Главная страница
Навигация по странице:

  • В живописи

  • В архитектуре

  • В музыке

  • В исторической науке

  • В физике

  • В биологии

  • В психологии

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Философия. Куликовская Н.А. 101М Реферат. Постмодернизм в философии и культуре


    Скачать 57.99 Kb.
    НазваниеПостмодернизм в философии и культуре
    АнкорФилософия
    Дата01.04.2023
    Размер57.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКуликовская Н.А. 101М Реферат.docx
    ТипРеферат
    #1030128

    государственное образовательное учреждение

    ПГУ им. Т.Г. Шевченко

    Экономический факультет
    кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

    РЕФЕРАТ

    На тему: «Постмодернизм в философии и культуре»

    Выполнила:

    студентка экономического

    факультета, I курса д/о

    специальность «Бухгалтерский учет,

    анализ и аудит в отраслях экономики» группы 101-М

    Куликовская Наталья Анатольевна
    Проверил:

    Старший преподаватель

    Коробцова Анастасия Юрьевна

    Тирасполь, 2021
    СОДЕРЖАНИЕ

    СОДЕРЖАНИЕ 2



    ВВЕДЕНИЕ

    Объектом исследование данной темы является Постмодернизм в философии и культуре. Основная проблема состоит в отсутствии более-менее четкого представления о сущности постмодернизма, о том, что скрывается за этим броским и чем-то завораживающим словом, которое так часто можно услышать по телевидению и в кино, столкнуться с ним в журналах и художественной литературе.

    Подавляющему большинству употребляющих этот термин, вряд ли удастся толком разъяснить его смысл, но, при этом, каждый старается наделить его любым удобным для себя значением. А между тем, проблема постмодернизма сегодня является одной из самых обсуждаемых в научных кругах уже на протяжении, по крайней мере, двух десятилетий, поэтому крайне важно уяснить его сущностные характеристики, время возникновения и роль в формировании современной культуры.

    Термин «постмодернизм» в одинаковой степени используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века. Среди наиболее ярких фигур, благородя которым постмодернизм в философии получил свое оформление, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Сам термин за явлением закрепился благодаря работам французского философа Жан-Франсуа Лиотара («La condition postmodern», 1979), который впервые ввел определение этому понятию в конце семидесятых годов.

    В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа (средств массовой коммуникации и информации), основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными.

    В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней - мода и реклама. Некоторые западные авторы считают моду определяющим ядром не только культуры, но и всей постмодерной жизни. Она действительно в значительной мере выполняет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффективности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Эта ее особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает ее все более неустойчивой, неуловимой и эфемерной. Во многом поэтому французский социолог Ж. Липовецкий называет постмодерн "эрой пустоты" и "империей эфемерного".


    1. Возникновение и становление постмодернизма в культуре

    Постмодернизм (или «постмодерн») – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Сам термин буквально означает то, что после «модерна», или современности и используется для обозначения состояния и философии, и культуры западного мира второй половины 20 века.

    Среди наиболее ярких фигур, благородя которым постмодернизм в философии получил свое оформление, можно назвать Жака Лакана, Жиля Делеза, Исака Дерриду, Мишеля Фуко и других. В ряду теоретиков называют имена Ницше, Шопенгауэра и Хайдеггера. Однако благодаря работам французского философа Жан-Франсуа Лиотара термин закрепился за ним(«La condition postmodern», 1979) и впервые был введен в конце семидесятых годов.

    Прежде всего, постмодернизм является культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Впоследствии чего общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, как было выше описано, но и постмодерным, современным. По мнению многих философов постмодернизм наиболее ярко проявил себя в искусстве, однако в рамках данной работы речь будет идти о культуре и философии.

    Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Паннвиц в работе «Кризис европейской культуры», в которой было упомянуто о новом человеке, призванном преодолеть упадок. С его точки зрения постмодерн рассматривался как способ выхода европейской культуры из глубокого кризиса, куда ее завел модернизм, пораженный язвами нигилизма и декаденса. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека». 1

    Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, использует испанский критик Ф.де Онис2 , где постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первым этапом модернизма (1896-1905) и вторым, более сильным этапом - этапом «ультрамодернизма» (1914-1932).

    Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда английского историка А. Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

    Однако все три упомянутых случая не имеют прямого отношения к современному смыслу термина «постмодернизм».

    По его мнению немецкого философа Вельш В. американский литературовед М. Хау стал тем, кто первым начал использовать термин «постмодерн» в его современном значении. Именно М. Хау начал дискуссию о постмодерне, которая продолжается и по сей день.

    К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. Однако окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена произошло в 70-е гг. Спустя 10 лет постмодернизм получил свое распространение по всему миру. Ко всему прочему он становится неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных - иными словами, интеллектуальной модой.

    То есть, если раньше обязательным условием являлось быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. Спустя определенное время ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

    Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние и умонастроение, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. В этом смысле термин проходит через многие исторические эпохи, именно поэтому не стоит его выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. В частности, такого мнения придерживается итальянский писатель-постмодернист У. Эко. Аналогичного мнения и у Лиотара, который полагал, что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Однако по мнению канадских политологов А. Кроукер и Д. Кук постмодернистом считают Августина Блаженного[1] .

    Однако есть и те, кто определяет постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. К числу таковых относятся X. Кюнг и В. Вельш и др.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что постмодернизм, действительно, является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха станет, видимо, переходной. Именно поэтому постмодернизм и по сей день не дает о себе забыть.

    1. Философские истоки постмодернизма

    Прежде чем окунуться в истоки философского постмодернизма, рассмотрим его в различных областях науки и культуры, являющимися основополагающими для формирования «ситуации» постмодернизма, несмотря на некоторую удаленность областей друг от друга во времени,

    Начало современному типу мировосприятия положили:

    1. В живописи:

    • импрессионизм - ввел язык красок, размытость форм;

    • абстракционизм - поставил во главу угла предмет, как самоценное произведение искусства; «Черный квадрат» Малевича, как начало и конец живописи);

    • модерн - это эклектика, начало цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между искусством и жизнью;

    1. В архитектуре - модерн, конструктивизм - от концепции дома Ле Корбюзье, способного изменить сознание человека, до современных футуристических проектов четырехмерных городов будущего;

    2. В музыке:

    • Вагнер - как «конец музыки»;

    • джаз – словно свободное творчество, импровизация, начало цитирования в музыке;

    • цепочка - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк- в сравнении с анархией, высшим выражением свободы в музыке;

    • поп-музыка и массовая культура.

    1. В исторической науке - концепция локальных цивилизаций Шпенглера, в ее основу заложено осознание конечности цивилизации и культуры, «эйкуменизм» Тойнби.

    2. В физике - как науке о первооснове всего сущего:

    • теория относительности Эйнштейна;

    • квантовая механика Нильса Бора (логическим завершением прорыва в познании материи стал Манхэттенский проект и двести пятнадцать тысяч жертв Хиросимы и Нагасаки).

    1. В биологии - «Происхождение видов» Дарвина:

    • дарвинизм - концепция человека, как мыслящего животного;

    • социал-дарвинизм- как перенос законов живой природы с ее «борьбой за существование» на человеческое общество.

    1. В психологии Фрейд (либидо) и Юнг (архетип).

    2. В философии - Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер с одной стороны, и Маркс, с другой, - по сути явления одного порядка, отражающие общий кризис гуманистической философии Нового времени.

    Среди основных положений философии модерна отметим следующие:

    1. Вера в мощь человеческого разума, утверждение рационализма как способа познания и основы организации общественной жизни. Вера в то, что бытие во всех его проявлениях проницаемо для мысли и укладывается в систему, обозначаемую логическими категориями и понятиями.

    2. Развитие объективной науки и объективного знания. Стремление к однозначным ответам на любой вопрос. Единообразие и унификация в методах научного познания. Стремление к организации научного знания и общественной жизни из одного центра.

    3. Попытка освобождения философии, науки и культуры от иррациональности - мифологии, религии, предрассудков.

    4. Утверждение идеи прогресса в познании и в различных областях общественной жизни.

    5. Стремление к системной организации и к централизму в социальной, экономической и политической жизни общества.

    6. Провозглашение универсальных норм морали и права и стремление к выработке общих критериев и эстетических норм в искусстве.

    В общем и целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человечества. Ее представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установление на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма.

    Как упоминалось выше, в ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типу философствования, первыми называются имена Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггера.

    «Теоретик вселенского пессимизма» Шопенгауэр исходил из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъектом и объектом выступают соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает как безосновная «воля», обнаруживающая и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека, разум - лишь инструмент этой «воли». В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека. Всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех». Государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Шопенгауэр говорит о стадном человеке, как о массовом продукте производства природы.

    Образ мыслей Ницше ставится в противовес мнению Шопенгауэра: для У Шопенгауэра в основе всего лежит «воля к жизни», однако для Ницше - «воля к власти».

    В лице Ницше постмодернистская философия находит мыслителя, который попытается постигнуть истоки кризиса ренессансного гуманизма в иудео-христианской традиции, положившей начало тотальной рационализации и морализации универсума. Сам пример «танца на руинах» опровергаемых, незыблемых основных положений классической философии, привлекает в философии Ницше современных постмодернистов. Он противопоставляет максимально приближенного к природе идеального «сверхчеловека», преодолевшего условности европейской культуры, слабовольным массам людей, которых тот должен вести за собой.

    Мартин Хайдеггер, один из основоположников немецкого экзистенциализма, развил учение о бытии - «фундаментальная онтология», в основу которого ставил противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности. С его точки зрения постижение смысла бытия связано с осознанием бренности человеческого существования. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше («воля к власти» и др.), Хайдеггер исследует явление «нигилизма» как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете, к опустошению земли, по плоскости которой активно движется «работающий зверь» - забывший свою истину человек.

    1. Ситуация постмодерна в современной культуре

    Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу шестидесятых годов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций в философии Нового времени. Европейская философия Нового времени является наследницей ренессансного гуманизма с присущей ему идеей самоценности личности и верой в безграничные возможности человеческого разума, способного проникнуть во все тайны мироздания и построить царство гармонии в мире человека. Глобальный историзм, приведший к появлению универсальных схем социального развития и вытекающими из них утопическими идеалами будущего, является одной из основ новоевропейской культурфилософии.

    Обычно выделяют два этапа постмодерна. Первый этап – связан с развитием базовых идей постмодернистской философии на основе реинтерпретации концепций постструктурализма и постфрейдизма: идеи Ж. Лакана о воображаемом и символическом; теория деконструкции Ж. Деррида и ее применение в эстетике; концепция «ризомы» Ж. Делеза и Ф. Гваттари; концепция «симулякра» Ж. Бодрийара и др.

    Второй этап – развитие философии постмодернизма в собственном смысле слова. Хотя следует оговориться насчет того, что в современной культуре постмодернизм присутствует не столько в форме завершенной эстетической концепции или сложившегося философского направления, сколько как интегральная фиксация постнеклассических тенденций в духовной жизни западной цивилизации конца ХХ века. К наиболее известным представителям постмодернистской философии обычно относят следующих авторов: Ж. Бодрийар, Ж. Деррида, и др.

    Следуя известному теоретику постмодернизма И. Хассану, можно выделить некоторые типичные для большинства авторов идеи и философско-методологические ориентации. К ним относятся:

    1. Установка на анализ и осмысление маргинального материала культуры в формах не монологического мышления, а «диалогического воображения».

    2. Принципиальный фрагментаризм философского анализа, который имманентно связан с недоверием к любому «тотализирующему синтезу»; склонность к методам «коллажа», «вырезок» и «врезок», парадоксам и мозаичности мышления.

    3. Утверждения идеи «смерти автора», означающее, что отвергаются все каноны и авторитеты, а также отрицается сама возможность интеллектуальной власти над читателем.

    4. Возвещение о «смерти субъекта», который уже не трактуется как основополагающий принцип философствования и своеобразный центр мысли и переживания.

