Главная страница

РОмано-германская правовая система. Романо-германская правовая система - StudentLib.com. Понятие романогерманской правовой системы. История формирования и распространения


Скачать 189 Kb.
НазваниеПонятие романогерманской правовой системы. История формирования и распространения
АнкорРОмано-германская правовая система
Дата01.06.2022
Размер189 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаРомано-германская правовая система - StudentLib.com.rtf
ТипРеферат
#562286
страница4 из 5
1   2   3   4   5

4.2 Общие принципы толкования


романский германский правовой публичный

Все страны романо-германской правовой системы на практике в конечном итоге следуют среднему пути, носящему эмпирический характер, и изменяющемуся в процессе смены судей, эпох и отраслей права. Под законодательными текстами часто понимаются, главным образом, так называемые путеводители поиска справедливого решения, а не строгие приказы их решения или толкования определенным образом. Бесспорно то, что везде в этих странах отдается предпочтение грамматическому и логическому толкованию и пока, по мнению суда, есть справедливый результат, до этих пор должно быть подчинение законодателю. Стоит заметить, что уже самому логическому толкованию предоставляется выбор среди решений, которые могут иметь основание на аналогии, или, наоборот, на противопоставлении или же на комбинации различных методов.

Историческое толкование раскрывает содержание акта через обращение к периоду его возникновения и намерениям законодателя. Подобное толкование может быть использовано и для исправления акта. С этими целями могут применять понятие "смысл или дух закона". Дух закона может по-разному проявляться в разные эпохи, не принимая во внимание неизвестность его текста.

Во всех странах романо-германской правовой системы начальным этапом всякого юридического рассуждения выступают акты "писаного права", которые в настоящее время состоят из текстов кодексов, декретов и законов, тогда как в прошлом туда входили тексты римского права и иные официальные или частные компиляции. Однако везде эти тексты представляют собой лишь основу. Если посмотреть на некоторые философские течения, то в отличии от них в них видна не система норм, а скорее всего более или менее точные рамки юридических конструкций, которые необходимо дополнить через толкование. Толкователь на самом деле имеет суверенитет и имеет в распоряжении известную свободу действий, так как не подлежат обжалованию решения, принятые высшей судебной инстанцией. Но свою творческую роль он предпочитает замаскировать путем выработки права и создать впечатление, что его роль заключается лишь в применении норм, сформированных кем-то другим. На проявление обоих этих качеств оказывают влияние эпоха, страна, отрасль права и, наконец, судебный орган, о котором идет речь. Так как наука слабо обобщила практику касательно этого вопроса, да и сама эта практика часто плохо понимает, какой она применяет метод, то довольно трудным является здесь какое-либо серьезное сравнение. Часто авторы вместо того, чтобы проанализировать действительно используемые методы, особо акцентируют внимание на том виде толкования, который они изучают.

Французские судьи не следуют принципам гражданской ответственности, которые установил Гражданский кодекс, хотя думают, что добросовестно применяют ст. 1382-1386 этого кодекса. Некоторые из них признаются в том, что перед тем, как найти обоснование справедливого решения в праве, вначале они находят его. Другие решительно не принимают такой метод, полагая, что это входит в противоречие с их судейской совестью.

Подобные случаи существуют и в других странах романо-германской правовой системы. Но принимая во внимание исторические или социологические характеры той или иной страны в процессе принятия конкретного решения, может больше показываться забота о сохранении видимости подчинения закону. Может также произойти, что в той или иной отрасли права либо в ту или иную эпоху эта видимость будет соответствовать с действительностью, так юристы могут рассматривать закон как правильный, и для его применения не нужно будет докладывать какие-либо усилия. Между соображениями социологического или исторического характера, которые могут играть определенную роль, следует выделить различия, созданные традицией. Так, немецким судьям и юристам никогда не была характерна такая независимая каста, какая имелась у французских судей, которая при старом режиме не допускала возможность продажи судебных должностей и права передачи их в порядке наследования. Помимо этого, большое влияние в Германии на практику имели различные философские течения и доктрины профессоров.

Италия, где правит ярко выраженная догматическая тенденция, бесспорно, в настоящее время находится еще дальше от практикуемых во Франции гибких методов толкования. Понимание иностранцами того, как практики и судьи в Италии толкуют свои законы затруднено по причине постоянно существующего разрыва между судебной практикой и преподаванием права. Один итальянский профессор предостерег, что даже знакомство с судебными решениями является обманчивым, так как эти решения, как правило, публикуются в выдержках и очень часто именно в опущенной части содержится обоснование принятого решения.

Подобные замечания касаются и в отношении испанского и португальского права, а также права стран Латинской Америки. Здесь также сильными остаются традиционные установки и своей основной задачей судьи видят справедливость решений, хотя многие теоретики этих стран почитают те течения политической философии, включая марксизм, которые подчеркивают роль закона.

К коренному пересмотру Гражданского кодекса Аргентины привел переход судебной практики этой страны от экзегетического к прогрессивным способам толкования закона. Советские авторы с возмущением наблюдали буржуазное лицемерие, которое они видели в независимости, проявляемой судьями буржуазных стран по отношению к закону. Можно усомниться в их истолковании этого факта, но сам факт сомнению не подлежит. Судьи в странах романо-германской правовой системы на самом деле имеют известную независимость в отношении закона, потому что в этих странах право и закон не являются тождественными понятиями. Само наличие судебной власти и вследствие этого сам принцип разделения властей, со всеми его преимуществами, связаны с этой независимостью, ведущей к тому, что право по традиции ставится выше политики. Является ли это хорошо или плохо, можно увидеть лишь в выборе между двумя концепциями социального порядка, которые противостоят друг другу в современном мире.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта