Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие и природа полит.лидерства.Основные типы полит.лидерства

  • Понятие полит.система.Функции и значение полит.системы в полит.жизни общества.

  • Политика Республики Казахстан на этапе модернизации общества.

  • Тема №3. Понятие полит элита. Основные типы полит элит. Основные теории о полит элитах


    Скачать 22.27 Kb.
    НазваниеПонятие полит элита. Основные типы полит элит. Основные теории о полит элитах
    Дата27.04.2022
    Размер22.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема №3.docx
    ТипДокументы
    #500333

    Тема №3. Политическая элита и политическое лидерство. Политика в системе общественной жизни.

    1. Понятие полит.элита. Основные типы полит.элит. Основные теории о полит.элитах.

    Политическая элита – это лишь часть власт-вующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: не-большая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и инфор-мационной власти; непосредственное участие в осуществлении вла-сти; организаторские способности и талант.

    Современная элита делится на четыре группы: правящую, выс-шую, среднюю и административную. Правящая элита – это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает сущест-венное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям – уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5 % взрослого населения (главы испол-нительной власти в субъектах федерации, лидеры политических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраня-ют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

    Теория элит прошла длительный путь эволюции, в ходе которой рассматривались проблемы о соотношении элиты и демократии, элит и социальной справедливости. Сегодня политология наравне с теориями представителей макиавеллистской школы оперирует и другими теориями.

    Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) – элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия посредством свободных выборов. Американский политолог Дж.Шумптер определял демократию как политическую систему, в которой масса, выбирая между конкурирующими элитами, в опреде-ленной мере влияет на политику. Таким образом, само демократиче-ское правление получает элитарную структуру.

    Ценностные теории (В.Ропке) – элита – это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями. Формирование элиты не противоречит принципам демократии. Социальное равенство людей должно пони-маться как равенство возможностей.

    Концепции плюрализма элит (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен) – элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между раз-личными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция делает возможным контроль со стороны масс.

    Леволиберальные концепции (Р.Миллс) – общество управляет-ся исключительно одной властвующей элитой. Возможности демо-кратических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

    Партократическая теория элиты получила реальное воплоще-ние в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:

    - глобальный, мессианский характер политической элиты и ее историческое призвание руководить процессом перехода человечест-ва от капитализма к коммунизму;

    - всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.;

    - происхождение из социальных низов и прежде всего пролета-риата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту;

    - приверженность одной идеологии является гарантией успеш-ного руководства обществом;

    - жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутрен-них отношений.

    1. Понятие и природа полит.лидерства.Основные типы полит.лидерства

    Категория «лидерство» в политике имеет свои особенности, которые выражаются понятием «политическое лидерство»,– личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе. Это механизм и конкретные способы реализации политической власти.

    Понятие политического лидерства связано с двумя его стату-сами: формально-должностной статус (связан с обладанием вла-стью); субъективный (характеризует личностные качества и реальное поведение лидера на занимаемом посту).

    Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с этим существует множество теорий политического лидерства, по-разному трактующих этот феномен. Античные философы Геродот и Плутарх лидеров, подлинных творцов истории видели в героях, монархах и полководцах.

    Особое внимание природе лидерства уделяли ученые – психологи. В их трактовке лидерство – есть результат психопатологии личности. Одним из первых эту версию в ХIХ в. выдвинул итальян-кий врач Чезаре Ломброзо. Он считал, что природа гениальности как в искусстве, науке, так и в политике имеет в основе психическую аномалию. По Ламброзо, именно гениальным безумцам (революционерам, «пророкам», реформаторам), способным предугадать потреб-ности времени, народы обязаны ускорением исторического развития.

    Основные типы полит.лидерства:

    Авторитетный предполагает наличие сильной централизованной власти, сконцентрированной в руках конкретного лидера или группы лидеров. Примером такой власти является Советский Союз, на примере которого длительное время функционировала именно такая модель. Для авторской власти основное значение имеют интересы лидера, а не общества.

    Демократический режим в буквальном смысле переводится как власть народа. Соответственно, лидер, реализующий данную модель, осуществляет представление народа.

    Под либеральным лидером понимается представление интересов народа, свобода, терпимость к другим позициям и так далее.

    1. Понятие полит.система.Функции и значение полит.системы в полит.жизни общества.

    Политическая система – это существующая во всех самостоятельных обществах система взаимодейст-вия, которая выполняет функции интеграции и адапта-ции (внутри общества, вне его и между обществами) по-средством применения легитимного физического при-нуждения.

    Как и любая система, политическая система общества облада-ет определенными функциями. Под функциями политической систе-мы понимается любое ее стандартизированное действие, которое спо-собствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Мировая практика показывает, что функции политической системы постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Обычно выделяют следующие функции:

    Политическое руководство (управление) обществом (управ-ление общественными делами) – предполагает, прежде всего, опреде-ление стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

    Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).

    Регулятивная функция, которая связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе, а также с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части.

    Мобилизационная функция обеспечивает максимальное ис-пользование ресурсов общества.

    Дистрибутивная функция направлена на распределение ре-сурсов и ценностей между его членами.

    Легитимация – достижение минимально необходимой степе-ни соответствия реальной политической жизни общепринятым право-вым и политическим нормам.

    С функционированием политической системы связан вопрос о ее эффективности. Политическая система эффективна тогда, когда она выполняет свои функции. Так как они разнообразны, то и проблема эффективности выглядит неоднозначно.

    4.Политика Республики Казахстан на этапе модернизации общества.

    Осуществляя в стране модернизационные процессы необходимо учитывать все возможные последствия как позитивные, в том числе и негативные, влияющие, прежде всего, на ценностные измерения страны, при этом, разработать механизмы, учесть все имеющиеся факторы и т.д. Кроме того, демократические ценности: стабильность, согласие, экономический рост становятся в условиях трансформации более привлекательными, чем немедленное введение парламентской системы правления, учитывая негативный опыт многих модернизирующихся обществ.

    Для Республики Казахстан наибольшее значение имело и имеет модернизация политической системы, как наиболее актуальная для общества переходного типа. Реформы в этот период имеют широкий масштаб социально-политических изменений, которым подвергается как экономическая, так и политическая системы, взаимодействующие с изменениями в социальной структуре. И здесь важна их последовательность. Поскольку, последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором и гарантом обеспечения последовательности модернизации уже в других сферах общественной жизни. Заметим, что Казахстан в развитии процессов посткоммунистического перехода вошел в «третью волну» глобальной демократизации, провозглашенную на основе анализа политических процессов современного мира известным политологом С. Хантингтоном.

    В свою очередь, говоря о политической модернизации, можно отметить, что это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. С каждым годом независимости нашего государства возрастает общественно-политическая значимость и роль понятия «политическая модернизация». К тому же, успехи в казахстанской экономике на современном этапе ее развития позволили создать надежный фундамент для продолжения политической модернизации общества, новые стратегические направления которой Президент Н. А. Назарбаев обозначил на VII съезде политической партии «Отан».

    С началом становления правового государства и развития модернизационных процессов, в Казахстане встала задача формирования национальных ценностей, а также новых демократических институтов государственной власти. Отсутствие развитых институтов демократии и частной собственности, экономический и политический кризис, падение жизненного уровня населения, существенное изменение в системе ценностей в условиях транзитного общества выявили повышенную ответственность государственных деятелей в осуществлении политико-экономических преобразований. Сообразно с этим, в полиэтническом государстве, каковым является Казахстан, казахи, прежде всего, должны выступать в качестве системообразующего ядра межнационального согласия внутри Казахстана, с целью повышения уровня ценностных качеств всех казахстанцев, в целом.


    написать администратору сайта