Главная страница
Навигация по странице:

  • Пояснительная записка

  • Цель программы

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

  • РИТМИКА. ГИМНАСТИКА

  • АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ

  • ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ

  • НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ - ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК, НОГ В РУССКОМ ТАНЦЕ.- ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА : КОВЫРЯЛОЧКА, МОТАЛОЧКА. ПРОСТЫЕ ДРОБИ.ПАРТЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

  • Пояснительная записка Детский хореографический коллектив это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства


    Скачать 215.25 Kb.
    НазваниеПояснительная записка Детский хореографический коллектив это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства
    Дата27.12.2022
    Размер215.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаXOREOGR_ISP.docx
    ТипПояснительная записка
    #866895





    Пояснительная записка

    Детский хореографический коллектив - это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.

    Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка - это опора танца. Движение и музыка одновременно влияют на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, развивают координацию, слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального,

    современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

    Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности.

    Данная программа является актуальной и необходимой для детей, так как занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и. в целом, повышают жизненный тонус обучающегося.

    При организации работы с детьми следует учитывать их возрастные особенности, уровень подготовки и развитие в целом. Учитывая возраст детей, многие задания даются в форме игры. Игра и движение — любимые виды деятельности детей. Пластические образы детского танца рождаются на основе игры со сказочными сюжетами родного фольклора, мифов, сказок, все это яркое, необычное, все соответствует их желаниям и интересам. На занятиях используются аудио-прослушивания, видео-просмотры, знакомство с иллюстративным материалом.

    В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога - помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене.

    Специфика педагога-хореографа в самодеятельном коллективе не позволяет при приеме придерживаться ограничений в возрасте, что составляет трудность учебной и воспитательной работы педагога.

    В отличие от типовой программы в данной программе представлена авторская концепция в части подбора и составления вариаций танцев по возрастам. По степени сложности можно рекомендовать для каждого возрастного состава свой примерный программный набор танцев. В некоторых танцах несколько вариаций, что позволяет применять их для различного возраста и степени подготовки. Количество часов для освоения каждого элемента указано примерно с учетом особенностей групп различного возрастного и количественного состава.

    Новизна и особенность в том, что данная программа является достаточно гибкой и применима как последовательно с подготовительной группы, так и единовременно начиная с любого года обучения. Например: ребенок может прийти в коллектив в любом возрасте и начать заниматься вместе со своими сверстниками.

    Программа не ставит своей целью научить и натренировать детей для участия в международных конкурсах по танцам, так как это в условиях за один - два часа занятий в неделю невозможно. Но открыть перед детьми мир танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства, т.е. создать фундамент для более серьезного увлечения, представляется необходимым и возможным.

    Цель программы создать условия для раскрытия способностей и формирования интереса у детей для овладения искусством хореографии.

    Задачи программы

    Образовательные:

    - Овладение основами хореографического искусства. Обеспечение каждому воспитаннику комфортной, эмоциональной среды обучения.

    - Формирование у воспитанников ориентации на творческие успехи и достижения.

    - Организация постановочной работы и концертной деятельности.

    Развивающие:

    - Обучение детей приемам самоконтроля и взаимоконтроля (самостоятельная и коллективная работа).

    - Повышение мотивации учащихся на творческую деятельность.

    - Развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащихся. Воспитательные:

    - Адаптация в современном обществе на основе общей культуры, знаний, умений и навыков.

    - Ориентация на общечеловеческие ценности.

    - Развитие коммуникативных возможностей детей, их самостоятельность в общении.

    Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме, по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.

    Данная образовательная программа по хореографии (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений) рассчитана на детей от 6 до 16 лет. Срок ее реализации 4 года. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение.

    Подготовительный курс - дети 5-6 лет

    Первый год обучения - дети 6,6(если исполняется на 1 сентября) - 9лет Второй год обучения - дети 10-12 лет Третий год обучения - дети 13-16 лет

    Форма занятий - групповая, возможна работа по подгруппам и индивидуальная.

    Для воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста разработан подготовительный курс с учетом их психологического и физического развития.

    Продолжительность занятия в подготовительной группе сначала 35 минут, а затем 45 минут. Подготовительный курс дает возможность правильно подойти к отбору детей для дальнейшего обучения, выявить их танцевальные способности. В группах основного курса занятия длятся 45 минут. Количество воспитанников в группе 4 - 10-человек при нагрузке 5-6 часов в неделю. В коллектив дети принимаются все желающие. Необходимо только заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям.

    Объем часов в год составляет:

    • подготовительный курс - 204/210 часа (6 раз в неделю по 1 часу);

    • 1-й год обучения - 170/175 часов (5 раз в неделю по 1 часу);

    • 2-3 год обучения - 204/210 часа (6 раза в неделю по 1 часу)

    Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:

    - постепенность в развитии природных способностей детей;

    - строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;

    - систематичность и регулярность занятий.

