Политический портрет рублëва. портрет рублëва. Портрет Андрея Рублва
Скачать 19.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева Факультет Иностранных языков Доклад На тему «Портрет Андрея Рублëва» Подготовила: студентка 1-го курса, гр. ДАЯ-13 Кукушкина В. В. Астахань 2023 Оглавление Имя Андрея Рублева символизирует Святую Русь, ее непостижимое мастерство живописи, передающее дух русского народа, его суть и естество. Вглядываясь в образы, созданные кистью великого художника, понимаешь, насколько суетной жизнью мы живем, как все труднее найти современному человеку покой и гармонию с окружающим миром. Его живопись наполняет душу мудростью, чистотой и одухотворенностью, которой нам так не хватает сегодня. Его работы переполняет покой, любовь и благость, они дают надежду на возрождение нравственных сил человека, вселяют уверенность в том, что он готов пожертвовать собой во имя высокой цели. Детство Историки сходятся во мнении, что годом рождения Андрея Рублева можно считать 1360. Место рождения предположительно территория Московского княжеств, хотя из других источников следует, что прославленный иконописец родился в Великом Новгороде. Почти ничего не удается найти о том, кто были его родители, как прошло детство и юность. Из умозаключений искусствоведов и историков следует, что фамилию Рублев он мог унаследовать от родственников – ремесленников. Свое имя художник получил после того, как принял монашеский постриг в Андрониковом мужском монастыре. Как его звали в миру, так и осталось тайной. Зато все исследователи единогласно заявляют, что отца Андрея звали Иваном, потому что на одной из икон его работы тех времен ясно читается подпись – Андрей Иванов сын Рублев. Иконопись Биография Андрея Рублева четко прослеживается с 1405-го года, когда в исторических летописях его имя вспоминается впервые. Там сказано, что прибывшие из Кафы Прохор-старец и Феофан Грек, вместе с чернецом Рублевым, расписали Благовещенский собор Московского кремля. Ему посчастливилось работать с корифеями, потому что с юных лет молодой художник славился своим мастерством владения славянской художественной иконописью. Феофан Грек владел особой манерой письма, которая получила название живописной скорописи. Он умел точно и четко наносить мазки, и его работы отличаются величием, святые, изображенные на иконах и фресках, выглядят сурово и гениально. Рублеву повезло, он смог поучиться у великого мастера. Однако Андрей не стал полностью копировать стиль наставника, он взял из него самое лучшее, дополнил своим видением, и в итоге его святые выглядят не так сурово и драматично, как у Грека. Работы Рублева отличает спокойствие, гармония, ясность. Искусствоведы обращают внимание на его палитру, которая напоминает ясный солнечный день – это сочетание золотистых полей с небесными васильками, алой зорьки и бирюзовой глади реки. К сожалению, роспись стен в Благовещенском соборе не сохранилась, зато в его иконостасе есть семь икон, автором которых считают Рублева. Искусствоведы уверены, что его кисти принадлежат фигуры архангела Михаила и апостола Петра. Его стиль прослеживается в образах мучеников Георгия и Дмитрия, а также в иконах, освещающих главные события в жизни христианской церкви. Рублева считают автором фрески «Преображение», об этом красноречиво говорит палитра цветов, которую использовал великий иконописец. Иисус находится в кругу, а вокруг него, в полукруге художник расположил апостолов. Андрей видел в круге идеальную геометрическую фигуру, в такой манере выполнены его работы последних десятилетий. В самом начале 15-го века Андрей Рублев и его соратник Даниил Черный принялись за роспись Успенского собора близ Звенигорода. По всей видимости, его пригласил князь Юрий Звенигородский, приходившийся крестником Сергию Радонежскому. Сохранившиеся до наших дней фрески явно написаны в стиле Рублева, но это касается исключительно ликов святых Лавра и Флора. Остальные работы выполнены артельными художниками, которые находились под впечатлением от мастерства Рублева. Художник является автором трех фресок «Звенигородского чина». Икона «Спас» воплощает в себе новые традиции, которые пришлись на лучшие годы иконописного искусства. К ранним работам художника можно отнести иллюстрации к «Евангелию Хитрову», где он написал символы евангелистов и их миниатюры. Лучше всего получился евангелист Матфей, и его миниатюра в виде ангела. Снова традиционный круг Рублева, в самом центре которого шагает юноша с крыльями ангела. Икона «Спас» Андрея Рублева Глядя на эту композицию, невольно ловишь себя на мысли, что все когда-то вернется на круги своя. Миниатюры в чем-то напоминают византийские