Главная страница

Программа доп образования. Рисуем вместе. Пояснительная записка Актуальность программы


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеПояснительная записка Актуальность программы
АнкорПрограмма доп образования
Дата30.03.2023
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРисуем вместе.docx
ТипПояснительная записка
#1024919
страница2 из 3
1   2   3
Тема: Введение. Мир цвета. Как и чем работают художники. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Радуга.

Теория. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Основные цвета. Смешение основных цветов. Заливка цвета. Тональная насыщенность цвета от светлого к темному. Изобразительные свойства акварели.

Практика. Выполнение упражнения «Радуга». Рисование контуров листьев, с последующей заливкой цветами, полученными путем смешения.

  1. Тема: Графические изобразительные средства. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.

Теория. Знакомство с понятием «Графика» и графическими изобразительными средствами (карандаш, гелевые ручки, фломастеры). Выразительные средства – линия, точка, штих, контур, пятно.

Практика. Заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).

  1. Тема: Геометрические формы. Основы перспективы.

Теория. Знакомство с объемными геометрическими формами (куб, шар). Изучение перспективы и основ композиции. Простое построение куба, шара и других геометрических фигур. Типы линий. Техника работы простым карандашом и ластиком. Тональная растяжка.

Практика. Выполнение карандашом несложной графической композиции «Куб и шар».

  1. Тема: Мягкие материалы: уголь, сангина и сепия.

Теория. Продолжение знакомства с графическими изобразительными средствами (уголь, сангина, сепия). Техника работы с данными материалами.

Практика. Рисуем углем эскиз белочки.

  1. Тема: Граттаж – освоение техники.

Теория. Знакомство с техникой воскографии. Беседа на тему ксилографии, линогравюры, гравюры. Работы художников-граверов.

Практика. Изображаем попугаев. Фон. Нанесение верхнего слоя, сушка. Выполнение рисунка. Композиция работы. Процарапывание рисунка.

  1. Раздел: Натюрморт.

    1. Тема: Натюрморт. Знакомство с построением.

Теория. Знакомство с понятием «Натюрморт» с использованием иллюстративного материала. Расположение листа (горизонтальное, вертикальное). Линия горизонта. Пропорции и характер предметов. Ось симметрии. Центр композиции.

Практика. Выполнение конструктивного построения натюрморта из двух предметов (кувшин и яблоко).

    1. Тема: Натюрморт в теплых тонах.

Теория. Беседа о теплых и холодных цветах, определение цветовой гаммы натюрморта. Свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Цветовые отношения в натюрморте: влияние одного цвета на другой; изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности. Техника работы с гуашью.

Практика. Работа в цвете и в тоне (продолжение).

  1. Раздел: Орнамент.

    1. Виды орнамента. Декорирование конкретной формы.

Теория. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Геометрические и растительные орнаменты.

Практика. Выполнение эскиза орнамента на полосе.

    1. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. «Узоры снежинок».

Теория. Симметрия, ассиметрия, орнамент построенный на центрально-осевой симметрии. Продолжение знакомства с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Практика. Выполнение этюда «Снежинка» на темной пастельной бумаге.

    1. «Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

Теория. Закрепление навыков орнаментальной композиции. Сочетание «холодных цветов». Знакомство с народными-промыслами (гжель).

Практика. Выполнение гуашью фантазийной работы «Снежная птица зима».
8. Портрет. Пропорции человеческого лица. «Портрет Снегурочки». Холодные цвета.

Теория. Виды портретов. Пропорции лица. Изображение Снегурочки на картинах художников. Характер образа.

Практика. Изображение портрета Снегурочки.

9. «К нам едет Дед Мороз». Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

Теория. Пропорции фигуры человека. Урок проводится в виде игры: разговор по телефону.

Практика. фантазийное изображение Деда Мороза на санях, с подарками.

  1. Жанровая композиция «Зимние забавы»

Теория. Жанровая композиция. Составление рабочего эскиза. Композиционное решение. Соблюдение пропорций. Гармония цветовых отношений.

Практика. Рисуем жанровую композицию по теме.

  1. Техника работы «мазками».

Теория. Развитие и совершенствование навыков работы гуашью. Знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.). Беседа «Что такое пейзаж?». Азы воздушной перспективы «дальше», «ближе».

Практика. Рисуем зимний пейзаж.

  1. «Сказочный город» Ритм геометрических форм. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

Теория. Архитектура и дизайн города. Традиционный геометрический орнамент на примере зодчества, окна, декоративные элементы оформления фасада избы.

Практика. Рисуем «Сказочный город».

  1. Буквица. «Веселая азбука».

Теория. Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики.

Практика. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.

  1. Анималистика. Пушистые образы.

Теория. Обучение основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.

Практика. Выполнение этюдов кролика/кошки с использованием туши/черной акварели и гелевой ручки.

  1. Монотипия «Необычные животные».

Теория. Особенности создания изображения в технике монотипия; знакомство с приёмом, последовательностью выполнения работы в технике монотипия.

Практика. Выполнение фантазийного графичного рисунка животного в технике монотипия.

  1. Флористика. «Тюльпаны».

Теория. Многослойная техника акварели (лессировка). Заливка, растяжка цвета.

Практика. Выполняем этюд тюльпанов. Формат А4, акварель.

  1. «Цветы и травы и бабочки».