    Программа состоит из отдельных тематических блоков, но в связи со спецификой обучения в хореографическом коллективе, границы их сглаживаются. На одном и том же занятии происходит изучение элементов классического танца, одновременно выполняются задачи физического и музыкального развития и изучаются танцевальные движения.

    В программу каждого учебного года вводится и теоретический материал, соответствующий содержанию основных разделов.

    Специфика обучения хореографии связана с систематической физической и психологической нагрузкой. Детям необходимо осмысливать рекомендации педагога, слушать музыку, отрабатывать различные движения. Преодолеть трудности помогает осуществление индивидуального подхода при одинаковых заданиях для всех. При этом учитывается тип личности, уровень подготовки ребенка, его умение сосредоточиться на разных аспектах задания.

    Игровому танцу уделяется особое внимание на 1 году обучения. Восприятие танца через игру — это детская сущность. В ходе "Игрового танца" учащиеся осваивают музыкально-танцевальную природу искусства, развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением.

    Следующий важный принцип работы на первых этапах обучения - принцип многократного повторения изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

    Из всего многообразия средств обучения классический танец отличается тем. что является фундаментом всей хореографической подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Поэтому классический экзерсис, после изучения основных его элементов, рекомендуется использовать в качестве тренажа на репетициях коллектива.

    Для того чтобы облегчить воспитанникам усвоение тем образовательной программы, занятие делится на три части: подготовительную, основную и заключительную.

    Подготовительная часть - включает построение воспитанников на середине зала и настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога), маршировку, бег и вспомогательные корригирующие упражнения на полу для подготовки мышц, суставов и связок к нагрузке.

    Основная часть - постановка корпуса, ног. рук и головы для формирования балетной осанки, выработка выворотности ног в упражнениях у станка и на середине зала, развитие гибкости, отработка шага, прыжка, развитие силы и выносливости.

    Заключительная часть - включает, в основном, движения для развития танцевально¬ритмической координации и выразительности. Они также направлены на то, чтобы снять нервное и физическое напряжение, поднять эмоциональный тонус у детей. В этой части разучиваются и повторяются музыкальные этюды, композиции.

    С первых занятий важна работа над культурой движения. Каждое движение имеет начало и окончание, амплитуду, характер. Оно должно исполняться в такт музыке.

    Одним из самых слабых мест в исполнительской практике является невыразительность лица, поэтому с первого занятия нужно обращать внимание детей на активность мышц лица, играть с ними в «маски» (грустная, веселая, сердитая).

    Ребенок должен знать хореографическую терминологию, пользоваться ею на занятии. Использование точной, грамотной терминологии позволит постепенно отойти от практического показа, разовьет внимательность воспитанников и их способность воспринимать словесную информацию.

    Особое внимание уделяется музыкальному оформлению занятия. Оно должно быть разнообразным и качественным. Музыка подбирается к каждой части занятия, определяется ее структура, темп, ритмический рисунок, характер.

    Ведущими методами обучения детей хореографическому искусству являются;

    • наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);

    • объяснение методики исполнения движения;

    • сравнение;

    • контраст;

    • повторение

    Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 6-7-летнего ребенка отличается, от возможностей 8-9-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:

    - групповые;

    - подгрупповые;

    - индивидуальные;

    - репетиционные

    Формы и методы обучения играют большую роль в процессе овладения учащимися элементами хореографии, от их совершенства зависит общее развитие личности, качество усвоения специальных заданий и овладение навыками танцевального искусства.

    Любой вид искусства имеет свой выразительный язык, свои творческие закономерности и для профессионалов, и для самодеятельных артистов. Однако методы обучения различны.

    1) поэтапное обучение детей;

    2) присутствие игрового момента на первом этапе обучения;

    3) использование предметов (мячей, скакалок и пр.) в работе с детьми; 

    4) поиск интересного музыкального материала для сопровождения танцев и постановок;

    5) актуальность и современность в хореографических постановках.

    Особое значение приобретает требование строго дифференцированного подхода к учащимся. Оно вызвано тем, что обучение танцу протекает в непосредственном контакте педагога и ученика, и тем, что хореографическое проявление каждого ребенка индивидуально. Для этой цели целесообразно использовать нетрадиционные методы и приемы работы с детьми, такие как;

    - синхронное и зеркальное восприятие;

    - перевод из одного пространства в другое;

    - использование обратных названий движений и контактные занятия;

    - формы компромиссного решения;

    - обращение к индивидуальной культуре исполнения.

    - правильная ориентация движений на площадке и перевод из одного пространства в другое; игры-превращения.

    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    * «Введение» - дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.

