Понятие мировоззрения. Типы мировоззрений. Предмет философии и основные аспекты философского знания
Скачать 335 Kb.
|
Э. Фромм, критикуя фрейдизм, построил учение на социальных понятиях: совокупность основных потребностей человека — схожми с животными и человеческими. В существовании человека имеются основные противоречия — патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие. Цель — помочь человеку решить эти проблемы; главный способ — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни — в активном проявлении личности во всех сферах. Основной мотив поведения — страсти. Билет 20. Проблема свободы в экзистенциализме Экзистенциализм— «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Существование характеризуется комплексом отрицательных эмоций. Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией.Она не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода: 1-человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; 2- человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам. Билет 21.Общая характеристика философской мысли России конца XIX-начала XX века. 1. религиозно-мистический характер 2. ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ,как следствие не преодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. 3. САМ СТИЛЬ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. в западной главенствовал рационалистический метод изложения. В русской философии он никогда не был основным. В ней ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования 4. русская философия являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ. Философия подчинялась решению насущных задач. 5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости сохраняла феодальные отношения и самодержавие.Это породило ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ: народничество, славянофильство и западничество, толстовство. Билет 22. Категории бытия в философии. Проблема единства бытия; понятие материи. Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования. Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие». Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия: — бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа; — бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания; — бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры. Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей. В решении этой проблемы сформировалисьтри концепции. 1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание. ( материализм, идеализм) 2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант). 3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер). Материя В гносеологическом плане материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, существуя независимо от них. Онтологическое понимание материи берёт своё начало с попыток найти первооснову, субстанцию бытия. Её поиск поначалу сводился к определению материала (первоматерии), из которого «вылеплены» все вещи. субстанция — всеобщая первичная основа всех вещей и, по сути равна всем процессам во Вселенной. То есть здесь материя предполагает сознание не как свою абсолютную противоположность, а как своё свойство. Важно всегда помнить, что понятие «материя» в любом аспекте (гносеологическом или онтологическом) всегда есть абстракция и «чистое создание мысли», то есть мысленно выводится как нечто общее из множества предметов и процессов. Материя, как считают представители диалектического материализма, обладает определёнными атрибутивными свойствами (то есть постоянными, обусловленными собственной природой). Это: изменчивость, вечность, неисчерпаемость, пространственно- временная форма. Иногда к ним относят отражение, информацию исознание. В чем состоит единство мира? Несколько пониманий 1. Мир един, потому что мысль о нём едина. Следовательно, единство мира состоит в егоидеальности. 2. Единство мира состоит в его бытийности (то есть существовании). 3. Единство мира состоит в его материальности, то есть все бесконечно многообразные вещи: звёзды, планеты, атомы, живые организмы, человек, общество и даже природная подоснова сознания, несмотря на их качественное различие, одинаково представляют собой объективную реальность, существуют вне нашего сознания и независимо от него, то есть являются материальными. Таким образом, существование есть только предпосылка единства мира, а само единство состоит в его объективном характере. Формы материи образуют единство, связь и вместе с тем бесконечное многообразие. Духовные явления представляют собой лишь отражение материального мира в голове человека и имеют, поэтому единую со всеми другими явлениями мира материальную основу. Билет 23. Проблема способа бытия: движение. Пространство и время как всеобщие формы бытия. В диалектическом материализме движение — объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать и который не может существовать без неё; согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии. Для движения постулируется также неуничтожимость и вечность, как и для самого бытия. Под движением понимается всякое изменение материи, превращение одних форм ее в другие, качественно отличные. Само понятие «движение», как и понятие «материя», есть абстракция. Пространство - это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Материя не существует вне этих форм, но сами пространство и время также не существуют в отрыве от материи. Билет 24. Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и принцип развития. 1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений. Сущность принципа: все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Объекты связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим. 2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности. Всеобщим свойством объектов действительности является их развитие, т.е. направленное, закономерное и необратимое изменение их качества во времени. Свойства направленности, закономерности и необратимости являются атрибутами развития, отличающими его от других форм изменения объектов. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Билет 25. Основные принципы диалектики: принцип системности и принцип детерминизма. 1.Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое. Принцип выражает требование рассматривать любой объект, любое явление, любой процесс как систему, с учётом составляющих её компонентов и определённой структурной организацией . Важнейшим свойством системы признается ее целостность – свойство, которое возникает только в результате взаимодействия составляющих ее элементов. Следствием этого является принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и частей. 2. Принцип детерменизма. Детерминизм - это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Принцип детерминизма требует выявления необходимой обусловленности каждого свойства, отношения, открываемого у исследуемого объекта. Этот принцип формируется на основе причинной обусловленности явлений как всеобщей формы бытия, признания необходимой связи причины со следствием, а также обусловленности качественных характеристик объекта количественными, формы - содержанием, структуры - природой элементов, явления - сущностью и т.д. Билет 26.Диалектика количественных и качественных изменений. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений. Основа закона — взаимосвязь двух свойств — качества и количества. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, то есть его развитие. Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества. У всякого предмета есть количественные, качественные характеристики и мера. Нарушение границы меры означает смену качества. Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Так же качество существенно влияет на количественные характеристики. Билет 27.Противоречия как источник развития. Понятие диалектического отрицания. Под диалектическим противоречием понимается наличие в объекте противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, моментов, тенденций, которые, в то же время, предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Любой процесс содержит много противоречий. Источник развития находится в противоречиях, что выражается в законе единства и борьбы противоположностей. Этот закон гласит, что развитие объективной реальности и все формы человеческой деятельности осуществляются через раздвоение единого на противоположные составляющие, и взаимодействие этих противоположностей характеризует определенную систему как нечто единое, а с другой стороны - составляет внутренний импульс ее изменения, развития. Закон отрицания отрицания: В ходе диалектического отрицания появляются качественно новые состояния, в которых старое повторяется на новой основе. Под отрицанием понимается имеющий место в процессе развития системы переход ее из одного состояния в другое. Для отрицания характерны 3 момента: исчезает что-то старое; появляется что-то новое; что-то из старого сохраняется и переносится в новое. Развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний. Рассматривая такой ряд, можно обнаружить, вслед за отрицанием, которое ведет к замене исходного состояния системы новым, совершается и отрицание этого нового состояния – происходит отрицание отрицания. Билет 28. Человек: единство биологического и социального. Уже мыслители Древней Греции подчеркивали наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и социального . Бесспорно, человек, с одной стороны, - это часть природы, она относится к высших млекопитающих, особого вида Homo sapiens есть человек является биологическим творением Каждый человеческий индивид биологически уникальный и (единственный), имеет неповторимый набор генов, полученных от родителей Однако, как и любой биологический вид, человек характеризуется определенной совокупностью видовых признаков Каждая из них может изменяться в достаточно знает ческих пределах под влиянием различных, в т ч и социальных факторов Показательным может быть такой пример Согласно научным исследованиям средняя продолжительность человеческой жизни составляет 80-90 лет, это при условии, что человек имеет нормальную, здоровую наследственность, отсутствуют инфекционные и другие болезни и т.д., но исторические факты свидетельствуют, что эта цифра способна изменяться под влиянием социальных условий жизни. К биологическим признакам человека относятся строение его тела, цвет кожи, волос, способность усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте. Наследственно обусловлена продолжительность детства, зрелости и старости, период репродуктивного возраста , одаренность людей в различных сферах деятельности - пении, музыке, живописи. Каждый человек уникален, неповторимая, своеобразная в практической деятельности Но сущность человека далеко не определяется только биологическими признаками, биологическое не главное в ней. Это лишь основа становления человека как общественного существа. Определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны. Общество формирует индивида как человека Сущностью человека есть совокупность всех общественных отношений В человеке не только воспроизводится общественное, а наоборот, в обществе и человек реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают только в обществе, они - производные от общественного бытия .Ведь на основе общественного бытия возникают и реализуются материальные и духовные потребности, которые определяют сущность человеческой личности. Вместе с тем, признавая приоритет социального в человеке, нельзя пренебрегать особенностями отдельных индивидов, нивелировать их. Каждый индивид имеет специфические качества, является личностью, наделенной присущими только е ей характером, волей, способностями, пристрастиями Итак, следует рассматривать человека не только как социальную сущность, но и как биологическое существо Человек - это органическое единство социального и биологического. Вопрос 29. Понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности. Практика - материальная, чувственно-предметная деятельность человека, включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. Практика обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность. Философское понятие практики сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума. Согласно Канту, такой разум дает человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Теоретический разум занят вопросом: «Что я могу знать?», практический разум ставит перед собой вопрос: «Что я должен делать?». В философии Гегеля практический разум является формой предметно-практического отношения человека к миру. Само понятие практики Гегель истолковывал как «волевую деятельность идеи». Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек - продукт биологической эволюции, главным сделался вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. Все люди, живущие на Земле в течение по крайней мере 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому виду - Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Но вот никому пока не удалось отыскать врожденный тип поведения этого вида. Многообразные различия, которые мы наблюдаем среди представителей вида Homo sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения, неизвестной животному миру, т.к., к примеру, сын простолюдина, воспитанный в семье дворянина, усваивает все условности потомственного дворянского быта (то же можно сказать и о дворянском отпрыске, выросшем в семье крестьянина). Генетические программы, определяющие инстинктивное поведение животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными же средствами передачи программы, определяющей поведение людей, являются язык (членораздельная речь), показ и пример. В большинстве современных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное программирование поведения называется культурой. Культура же признается исходным отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo sapiens. Если понимать под обществом просто совокупность индивидов, которые живут в постоянном взаимодействии между собой, то придется признать наличие общества и у животных. Объединение животных - это либо стадо, где над всеми "социальными инстинктами" еще доминирует индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические объединения насекомых. Только люди образуют общество в собственном смысле слова. И это означает, между прочим, что они не могут быть ни возвращены в стадное состояние, ни приведены к функционально-иерархическому сочленению . Наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся. Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей. Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием "предметно-практическая деятельность". Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление. |