информационное общество. кирилл. Порэкт по теми информационное общество и эволюции чиловеческих потребностей Заливского кирилла Содержание
Скачать 32.56 Kb.
|
Порэкт по теми информационное общество и эволюции чиловеческих потребностей Заливского кирилла Содержание: 1.Введение 2.Критерии и признаки социального прогресса 3.Направления общественного развития 4.Концепции социального прогресса 5.Движущие силы социального прогресса 6.Заключение Введение Природа и общество всегда были в единстве, в котором они останутся до тех пор, пока существуют Земля и Человек. И в этом взаимодействии природы и общества природная среда как необходимая естественная предпосылка и основа истории человечества в целом никогда не оставалась лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное влияние со стороны общества. Он всегда оказывал и продолжает оказывать значительное влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной жизни, на социальный прогресс в целом, замедляя или ускоряя его, и его роль в разных регионах и в разные исторические эпохи была разные. Итак, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались в основном присвоением готовой продукции, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Впоследствии, с развитием производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась, человек все больше и больше выходил из-под контроля ее стихийных сил. Социальный прогресс имел место в истории только благодаря тому, что экологическая среда постоянно воспроизводилась. И сегодня интересы обеспечения будущего человечества заставляют людей все больше считаться с законами функционирования и развития биосферы. Однако диалектика взаимодействия общества и природы проявляется в том, что не только окружающая среда влияет на общество, но и человек в процессе жизни оставляет неизгладимый отпечаток на природе. В ХХ в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом из-за того, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе Человек- природа и своими непродуманными действиями оказал резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XX в. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменение климата, стихийные бедствия больше влияли на жизнь людей, чем на жизнедеятельность последних на природе. Критерии и признаки социального прогресса Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. При этом социологи выделяют основные формы движения общества и модернизации. Во-первых, давайте рассмотрим суть прогрессивного и регрессивного направлений. Прогресс (от латинского - движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к более высокому, от менее совершенного к более совершенному. Он приводит к положительным изменениям в обществе и проявляется, например: в совершенствовании средств производства и труда; в развитии общественного разделения труда и росте его производительности; в новых достижениях науки; в улучшении жилищных условий людей. Заявлены критерии прогресса: Сложные социальные организации общества (Г. Спенсер), Изменения в системе общественных отношений и типе регулирования общественных отношений (теннис), Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл), Степень господства над обществом стихийных сил природы, выражающаяся в росте производительности труда, степень освобождения людей от ига стихийных сил общественного развития (К. Маркс). Ученые считают, что важным признаком социального прогресса является растущая тенденция к освобождению человека, то есть освобождению: от подавления государством; по велению коллектива; от любой эксплуатации; от изолированности жилого помещения; от опасений за свою безопасность и будущее. Другими словами, это растущая тенденция к расширению и повышению эффективности защиты гражданских прав и свобод людей во всем мире. Прогресс виден в самих человеческих отношениях. Все больше и больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать уровень жизни других людей и уметь искать компромиссы, должны подавлять свою агрессивность, ценить и защищать природу и все, что создали предыдущие поколения. Это обнадеживающие признаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра. Итак, мировой социальный прогресс сегодня включает: Рост благосостояния и социальной защиты людей; Ослабление противостояния между людьми; Стремление людей к миру и сотрудничеству; Утверждение политической демократии; рост нравственности, человечности, духовности людей; Улучшение самих человеческих отношений; усиление раскрепощения человека; Направления общественного развития Сегодня важными направлениями социального развития общества являются: процесс имитации - он делает вид, что общество развивается, но на самом деле стоит на месте или регрессирует инновационный процесс - наука о целенаправленных изменениях (нововведениях) в социальных организациях. Инновации - это сложный процесс создания, распределения и использования сил новых практических средств для удовлетворения потребностей человека, изменяющихся под влиянием развития общества. Суть новаторства. Мероприятия по достижению новых резервов, средств и способов их получения. Преодоление рутинных составляющих традиционных занятий. Задача: это анализ поведения влиятельных людей (формальных и неформальных лидеров) с целью определения их отношения к изменениям в данный момент. Противоречия: между инновационной и традиционной деятельностью. Отношение организации к инновациям: оборонительный активное наступление умеренное наступление Этапы: обнаружение импульса изменения, осознание необходимости перемен, преодоление сопротивления. Жизненный цикл (три этапа): источник, диффузиярутинизация. Природа инноваций: Комплексный (для успеха необходимо проектировать социальные. Организационные и культурные параметры для реализации специальной подготовки кадров на восприимчивость к инновационному развитию и инновационным способностям). Противоречивое Пути: революционный шаг за шагом В-третьих, рассмотрим формы социального развития общества - эволюция, революция, реформы. Эволюционный процесс - система взглядов, которая носит постепенный, объективный характер общественного развития: медленный, гладкий, количественные преобразования объектов, Революционный процесс: относительно быстро, местный, качественные изменения. Реформы - комплекс мер, направленных на преобразование, изменение, реорганизацию любых сторон общественной жизни. Значение эволюционизма: признана объективность разработки, общество со временем меняется, социальные структуры, социальные институты, нормы, ценности последовательно и неуклонно трансформируются Концепции социального прогресса Социология началась с попыток разгадать смысл истории и установить законы социальных изменений. Основатели социологии О. Конт и Дж. Спенсер стремились понять, как и почему меняются общества. Многие современные социологи продолжают интересоваться этими важными вопросами. Основные социологические подходы к изучению социальных изменений можно разделить на четыре большие категории: эволюционный подход, циклический, функциональный и конфликтологический. Эволюционный подход. Большинство социологических теорий 19 века. находились под влиянием концепции социального прогресса и поиска основных законов эволюции. Согласно взглядам таких приверженцев социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической эволюции и приводит к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что изменения неуклонно трансформируют общество от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Он считал борьбу за существование и выживание наиболее приспособленных фундаментальными законами природы и приравнивал эту борьбу к свободной конкуренции. При отсутствии вмешательства извне, особенно со стороны государства, наиболее адаптированные люди и социальные институты выживут и достигнут процветания, в то время как неприспособленные со временем вымрут. Т. Парсонс и Р. Белла считали дифференциацию общества важнейшим критерием его эволюции. По словам Белла: Эволюцию следует определять как процесс увеличения дифференциации и усложнения организации, который обеспечивает организм, социальную систему или любой другой рассматриваемый объект большей способностью адаптироваться к окружающей среде, что в некотором смысле делает их более автономными по отношению к окружающей среде. их окружение, чем у их менее сложных предков. Это не означает, что эволюция неизбежна или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть. Обычно такая дифференциация интерпретируется в более широких эволюционных категориях как прогрессивное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, в котором роли распределяются и предписываются, а разделение труда носит семейный характер. Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации. Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: примитивные общества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнские общества (Израиль и Греция), общества раннего и позднего модерна. Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски также считают, что изменения в социальной организации общества не обязательно приносят человечеству большее счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества в первую очередь зависит от уровня развития технологий и способа экономического производства. Эти изменения впоследствии влияют на другие аспекты общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры. Циклические теории. Эволюционные теории, особенно те, которые придерживаются концепции однонаправленного развития, описывают историю как процесс, разделенный на ступенчатые уровни, характеризующийся определенным направлением. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода - концепции расцвета и неизбежного упадка цивилизаций. Они не стремятся упорядочить общества в определенном порядке в линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходство в стадиях их роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистичного взгляда на человечество, считая, что оно постоянно развивается, а представители теорий циклических изменений являются в определенном смысле пессимистами, поскольку предсказывают смерть человечества. любая цивилизация. Функциональная теория. Концепция системы занимает центральное место в структурной и функциональной модели общества. Система - это серия элементов или компонентов, которые находятся в более или менее стабильной взаимосвязи в течение определенного периода времени. Одна из отличительных черт системы - стремление к равновесию. Несмотря на то, что противоположные силы никогда не бывают равными, конечными или постоянными, система стремится достичь определенного баланса между этими силами. Хотя фактор времени можно ввести в системную модель, американские социологи, придерживающиеся структурно-функционального подхода, подчеркивают доминирующую важность статики над динамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-то происходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональных структур способствует регулярному решению насущных проблем с течением времени. Теория конфликта. Теоретики конфликта считают, что напряженность между конкурирующими группами является основным источником социальных изменений. Наиболее точное определение конфликтологического подхода содержится в трудах К. Маркса, особенно в его концепции диалектики. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который больше находится в стадии становления, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любая экономическая система развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своей глубине внутренние противоречия или слабые места, которые способствуют упадку этой системы. Социолог Ральф Дарендорф утверждает: Любое общество претерпевает изменения в любой момент своего существования. Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты. Любой элемент общества вовлечен в изменение. Любое общество основано на принуждении одних его членов другими. По словам Дарендорфа, эти положения дополняют функциональную модель, которая ставит во главу угла интеграцию и структурные аспекты социальной жизни. Понятие столкновение цивилизаций. Первоначальная концепция была предложена С. Хантингтоном, директором Института стратегических исследований Джона М. Олина при Гарвардском университете, в книге Столкновение цивилизаций и трансформация мирового порядка. Цивилизационная модель Хантингтона отражает назревший конфликт между западным миром и зарождающимися незападными цивилизациями. Основные группировки государств больше не ограничиваются тремя блоками эпохи холодной войны; сейчас мы говорим о семи или восьми основных цивилизациях мира. За пределами Запада, особенно в Восточной Азии, страны наращивают богатство, закладывая основу для увеличения военной мощи и политического влияния. вижущие силы социального прогресса Суть любого процесса действительности - это развитие диалектических систем, образующих этот процесс. Процесс развития человеческого общества - это, прежде всего, развитие диалектической системы общество - природа, развитие которой отражается в прогрессе научно-технического оснащения человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненно важных товаров, в повышении уровня жизни людей, образующих общество, а также в постоянном повышении от поколения к поколению уровня образование - увеличение количества знаний о природе этих людей. Поступательное развитие системы общество - природа - процесс фатальный, хотя эта судьба рождается из вполне естественной, формирующейся внутри общества, силы - стремления каждого человека более полно удовлетворять все свои потребности, в том числе потребности в труде, творчество, знания, в том числе необходимость заботиться о будущих поколениях. Прогресс системы общество - природа определяется прогрессом общественного сознания: постоянное пополнение знаний о природе, накопленных обществом, через познание, открытие индивидуальным сознанием законов развития природы, открытие приемы и методы использования этих законов с целью более полного удовлетворения потребностей человека и общества. Все эти знания накапливаются в виде научных теорий, технологий производства, различных продуктов производства, т.е. в виде продуктов деятельности всех поколений людей, образующих общество, продуктов, прямо или косвенно отражающих уровень и объем знаний о природе. накопленные обществом. Процессу объективизации субъективных знаний предшествует процесс субъективизации объективных знаний - процесс приобретения индивидом части знаний, накопленных обществом, на основе которых индивид может приобретать новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Возможность получения человеком новых знаний по любому вопросу определяется не только его интеллектуальными возможностями, но и владением уже накопленными человечеством знаниями по конкретному вопросу. Поскольку этот процесс, помимо того, что сам является процессом непосредственного развития общественного сознания, также создает основу для дальнейших открытий других людей. И чем шире процесс распространения знаний, т.е. чем больше индивидов вовлечено в развитие общественного сознания, тем выше скорость прогресса системы общество - природа. Деятельность индивидов, в процессе которой обнаруживаются новые знания, их объективация и распространение, в процессе которых происходит развитие системы общество - природа, всегда направлена на удовлетворение их собственных потребностей, даже если это необходимо. забота об удовлетворении потребностей других людей. Следовательно, развитие диалектической системы, лежащей в основе онтогенеза личности, является источником развития общественного сознания, источником прогресса системы общество - природа. Это система потребность - деятельность, диалектическая форма развития, представляющая собой индивидуальное человеческое сознание - физиологический процесс, обеспечивающий приобретение индивидом знаний о действительности и на основе этих знаний организовывающий деятельность индивида. направленный на удовлетворение его потребностей. Человеческое общество в целом, а также отдельные состояния можно представить как диалектическую систему индивид - индивид, различные формы отклонения от состояния равновесия которой образуют все внутрисоциальные (социальные) противоречия. Таким образом, движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и средств ее удовлетворения по желанию людей, которые имеют эту потребность.. заключение Процесс развития человеческого общества - это, прежде всего, развитие диалектической системы общество - природа, развитие которой отражается в прогрессе научно-технического оснащения человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненно важных товаров, в повышении уровня жизни людей, образующих общество, а также в постоянном повышении от поколения к поколению уровня образование - увеличение объема знаний о природе - этих людей, как следствие, которое периодически становится причиной научно-технического прогресса общества. Движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и средств ее удовлетворения по воле людей, которые имеют эту потребность. Не терять, а развиваться, проявляться, отражать бесконечное многообразие мира и при этом сохранять его целостность - в этом смысл существования социального и границы новой специфической меры свободы и ответственности для каждого. человек, люди, общество. |