Теория. Ритм пятен и линий. Разнообразие цветов и трав, насекомых.

Практика. Выполняем этюд «Полевые цветы».

  1. Скетчинг «Пирожное».

Теория. Знакомство с техникой «скетчинг». Отличие от наброска, эскиза. Разновидности скетчинга. Что такое маркер для скетчинга и отличие от фломастера.

Практика. Рисуем пирожное в технике скетчинг. Формат А4, акварель, черный маркер.

  1. Смешанная техника «Четыре стихии».

Теория. Беседа «Какие техники изобразительного искусства мы изучили?». Применение разных техник в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)).

Практика. Выполнение творческой работы на заданную тему. Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.

  1. Жанровая композиция ко Дню победы.

Теория. Беседа о великом подвиге советского народа. Познакомить с произведениями живописи выдающихся советских художников о ВОВ. закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках

Практика. Выполнение работы в цвете.

  1. Пейзаж. Виды пейзажей. Природа вокруг нас. Композиция

Теория. Беседа о пейзаже. Виды пейзажа. Образ природы осенью, зимой, весной, летом. Характер деревьев.

Практика. Выполнение рисунка. Композиция работы. Работа в цвете.

  1. «Мы в цирке».

Теория. Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета.

Пркатика. Выполнение работы на заданную тему.

  1. Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную «Веселый зоопарк» (стилизация).

Теория. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа. Демонстрация реального образа животного, его книжные иллюстрации, мультипликационное изображение, поиск и преобразование в геометризированную форму.

Практика. Выполнение зарисовки животного (слон, жираф, тигр и др.). Формат А4, фломастеры/маркеры, гелиевые ручки.


  1. Подготовка к выставке. Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев.

Теория. Оформление работ. Паспарту. Принцип подобия и контраста.

Практика. Выбор работ на выставку, оформление их в паспарту, подпись работ, организация выставочного пространства.
1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

В результате обучения, по данной программе у обучающегося будет:

  • формироваться чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • формироваться понятие особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • развиваться образное и пространственное мышление, фантазия, наблюдательность и внимание;

  • формироваться дисциплинированность, самостоятельность самоанализ и самоконтроль результата;

  • формироваться уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;

  • развиваться художественный вкус.

  • формироваться основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.


Метапредметные результаты:

В результате обучения, по данной программе обучающийся приобретет универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД.

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях изобразительного искусства и следовать им.


Предметные результаты:

В результате обучения, по данной программе обучающиеся будут знать:

  • виды и жанры изобразительного искусства;

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания, теплые и холодные цвета;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, ассиметрия, силуэт, эскиз, этюд и др.;

  • названия инструментов, приспособлений (кисть, карандаш, маркер, уголь, палитра и др.);

  • техники живописи (гуашь, акварель, смешанная и др.);

  • творчество художников М.А. Врубеля, В.А. Серова, И.И. Левитана, В.М. Васнецова, И.И. Шишкина;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;

  • пропорции предметов, человека, построения животных и птиц;

  • принципы изображения пейзажа, портрета, натюрморта, жанровой композиции, композиционные и колористические особенности;

  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

  • правила безопасности и личной гигиены.


Обучающиеся будут уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, графическими материалами;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • выполнять набросок и эскиз с натуры несложных композиций.

  • выполнять тональную и цветовую растяжку при передаче объема предметов несложной формы.


Раздел № 2 . ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1 Условия реализации программы.

1. Учебно- методическое и информационное обеспечение:

  • мультимедийные пособия.

  • Ветрова Т.Н. Триз в изодеятельности. Наб. Челны. 2007.

  • Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  • Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

  • Либралато, В. Рисуем портреты. Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью. Экспресс-курс / В. Либралато, Т.Е. Лаптева. – М.: Эксмо, 2014.

  • Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007.

  • Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.




  • Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.

  • Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.

  • Ятухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву АМ, Агар, 1999.


В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.

На занятиях используются наглядно-иллюстративные материалы: художественные альбомы, наглядные иллюстрированные пособия по работе в различных техниках, схемы и таблицы сочетаемости цветовых тонов.

2.Материально - техническое обеспечение Программы

Техническиесредстваобучения:

  • ноутбук;

  • средства аудио - и видеовизуализации;

Материалы:

  • краски в наборах, гуашь художественная «Мастер - класс» Невская палитра,16 цветов или гуашь «Лицей» Гамма, 12-16 цветов, отдельно в банках белила титановые, оранжевая и фиолетовая;

  • краски акварель художественная «Студия» Гамма, 12-18 цветов;

  • пастель сухая художественная ассорти «Московская палитра» Гамма, 12-24 цвета;

  • уголь рисовальный;

  • лак для фиксации рисунков;

  • ластики;

  • палитры пластиковые;

  • кисти плоские овальные синтетика №8,16;

  • кисти круглые №1, № 5, № 9, «Галерея»;

  • баночки для воды;

  • тряпочки для вытирания кистей;

  • маркеры чёрный, золотой;

  • гелевые ручки чёрного цвета;

  • фломастеры;

  • клеи-карандаши;

  • бумага ватман А1;

  • акварельная бумага в папке А3;

  • альбом А4;

  • ватные палочки;

  • бумажные салфетки;

  • ножницы.
1   2   3


написать администратору сайта