традиции, однако имеют и существенные различия. Лики, написанные Рублевым, несут духовное спокойствие, углубленность в духовный мир и отрешенность от мирской суеты. Чего не скажешь об изображениях, созданных греками. Второй раз имя великого иконописца упоминается в исторических записях 1408 года, из которых следует, что Андрей Рублев и Даниил Черный начали расписывать Владимирскую церковь. Их кисти принадлежит роспись Успенского собора, который построили еще до нашествия монголо-татар. Фрескам с изображением Страшного суда художники отвели западную часть храма и своды. Эта работа Рублева считается самой известной из всех владимирских. Теперь это уже не набор отдельных полотен, а целая картина. Многие исследователи приходят к заключению, что «Владимирскую Богоматерь» написал именно Рублев. Фреска Страшный суд Андрея Рублева Глядя на пророка Даниила и ангела, который указывает на Страшный суд, апостола Петра и шагающих за ним праведников, ангелов, трубящих о спасении души – понимаешь, что таким видел Андрей Рублев Апокалипсис. Он не хотел напугать или навязывать свое мнение, как византийские иконописцы, он просто передавал свое видение Страшного суда, который может быть и милосердным, вселяющим надежду на избавление. К концу 1408-го года Русь подверглась нападению татарского войска, которое вел хан Едигей. Войско прошлось разрушительным маршем по Переславлю, Серпухову, Нижнему Новгороду и Ростову, вплотную приблизилось к Москве. От Троицкого монастыря не осталось ничего, в 1410-м прошлись по Владимиру, полностью разрушив Успенский собор. Моментальный микрозайм на карту – нужен только паспорт На протяжении двух десятков лет имя Рублева не упоминается ни в одном документе. Можно предположить, что Рублева приютил Андроников монастырь. В 1422-м начали восстанавливать Троице-Сергиев монастырь, и именно в это время имя Рублева третий раз всплыло в исторических документах. Усыпальницу Сергия Радонежского когда-то украшал деревянный храм, а когда он сгорел, на его месте возвели каменный. Именно его нужно было расписать, и по приглашению игумена Никона за дело взялся Рублев. В итоге Троицкий собор получил икону, которая, по мнению искусствоведов, стала вершиной мастерства великого художника Андрея Рублева. Она получила название «Троица». Иконописец опять использовал свой любимый круг, но теперь он очерчивается склоненными над чашей фигурами ангелов. В настоящее время исследователи творчества Андрея Рублева уже со 100% уверенностью могут сказать, что это он является автором икон «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», имеющие отношение к «Звенигородскому чину». Сейчас они украшают стены Государственной Третьяковской галереи. А вот остальные фрески и иконы, которые ранее считались «рублевскими», выполнили работники артели или современники великого художника, последователи его стиля. Личная жизнь Еще в юности Рублев принял монашеский постриг, который предусматривает полный отказ от личной жизни – супруги, детей. Всю свою жизнь он положил на алтарь служения Всевышнему, и своим творчеством прославлял его имя. История не сохранила сведений о родственниках Андрея, теперь уже невозможно узнать, был ли он единственным сыном своих родителей, или он выходец из большой семьи. Смерть и память Сердце великого художника остановилось 17 октября 1428 года. Причиной смерти стало заболевание чумой, эпидемия которой как раз бушевала в Москве. Он умер в Андрониковом монастыре, где весной того же года начал писать фрески Спасского собора. К сожалению, четвертая работа мастера до наших дней не сохранилась. Вслед за Андреем умер и его верный друг и соратник Даниил Черный, который трудился рядом с ним. Предания гласят, что перед тем, как умереть, Черный видел во сне Рублева, зовущего его к себе в рай. Андрей показался Даниле очень спокойным и радостным. Местом упокоения Андрея Рублева стала колокольня Спасского собора. Православная церковь канонизировала иконописца в 1988-м, его стали считать святым, и с тех пор 17 июля чтут его память. В 90-е годы прошлого столетия археологам удалось найти мощи возле старого престола Спасского собора. Ученые решили, что они принадлежат Рублеву, но очень скоро выяснилось, что это не соответствует истине. Вызывает спор у историков и дата смерти Рублева. В некоторых источниках значится, что он умер в январе 1430-го. По утверждению архитектора Петра Барановского это случилось 29 января. Он утверждал, что именно эта дата значилась на могильной плите художника, пока ее не потеряли. Память о знаменитом иконописце увековечена в Музее древнерусского искусства, который носит его имя. Основал этот музей архитектор Барановский. |