Главная страница
Навигация по странице:

  • Участники похода

  • Взятие Никеи, Эдессы, Антиохии

  • Осада и взятие Иерусалима

  • Резня. Грабежи

  • Результат и последствия похода

  • Позитивные Негативные

  • 1 крестовый поход. Повод к началу первого похода


    Скачать 21.28 Kb.
    НазваниеПовод к началу первого похода
    Дата29.11.2020
    Размер21.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 крестовый поход.docx
    ТипДокументы
    #154905

    Повод к началу первого похода


    В конце XI в. на Ближнем Востоке усилилось исламское влияние. В 1071 г. христиане потерпели серьёзное поражение от мусульман на Востоке Анатолии. Гнев Папы Римского вызвала и весть из Святой земли, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются издевательствам со стороны «нехристей». Это стало поводом к «вооружённому паломничеству» в Иерусалим и освобождению Гроба Господнего.

    Папа Римский Урбан II на Клермонском церковном соборе в ноябре 1095 года не скупился на слова, ярко описывая все ужасы несчастных христиан в Палестине. Очевидно, что он всё несколько преувеличил. Фактом является то, что мусульманские правители Иерусалима взимали плату «за вход» в город. Христианским паломникам это казалось унизительным. Тем более, что в Иерусалиме действительно разрушались святые места и уничтожались памятники христианства. Положить этому конец – цель первого крестового похода.

    Участники похода

    В военной кампании участвовали представители всех слоев населения Европы. Это были:

    • крупные и средние феодалы;

    • мелкие рыцари;

    • крестьяне и городская беднота;

    • ремесленники и торговцы;

    • католическая церковь.

    Каждая группа имела свои причины и цели участия в крестовых походах.

    Правители и светские феодалы видели в них возможность обогатиться, расширить владения или получить новые, возглавить государства. Купцы и ремесленники считали, что в результате крестовых походов смогут обогатиться за счёт открытия новых торговых путей и рынков сбыта. Крестьяне, городская беднота, мелкие ремесленники стремились обрести свободу, землю или открыть дело. Католическая церковь рассматривала походы как способ распространить влияние на Восток.

    «Крестьянский крестовый поход»

    Крестовый поход бедноты – первый этап Первого крестового похода, продолжавшийся около 6-ти месяцев, с апреля по октябрь 1096 г.

    Несколько лет неурожая в Северной Франции и Западной Германии пагубно сказались на благосостоянии многих. Для иных поход был единственным выходом. Папа Урбан II не только заранее отпустил грехи всем крестоносцам, но и приостановил выплаты ими долгов, запретил преследование по суду до завершения похода и взял под свою защиту остававшееся имущество и семьи паломников. Светские суды отменяли приговоры уголовникам, если те принимали крест.

    Вышедшим в поход беднякам удалось не без трудностей пересечь Европу, грабя и убивая по дороге, вызывая сопротивление местных жителей. Как раз во время этого крестового похода произошли первые массовые преследования евреев. Когда крестоносцы подошли к воротам Константинополя, император Византии поспешил переправить их на азиатский берег.

    Где эта армия бедняков возглавляемая Петром Амьенским, или Пустынником, и Вальтером «Голяком» была практически полностью разбита превосходящей по численности и хорошо вооруженной сельджукской армией Кылыч-Арслана I.

    «Крестовый поход дворянства»

    После разгрома армии простолюдинов и массовой резни евреев в августе 1096 г. в поход наконец двинулось рыцарство под командованием могущественных дворян из различных регионов Европы.

    Армия рыцарей, дополненная крестьянами, горожанами и представителями духовенства, была численностью по различным оценкам от 100 до 300 тыс. человек. Это было хорошо экипированная, профессиональная армия, но она не имела общего руководства, маршрута и постоянного состава.

    Рыцари двигались четырьмя отрядами:

    • Самым большим отрядом командовал герцог Лотарингии Готфрид (Годфруа) IV Бульонский. В его отряд входили рыцари из Лотарингии и рейнских земель.

    • Из норманнских владений в Южной Италии направлялся морским путем до Константинополя Боэмунд, князь Тарентский.

    • Из Южной Франции через Далмацию двигался к Константинополю по старой, построенной еще римлянами дороге Виа Эгнация граф Раймунд Тулузский. К его войску присоединился папский легат (посланник) – епископ Адемар Монтейльский.

