Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие типологии государства

  • 2. Подходы к типологии государств

  • 3.1. Рабовладельческое государство

  • 3.2. Феодальное государство

  • 3.3. Буржуазное государство

  • 3.4. Социалистическое государство

  • 4. Цивилизационный подход

  • 4.1. Место государства в первичной цивилизации

  • 4.2. Место государства во вторичной цивилизации

  • Типология государств. Право Реферат. Понятие типологии государства


    Скачать 41.15 Kb.
    НазваниеПонятие типологии государства
    АнкорТипология государств
    Дата03.10.2021
    Размер41.15 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПраво Реферат.docx
    ТипДокументы
    #240654

    Оглавление


    Введение 1

    1. Понятие типологии государства 3

    2. Подходы к типологии государств 5

    3. Формационный подход 6

    3.1. Рабовладельческое государство 7

    3.2. Феодальное государство 8

    3.3. Буржуазное государство 8

    3.4. Социалистическое государство 9

    4. Цивилизационный подход 10

    4.1. Место государства в первичной цивилизации 11

    4.2. Место государства во вторичной цивилизации 11

    Заключение 12

    Список литературы 13


    Введение


    Тема моего реферата – «Типология государств». Данный вопрос является актуальным в теории государства и права. Его актуальность заключается в том, что в истории существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, имеющих свое становление и развитие. Это многообразие объяснимо специфическими условиями становления государственности, в том числе политическими, географическими и религиозными условиями. Основной проблемой типологии государств является их правильная классификация. Такая классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев и называется типологией.

    Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

    Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства. Поэтому, несмотря на очевидную взаимосвязь, форму государства нельзя отождествлять с типом государства, а типизацию государства − с классификацией его формы.

    На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства. Основными являются формационный подход (авторы К. Маркс, и Ф. Энгельс) и цивилизационный подход (авторы А. Тойнби и У. Ростоу).

    Основной целью работы является: изучение основных проблем типологии государства в процессе анализа различных подходов к типологии государства.

    1. Понятие типологии государства


    В теории государства и права при рассмотрении самых общих проблем государственности принято использовать понимание государства как организации политической власти в обществе.1

    Существует более подробное определение. Государство − это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.2 Понятие государства служит для обозначения единства трех составных его элементов: политической власти, территории и населения.

    Любое государство обладает характерными признаками, которые выделяют его из всей совокупности социальных явлений:

    1. Наличие публичной власти и ее аппарата.

    Государственная власть является политической властью, и она имеет публичный характер, который выражается в том, что государственная власть (как и само государство как ее носитель) появилась в обществе и выделилась из общества в целях управления им. Публичная власть государства воплощается в государственном аппарате, состоящем из государственных органов, осуществляющих функции государства.

    1. Территориальная организация населения и политическая власть

    Территория государства – это определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, в пределах которой оно осуществляет свою власть.

    Территория – это естественное условие возникновения и существования государства. Сама территория не порождает государство, она лишь образует пространство, в пределах которого государство возникает и осуществляет свою власть. Государственная власть распространяется на все население, находящееся на его территории. Само государство и его органы также организованы по территориальному принципу.

    1. Наличие права

    Государство и право связаны генетически и функционально. Генетическая связь государства и права выражается в том, что они возникли одновременно в силу действия одних и тех же причин, и условий.

    Функциональная связь государства и права выражается в следующем. С одной стороны, государство управляет обществом в правовых формах, т.е. путем принятия и применения правовых норм. Без права государство не в состоянии эффективно управлять обществом. С другой стороны, право юридически оформляет государство: в нормах права учреждается государство, определяется его форма, устанавливается система государственных органов, закрепляется их компетенция, регламентируется порядок их образования и деятельности.

    1. Наличие государственного суверенитета

    Государственный суверенитет – это свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве по отношению ко всем другим властям внутренней и внешней политики. Государственный суверенитет имеет две стороны:

    а) внутреннюю(верховенство)

    б) внешнюю (независимость).

    1. Наличие государственной казны

    Государственная казна необходима для осуществления функций государства. В юридической литературе этот признак государства часто называют наличием системы налогов и сборов. Источниками формирования государственной казны являются налоги, сборы, пошлины, займы (внутренние, внешние), валютные ценности, золотой запас, доходы от государственной собственности. 1

    Социальное назначение государства состоит в управлении обществом в целях обеспечения его существования и развития.

    Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

    Типология есть учение о типах − больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология может рассматриваться как разновидность классификации, которая включает в себя исследование оснований деления на типы и характеристику самих типов.

    Вообще классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов научных исследований, но и средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование неизвестных ранее объектов или вскрыть новые связи и зависимости между уже известными явлениями.

    Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают, что это − распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология − это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них. Учение о типах государства разрабатывается на философском и собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и права). Философская типология государства строится на критериях общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства − государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и полугосударства (базирующегося на социалистической общественной собственности). С учетом этих критериев различаются формационные (исторические) и цивилизационные типы государства, которые считаются основными.1

    2. Подходы к типологии государств


    При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.  Выделяются следующие типы государств:

    • Рабовладельческое государство;

    • Феодальное государство;

    • Буржуазное государство;

    • Социалистическое государство.

    При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д.).

    Существует также интеграционный подход к типологии государств, который объединяет в себе лучшие признаки формационного и цивилизационного подходов.

    Помимо данных существует множество иных подходов.

    В зависимости от уровня экономического развития государства делят на:

    • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых, то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

    • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

    • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

    В зависимости от политического режима делятся на:

    • демократические государства;

    • авторитарные государства;

    • тоталитарные государства.

    Некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому иногда выделяется только 2 типа государств: Демократические и Тоталитарные.

    3. Формационный подход


    Основоположниками данного подхода являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Понятие общественно-экономической формации составляет основу марксистского (классового) понимания истории.

    Суть его состоит в том, что в основе типологии государств лежит категория общественно-экономической формации, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства. Формация − это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

    Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется в основном путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Марксистско-ленинской доктриной был сделан вывод о том, что решающей силой исторического процесса являются материальные производственные отношения. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.1 Тип государства определялся на основании того, какой экономический базис − это государство защищает, интересам какого господствующего класса служит. Соответственно выделялись следующие основные типы государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое (которое должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление).

    3.1. Рабовладельческое государство


    Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.

    Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел.1 Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По-настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.

    Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих, так как пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).

    Рабство, как экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства. Что же касается возникновения рабства на последующих этапах развития государственности в Афинах и Риме, приведшего к их становлению как рабовладельческих городов-государств, то это действительно уникальный процесс.

    3.2. Феодальное государство


    Феодальное государство − это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

    К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров. 1

    3.3. Буржуазное государство


    Буржуазное государство − это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

    Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни. На стадии империализма происходит перерастание домонополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм, что означает непосредственное вмешательство государства в процесс капиталистического воспроизводства.

    В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав. 1

    3.4. Социалистическое государство


    Согласно формационной теории – это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в отличие от вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами:

    1. Экономическую базу соц. государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

    2. Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

    3. Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.

    Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы большинства членов общества-рабочего класса.

    4. Цивилизационный подход


    Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой классификацией государств является цивилизационный подход.

    Основоположниками цивилизационного подхода являются А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

    В его основе лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальным, сколько идеально-духовными, религиозными и культурными факторами.

    Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.

    А. Тойнби давал следующее определение цивилизации. Цивилизация − это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого и настоящего через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную, духовную. Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д.).

    В развитии цивилизации проходят несколько этапов.

    Первый этап – это локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др.).

    Второй этап – это особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

    Третий этап – это современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

    4.1. Место государства в первичной цивилизации


    Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются:1

      1. в отношениях между обществом (государством) и природой;

      2. в межгосударственных отношениях;

      3. в их взаимоотношениях с обществом;

    Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли и социальной природе.

    Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, раджи, микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.

    4.2. Место государства во вторичной цивилизации


    Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, буддийская и др. В них проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и в них, с цивилизационной точки зрения, государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.

    Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть – это служение, которое должно следовать идеалу, и поэтому вторична.

    Понятие цивилизации сформировал английский ученый А. Дж. Тойнби. Цивилизация − это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

    Теория цивилизации намного шире и богаче формационного подхода в изучении общества и государства. Таким образом, понятие типа государства многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств и правовых систем. Наиболее универсальным научным критерием типологии государственных явлений является в настоящее время цивилизационный подход, позволяющий, учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному государству качество определенного типа.

    Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

    В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить, как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

    Заключение


    Одним из выводов проведенного исследования по выявлению сущности типологии государств может служить то, что в подходе к определению понятия типологии государств существует большое количество точек зрения. Переход от одного исторического типа государства к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства у различных народов неравномерно по мере созревания объективных предпосылок.

    Теоретическим обоснованием существования исторических типов государства для формационного подхода является наличие общественно-экономических формаций, которыми они определяются. Именно в этом усматривается критерий разграничения исторических типов государства.

    Согласно первому, формационному подходу любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает в себя два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый из них − это экономический базис. Он в свою очередь состоит из системы производственных отношений, и прежде всего, отношений собственности. Второй − это надстройка. К ней относятся общественное сознание, право, мораль, религия и наука.

    По цивилизационному подходу главными в развитии государства являются социокультурные факторы, включающие в себя духовную жизнь общества, идеологию, мораль, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

    Таким образом, формационная и цивилизационная − это две доминирующие разновидности типологий государств в предмете теории государства и права. Так как типология является предметом познания, то эти две разновидности дополняют друг друга и выступают более надежными приемами в процессе понимания сущности государств именно в комплексе. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз двух данных типологий, каждая из которых просто выражена в большей или меньшей степени.

    Список литературы


    1. Востриков П. П. Теория государства и права. − Н. Новгород: Гладкова, 2002. − 297 с.

    2. Лазарева В. В.  Общая теория права и государства. − М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

    3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. 698 с.

    4. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. − М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. – 752 с.

    5. Венгеров А.В. Теория государства и права. − М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с.

    6. СтудопедиЯ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/19_285838_rabovladelcheskoe-gosudarstvo.html

    7. Studwood.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1165615/pravo/feodalnoe_gosudarstvo

    8. Вехорев Ю. А. Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.

    1 Востриков П. П. Теория государства и права. − Н. Новгород: Гладкова, 2002. − 297 с.


    2 Лазарева В. В.  Общая теория права и государства. − М.: Юристъ, 1996. – 472 с.

    1 Востриков П. П. Теория государства и права. − Н. Новгород: Гладкова, 2002. − 297 с.


    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. 698 с.

    1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. − М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. – 752 с.

    1 Венгеров А.В. Теория государства и права. − М.: Юриспруденция, 1999. – 528 с.

    1 СтудопедиЯ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/19_285838_rabovladelcheskoe-gosudarstvo.html

    1 Studwood.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1165615/pravo/feodalnoe_gosudarstvo

    1 Вехорев Ю. А. Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999.


    написать администратору сайта