Главная страница

Никулин - История Казахстана. Пособие по истории Казахстана для 11 класса Древняя история делится на три периода Самый продолжительный каменный век сменяется


Скачать 0.96 Mb.
НазваниеПособие по истории Казахстана для 11 класса Древняя история делится на три периода Самый продолжительный каменный век сменяется
Дата27.03.2023
Размер0.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНикулин - История Казахстана.doc
ТипПособие
#1018753
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Центральный Казахстан

В трудах Геродота упоминаются аргиппеи и исседоны. На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». Они играли роль маяка в степи и определяют стороны света. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре (по местности Тасмола в Павлодарской области, где впервые был раскопан курган). В ню имеются два захоронения: в большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. В восточном направлении отходят 2 ответвления из камней - «усов» (от 10 до 30 метров) Археолог К.Л.Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам Курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане.

Северный Казахстан

Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота Древнегреческий историк Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

Восточный Казахстан.

По сообщению Геродота, восточнее аргиппеев жили исседоны и дальше в горах аримаспы, «стерегущие золото». В Восточном Казахстане имеются грандиозные царские курганы, место наибольшего их скопления - Шиликтинская долина где обнаружен 51 курган. В 1960 году был исследован самый большой из них - «Золотой курган», возведенный в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят - «царские». Самое древнее на земле Казахстана царское погребение VIII века до н.э., находится в кургане Шиликтинском №1. Он был открыт профессором А.Т.Толеубаевым. Эта археологическая сенсация была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана. Его захоронили в одежде, украшенной 4325 пластинами из золота в виде фигурок зверей. Самая интересная находка - пятиугольная золотая звезда с лучами из лазурита - символ власти. В Шиликтинском кургане № 5 было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы. Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил название берельского периода. Название связано с Берельским могильником в Катон-Карагайском районе из 40 курганов. В Большом Берельском кургае кроме захоронения человека, найдены останки 16 лошадей. В малых курганах Береля найдены захоронения людей в деревянных саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры - большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом.

Антропологический облик древних людей

Историческая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе. В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие к европеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М.Герасимов сделал реконструкцию внешнего вида андроновцев. Саки были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Внешний облик сарматов в Западном Казахстан сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М.Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать монголоидные черты, причем у сакских женщин они были более заметны, чем у мужчин. В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты.
СРЕДНИЕ ВЕКА

Средними веками называют период с VI века до конца XVII века. История Казахстана средних веков делится на три периода. Первый - VI-IX вв., второй - X-XIV вв., третий - XV-XVIII вв.

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА (VI-IX ВВ.)

Тюркский каганат (553-603 гг.)

На территории от Алтая до Каспийского моря возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат. Население составляли тюркокоязычные племена теле (общее название тюркских племен), в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны. Судя по китайским летописям, от «теле» произошло название «тюрк». Первое упоминание этнонима «тюрк» - в 542 г. в китайских источниках. Основатель тюркского каганата - Бумыньчсаган. Тюрки зависели от Жужанского каганата и платили дань железом. Заключив союз с китайцами, в 552 году Бумынь разгромил жужаней (авар). Бумыню был присвоен титул «елхан» — «всенародный хан». При тюркском кагане Мукане в 553 году жужани потерпели сокрушительное поражение, тюрки стал единоличными властителями восточной части Великой степи. Правители Северного Китая платили дань кагану Мукану, ежегодно 100 тюков шелковой ткани. Это свидетельствует о политическое влиянии Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы. Покорив соседние племена на востоке, тюрки начали завоевательные походы на запад. Младший брат Бумыня Иштеми возглавил поход 10 тюркских туменов на запад Великой степи, покорил согдийцев. К 555 году тюрки захватили земли до Аральского моря. Только эфталиты в Средней Азии оказали упорное сопротивление, они были покорены лишь в 563-567 годах. В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Тюркский каганат достиг господства во второй половине VI века на огромной территории Азиатского континента и стал в ряд таких государств, как Китай, Иран и Византия. В 568 г. Тюркский каганат и Византия заключили союз против Ирана (Персии). Основным видом хозяйства было полукочевое и кочевое скотоводство. историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения о городские поселениях. В Жетысу и Южном Казахстане найдены остатки постоянных жилищ. Особенно много зимовок - кентов обнаружено близ города Тараз. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что связано с культом огня, с VIII века - хоронили. Византийского посла Земарха, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что доказывает культ огня. Тюркский каганат не был централизованным государством. Борьба за власть и восстания покоренных народов ослабляли его. В 581 году начались междоусобные войны, Китай совершал походы против тюрков. Тюркский каганат распался на отдельные улусы владения. В 603 году он разделился на две части - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты.

