Главная страница
Навигация по странице:

  • БИЛЕТ 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Предмет философии и основные аспекты философского знания.

  • БИЛЕТ 2. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

  • БИЛЕТ 3. Природа и человек в философии Древнего Китая

  • Билет

  • Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Предмет философии и основные аспекты философского знания


    Скачать 335 Kb.
    НазваниеПонятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Предмет философии и основные аспекты философского знания
    АнкорBilety_po_filosofii_by_MEO.doc
    Дата17.01.2018
    Размер335 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBilety_po_filosofii_by_MEO.doc
    ТипДокументы
    #14399
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Предмет философии и основные аспекты философского знания.

    2. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

    3. Природа и человек в философии Древнего Китая.

    4. Поиск первоосновы мира в античной философии. Атомистическое учение Демокрита.

    5. Учение Платона об «идеях».

    6. Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

    7. Теоцентризм средневековой философии.

    8. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

    9. Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарта.

    10. Философские идеалы эпохи Просвещения.

    11. Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

    12. «Категорический императив» И. Канта.

    13. Принцип развития, разработанный в немецкой классической философии.

    14. Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.

    15. Философская концепция К. Маркса (философия диалектического материализма: исторические условия формирования, основные идеи).

    16. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

    17. Герменевтика как философское направление.

    18. Человек в философии жизни.

    19. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

    20. Проблема свободы в экзистенциализме.

    21. Общая характеристика философской мысли России конца XIX-начала XX века.

    22. Категории бытия в философии. Проблема единства бытия; понятие материи.

    23. Проблема способа бытия: движение. Пространство и время как всеобщие формы бытия.

    24. Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и принцип развития.

    25. Основные принципы диалектики: принцип системности и принцип детерминизма

    26. Диалектика количественных и качественных изменений.

    27. Противоречие как источник развития. Понятие диалектического отрицания

    28. Человек: единство биологического и социального.

    29. Понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности.

    30. Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход к ее решению. Сознание и язык.

    31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.

    32. Научное познание и его специфика. Сциентизм и антисциентизм.

    33. Основные формы, уровни и методы научного познания.

    34. Специфика социального познания: особенности взаимодействия субъекта и объекта.

    35. Материализм и диалектика как методологические принципы анализа общества.

    36. Общество как естественно-исторический процесс: диалектика природного и социального, объективного и субъективного, стихийного и сознательного.

    37. Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание». Диалектика их взаимодействия.

    38. Социальная структура общества в трудах П. Сорокина.

    39. Материальное производство как основа существования и развития общества, понятие способа производства. (Производительные силы и производственные отношения).

    40. Общество как естественно-исторический процесс: проблема периодизации (формационный и цивилизационный подходы).

    41. Общество как система: структура общественно-экономической формации (базис, надстройка, диалектика их взаимодействия).

    42. Общество как система: социальная структура общества (понятие социальной группы, класса; происхождение классов, исторические формы и динамика классовых отношений, классы в современном обществе).

    43. Общество как система: социально-этническая структура общества (род, племя, народ, нация). Национальный вопрос. Диалектика национального и интернационального в современном обществе.

    44. Политическая организация общества, происхождение, сущность, функции государства; исторические формы государства.

    45. Общественный прогресс и его критерии.

    46. Человек в системе социальных связей. Понятие личности. Личность и культура.

    47. Свобода и ответственность как условия существования личности. Понятие смысла жизни.

    48. Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание: структура общественного сознания.



    БИЛЕТ 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Предмет философии и основные аспекты философского знания.
    Мировоззрение- совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
    Типы мировоззрений:
    Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.
    Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
    Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
    Предмет философии:
    Филосо́фия (др.-греч.— любовь к мудрости, любомудрие) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
    Аристотель говорил, что философия занимается общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она показывает нам «первоначала бытия и познания». Философия – это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и Декарт и Гегель и другие представители Нового времени. Такое понимание сохранялось очень долго и считалось классическим. Но такое определение является собирательным – объединяет понятие философии и как науки, учения, формы общественного сознания, мировоззрения и т.д. По словам Бертрана Рассела «философия – это размышление о предметах, знание о которых ещё невозможно».