    • Из Северной Франции и Англии вели войска через Италию герцог Роберт Нормандский, граф Роберт Фландрский, граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа.

    Кроме главных вождей крестоносцев, в войске было немало знатных людей со всей Европы. 1096 год, 6 декабря – войско «освободителей» прибыло в Константинополь.

    Прибытие отрядов крестоносцев в конце 1096 г. – начале 1097 г. под стены Константинополя не прибавило радости византийскому императору Алексею I Комнину. Непосредственную угрозу со стороны печенегов и турок к этому времени удалось устранить. А тем временем помощь Запада начала принимать угрожающе широкий размах.

    Добившись при помощи подарков, подкупов, а где и с применением военной силы вассальной присяги (за исключением Раймунда Сен-Жильского) Алексей Комнин весной 1097 года переправил войско крестоносцев через Босфор, откуда они вместе с отрядами византийцев и выступили в поход за Гроб Господень.
    Взятие Никеи, Эдессы, Антиохии

    1097 год, май – произошла первая битва. Это была битва за Никею, закончившаяся победой крестоносцев и Византии и предательством со стороны последней. Византийские отряды вошли в город, после чего на башнях подняли византийские флаги. Город отошел Восточной Римской империи, а войско крестоносцев довольствовалось денежным вознаграждением.

    Длинный и тяжелый поход через Сирию и Палестину крестоносцы проделали летом 1097 г. Осенью этого года удалось захватить город Эдесса, а в следующем основали первое государство крестоносцев – графство Эдесское. 1098 год – было создано второе государство крестоносцев, княжество Антиохийское, после того как воины Христовы взяли один из крупнейших и отлично укрепленных городов Средиземноморья – Антиохию.

    Осада и взятие Иерусалима

    Самым большим достижением этого похода стало взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года. Собранная со всей Европы рать смогла добиться своей основной цели – Гроб Господень и святые земли были освобождены.

    Произошло это так. 1099 год, 7 июня – «пилигримы» дошли к Иерусалиму. Первая неподготовленная попытка взятия города 13 июня провалилась – перед штурмом было объявлено о начале поста, а рассчитывавшие на помощь Господа и уверенные в том, что непременно должно произойти чудо, воины Христовы даже не подготовили лестниц для штурма. Город удалось взять только через месяц, после того как генуэзские и английские корабли подвезли продовольствие и материалы для постройки осадных орудий.

    Резня. Грабежи

    Святую землю Иерусалима залили кровью. Около 10 тыс. жителей пали только рядом с главной мечетью. У храма Соломона, согласно свидетельствам автора анонимной итало-норманнской хроники «Деяния франков и прочих иерусалимцев», «была такая бойня, что наши стояли по лодыжки в крови… Наши похватали в храме множество мужчин и женщин и убивали сколько хотели, а сколько хотели оставляли в живых… «Пилигримы» рассеялись по всему Иерусалиму, хватая золото и серебро, лошадей и мулов, забирая себе дома, полные всякого добра».

    Перерыв сделали для поклонения святым мощам, а потом разграбление города и убийства жителей продолжились. Грабежи и убийства длились двое суток. Тех немногих из иудеев, кому удалось выжить, продали в рабство, некоторые мусульмане смогли бежать в Дамаск.

    Результат и последствия похода

    Итоги и последствия похода 1096-1099 годов были неоднозначными.
    Их можно представить в виде таблицы.

    Позитивные

    Негативные

    1. Расширение знаний христиан и мусульман друг о друге.

    2. Развитие торговли с восточными странами.

    3. Заимствование научных знаний европейцами.

    4. Знакомство европейцев с новыми сельскохозяйственными культурами.

    5. Сплочение христианских народов под знаком креста во главе с Папой Римским.

    1. Многочисленные человеческие жертвы.

    2. Разрушение городов и гибель памятников культуры.

    3. Ощущение общности у европейцев было связано с резко отрицательным отношением к иноверцам.

    В результате похода на Ближнем Востоке и в Малой Азии возник ряд государств крестоносцев. Просуществовали они недолго. Появились также несколько духовно-рыцарских орденов: тамплиеры, тевтонцы, госпитальеры и другие.


    написать администратору сайта