Западнотюркский каганат (603-704 гг.)

Западнотюркский каганат занимал территорию от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги на северо-западе, от Иртыша до Амударьи. Столицей каганата и зимней ставкой кагана был город Суяб на реке Чу, летней ставкой - Мынбулак в Жамбылской области. Этнопо логический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун». состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Первым правителем был Тардуш (Даго). Он напал на племена теле на Алтае подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления кагане Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.). Шегу расширил границы каганата на востоке до Алтая, на западе - до Памира. Тон реформировал систему правления, назначал из числа местных жителей сборщиков налогов в должности «селиф». Каган Тон важную роль во внешней политике отводил отношениям с Ираном и Византией. При столкновений между ними каган принимал сторону Византии. В 627 году он направил свои войска в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западнотюркского каганата. В 630 году племена каганата начали борьбу за господствующее положение. В 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провоз­глашен каганом. Он ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении имелось десять туменов (10 тысяч воинов). Слово «будун» означает «страна, народ». В Илийской и Чуйской долинах борьба за власть между племенами дулу и нушеби длилась с 640 по 657 гг. Воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 году китайские войска вторглись в Семиречье. Каган Ешбар погиб, каганат потерял независимость. Лишь в конце VII - начале VIII веков вождь тюргешей Ушлик совершил удачные походы против Танской империи. Эти победы закрепили господствующую роль тюргешей. В результате войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления Кутлука Елтериса и Капагана каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Бильге-каган и Культегин укрепили государство, заключили с соседями важные мирные договоры. Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков, подвиги Бильге-кагана и Культегина. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. В 744 году образовался Уйгурский каганат (744-840 гг.). Система правления носила патриархально-феодальный характер. Верховная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Знать из рода кагана носила титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли кара будун - чернь. Повинность «кровного долга» - обязательная военная служба. Покоренные племена платили дань продуктами питания и пушниной. Подчиненное, вассальное оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками называли таты. Существовали рабы из числа военнопленных. Главным видом хозяйства было скотоводство. На юге Казахстана бурно развивались города Испиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык. Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. В начале VII века тюрки массою стали переходить к оседлости. Росту городов способствовали отношения с Ираном и Византией. В Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в международную торговлю. Китайский путешественник, монах Сюань Цзянь свидетельствует, что в начале VII века в ставке кагана представители знати носили одежды из шелка.
Тюргешский каганат (704-756 гг.)

В 704 году племена тюргешей создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата - Жетысу. Административным центром был город Суяб. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. С VI века тюргеши населяли Чу-Илийское междуречье. Основатель тюргешской династии Ушлик-кагш разделил племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в Суябе, а ставка Малой орды - в городе Кунгит на берегу реки Или. Тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара), велась постоянная борьба за власть. Каганат был разделен на 20 владений, каждое из которых выставляло 7000 воинов. После смерти Угилыка в 706 году в борьбе за власть с восточнотюркским каганом. Капаганом к власти пришел каган Сулу (715-738 гг.). каганат стал усиливаться, в междоусобной борьбе победу одержали черные тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). Кагану Сулу пришлось вести борьбу на трех направлениях. На западе - арабы, с востока-Китай, и Восточнотюркскии каганат. Сулу в 717 году посетил Тайскую империю, женил своего сына на дочери восточно-тюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над арабами. Кагана Сулу арабы называли «бодающимся», или «рогатым», почти во всех сражениях он принимал участие и часто одерживал победу. Полководец Кули Шор в 720-721 годах изгнал арабов с территории Согдианы. После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Kyrmuap. Из-за двадцатилетней борьбы между желтыми и черными тюргешами каганат ослаб В 748 году китайцы захватили город Суяб и Шаш (Ташкент). Сын эмира Шаша запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. В 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть, междоусобная борьба усилилась. Вожди карлукских племен в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть. Хозяйство тюргешей было основано на кочевом и полукочевом скотоводству. Пастбищными лугами и водными источниками владели представители знати. Заметно развитие получила торговля, через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Тюргешские монеты чеканились в 704-766 годах в Таразе. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках. Ученый востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось. Согдийцы - это ираноязычная народность Средней Азии и Южного Казахстана. В V-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата Китайский путешественник Сюань Цзянь. посетивший в начале VII века Жетысу, писал, что половина жителей Согда занимается земледелием, другая - торговлей. Переселение согдийцев оставило заметны след в истории развития земледельческой и городской культуры Жетысу.

Карлукский каганат (756-940 гг.)