    Существует ещё множество определений предмета философии и уже это говорит о том, что предмет философии – это проблема, связанная с историей развития самой философии.
    Основные аспекты философского знания:
    Уже в древности философы говорили, что в философском знании можно выделить три основных слоя. Первый связан с вопросом: как следует жить? (т.е. как жить, чтобы жизнь была прекрасной?). Но для того чтобы найти ответ на этот вопрос, надо сначала ответить на другой: как устроен мир, в котором люди живут? Это составляет второй слой философского знания. А для получения знаний о мире необходимо решить третий вопрос: как познавать мир? Решение его образует еще один слой философского знания. Научить людей правильно жить - это главная цель философии.
    Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трех ветвей философского знания:
    1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих;
    2) о природе, об окружающем людей мире,
    3) о познании мышления. В дальнейшем за философией осталось исследование лишь исходных оснований, на которые опираются всевозможные научные знания в каждой из этих ветвей. В результате образовались три главных раздела философского знания.
    1. Исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается гносеология (теория познания).
    2. Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология (теория бытия).
    Исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливает этика (теория морали), аксиология (учение о ценностях, т.е. о том, что люди ценят - добро, справедливость, истина, красота и т.д.), социальная философия (теория общественной жизни).
    БИЛЕТ 2. Основные принципы философского мышления в Древней Индии.
    Возникновение философии в древней Индии относится к середине первого тысячелетия до нашей эры. Древнейшим памятником культуры Индии являются Веды - сборник гимнов в честь богов и героев, в котором изложено мифолого-религиозное представление о мире, человеке, морали и т.п. В Ведах можно выделить четыре части: Самхиты (гимны, песни, заклинания, магия), Брахманы (комментарии к ритуалам), Араньяки (наставления для отшельников), Упанишады (философско-религиозный комплекс). Именно в Упанишадах обозначено начало религиозно-философского мышления. Основой бытия признается универсальный принцип - Брахма, связанный с индивидуальной душой Атман. Неотъемлемой частью этого учения является концепция колеса Сансары и закона воздаяния кармы.
    Философские школы Древней Индии можно разделить на ортодоксальные (астика), признающие авторитет Вед, и неортодоксальные (настика), отрицающие Веды за лживость и многословность. К первым относят школы: миманса, веданта, санк-хья, йога, ньяя, вайшешика, ко вторым - джайнизм, буддизм, чар-вака-локаята.
    Буддизм - философско-религиозное учение, связанное с именем Сидхартхи Гаутамы или Будды (просветленного). Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. Многие религии предполагают сверхъестественные решения проблем земной жизни. Буддизм в этом отношении придерживается другого мнения: спасение от страданий зависит только от личных усилий человека. Будда учил, что, осознав, каким образом мы создаем себе страдания, мы сумеем избавиться от них.
    Будда осознал, что жизнь - река и чтобы плыть необходимо, держаться середины, и иступил на срединный путь. Сидя в глубокой медитации, он познал высшее просветление. Вначале он вспомнил все свои прошлые жизни. Затем узрел колесо смерти и рождения, где добрые и злые поступки отражаются на последующей жизни. Ему было дано знание о сущности страдания, его источнике и способе избавления. это знание составляет основу буддизма.
    Четыре Благородные Истины:

    1. Жизнь неизбежно влечет за собой страдания.

    2. Страдание проистекает от наших желаний.

    3. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания (Нирвана).

    4. Существует путь достижения этого состояния.
    Первая Благородная Истина. Все люди испытывают горе, неисполнение желаний, старость, болезнь, смерть и т.п. Какое-то время человек может быть счастлив, но счастье недолговечно.

    Вторая Благородная Истина. Причина страдания - непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле все преходящее и изменчиво. Только признание факта страдания позволяет увидеть вещи такими, какие они есть.

    Третья Благородная Истина заключена в том, что страдание можно прекратить, достигнув Высшей Действительности, пли Нирваны,-состояния, в котором нет желаний и иллюзий.

    Четвертая Благородная Истина гласит, что только живя нравственно, сосредоточенно и мудро, т.е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а, следовательно, и страдания.
    Восьмеричный Путь предлагает способ покончить со всеми прошлыми недостатками и не накапливать новые, а приобретать достоинства для благоприятного нового рождения. Совершенство на этом пути означает окончательный выход из цикла рождений и смертей в покой Нирваны.

    Восьмеричный путь включает:

    - праведное понимание, т.е. умение преодолевать иллюзии;

    - праведные мысли и побуждения, т.е. необходимо избавиться от эгоизма;

    - праведные слова, т.е. необходимо остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани;

    - праведное действие, т.е. нравственное поведение;

    - праведный образ жизни, т.е. ремесло человека не должно нарушать общественную гармонию;

    - праведное усилие, т.е. стремление уничтожить «вредные» состояния в прошлом, настоящем и будущем;

    - праведная мысль, т.е. совершенствование мышления;

