Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура морали

  • Деонтология Мораль. мораль. Понятие о морали


    Скачать 34.22 Kb.
    НазваниеПонятие о морали
    АнкорДеонтология Мораль
    Дата23.02.2021
    Размер34.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламораль.docx
    ТипРеферат
    #178647

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. К. БЕЛЯЕВА»

    Кафедра Инфекционных и паразитарных болезней имени академика РАСХН Петрова

    Реферат

    По дисциплине: Деонтология

    на тему: «Понятие о морали»

    Работу выполнил:

    Студент факультета ветеринарной

    медицины и биотехнологии в

    животноводстве

    4 курса 4 группы

    Лягаева Екатерина Алексеевна

    Преподаватель: Егоров Сергей Владимирович


    Иваново 2020 г.

    Оглавление


    Ввеление 3

    Понятие морали 4

    Функции морали 9

    Моральный выбор 10

    Негативные архетипы морали 11

    Заключение 13

    Список литературы 14


    Ввеление


    Быть моральным, руководствоваться в своем поведении нормами морали необходимо человеку, поскольку он живет в обществе, это является обязательным условием личного счастья. Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы и сотрудничества человека. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть вглубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира. Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы той или иной социальной группы и выставляют их в качестве общечеловеческой основы морали. Они представляют собой общественно значимый знаменатель многообразия индивидуальных действий, один из способов сведения индивидуального к социальному, задают тип поведения, который необходим данному обществу. Таким образом, качества, и моральные нормы имеют своей основой отношения между людьми, их общественную связь.

    Мораль – общественное явление, что она передается от одного поколения к другому путем социального, а не биологического наследования. Конечно, могут существовать какие-то наследуемые предпосылки морального поведения, например определенные особенности темперамента или эмоционального склада, которые в конкретных общественных условиях будут способствовать добрым или злым поступкам. Но бесспорно, что моральным или аморальным человек становится только в обществе.

    Понятие морали


    Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — (здесь) общепринятые традиции, негласные правила) — это правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

    Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.

    Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. Соблюдение нравственных правил и норм связано с принуждением, но в отличие от других форм общественного сознания мораль не имеет институтов, и поэтому она тесно связанна с другими формами общественного сознания. Так связь морали с политикой реализуется в упорядочении жизни общества через власть; с правом, через правовые нормы, кодексы (законы морали); с религией через заповеди и т.п.

    Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:

    • - императивность (категорический императив И. Кант) представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

    • - нормативность – реализуется с помощью норм, можно выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.

    • - оценочность морали заключается в самооценке человеком своих деяний и поступков, в оценке другими людьми и обществом поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.

    Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

    "Золотым правилом" морали, известным с древнейших времен, является следующее: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

    Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и так далее.

    Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

    Нормы морали - (сострадание, верность слову, помощь слабым, нуждающимся и др.) в отличие от правовых норм, являются желательными к исполнению. Их невыполнение влечет наступление моральной ответственности.

    Структура морали

    Моральное сознание

    Моральное сознание – одна из форм общественного  сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного  бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как  стремление к совершенству. Моральное  сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые  установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического  и исторического опыта людей  в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции  механизма социальной преемственности, регулирования и организации  жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

    Моральное сознание функционирует на двух уровнях  регуляции в отношениях между  людьми: эмоционально-чувственном (обыденное  сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая  реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

    Эмоционально-чувственное  моральное сознание определяет отношения  человека:

    1. к другим людям ( чувства симпатии или антипатиии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т.д.)

    2. к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность ит.д.);

    3. к обществу в целом (чувство общественного  долга, патриотизм, национальная гордость и др.).

    Нравственное  самосознание. Это осознание человеком  себя к личности и своего места  в общественной деятельности людей.

    Самосознание  является важнейшим компонентом  структуры морали. Самосознание в  основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано  присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству.

    Моральное поведение

    Моральное поведение, опирающееся  на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные  отношения, являются результатом  становления личности и ее  свободного выбора. При этом если  моральное сознание выступает  субъективной формой этих отношений,  то моральное поведение является  формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человек является показателем нравственной культуры.

    Нравственная практика. Включает  в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки  и действия отражает моральную  сторону человеческой деятельности. Обладают положительной и отрицательной направленностью и предлагают моральную ответственность. Критика других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия  образцу позволяет нам вообще  кого-то критиковать и оценивать,  способствует с точки зрения  морали приемлемому уровню построения  взаимоотношений между людьми.

    Поступок  — центральный момент нравственного  поведения, характеризующий способность  человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка. Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.

    Моральные отношения

    Моральные отношения — центральный  элемент структуры морали, в котором  фиксируются свойства любой человеческой  деятельности  с   точки     зрения   ее    моральной   оценки. Наиболее значимыми    в   нравственном смысле    являются   такие   виды   отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

    Очень важную роль в морали играют нравственные чувства.  К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др.  Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они социализуемые, воспитуемые.  Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта.  Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее. Выдающийся моралист XX века Альберт Швейцер писал, например, о совести, что «чистая совесть есть изобретение дьявола». 

    Функции морали


    • Регулятивная – мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

    • Воспитательная – мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания, способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать, как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

    • Оценочная – оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

    Сфера деятельности морали широка, но, тем не менее, богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:

    1. индивида и общества;

    2. индивида и коллектива;

    3. коллектива и общества;

    4. коллектива и коллектива;

    5. человека и человека;

    6. человека к самому себе.

    Моральный выбор


    Моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому (моральный конфликт). Субъектом морального выбора может быть: индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; общество в целом Индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений группы, коллектива, класса и всего общества. Он отражает степень нравственной свободы личности и общества, суть которой выразил Ф. Энгельс, говоря о способности принимать решения со знанием дела. Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации . Когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма), или же вступают в противоречие различные моральные требования (например, когда выполнение обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.). Конфликтные ситуации и необходимость морального выбора возникают при столкновении различных ценностей и норм, обусловленных социальными противоречиями, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают , учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть выбор, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.

    Негативные архетипы морали


    1. Агрессивность - поведение и действие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия - реакция на негативные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это устойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стремление защитить себя.

    2. Нарциссизм - черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера, и умер от этой любви.

    3. Лицемерие - отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

    Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Оно предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга, дает оценку разным явлениям социальной действительности с точки зрения соответствия моральным требованиям. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Их выполнение контролируется всеми.

    Заключение


    Мораль в обществе поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на человека, но получает, идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности ("назначения", "смысла", "цели") общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение находится в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Вообще же, в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.

    Список литературы


    1. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. М.; Ростов н/Д: Феникс, 2013. 528 с.

    2. Кропоткин, П.А. Этика / П.А. Кропотин. М.: Юрайт, 2016. 442 с

    3. Скворцов А.А. Этика: Учеб. для студентов вузов / А.А. Скворцов. М.: Юрайт, 2015. 320 с.

    4. Судоков, А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон / А.К. Судоков. М.: Едиториал УРСС, 2012. 240 с.

    5. Философия. Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


    написать администратору сайта