    5. Принципиальное сомнение в гносеологических презумпциях реализма, предполагающее, что далеко не все может быть «показано», «изображено», «иконизировано».

    6. Утверждение «иронии» как одной из важнейших установок мыслительного творчества, предполагающей использование языковой игры, аллегорий, парадоксальных суждений и т.д.

    7. «Гибридизация» и смешение различных жанров и форм творческой деятельности, растворение философского мышления в стихии художественно-литературных дискурсов.

    В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения. Другой стороной изменения статуса культуры является то, что современный художник фактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более или менее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленного человечеством культурного опыта, никогда не будет первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит как совокупность цитат. Признавая эту конечность, освоенность культурного пространства, постмодернизм сознательно переориентирует современного художника с творчества, как создания оригинального произведения, на компиляцию и цитирование. Подобное мы можем наблюдать в период поздней Римской империи, когда родился и приобрел популярность жанр центона, как произведения собранного из фрагментов другого, обычно классического текста.

    В наше время все большую популярность приобретает цитирование элементов произведений классической музыки в рок-композициях, переосмысление классики и исполнение ее современными электронными музыкальными инструментами. Примером может служить популярность Ванессы Мэй. Апофеозом дегуманизации современного общества является марксистская философия диалектического и исторического материализма, политическая экономия Маркса. Как ответ на социальную утопичность мироощущения нововременного человека, порожденную марксизмом, ХХ век породил особый литературно-философский жанр - антиутопию.

    Начиная от Замятина и Оруэлла и заканчивая современным «киберпанком», писатели-антиутописты отражают апкалиптичность, характерную для сознания современного человека, прошедшего через две мировые войны, познавшем на себе утопический «рай» тоталитарных режимов и ужас близости ядерной катастрофы. К концу века как никогда ранее стало очевидно, что для решения проблем планетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческим ценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни (сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мировую культуру), можно спасти цивилизацию от угрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо коренным образом изменить не только общественное мнение, но и всю систему мировоззрения современного человека, схему мироустройства. Первыми совершить этот гигантский скачок в сознании попытались хиппи и другие молодежные субкультуры второй половины ХХ века.

    Проблематика постмодернистской философии весьма разнородна. Вместе с тем с определенной долей условности в ней можно выделить несколько доминирующих тем. Первая из них – эклектическая. Поскольку познание не ставит перед собой задачу достижения истины, а лишь интерпретирует конкретную, частную ситуацию, постольку допустимо использование различных познавательных средств и самых экзотических их комбинаций, «культурных коллажей».

    Вторая тема – прагматическая. Суть ее состоит в том, что постмодернизм в целом разделяет инструментальную установку познания, согласно которой оценка идеи или интеллектуальной новации осуществляется не на основе истинностной ее интерпретации, а в соответствии с критериями успеха и достижения задуманного. Третья тема – агностическая. Она выражается в принципиальной констатации истины как сугубо лингвистического феномена. Ни одно значение, говорит Ж. Деррида, не существует вне языка. Знание распадается на вербальные конструкции, используемые различными субъектами, которые преследуют свои познавательные и социокультурные цели. Эти конструкции можно только интерпретировать, но не оценивать по неким всеобщим и универсальным стандартам. Познание, таким образом, превращается в «гибкие сети языковых игр». Четвертая тема – анархо-демократическая. Постмодернизм отвергает любые метанарративы еще и потому, что они – есть проявление власти над индивидом, они унифицируют, упорядочивают, подавляют и ограничивают. Поэтому, необходимо выступать против них, поддерживать любую «инаковость», многообразие, различие, плюрализм. Отсюда, эпатажные версии демократии, выражающейся в солидарности с любыми формами оппозиции привычному и традиционному (движения феминизма, нетрадиционные ориентации в отношении полов, рас, профессиональных групп и т.д.). Принципиальный плюрализм, горизонтальные связи между индивидами и в противовес вертикальным, сотрудничество и координация, но не власть и принуждение – таковы социальные лозунги постмодернизма.


