Главная страница
Навигация по странице:

  • Левина Валерия Константиновна

  • Ключевые слова

  • ОСОБЛИВОСТІ ХОРЕОГРАФІЧНОЇ ПІДГОТОВКИ В СПОРТІ, НА ПРИКЛАДІ СТРИБУНІВ НА АКРОБАТИЧНІЙ ДОРІЖЦІ. СПОРТСМЕНІВ ПАРНО-ГРУПОВИХ ВИДІВ І ГІМНАСТИКИ.

  • FEATURES CHOREOGRAPHIC TRAINING IN SPORT, FOR EXAMPLE, THE JUMPERS ON THE TUMBLING, SPORTSMEN PAIR-GROUP SPECIES AND GYMNASTICS.

  • Хореографическая подготовка акробата. Попелухина Светлана Владимировна


    Скачать 63.5 Kb.
    НазваниеПопелухина Светлана Владимировна
    Дата15.05.2019
    Размер63.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХореографическая подготовка акробата.doc
    ТипДокументы
    #77272

    УДК 796.412+796.417

    Попелухина Светлана Владимировна

    преподаватель кафедры олимпийского и

    профессионального спорта,

    Института физического воспитания и спорта,

    ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный

    университет имени Тараса Шевченко»

    brice1995@mail.ru
    Левина Валерия Константиновна

    Тренер – преподаватель

    ГУ ЛНР «СДЮСШОР по художественной гимнастике
    ОСОБЕННОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ, НА ПРИМЕРЕ ПРЫГУНОВ НА АКРОБАТИЧЕСКОЙ ДОРОЖКЕ. СПОРТСМЕНОВ ПАРНО-ГРУППОВЫХ ВИДОВ И ГИМНАСТИКИ.
    Аннотация. В статье «Особенности хореографической подготовки в спорте, на примере прыгунов на акробатической дорожке, спортсменов парно-групповых видов и гимнастики», С.В. Попелухиной и В.К. Левиной обозначена роль, значение и особенности хореографии при подготовке спортсменов, специализирующихся в гимнастических видах спорта.

    Уделяется внимание хореографической подготовке и ее адаптации к учебно-тренировочной деятельности в спортивной акробатике и прыжкам на батуте (прыжкам на акробатической дорожке) и гимнастики.

    Ключевые слова. Хореография, гимнастика, спортивная акробатика, поддержка в композиционных упражнениях, прыжки на акробатической дорожке.
    В настоящее время, высокий уровень подготовки спортсменов высокой квалификации, не возможен без применения хореографической подготовки. В учебно-тренировочном процессе спортсменов высокого уровня спортивного мастерства, хореография является неотъемлемой частью тренировочного занятия. Общеизвестно, что акробат или гимнаст, обладающий высокой культурой движений, способен легче освоить технически сложные акробатические элементы и комбинации, а спортсмены групповых категорий смогут легко непринужденно выполнять сложные поддержки, пришедшие в спорт из классического танца, в композиционных упражнениях.

    На уроках хореографии в спорте, обращается внимание на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного, плечевого и подвижности позвоночника), но и мелких, (особенно лучезапястного, плюсны). Все это необходимо для успешного освоения техники владения предметами. Ведь для гимнасток важно не только освоить рациональную технику выполнения элементов (прыжки с взмахом рук), но и технику взаимодействия гимнастка – предмет (прыжки шагом необходимо уметь выполнять без взмаха рук), с которой встречаются представительницы художественной гимнастики.

    В хореографических училищах огромное количество времени во время уроков отводится работе над ступнями ног. Зная, какая нагрузка ложится на ступни ног балерины, которые являются помимо всего прочего одним из главных «инструментов» в ее дальнейшей карьере, педагоги различными способами стараются укрепить мышцы, связки, суставы. Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку акробатов и гимнасток условно. Трудно провести четкую грань между этими компонентами. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основным «языком» как балетной хореографии, так и упражнений в художественной, спортивной гимнастике и акробатике.

    Все это побудило к разработке технологии специальной хореографической подготовки спортсменов высокой квалификации в условиях современной тренировки.

    Несмотря на колоссальную работу, которую проделывают специалисты, самыми распространенными травмами, по причине которых масса спортсменок вынуждены прощаться со спортивной карьерой, являются травмы ступней. И если в случае травм у спортсменок в детском возрасте это можно было бы отнести к несерьезному отношению тренеров к общей физической подготовке, которая, и предназначена для укрепления суставов, мышц, связок и погоне за сложностью исполнения, то в случае с известными спортсменками этот фактор исключается.

    В разговорной речи тренеров чаще можно услышать - «аккуратность стоп» или «чистые стопы». Под «чистыми» стопами обычно подразумевают: степень оттянутости носков, выворотность ступней, высоту подъема на полупальцы. Способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных «полупальцах», способность длительное время выполнять движения стоя на одной ноге и сохраняя ее выворотность и высоту «полупальцев», выполнение поворотов, «туров», не менее ценное качество мастерства гимнасток, чем владение предметом.

    «Рабочая» стопа, сразу выдает гимнастку и не последнюю роль в ней играет изящный изгиб подъема. Не всегда изгиб подъема необходимый для гимнасток дается девочкам от природы, иногда нужная форма достигается упорными многочасовыми тренировками. Наблюдения, в ходе которого были рассмотрены как показатели качества работы ступней ног художественных гимнасток, так и степень их проявления у гимнасток с разным уровнем спортивного мастерства установили, что качество работы ступней ног гимнасток с более высоким уровнем спортивного мастерства достоверно выше, чем у гимнасток с более низким уровнем. То есть, успешность спортсменок в художественной гимнастике зависит, в том числе и от того, насколько «аккуратно» и грамотно работают их стопы. Данный факт подтверждает правоту тех тренеров, которые уделяют пристальное внимание развитию у своих учениц выворотности ступней ног, высоты полупальцев, силы икроножных мышц.

    В человеческом теле 208 костей, 52 из них, то есть почти четверть составляет ступни. Ступни предназначены для удержания всего тела на любой поверхности, значит должны обладать определенной прочностью, следовательно, растянуть их задача очень непростая. Некоторые специалисты считают, что сделать это практически невозможно, и следует довольствоваться тем, чем наделила природа. Однако специалисты, занимающиеся гимнастикой, считают важным то, как выглядит и насколько подвижна стопа.

    Каждый вид спорта имеет свою специфику и красоту, в художественной гимнастике она особая. Все гимнастки, пытаясь достичь совершенства исполнения, нагружают ступни и ноги чрезмерно. Вертикальная сила тяжести тела человека, приземляющегося после прыжка, увеличивает вес его тела в семь раз. И неудивительно, что треть всех травм в гимнастике связана именно со стопой и лодыжкой. И потому правильное развитие стопы очень важно для нормальной деятельности гимнастки, становления ее мастерства.

    Как считает Т.С. Лисицкая, хореографическая подготовка базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящими перед балеринами и спортсменами [4]. В процессе многолетней тренировки спортсменов поставлены задачи для каждого года обучения, рекомендованы элементы экзерсиса, их сочетания друг с другом, с элементами классического и народного танцев, а также с элементами избранного вида [1].

    Времени на укрепления отдельных мышечных групп практически нет, так как тренерам необходимо уделить внимание основной тренировке. Для решения этой проблемы была попытка включать в уроки хореографии с юными гимнастками упражнений для ступней у станка, кроме того необходимо было включать элементы для подготовки ступней к вращательной нагрузке.

    В результате многолетней работы специалисты пришли к выводу, что количество повторений наиболее эффективных упражнений для ступней ног должна постоянно увеличиваться и не иметь тенденции к снижению даже на этапах спортивного совершенствования и высокого спортивного мастерства. Гимнастки эти упражнения со временем доводят до автоматизма и выполняют их не в количественном исчислении, а временном. Выполняя, например, «battement tendu» по 10 минут. Исполняются эти упражнения поочередно правой и левой ногой, лицом и боком к станку, с опорой и без опоры, на середине.

    По свидетельствам специалистов, ступни становятся сильнее и тверже, а подъем лучше. Упражнения в течение десяти минут обычно достаточны для стопы и лодыжки, но им должны предшествовать упражнения для вращения и выгибания лодыжек и стопы для контроля центра тяжести тела [4].

    Глядя на современную художественную гимнастику, которая очень напоминает балет, мы понимаем, показать высочайший уровень подготовки невозможно без прыжковой подготовки. К тому же прыжковая подготовка не мыслима без отличной подготовки ступней. При недостаточной работе ступни, при плохой работе мышц гимнастка никогда не освоит сложный прыжок или будет выполнят его с ошибкой. Значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, во время прыжка у девочек младшего школьного возраста, вызывает отрицательный результат на стопу, голеностопный сустав, коленный суставы, поэтому с самого начала занятий необходимо заниматься профилактикой травматизма (Шевкова Н.М., 1989).

    В спортивной гимнастике, акробатике, хореография имеет свои отличительные особенности. Та хореография, которая дается гимнасткам «художницам», не подходит для подготовки гимнасток, акробатов и наоборот.

    Вся работа строится на развитие и укрепление мышц ног, укрепление мышц стопы. Упражнения у опоры выбираются несложные, но с большим количеством повторений. Например, батманы (battements), в буквальном переводе означает «биение», и движения ногой выполняются характерно. Battements tendus вырабатывают натянутость ног в колене, силу в голеностопном суставе, пальцах, что и развивает в дальнейшем силу ног так необходимую прыгунам на акробатической дорожке. Battements tendus акробаты прыгуны могут и не выполнять из V (пятой позиции) в V (пятую позицию) поскольку классическое выполнение battements tendus помогает выработать и закрепить классическую выворотность стопы, которая не очень нужна прыгунам на акробатической дорожке, поскольку считается что излишняя выворотность снижает скорость разбега перед выполнением акробатической связки. Сложный экзерсис прыгунам не нужен, но большое количество повторений относительно простых упражнений дает прекрасные результаты. На первый взгляд трудно выявить прямую связь между техническим мастерством акробата и хореографическим исполнением танцевальных pas (па), но сложность, высота и мастерство исполнения прыжков артистами балета, доказывает, что эта связь существует.

    При планировании занятия по хореографии целесообразно использовать различные прыжки, повороты, элементы классического танца и акробатические поддержки. Партерные тренировки также составляют большую долю урока.

    Большую часть внимания, в уроке хореографии нужно уделять акробатическим поддержки, которые пришли в спорт из классического балета и твердо укрепились в спортивной акробатике. В акробатической поддержке, как правило, партнер балансирует партнершей, а она сохраняет фиксированное положение и лишь в некоторых случаях корректирует его. Поддержки могут быть «прямыми» и «обратными», «высокими» и «низкими», «статическими» и «динамическими» [2]. Все эти элементы требуют высокой концентрации внимания партнеров, значительных усилий, и кроме культуры движений необходимо обладать рядом ценнейших качеств, необходимых в акробатике (гибкость, пространственную ориентировку и др.).

    В результате анкетного опроса в СДЮСШОР по художественной гимнастике, ДЮСШ по акробатике г. Луганска было установлено, что тренеры и гимнастки единогласно считают актуальной проблему тренировки стоп и видят целесообразным разработку методики их тренировки.

    Было установлено, что в целях совершенствования работы стоп, тренеры отдают предпочтение упражнениям, направленным на совершенствование гибкости в голеностопных суставах, гибкости в фалангово-плюсневых суставах, силу разгибателей и сгибателей мышц стоп.

    Отмечено, что упражнения, включаемые в хореографию в разных школах города и республики направлены в основном на растяжение голеностопного и фаланго – плюсневого суставов и в меньшей степени на развитие силы разгибателей и сгибателей мышц стоп.

    Опрос так же показал, что определенный интерес представляют результаты анализа причин неэффективной работы стопами, на которые в порядке убывания негативного влияния указали квалифицированные гимнастки и акробаты. Они сошлись во мнении, что основными причинами неэффективной работы стоп является некачественная разминка и отсутствие системного контроля работой стоп. На третье место гимнастки вынесли проблему высокой сложности соревновательных программ, перенасыщенность технически сложными элементами и связанных с ними техническими ошибками. Излишняя масса тела (четвертый ранг), по мнению гимнасток, так же является причиной неэффективной работы стопами.

    Опрос и наблюдения показали, что возрастание подготовленности стоп наблюдалось у гимнасток III и II разрядов. Затем достигнутый уровень реализации функций стоп существенно не изменялся во взаимосвязи с дальнейшим ростом спортивной квалификации. На наш взгляд, это свидетельствует о недостаточном внимании со стороны тренеров и гимнасток к комплексному совершенствованию всех функций стоп, особенно опорной и эстетической функций.


    Литература.

    1. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке. Т1, Ставрополь, 1994, с. 200.

    2. Проблемы юношеского спорта. Сб. работ ун-тов ФК по физическому развитию и физической подготовке под ред. Филина В.П. М., 1963.

    3. Прыжки на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-П68 трампе: типовая программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) / под общ. ред. Н. В. Макарова и Н. Н. Пилюка. - М.: Советский спорт, 2012. - 112 с.

    4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика. Утверждён приказом Минспорта России от 5 февраля 2013 г. № 40


    Попєлухіна Світлана Володимирівна

    викладач кафедри олімпійського та

    професійного спорту,

    Інституту фізичного виховання і спорту,

    ДНУ ВПО ЛНР «Луганський національний

    університет імені Тараса Шевченка»

    brice1995@mail.ru
    Левіна Валерія Костянтинівна

    Тренер – викладач

    ГУ ЛНР " СДЮСШОР з художньої гімнастики

    ОСОБЛИВОСТІ ХОРЕОГРАФІЧНОЇ ПІДГОТОВКИ В СПОРТІ, НА ПРИКЛАДІ СТРИБУНІВ НА АКРОБАТИЧНІЙ ДОРІЖЦІ. СПОРТСМЕНІВ ПАРНО-ГРУПОВИХ ВИДІВ І ГІМНАСТИКИ.
    Анотація. У статті «Особливості хореографічної підготовки в спорті, на прикладі стрибунів на акробатичній доріжці, спортсменів парно-групових видів і гімнастики», С. В. Попелухиной і В. К. Левіної позначена роль, значення та особливості хореографії при підготовці спортсменів, що спеціалізуються в гімнастичних видах спорту.

    Приділяється увага хореографічній підготовці та її адаптації до навчально-тренувальної діяльності в спортивній акробатиці і стрибків на батуті (стрибків на акробатичній доріжці) і гімнастики.

    Ключовi слова. Хореографія, Гімнастика, спортивна акробатика, підтримка в композиційних вправах, стрибки на акробатичній доріжці.
    Popеlukhina Svetlana Vladimirovna

    teacher of the Department of Olympic and

    professional sport,

    Institute of physical education and sports,

    GOU VPO LC "Lugansk national

    University named after Taras Shevchenko»

    brice1995@mail.ru
    Levina Valery K.

    Trainer-teacher

    GU LC "sports school of Olympic reserve in rhythmic gymnastics
    FEATURES CHOREOGRAPHIC TRAINING IN SPORT, FOR EXAMPLE, THE JUMPERS ON THE TUMBLING, SPORTSMEN PAIR-GROUP SPECIES AND GYMNASTICS.
    Annotation. In the article "Characteristics of choreographic training in sport, for example, the jumpers on the acrobatic track of sportsmen pair-group species and gymnastics", S. V. Popelairii and Levina, V. K. the role, value and characteristics of choreography in the preparation of sportsmen, specializing in gymnastic sports.

    Attention is paid to choreographic training and its adaptation to training activities in sports acrobatics and trampoline (jumping on the acrobatic track) and gymnastics.

    Keyword. Choreography, gymnastics, acrobatics, support for composition exercises, jumping on tumble track.


    написать администратору сайта