    - праведное размышление, т.е. умение успокоить мысль..
    БИЛЕТ 3. Природа и человек в философии Древнего Китая
    Китай — страна древней цивилизации и богатого философского наследия. История философской мысли Древнего Китая восходит к началу I тысячелетия до н. э. Формирование философских представлений в Китае проходило в сложных социальных условиях. История Китая на протяжении более чем двух тысяч лет богата самыми различными потрясениями. Могущественные империи Китая распадались из-за междоусобных войн, поглощались чужеземными завоевателями, сметались крестьянскими восстаниями. И тем не менее в стране достаточно быстро восстанавливалась специфическая государственная структура, сложившаяся в Китае окончательно при династии Хань, пришедшей к власти в конце III в. до н. э.
    Особенности китайской мифологии:
    1. Зооморфный характер богов и духов, многие древнекитайские божества были похожи на животных, птиц, рыб, часто мыслились как полулюди, полуживотные. Верховным божеством являлся Шан-ди — первопредок и покровитель китайского государства. Ему подчинялись и боги, и духи. Часто в образе Шан-ди выступала персонифицированная сила Неба. По представлениям древних китайцев, безличное, но всевидящее Небо управляло всем ходом событий во Вселенной, а его первосвященником и единственным представителем на земле являлся император, носивший титул Сына Неба.
    2. Культ предков, который строился на признании влияния духов умерших на жизнь и судьбу потомков. В обязанность предков, ставших духами, входила постоянная забота о потомках, живущих на земле.
    3. Представление о мире как взаимодействии противоположных начал: женского инь и мужского — ян. В глубокой древности не было ни неба, ни земли, а вся Вселенная представляла собой бесформенный хаос. В этом бесформенном мраке родились два духа — инь и ян, деятельность которых привела к упорядочиванию мира: дух ян стал управлять небом, а дух инь — землей.
    Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии. Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.
    Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: 1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, 2) "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
    Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
    Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).
    Энергия ци подразделяется на вещественную ци и духовную ци.
    Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
    Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека).
    Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.
    Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.
    Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
    В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение ян и инь.
    Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
    1. Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
    2. Зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;
    3. Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
    4. Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
    5. 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
    6. Смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови, дорог - из жил, камней и полезных ископаемых - из костей, зубов.
    7. Возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в результате любви фантастических первопредков Фуси и Нюйвы - людей-драконов.
    Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.
    Билет 4. Поиск первоосновы мира в античной философии. Атомистическое учение Демокрита.
    На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Отсюда определяющей чертой древнегреческой философии является космоцентризм. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

    Античные мыслители считали, что человек — это микрокосм, состоит из тех же элементов, что и макрокосм. Космос — вечное движение и превращение, вихревой поток, центром и источником которого является Логос — мировой разум. 

    Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

    Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения.
    Пифагорейцы считали началом всего сущего число.

    Атомистическое учение Демокрита.

    Основатель — Левкипп. Античная атомистика возникла как ответ на апории Зенона. Атомисты ввели дискретность. Идея дискретности пронизывает все мировоззрение атомистов. "Ничто" атомистов — есть пустое пространство и не есть небытие, ему приписываются конкретные свойства, у небытия свойств быть не может. В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Атомы движутся в пустоте. Неделимые, неизмеряемые отрезки ( их нечем измерить) — "амер". Пустота и атомы организованы при помощи амеров. "Атом" — неделимый. Атомы неделимы, так как внутри них нет пустоты, все заполнено. Атом — парменидов мир, внутри себя неподвижный. Атомисты использовали идеи ионийцев — все атомы состоят из твердого первовещества, похожего на золото. Для существования тел необходимо было ввести взаимодействие атомов. В учении Демокрита есть две возможности: связанное состояние ( при помощи петелек и крючочков) и столкновения. Любые тела могут распасться и обязательно распадаются, атомы — вечны.
    Атомы могут быть мельчайшими, а могут достигать размеров Земли. Пример атома маленького — пылинка в солнечном луче, так их не видно, а в свете солнца — видно.
    Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности — эта идея была доминирующей до создания квантовой механики. Понятие "закон" подразумевало предопределенность. Движение — реновация — исчезновение атома на одном конце неделимого отрезка и возникновение на другом. Все скорости одинаковы: макроскопическая скорость зависит от того, как долго дело покоится на концах неделимых отрезков. Демокрит считает, что за счет взаимодействия атомов образуются отдельные органы. Некоторые органы оказались гармоничными и выжили, а некоторые вымерли. Наиболее гармоничное существо — человек. Характерная черта человека — наличие души (у пифагорейцев душа — вечное начало). У Демокрита душа состоит из мелких гладких круглых атомов, подобных атомам огня. После смерти душа рассыпается. Эйдос — атомные копии. Каждое тело отделяет от себя эйдосы ( надо иметь в виду, что "эйдос" сейчас имеет разное значение у разных авторов) Эйдосы попадают в
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта