Учение софистов. Понятие софистика. Софистика
Скачать 20.68 Kb.
|
Понятие «софистика». Софистика - учение представителей преобладающего в Афинах во второй половине 5 в. до н.э. Школы софистов - философов-педагогов, которые тяготеют к релятивизму, первые профессиональные учителя в общем образовании. Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes - мудрец), которое тогда называли платными учителями ораторского искусства. Софистика (от греч. Sophisma - умение дискутировать) - это субъективное использование относительности противоположностей, их взаимное преобразование. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика основана на абсолютизации относительности знания. Она отрицает наличие абсолютных моментов в процессе достижения истины, спекулируя фактами изменчивости, противоречивости и сложности познания. Изучение косвенной информации осложняется тем, что софисты не стремились создать некую целостную систему знаний. В своей дидактической деятельности они не придавали большого значения систематическому овладению знаниями студентами. Их целью было научить студентов использовать полученные знания в дискуссиях и дебатах. Поэтому значительный акцент был сделан на риторику. Сначала софисты обучали правильным методам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и сосредоточились на разработке логических приемов, основанных на внешнем сходстве явлений, на том факте, что событие извлекается из общей связи событий, по многозначности слов, по подмене понятий. Обладая даром слов, развитой культурой мышления, практическим опытом подготовки и произнесения речей, софисты научили своих подопечных умению мыслить и говорить. Заслуга софистов заключается в том, что они проводили практические занятия, чтобы подготовить молодых людей к жизни и работать профессиональными риториками, а также тот факт, что они разработали основы теории красноречия, определили содержание преподавания риторики. По мнению софистов, можно добиться убедительности как умело составленной речи, для которой следует использовать различные методы: выбрать оптимальную длину речи и фразы, позаботиться о гармонии, использовать специальный словарный запас, украсить речь, используя, например, метафору, антитеза, аллегория. Софисты полагали, что дар красноречия не дается человеку при рождении, но приобретается в процессе обучения и работы. В широком смысле принято говорить о трех эпохах софистики: Классическая или древняя софистика (V - 1-я половина IV века до нашей эры). Вторая или новая софистика (2 - начало 3 в. н.э.). Основными представителями являются Лучан Самосата, Флавий Филострат и другие. Третья или поздняя софистика (4 век н.э.) Главные представитель Юлиан Отступник. Учение софистов Софисты разработали учение Демокрита. Один из основателей этого учения Протагор (ок. 480 - 410 до н.э.) делает отступление к субъективизму. Он провозглашает человека мерой всех вещей, которые существуют так, как они существуют, и не существуют, поскольку их не существует. Моральные нормы произвольны. Некоторые говорят, что добро и зло отличаются друг от друга, другие - нет. Даже для одного и того же человека одно и то же может быть и добром, и злом: «Тот факт, что каждый город кажется справедливым и красивым, - это то, что он для него, если он так думает». Скептические ориентации софистов выражены в триедином тезисе Горгии: ничего не существует, если что-то существует, то оно непостижимо, даже если оно познаваемо, то такое знание невыразимо. софистика мировоззрения субъективность речи. Образовательная деятельность софистов против моральной догмы имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания находится человек (как самодостаточная ценность), который имеет право создавать нравственный закон. Справедливо подчеркивая изменчивость моральных представлений, роль родственника в морали, софисты выдвигают позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека есть свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели. Скептицизм софистов позволил им усомниться в том, что считалось несомненным - в обоснованности основ морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества в моральных ценностях (т. е. по существу пришли к идее их плюрализма). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: Первой формой философии была естественная философия. Первые натурфилософы - «физиологи» изучали природу, пытаясь объяснить коренные причины вещей в учениях о первоэлементах мира. Эти представители изучали астрономию, географию, геометрию и метеорологию, и в первую очередь ставили воздух, огонь или апейрон. Мировоззрение софистов - это субъективность, которая проявляется в том, что истина не была ими воспринята как нечто общее для всех. Факт относительности всего является главной основой всего мировоззрения софизма. Они стремились перевести объективные ценности на язык ощущений; это привело их к чувственности. Для них то, что не поддается ощущениям, было «призраком». Создание первой формализованной теории словесного творчества, которая включает в себя как собственно риторические вопросы, так и вопросы грамматики и ортоэпи. Мы видим, что софистика и риторика пересекались не раз. Софисты разработали конкретные требования к используемой речи, такие как правильность, ясность, актуальность, великолепие и краткость. «Мнимое доказательство», в котором достоверность заключения кажется правильной и имеет чисто субъективное впечатление, называется софизмом, который направлен на нарушение правил логики. На первый взгляд многие софизмы, их «логика» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой, но, следуя правилам «распознавания», эти ошибки легко устраняются, и тогда вы легко можете найти и понять эту ошибку, а, следовательно, переведите весь аргумент в вашу сторону. Вывод: Сократ учил кратко задавать вопрос, слушать ответ и кратко отвечать на вопросы во время разговора. Таким образом, слово Сократа обладало страстным стремлением к значению, к истине. Он учил «видеть загадки, которые человеку предстоит разгадать, разгадать, вслух рассуждать, научить других этому, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову». Согласно Платону, риторика - это ловкость, ловкость, ловкость, которые вы можете освоить, развить в себе. И основой красноречия является эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение и эмоциональное внушение. Аристотель полагал, что «риторика - это искусство, соответствующее диалектике», она «способна найти методы убеждения в отношении каждого данного предмета». Риторика Аристотеля - наука и мастерство доказательной речи. Сократ, Платон и Аристотель - люди, которые внесли наибольший вклад в теорию красноречия. Тем не менее, основатели риторики являются софистами. «Только софисты начали говорить о силе слов вполне осознанно и систематически, впервые создав для этого и необходимые предпосылки». Были созданы эпохи софистики, разделенные на: древнюю софистику, новую (представителями были Лукиан из Самосаты, Флавий Филострат) и позднюю софистику. В обществе появились люди, которые знали, как убедить людей на их стороне, и тем более ценными они казались обществу. После таких тренингов уже можно было стать оратором и национальным лидером. Софисты дали основание другим современным наукам, например, риторике. Каждый из них предложил свои теории и внес свой вклад в развитие лингвистики, этики и философии. Но у понятия «софисты» есть два определения, и, к сожалению, отрицательной оценкой, связанной с особым мировоззрением софистов, которое делало их заядлыми спорщиками, которые не хотели слышать своего оппонента, оказалось главное. Софизмы, названные Аристотелем как «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения, по-видимому, верна для их «хозяев», также сыграли важную роль в их «бизнесе». И поэтому, сравнивая риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля с риторическим идеалом софистов, мы видим их совершенно противоположными. Оценивая взгляды софистов, мы сталкиваемся со значительными трудностями. Ничего не осталось от их работ, и изучение с прямой информацией затруднено, потому что они не стремились создать определенную, целостную систему знаний. Во время обучения они не придавали большого значения систематическому овладению знаниями студентами, их целью было научить студентов использовать полученные знания в дискуссиях и дебатах. Это было создание первой формализованной теории словесного творчества, которая включает в себя как собственно риторические проблемы, так и вопросы грамматики и ортоэпи. Оказывается, софисты разработали определенные требования к используемой речи, такие как правильность, ясность, актуальность, великолепие и краткость. В связи с этим они уделяли значительное внимание риторике. Они также привнесли свое мировоззрение в философию, затрагивая диалектику и нигилистические теории, и центром внимания софистов был человек. |