание истории (откры-тие законов истории). Материализм вообще считает, что материя первична, а соз¬нание - вторично. Он исторически утверждает, что материальная жизнь общества первична, а духовная - вто¬рична (общественное бытие определяет общественное сознание).
1.Главной движущей силой исторического прогресса является развитие общественного производства. 2.Способ производства - единство производст-венных сил и производственных отношений. 3.Производительные силы, их характер и тип определяют производственные отношения. 4.Общество не есть простая сумма индивидов, а “ансамбль” или “клубок” (совокупность) об-щественных отношений. 5.В системе общественных отношений опреде-ляющую роль, роль экономического базиса играют матери¬альные отношения. Они пер-вичны, духовные - вторичны. 6.Соответственно различным типам экономиче-ских отношений формируются различные ис-торические типы общества. Это и есть обще-ственно-экономические формации. Они по-вторяются на всех континен¬тах и во всех странах. В обществе есть повторяемость. 7.Смена формаций есть социальная революция. 8.Высшая историческая форма общества осно-вана на общественной собственности на сред-ства производ¬ства. Последняя основана на производительных силах, имеющих общест-венный характер. Продукт труда - результат усилия множества людей. В таком обществе все члены его уполномочены управлять соци¬альными процессами и распоряжаться в инте-ресах всех и каждого, создавая продукты тру-да, т.е. это общество, в котором впервые в истории реализовано равенство, которое со-вершило скачок из царства необходимости в царство свободы. Прогрессивный принцип коммунистического движения: “Свободное развитие каждого, как условие свободного развития всех”.
|
21. Сознание, сущность, проблема, происхождение.
Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает всебя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания
Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на обьект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли.Однако сознание - это не сумма множестжва составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.
| 7. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕ-ЩЕНИЯ.
Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным обра-зом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветите-лей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком - в философии началась резкая критика метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту. На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных “гипотез”. Представители же метафизического материализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом. Наиболее обобщено и систематично механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе Гольбаха “Система природы”. Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно возникающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тел, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания и материи обусловило сенсуалистическую трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Сенсуализм материалистов XVIII века не находится в противоречии с общей рационалистической установкой философии эпохи Просвещения. Сущность реальности, с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что он выражал умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Таланда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы Т. Рид, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Ф. Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Д’Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. Ламетри.
| 29. Основные характеристики научного познания
В научном познании главная роль принадлежит рациональному мышлению, которое взаимодействует с чувственным познанием. В научном познании выделяют такие формы:
Идея-отображает связи, закономерности действительности и направлена на ее превращение , а также соеденяет истинное знание про действительность и субъективную цель ее превращения (идея про материальность мира)
Проблема-отображает противоположность между знанием и действительностью или противоречия в самом познании. Развитие познания-это переходот постановки одних проблем до их решения, а потом постановки других проблем и их дальнейшего решения.
Гипотеза-форма научного познания истинность которой еще не доказана, с помощью Г. формируется возможные варианты решения проблемы, после доказания гипотезы она превращается в научную теорию. На основе этих трех форм формируется научная концепция, которая обосновывает основную идею теории.
Теория- основа достоверных знаний , дает целостное представление о закономерностях и существенных хар-ках объкта. Имеет 2 функции: обьяснение и предусмотрение
Методы научного познания
1)метод восхождение от абстрактного к конкретному.
2)метод моделирования и принцип системности состоит в тогм, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяют его моделью.
3)Наблюдение-целенаправленное восприятие предметов действительности для получения непосредственных чувственных данных об объекте познания
4)Эксперимент-это способ чувственно-действительной действительности, когда явления изучают с помощью специальных условий, которые обеспечивают переход в чистом виде тех процессов.
5)Анализ-расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения
6)синтез-противоположный анализу
7)индукция-метод, когда на основании об отдельном делается вывод об общем
8)дедукция-противоположный индукции
| 14. Движение, пространство и время
Д-е – в узком смысле-всякое изменение, в узком смысле- изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Дейтвительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относ-м) покое. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один вид не берется ни от куда.
Важнейшими формами бытия являются время и пространство.Сущ. 2 основные точки зрения на время и пространство:
1)субстанциональная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от ее. Отношение между ними как между самостоятельными субстанциями.Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них мат процессов.
2)реляционная. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют.
Демокрит (античн): пространство оттождествляется с пустотой, считается абсолютным и вечным, его св-во изотопно, однородно. Галилей : время однородно и необратимо.Гегель пространство рассматривал как форму индивидуального сознания, как априорные формы чувственного созерцания.
| 27. Роль практики в процессе познания.
Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставя цели, действуя, направляя волю.
Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем человеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией. Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт, сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опыт учёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент.
27. Пpaктикa кaк оcновa вcех фоpм общеcтвенной жизнедеятельноcти. Стpyктypa npaктичеcкой деятельноcтии ее оcновные фоpмы.
В сфере реального отношения людей к миру - к природе, к об-ву, к другим людям - формируются исходные стимулы развития всех форм челов. культуры. Создаваемые в культуре - и в материальном пр-ве, и в регуляции отношений между людьми в об-ве, и, наконец, в сфере науки, иск-ва, философии - способы деятельности возникают по сути своей как ответ на определ. проблемы и задачи, связанные с воспроизводством челов. существования в окр. человека реальном мире. Ограничная связь видов человеч. социально-культур. деят-ти с практикой в системе культуры заключается в том, что все эти виды деят-ти имеют выход на практику, обогащают ее возможности. Важнейшим каналом воздействия на практику косвенно связанных с ней видов обществ. деят-ти является развитие их с пом-ю самого человека, его способностей, направляемых им в ходе практически-преобразовательного действия во внешний мир.
Структура. Эл-ты процесса труда по К.Марксу: человек с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообр. деят-ти; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия.
Объекты расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобр. человеком в-ва природы предполагает предполагает взаимодействие всех этих эл-тов.
Формы: материальная производственная деятельность, практически-преобразовательная деятельность, социальная практич. деятельность (социальная, классовая борьба, революции и т.п.), техническая деятельность (наука, НТР, прогресс и т.п.).
| 22. Человек - индивид, личноcть, индивидyaльноcть.
Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.
Ч. - совокупность всех обществ. отношений.
1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.
2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.
3) сущностное понимание ч.
4) целостное понимание ч.
развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.
Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.
Простейшие требования нравственности (упомянуть).
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.
| 38. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального" общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать сложные политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.
| 31. Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независимо от их воли : естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные идеи.
Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых, национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.
Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение,
расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития. 4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения
подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества. 5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного
творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие
производством, распределением и обменом материальных благ.
|
| |
|
|