    1. Постмодернизм как показатель Российской культурной атмосфере

    Постмодернизм в России обусловлен особыми трудностями, с которыми встретилось российское общество на этапе перехода к информационной цивилизации. Следует заметить, что для России, в отличие от европейских и иных стран, постмодернизм стал направлением в философии, литературе и искусстве, а также и деструктуризацией в экономическом, политическом, технократическом плане, чему поспособствовало найти отражение и в повседневной жизни российского социума.

    В социальном плане постмодернизм в России проявился наиболее ярко: это объясняется тем, что идеологическим установкам недавнего прошлого настал крах, произошел уход от социальной регуляции и контроля, были отменены запреты на собственный вкус, появились возможности личностного выбора жизненной позиции.

    Острота и глубина всего этого обусловила те дистинктивные характеристики отечественного постмодерна, которые отличают его от зарубежного аналога - это безусловная политизированность всех общественных и культурных событий, тотальный плюрализм, эклетика, отражающая реальную дискретность общественной жизни страны переходного периода.

    Российский постмодерн подарил отечественной и мировой культуре новые имена и яркие произведения, обозначил множество проблем и тем для дискуссий в искусстве, предложил новый подход в поисках смыслов и принципов грядущей культуры, способствовал выработке нового целостного, полифонического и плюралистического воззрения на мир. Можно относиться к этому социокультурному явлению по-разному, но нельзя его не принимать, или же отрицать его существование и недооценивать оказанное влияние на отечественную культуру.

    Постмодерн в России, по мнению автора, это мировоззрение, концепция творчества и стиль жизни.

    Спецификой российского постмодернизма обусловлена неопределенностью его статуса в отечественной науке, в частности в культурологии, зависимостью его толкования от личных пристрастий ученых-исследователей, часто негативных, тогда как еще недостаточно изучены сущность, детерминанты, закономерности, динамика и тенденции развития постмодернизма как явления российской культуры.

    Конкретизированный нами культурологический подход к структурно-понятийной стороне изучаемого явления российской культуры отличается от традиционного критического подхода, что также было побудительной причиной предпринятого исследования. Степень научной разработанности проблемы.

    Научные исследования в области постмодернистской проблематики в России неизбежно приобретают вторичный характер, так как феномен постмодернизма все же «иностранного» происхождения.

    В России изучение постмодернизма шло двумя путями:

    • публикация переводных статей западных авторов и рефлексия отечественных авторов на это западное явление;

    • ретроспективное осмысление отдельных историко-культурных моментов в отечественной культуре и некоторых художественных произведений, которые сочли возможным назвать «постмодернистскими».

    Таким образом, во многом широкому распространению постмодернистских идей мы обязаны деятельности переводчиков, они же философы, искусствоведы, культурологи, литературоведы. К ним относятся В.В. Бибихин, В.Я. Ивбулис, Н. Б. Маньковская, В.М. Дианова, И.П. Ильин, А.А. Костикова, В.В. Халипов, А.Е. Чучин-Русов, А.К. Якимович и др.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Главными историческими событиями, с которыми следует считать начало становления постмодерной культуры – это изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, которые в общем виде можно охарактеризовать как начало перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу. Именно в это время начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые в дальнейшем составят базис культуры постмодерна.

    Наступление постмодерна неразрывно связано со становлением постиндустриального или информационного общества, основу теории которого положили в 60-70-х годах ранее упомянутые Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др

    Исходя из вышеизложенного, можно с легкостью сделать вывод, что постмодернизм является самоценным сегментом культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI в., поскольку он обладает уникальной спецификой, обусловленной различными факторами развития - общественно-политическими, экономическими, психологическими социокультурными.

    Изучение социокультурного опыта постмодерна в культурном пространстве открывает новые горизонты познания, новые, нетривиальные ассоциации. А это и новые возможности созерцания и практики.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(29)/2002.

    2. Новая научно-техническая революция и современный мир. Век глобализации. Выпуск №2(4)/2009.

    3. Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. М., 1995

    4. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.

    5.  Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. - Тверь: Издательство ЛЕАН, 1997. - 288 с.

    6. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. М., 1995, №10. С. 87.

    7. Козловский П. Культура постмодернизма. М., 1997.

    8. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.


    написать администратору сайта