Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: « Понятие права »

  • Объектом моего исследования

  • Метод исследования

  • 1.1. Понятие и сущность права

  • Сущность права

  • Психологический подход к пониманию права.

  • Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

  • Понятие права_. Понятие права


    Скачать 96.33 Kb.
    НазваниеПонятие права
    АнкорПонятие права
    Дата20.07.2022
    Размер96.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаponyatie-prava.docx
    ТипКурсовая
    #634040
    страница1 из 2
      1   2

    Министерство образования и науки Российской Федерации
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Московский государственный юридический университет
    имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
    »

    Кафедра теории государства и права

    Харьковская Дарья Владимировна

    Тема:
    «Понятие права»

    Курсовая работа

    Студента 5 группы, 1 курса

    Юридического заочного института

    очно-заочная форма обучения

    Научный руководитель:

    доцент Танимов О.В.

    Дата сдачи:
    Дата рецензирования:
    Дата защиты:
    Оценка:

    Москва

    2015

    Оглавление

    Введение……………………………………

    1. Понятие права

    1.1. Понятие сущность и социальная ценность права

    1.2. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции.......

    1.2.Понятие и сущность права.......

    1.3 Норма и структура права........

    1.4 Система права........

    1.5.Форма (источники права)

    2. Ценностно-функциональные основы права. . . . .

    2.1 Социальная ценность и функции права...............

    2.2 Понятие права в объективном и субъективном смысле.....

    2.3 Право как регулятор общественных отношений.....

    Заключение

    Введение

    Названием моей курсовой работы является «Понятие права». Данная тема является актуальной ,так как вопросом "Что такое право?" задавались люди разных эпох и времен. Право-не менее сложное явление,чем государство.Оно существует в различных видах ,формах и образах. Постепенно менялось представление о праве ,что объяснялось развитием и изменением общества и государства,сложной сущностью и природой права. Право возникало по мере человеческого раз­вития. Люди первобытнообщинного строя не знали права и ру­ководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Большую роль в их жизни играли мифы, ритуалы, обряды. В тот далекий период зарождались и религиозные нормы. Пра­во появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением государства. Возникновение государства и права обусловлено обществен­ными потребностями,то есть: необходимостью установления единого поряд­ка отношений новой общности людей- народа,населяющего ту или иную территорию; поддержания единого порядка в условиях рас­слоения общества на социальные слои (касты, сословия, клас­сы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противо­речия и конфликты; необходимостью ограничения враждебного противостояния народов, нуждавшихся в развитии посто­янного обмена соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами. Позднее,по мере развития общества и государства у людей менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Зачем нужно право? В то время, когда не было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных возможностей (разрешений, одобрений поощрений) ,такие права существуют до сих пор. Это, например, право на уважение, на свою точку зрения и т. д. Кроме того, право закрепляет отношения к собственности, механизма хозяйственных связей, регулирует меры и формы распределения труда.

    Объектом моего исследования является сущность,основные составляющие права,регулирующие отношения людей.

    Предметом исследования выступает сам факт возникновения права.

    Метод исследования – теоретический (изучение и анализ литературы по проблеме исследования).

    Целью работы является изучение причин,предпосылок, возникновения , выявление природы права.

    Данная цель достигается решением следующих задач:

    • Рассмотрение предпосылок возникновения права

    • Выявление сущности,основного предназначение права

    • Рассмотрение права в мировой и отечественной юриспруденции

    • Изучение литературы по данной проблеме.


    1.1. Понятие и сущность права

    Что такое право, в чем раскрывается его сущность являлся вопросом,на который у разных ученых имелось свое субъективное мнение. Однако же, с течением времени понятие и представление права менялось. Например, для Аристотеля право являлось олицетворением политической справедливости и служило регулирующей нормой политического общения между людьми. Для средневековых ученых право являлось божественным установлением, для Ж.Ж. Руссо - общей волей,свободой и равенством всей системы законов. Для Р. Иеринга,который,в свою очередь,являлся немецким основателем реалистической школы права, это был интерес субъектов социального взаимодействия,где отображаются интересы общества в целом ,а источником права являетя государство. Л.Н.Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, «обязательственно-притязательные переживания», психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии.

    Проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

    Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключена его сущность?

    Сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.

    Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

    Долгие исследования,споры ученых о том,чем же является право,какова его сущность, привели многих исследователей к неутешительному выводу, что сущность права познать нельзя.Российский правовед С .С Алексеев рассматривает право в трех образах:

    -общеобязательные нормы,законы ,деятельность судебныхи других юридических учреждений,т.е речь идет о реалиях,с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;

    -особое сложное социальное образование;

    -явление мирозданческого порядка-одно из проявлений жизни людей;

    Само понятие"право" трактуется с самых разнообразных сторон,оно может быть особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств;

    б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих воздействие этих норм.Позднее сложились три разных подхода к праву, к его пониманию:

    • нормативный;

    • нравственный (философский);

    • социологический.

    Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Человек имеет права в силу их закрепления в актах государства, а не в силу своей природы. Следовательно, только нормы законов выступают истинным правом.Нормативное правопонимаение с помощью норм права способствует регулированию границ дозволенного и запрещенного поведения; оно указывает на взаимосвязь права и государства, обязательность его исполнения; подчеркивает формальную определенность, т.е. закрепление правил поведения в нормативных правовых актах государства.Право всегда носит принудительный порядое ,установленный государством.

    С практической точки зрения наиболее применим нормативный подход к праву: он отличается простотой, ясностью, доступностью, ориентирует на соблюдение законности, приоритет законов перед другими нормативными актами. Однако,у нормативного подхода к пониманию права имеются недостатки:

    1)правом признается только то, что исходит от государства,а естественные права человека зачастую отрицаются

    2)подчеркивается роль субъективного фактора в формировании права, т.е. создается видимость,что право способствует решению всех социальных проблем

    в) не раскрывает действие права, его движущие силы, регулятивные свойства, в том числе его связь с общественными отношениями.

    Нравственный (философский) подход к пониманию права основывается на теории естественного права, которая была основана в XVII-XVIII вв.

    Нравственный подход признает важнейшим началом права, духовное, идейное представления людей о праве. Правовые нормы могут правильно или ложно отражать эти идеи. Если нормы законодательства соответствуют естественной природе человека, не противоречат естественным неотъемлемым его правам, то тогда они составляют право.

    Сторонники теории естественного права исходят из того, что люди равны по своей природе, наделены от природы определенными правами и свободами. Содержание этих прав не может устанавливаться государством, оно лишь должно их закреплять и обеспечивать, а также охранять и защищать.

    Нравственный (философский) подход к пониманию права имеет достоинства и недостатки. Главное достоинство - признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства, как выразителя общих принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека.

    В качестве недостатков нравственного (философского) подхода к пониманию права следует признать:

    1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, "высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения";

    2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство;

    3) негативное воздействие на отношение к закону, законности, возникновение правового нигилизма;

    4) возможность субъективной оценки гражданами, должностными, государственными лицами,общественными органами законов и других нормативных правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

    Социологический подход в отличие от нормативного ,правом признает не систему абстрактных и формально определенных норм, а саму общественную жизнь, правопорядок, складывающийся под влиянием действия права.Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям. Причем правоотношения составляют центральное звено в правовой системе.Представители социологического подхода к праву различают право и закон. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок.

    Сторонниками социологического подхода к пониманию права были некоторые дореволюционные юристы, в частности Н.К. Раненкамф, С. Муромцев, а в советское время - А.А. Пионтковский, А.К. Стальгевич и др. Родоначальниками этой школы являлись Р. Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд, О. Холмс.

    При социологическом подходе к пониманию права придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики. Однако социологическая школа имеет и недостатки. Во-первых, есть опасность размывания понятия права: оно становится очень неопределенным; во-вторых, возникает опасность произвола со стороны судебных и административных органов, т.е. любые действия государственного аппарата и должностных лиц будут признаваться правом; в-третьих, игнорируется тот факт, что право - это не сама деятельность субъектов, а регулятор их деятельности, общественных отношений. Нельзя действия наделять свойствами регулятора.

    Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный - узкое.Другие подходы к пониманию права тоже имеют практическое значение, так как ориентируют на соблюдение прав человека и на учет действия права, его эффективности.

    В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Проф. В.И. Гойман определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости.

    Психологический подход к пониманию права.

    В широкое понимание права нередко включаются наряду с нормами права, правоотношениями, идеями права также и правосознание. Тем самым признается психологический аспект права. Пионером психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л.И. Петражицкого (1867-1931). Для этого направления характерно преувеличение роли психологического фактора в правовой жизни.

    Л.И. Петражицкий полагал, что право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.

    Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. По его мнению ,всякое иное право, существующее вне сознания человека, являлось оптическим обманом.

    Для Л.И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование и понимание права. Как он писал: «Правом оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле». Отсюда включение им в право не только права нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на почве суеверий, и т.п.

    Сторонниками психологической теории были дореволюционные государствоведы Н.М. Коркунов, Ф.Ф. Кокошкин, М.А. Рейснер. У Л.И. Петражицкого немало последователей среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление психического начала (Г. Тард, Ф. Уолрд). По теории Г. Тарда, законом, определяющим развитие общества, является закон психологического подражания. Право создается господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим.

    В известной мере на психологическом подходе основывалась теория известного австрийского психиатра 3. Фрейда. Он пытался объяснить индивидуальную жизнь человека и все социальные процессы с позиции подсознательных инстинктов.

    Хотя психологический подход к пониманию права довольно сложен для восприятия, тем не менее нельзя считать его абсолютно оторванным от жизни. Практическое значение его состоит в том, что нельзя не учитывать при принятии новых норм права и актов психологические факторы, в том числе социальную психологию, а при применении права - индивидуальную психологию личности. Психологический фактор влияет на мотивацию поступков и действий людей, а психологическое восприятие норм права - на реализацию их.

    Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

    Само по себе право с момента его возниквения несло в себе научный интерес, вопросы правопонимания считаются "вечными" ведь, человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует достаточно мнений и научных идей, по поводу того,что из себя представляет право . Однако,понимание и формулирование определения что такое правопонимание появилось относительно недавно.

    Правопонимание — это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению (В. И. Леушин, В. Д. Перевалов) Соответственно,понимать право люди могут по-разному,в зависимости от своей осведомленности в правовых вопросах,поэтому имеются субъекты правопонимания и объекты. Субъектом правопонимания является конкретный человек,например:

    а)обычный гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права ;

    б) юрист-профессионал, имеющий достаточные знания о праве, способный применять правовые нормы;

    в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, , владеющий опреденнной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно и оригинально.Объектом правопонимания бывают право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

    С повышением уровня развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений постепнно систематизировались различные взгляды о праве на базе определенных критериев. Уже самоотношение к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

    При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целœей, предначертанных Богом для человека. Последователи Аквинского — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают˸ обусловленность права экономическим базисом общества, классовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства.

    Учитывая зависимость оттого, что рассматривается в качестве источника правообразования,— государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.
      1   2


    написать администратору сайта