Главная страница

Доклад. Доклад Григорьева. После реформ в последние десятилетия xvii в сторонники старой веры, спасаясь бегством от репрессивной политики государства, прятались на окраинах империи. И территория донского казачества не стала исключением


Скачать 14.6 Kb.
НазваниеПосле реформ в последние десятилетия xvii в сторонники старой веры, спасаясь бегством от репрессивной политики государства, прятались на окраинах империи. И территория донского казачества не стала исключением
АнкорДоклад
Дата27.11.2022
Размер14.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад Григорьева.docx
ТипДокументы
#815074

Слайд 2.

После реформ в последние десятилетия XVII в. сторонники старой веры, спасаясь бегством от репрессивной политики государства, прятались на окраинах империи. И территория донского казачества не стала исключением. Более того, территория Дона стала одним из ключевых районов страны, куда массово бежали старообрядцы после проведения церковных реформ.

Слайд 3.

Говоря о распространении старообрядчества на территории Дона надо отметить несколько моментов. После подавления Булавинского восстания, когда часть казаков (в том числе старообрядцев) ушли с Дона, казалось, что старообрядческое движение на Дону окончательно подавлено. Однако некоторые источники позволяют предположить, что на Дону география распространения старообрядчества только расширялась.

Слайд 4.

По сути, уже к началу движения Е. Пугачева весь Дон был поражен старообрядчеством. Таким образом, география донского старообрядчества постоянно расширялась.

Отношения старообрядчества и государства в XVIII веке строилось на принципе непризнания и преследования со стороны государственных властей и организации форм протеста со стороны староверов (одной из таких форм было бегство на окраины империи). Российское государство ввело активную борьбу со староверами на Дону в течение всего XVIII века. Политика российского государства (в лице государственных органов власти, церкви (Синода) по отношению к донским старообрядцам в течении XVIII века заключалась в том, чтобы искоренить то влияние, которое оказывало старообрядчество на донское казачество и ликвидировать все поселения и церкви староверов на Дону. Власть видела в приверженцах старой веры прежде всего воров, разбойников и безумцев, которые только тем и занимались, что развращали казаков, отвергали их от истинной веры и призывали к непослушанию царю и власти в целом.

Слайд 5.

Отношение местных властей (в лице атамана и казачьих старшин) к старообрядчеству и его распространению на Донской земле было гораздо сложнее. С одной стороны, мы видим, что многие грамоты и донесения Военной коллегии, касательно борьбы со староверами и их сторонниками, зачастую игнорировались станичными атаманами и старшинами. Более того, некоторые источники прямо указывают на то, что и атаманы Войска Донского нередко укрывали беглых старообрядцев и казаков, принявших старую веру.

Слайд 6.

И третий аспект, который стоит рассмотреть ‒ это образ жизни донских старообрядцев в среде православного казачества.

В отношении казаков, исповедующих старую веру, действовали довольно мягкие наказания. Их практически не наказывали кнутами или лишением жалования. Большинство казаков, попавшихся на несоблюдении церковных обрядов по православному образцу, наказывали ссылкой на покаяние к местному священнику.

Слайд 7.

В мирной жизни казаки, исповедующие старую веру, имели хорошие отношения с православными казаками, однако наотрез отказывались сообщаться с церковниками.

Можно выделить несколько ключевых позиций, связанных с прояснением причин массового распространения старообрядчества на Дону в XVIII веке.

Донская земля в конце XVII века была довольно свободна в плане внутренних распорядков. Российское право практически не было распространено на донских казаков, у которых существовали свои нормы жизни, регулирования различного рода военных, бытовых и экономических условий.

Система управления и власти в донском казачьем обществе не была полностью подчинена системе общегосударственных учреждений. Не смогло государство бороться и с правом казаков не выдавать беглых, бежавших на Дон. Отсутствие реальных механизмов управления Доном российским государством и соответственно невозможность достать отсюда бежавших крестьян и религиозных отступников стало одной из причин бегства сюда большого потока беглых староверов. Бежав на Дон, они находили здесь приют, жилье и возможность заниматься хозяйством и исповедовать свою веру.

Более важным фактором, обусловившим распространение старообрядческих идей среди казаков, была приверженность старой вере самих донских казаков. Религия была для них не только духовной опорой, в которой они черпали сил, но и частью их жизненного мира, частью их культуры и быта. Сама жизнь казака была построена таким образом, что вере в ней уделялось большое внимание. И казаки довольно ревностно соблюдали религиозные традиции своих предков. Вмешательство государства в духовную сферу было неприемлемым для донского казачества, воспринявшего это вмешательство как вторжение в личную жизнь, с чем казаки не могли примириться.


написать администратору сайта