Сведения о кар луках встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. А китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из тюркоязычных племен, в состав которого входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками. Тюркский историк аль-Марвази (XII в.) насчитывает в составе карлукского племенного союза 9 племен. Основные места расселения карлуков - предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Письмена Культегина свидетельствуют о вхождении карлуков в состав Восточнотюркского каганата. Одной из причин переселения в Жетысу явилось поражение от Уйгурского каганата. Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году создали свое государство. Столицей был город Суяб. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию. расширив свои границы на восток. В начале IX века карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата Борьба длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После победы Бильге Кул Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом. С целью распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб и Тараз, где была построена мечеть. Каган Огулшак временно перебрался в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун. Руководили борьбой с Саманидами сыновья кагана Бильге Кул Кадыр-хана - Базар Арслан и Огулшак. Сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Воспользовавшись тяжелым положе­нием в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана Сагпук Богра-хан.В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое при­нятие кар луками ислама Богра-хан является основателем государства Караханидов. Существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался. Неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что в стране карлуков имеется 25 городов и множество поселений. Среди них Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан, Талгар. Арабский автор аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия». Большое влияние на материальную культуру карлуков оказал Великий Шелковый путь, пролегавший через территорию каганата У карлуков широко была распространена традиция устанавливать каменные изваяния - балбалы на могилах предков. Найденные на Орхоне и Енисее, а также на берегах рек Талас и Чу древние тюркские письмена, важнейшими из которых являются «Наставления кагана Бумыня» Иолыг-тегина «Письмена Культегина» и «Тоньюкок», свидетельствуют, что в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности - карлукский. А временем появления и начала распространения древней тюркской письменности является V в. до н.э., что подтверждается чашей с надписью из Иссыкского кургана. Письмена Иолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (КОНЕЦ IX - НАЧАЛО XI вв.)

В среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей был город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи. В VII веке огузские племена входили в состав Тюркского каганата. В середине VIII века развернулась борьба за тюргешское наследство между карлуками и огузами, в результате огузы были вытеснены из Семиречья. После создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион. Огузы встретили ожесточенное сопротивление племен канглы и печенегов. Потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад. В состав огузов входили индоевропейские и финно-угорские племена, перенявшие тюркскую культуру и язык. Махмуд Кашгариписал, что огузы первоначально состояли из 24 племен,  аль-Марвази упоминает, что количество племен снизилось до 12. Верховных правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. В основе избрания джабгу была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались наставники - атабеки. Жены джабгу принимали участие в управлении государством, носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. Важную роль играли начальники - сюбаши. У Джабгу были и советники - коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати - канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (ХШ в.). Огузы делились на три основные группы племен: бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уруги - родовые и семейные кланы. Джабгу делил свои владения на 12 аймаков. Огузское государство подчинило печенегов между Волгой и Уралом. В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, разгромлен Хазарский каганат. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами совершил поход против волжских булгар в Поволжье. Во внешней политике огузские правители преследовали две цели: захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье. Мангистау и Устюрт. Многолетние войны, возрастающие налоги вызывали недовольство огузских племен в период правления хана Али в конце X - начале XI вв. Огузский город Дженд захватил сельджуки. Расцвет Огузского государства начался в период правления Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. После гибели Шахмалика под Хорезмом, начались распри в борьбе за власть. Огузское государство пало под ударами кыпчаков. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века. Огузское государство перестало существовать. Огузы занимались полукочевым и полуоседлым скотоводством. Ибн Хаукаль писал о разведении огузами каракульских овец. Животноводческая продукция использовалась для торговли со Средней Азией и Китаем. Махмуд Кашгари писал о городах Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи.

Кимакский каганат (конец IX - начало XI вв.)

По китайским летописям, племена кимаков проживали в начале VII века в севере западной Монголии. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству Сыма Цяня, среди кимаков жили и кыпчаки. Персидский историк XI века Гардизиписал, что в состав кимакского союза входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны был кимаки и кыпчаки. Во второй половине VIII -начале IX кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составила объединение кимакских племен. В конце IX века был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь. Вся полнота власти находилась в руках кагана. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Наследственный характер носили и титулы представителей знати. Владения всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству. На две ступени ниже кагана был титул джабгу. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди группы племен. Вождь племени имел титул шал-тутик. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен. Второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать Караханиды. В XI веке набеги участились. Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Кимаки были скотоводами. По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Ювелирные женские украшения кимаков очень искусно выполнены, подобные им не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. У кимаков бытовали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам. В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. О наличии у кимаков письменности свидетельствует арабский путешественник Абу Дулаф (X в.). Бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями относятся к IX-X векам.

ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.)

Государство Караханидов (942-1212 гг.)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта