самостоятельная. А.И.Солженицын. Повесть А. И. Солженицына Один день Ивана Денисовича
Скачать 19.71 Kb.
|
Повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1950-1961) Повесть была задумана автором во время его нахождения в ссылке в Особом лагере, само же произведение появилось только через девять лет. Как утверждал Александр Исаевич, достаточно было описать лишь один день от подъёма до отбоя, чтобы читатель смог понять всю историю и суть лагеря. Иван Денисович – крестьянин, который в свои 40 лет понял, что выжить в этом страшном месте будет возможно, только избавившись от идеологических иллюзий. Именно общечеловеческие ценности помогают выстоять ему в этом закрытом пространстве. Образ главного героя был создан на основе жизни двух реальных людей. Первым прототипом стал Иван Шухов, который во время военных действий служил в подчинении Солженицына в артиллерийской батарее. В отличие от персонажа его прототип никогда не отбывал наказания. От немолодого бойца автор взял для героя внешние черты и фамилию. Вторым прототипом стал сам Солженицын, который провёл несколько лет в лагере, работая там каменщиком. Наблюдая каждый день за сотнями сломанных человеческих судеб, он смог собрать большой материал для создания образа Ивана Шухова. Почти все герои произведения имеют своих прототипов, которые были выбраны с лагерного окружения автора. Вместе с Солженицыным сидел капитан Б.В. Бурковский, в своё время он заведовал одним из филиалов морского музея, принимал участие в военных действиях в Испании. Прослужив почти двадцать лет на «Авроре», Борис Васильевич писал книгу о крейсере, пытаясь разыскать членов экипажа. Именно такой человек стал прототипом для создания образа кавторанга Буйновского. Как утверждают некоторые литературоведы, прообразом этого героя был не один человек, частично автор списал характер спортсмена Георгия Тэнно. Кавторанг, как и его прототипы, привык принимать удар на себя, поэтому часто получает десять суток строгого. По мнению Ивана Денисовича, такая позиция глупа и бессмысленна. В повести показаны разные человеческие характеры, так полной противоположностью крестьянину и капитану стал кинорежиссёр Цезарь Маркович. Он пытается выживать по своим правилам – кому-то «подмазал» и может носить вместо старой шапки новую меховую ушанку. В отличие от других, работает не на морозе, а в тёплой конторе. Образ этого героя списан с режиссёра Льва Алексеевича Гроссмана, сидевшего вместе с автором в Сибири. Кроме этих героев, в повести представлены и другие яркие характеры, трудовая и бытовая жизнь которых была реалистично описана Солженицыным. Их образ собирательный, материалом для создания стал результат большого беззакония, творившегося в советских лагерях. Александр Исаевич в своём произведении правдиво показал, как в таких местах власть убивала собственный народ. Многие произведения (рассказы, документальные очерки, романы) писателя затрагивают тему жизни в лагерях и представляют собой определенную энциклопедию лагерного существования. В произведениях автор достигает эффектности, выражающейся в жизненном убеждении и психологической реальной действительности, при этом сюжетное повествование содержит приметы невыдуманной достоверности. В рассказах читательской аудитории представляется большое количество героев в лице настоящих, встреченных в жизни, людей. Например, бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского в произведении об Иване Денисовиче. Однако главный персонаж рассказа в лице Шухова является собирательным образом военнослужащего артиллерийской батареи, в которой командиром был лично писатель, впоследствии заключенный в лагерь. Раскрывая лагерную тематику, писатель использует высокую степень достоверности и детальности, описывая ужасающие будни тяжелой жизни в лагерях в виде голода, холода, лишающих людей рассудка, гнойных язв на конечностях, жестокого беспредела представителей уголовного мира. При этом писатель особую роль отводит глухому замкнутому пространству в качестве больницы, вахты, столовой, являющихся с авторской точки зрения символичными. Например, в указанном выше рассказе лагерники опасаются и открытых участков в лагере, которые также являются ограниченными зоной, бараками, строительными площадками, а также слепящими беспрерывно прожекторами. Отличительной особенностью изображения лагерной жизни в произведениях писателя является сохранение автором на зонах живых людей, характеризующих своим внутренним достоинством и отрицающих унижения ради сигарет, хлебной пайки. Лагеря с авторской точки зрения являются огромным злом, насилием над личностью, однако проявление в них сострадания и ощущение страданий обуславливает нравственное очищение человека с уверенностью невозможности пленения человеческой души и лишения ее свободы. При этом писатель подчеркивает, что формально освободив заключенного, невозможно изменение его внутреннего мира и системы личностных ценностей. По мнению писателя, в лагерях сохраняется настоящая человеческая жизнь, а за их заборами происходят события, непонятные заключенным. Главная цель лагерного существования для всех его узников заключается в выживании, именно это содержание пронизывает все произведения писателя. Описание событий одного дня из жизни узника достаточно, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы. Один день – а перед нами общая ужасающая картина жизни заключенных. Пред читателем предстает особый мир – лагерь, существующий отдельно, параллельно обычно жизни. Здесь действуют совсем иные законы, и люди не живут по ним, а выживают вопреки им. Жизнь в зоне показана изнутри человеком, который знает о ней по своему личному опыту. Поэтому рассказ поражает своим реализмом. “Слава тебе, Господи, еще один день прошел!” – этими словами заканчивает повествование Иван Денисович, “прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый”. Действительно, этот день один самых “удачных”: бригаду Шухова не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе, без обогрева, герой миновал карцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая – стену класть на ТЭЦ, он миновал благополучно шмон, пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду и самое главное – не заболел. Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а каким именно – придумать так и не смогли. По сути, Шухов разделил судьбу миллионов других людей, воевавших за Родину, и по окончании войны из пленников немецких лагерей перекочевавших в разряд “врагов народа”. Личные человеческие качества Шухова вызывают уважение: несмотря на все условия, он сумел сохранить в своей душе доброту, не обозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком. Так, Иван Денисович угощает печеньем Алешку-баптиста для того, чтобы хоть как-то поддержать его, ведь тот “всем угождает, а заработать не может”. А Гопчик для Ивана Денисовича почти как родной сын. Солженицын изображает и другой тип людей – “шакалов”, как Фетюков, бывшего высокого начальника привыкшего командовать, который не брезгует даже доставать окурки из плевательницы. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того, что ему что-нибудь оставят, – для Фетюкова способ выжить. Он вызывает отвращение, зеки даже отказываются с ним, работать. У него не осталось абсолютно никакой гордости, он открыто плачет, когда его бьют за лизание тарелок. В лагере каждый выбирает свой способ выживания. Наиболее недостойный из этих способов – это путь стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зеков. В лагере ненавидят таких людей, и такие долго не живут. Иван Денисович “не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался”. Этот человек старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова тверды представления о гордости и чести, поэтому он никогда не скатиться до уровня Фетюкова. Как крестьянин, Шухов очень хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, что является возможностью дополнительного заработка. Заслуживает уважения и бывший капитан второго ранга Буйновский, который привык все делать на совесть, не старается увильнуть от общих работ, “на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать – значит делай”. Вызывает симпатию и бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Он всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу. Утром Тюрин дает взятку, его людей не выгнали на строительство Соцгородка. Иван Денисович говорит о том, что “хороший бригадир вторую жизнь даст”. Это и о Тюрине. Эти люди никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова или Пантелеева. Алешка-баптист вызывает жалость. Этот человек очень добрый, но слабодушный, поэтому “им не командует только тот, кто не хочет”. Заключение он воспринимает как волю Божью, пытается видеть в своем положении только хорошее, говорит, что “здесь есть время о душе подумать”. Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям, и Иван Денисович считает, долго он здесь не протянет. Другой герой, шестнадцатилетний паренек Гопчик, обладает хваткой, которой не достает Алешке-баптисту. Гопчик хитрый, он не упустит возможности урвать кусок. Свой срок он получил за то, что носил молоко в лес бендеровцам. В лагере ему предсказывают большое будущее: “Из Гопчика правильный будет лагерник… меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат”. На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер. Он получает с воли посылки, может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи. Бывший режиссер работает в конторе, избегает общих работ. Он сторонится остальных заключенных, общается только с Буйновским. Цезарь Маркович обладает деловой хваткой, знает, кому и сколько надо дать. Рассказ Солженицына написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много жаргонных, “блатных” слов и выражений. “Шмон”, “стучать куму”, “шестерка”, “придурки”, “падла” – привычная лексика в лагере. Употребление этих слов, в том числе и “непечатных”, оправданы, так как с их помощью достигается достоверность передачи общей атмосферы лагеря и происходящего. Смысл названия в том, что заключенным приходится ежедневно выполнять одни и те же действия. Каждый день похож на предыдущий, а сколько их еще придется пережить, попросту неизвестно. Здесь показана лагерная жизнь, жестокость людей, несправедливость самого режима, вера в могущество Всевышнего, любовь к окружающим, выживание за счет взаимопомощи. По сути, автором поднимаются весьма серьезные вопросы, которые были характерны для того периода |