    * «Ритмика» является предметом начального цикла по эстетическому воспитанию детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении, то есть изучение основных танцевальных движений. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально - теоретические понятия, развивают музыкальный слух, чувство ритма . активизируют восприятие музыки.

    Также на занятиях проводятся упражнения, служащие задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки , вырабатывают умение владеть своим телом , укрепляют мышцы , благотворно влияют на органы дыхания и кровообращения

    * «Основы классического ганца» - изучает азы классического танца, ведется работа над постановкой корпуса, постановкой рук. Особое внимание уделяется партерному экзерсису, упражнениям, исполняемым на полу для развития тела.

    * «Танец модерн»:

    - «Танцевальные этюды»,

    - «Танцевальные композиции» включены современные мелодии для стимуляции эмоциональной и актерской выразительности воспитанников, способствующие развитию воображения.

    * «Подготовка концертных номеров» - знакомство с композицией танца.

    * «Индивидуальные занятия» - работа с воспитанниками, не усвоившими материал из- за болезни, с вновь прибывшими детьми.

    * «Народный танец» - элементы танцев народов мира - русский, украинский, цыганский и т.п. на усмотрение педагога.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



    Тема занятия

    Подготовительный курс

    I год

    II год

    III

    год

    1.

    Вводное занятие

    1

    1

    1

    1

    2.

    Ритмика

    1

    34

    -

    -

    3.

    Гимнастика

    1

    34

    -

    -

    4.

    Основы классического ганца.

    -

    102

    102

    102

    5.

    Танец модерн.(пр. по выбору)

    -

    34

    34

    34

    6.

    Народный танец.

    -

    68

    68

    68

    7.

    Постановки, репетиции. сцен, практика.

    -

    17

    17

    17

    8.

    Историко-бытовой танец

    -

    68

    68

    68




    Итого:

    2

    357

    357

    357

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

    Организационная работа (собрание родителей и ознакомление их с содержанием и формами, с целями и задачами занятий. Форма одежды и внешний вид воспитанников. Взаимоотношения «учащиеся - преподаватель» и отношения между детьми. Правила техники безопасности).

    РИТМИКА. ГИМНАСТИКА

    Связь музыки и движения. Понятие «мелодия». Характер мелодии: веселая, грустная, торжественная. Зависимость движения от характера мелодии. Темп музыки. Ускорение и замедление. Музыкальное вступление. Музыкальная фраза. Начало и конец музыкальной фразы. Ритм музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных движений для создания образа. Самостоятельное использование музыкально- двигательной деятельности в импровизациях. Музыкально-пространственные упражнения на месте, вокруг себя, по кругу (внутреннему и внешнему), цепочкой, змейкой. Маршировка в характере и темпе музыки (умеренном и быстром).

    Ритмические упражнения с музыкальными заданиями (разнообразный характер музыки и несложный ритмический рисунок). Ритмические упражнения с хлопками. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно.

    АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ

    - работа над постановкой корпуса;

    - работа над постановкой рук.

    - бытовой шаг, танцевальный шаг с носка, шаг на полупальцах;

    - бег с выбрасыванием ноги;

    - боковой приставной шаг;

    - шаг с подскоком;

    - хлопки в ладоши;

    - «Бегунок» (бег, сгибая ноги назад);

    ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ :

    - «На птичьем дворе»( для развития образного мышления).

    - «Веселые лошадки» - бег с подъемом коленей.

    - «Лесная зверобика»

    - «Со скакалкой мы - подруги».

    - «Снежинки» - импровизация.

    - Игры-потешки

    - Соединение танцевального шага с поклоном, позициями рук, и т.д..

    - Игры-превращения.

    - «Ритмические фантазии».

    НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

    - ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК, НОГ В РУССКОМ ТАНЦЕ.

    - ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА : КОВЫРЯЛОЧКА, МОТАЛОЧКА. ПРОСТЫЕ ДРОБИ.

    ПАРТЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    - сидя на полу;

    - лежа на спине;

    - лежа на животе;

    - стоя на коленях.

    Воспитанник будет знать:

    - единые требования поведения в хореографическом классе, на сцене;

    - требования к внешнему виду на занятиях;

    - темп и характер музыки;

    - хореографические названия изученных элементов.

    Воспитанник будет уметь:

    - владеть корпусом во время исполнения движений;

    - ориентироваться в пространстве;

    - координировать свои движения;

    - исполнять хореографический этюд в группе.

    1-й год обучения

    ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

    Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности.

    РИТМИКА ГИМНАСТИКА

    Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы. Музыкальный размер. Сильная доля.

    Музыкальное прослушивание для создания ритмического и танцевального образа.

    Упражнения, развивающие музыкальное чувство

    1. Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);

    2. Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног.

    3. Pas польки.

    4. Галоп.

    АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ Экзерсис у станка

    I. 1 и 2,3 позиции ног.

    2. Demi plie по 1и 2,3 позиции.

    3. Battements tendus:

    - в I позиции в сторону, вперед;

    - с 3 позиции,

    - с опусканием пятки во II позицию;

    - с demi plie во II позицию без перехода с опорной ноги и с переходом с опорной

    ноги.

    4. Passe par terre (проведение ног вперед и назад через I позицию).

    5. Понятие направлений en dehors et en dedans.

    6. Demi raud de jambe par terre en dehors et en dedans.

    7. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

    8. Battements tendus jetes:

    - с I и 3 позиций в сторону, вперед, назад;

    - pigues в сторону, вперед, назад.

    9. Положение ноги sur le cou-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).

    10. Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол, позднее - на 45 градусов.

    II. Releves на полупальцах в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plie.

    12. Battements - tendus plie - soutenus - вперед, в сторону, назад; позднее с подъемом на полупальцы в V позиции.

    13. Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

    14. Положение ноги sur le cou-de-pied («условное» для battements fondus).

    15. Battements fondu в сторону, вперед, назад, носком в пол, позднее - на 45 градусов.

    16. Battement releves lents на 90 гр. с I и Y позиций вперед, в сторону, назад.

    17. Grand plie в I, II, V, VI позициях.

    18. Battements reties (поднимание ноги из V позиции в положение sur le con-de-pied и passe и возвращение в V позицию).

    19. Battement developpes вперед, в сторону, назад.

    20. Grand battements jetes с I и V позиция - вперед, в сторону, назад.

    21. Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).

    Экзерсис на середине зала

    Изученные у станка элементы выносятся на середину зала и исполняются в том же порядке.

    1.1; II; III - port de bras.

    2. Pas польки.

    3. Temps lie par terre вперед, назад.

    Allegro

    1. Temps soute по I; II; V позициям.

    2. Changements de pieds.

    3. Pas echappe на II позиции.

    4. Pas balance.

    5. Pas de basgue вперед.

    ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ

    1. “Под дождем” - с использованием элементов pas польки, гопака, прыжков.

    2. «Оловянный солдатик» - марш, перестроения.

    3. Этюд для выработки пластичности и выразительности рук.

    4. Импровизация на музыку П.И.Чайковского «Времена года».

    5. «Кукла» - с использованием элементов классического танца.

    6. «Вальс» - для закрепления изученных движений.

    7. Вариации с включением изученных элементов.

    НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

    Упражнения у станка в 1 полугодии исполняются лицом к станку, во 2-м разворачиваемся боком.

    1. Demi plie по 1и 2,3 позиции. Плавные и резкие (муз. раз. - 3/4,2/4) в характере русского танца.

    2. Battements tendus:(My3. раз. - 4/4,2/4)

    - основной вид перевода ноги с носка на каблук;

    - с полуприседанием в момент возвращения в исходную позицую;

    - с полуприседанием в момент перевода ноги с носка на каблук;

    - с отделением пятки опорной ноги от пола.

    3. Battements tendus jetes: (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - с сокращением подъёма стопы;

    - с полуприседанием;

    - с отделением пятки опорной ноги от пола.

    4. Flic-flac : (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - «мазки» стопой по полу от себя к себе;

    - с опусканием стопы работающей ноги на поду шечку.

    5. Rond de jambe par terre носком по полу и каблуком: (муз. раз. - Ул,)

    - без приседания на опорной ноге;

    - с приседанием на опорной ноге;

    6. Подготовка к верёвочке: (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - подъёмом ноги до колена ( спереди или сздади);

    - заворот и разворот бедра работающей ноги;

    - с подъёмом на полупальцы;

    7. Дробные выстукивания (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - удары всей стопой;

    - двойные удары;

    - подготовка к ключу;

    8. Battement releves lents (муз. раз. - %,):

    - С натянутым подъёмом работающей ноги;

    - С сокращённым подъёмом работающей ноги;

    9. Подъём на полупальцы (муз. раз. - 2/4)

    10. Перегибы корпуса (муз. раз. - У*,):

    Упражнения на середине.

    Элементы русских народных танцев.

    - ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК, НОГ, ГОЛОВЫ, КОРПУСА.

    - ПОКЛОНЫ.

    -ХОДЫ И ПРОХОДКИ: БЫТОВОЙ, ПЕРЕМЕННЫЙ. ШАРКАЮЩИЙ , ДЕВИЧИЙ ПЛАВНЫЙ, ДРОБНЫЙ, С ПОДСКОКАМИ И ДРУГИЕ НА УСМОТРЕНИЕ ПЕДАГОГА.

    - КОВЫРЯЛОЧКА И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ;

    - МОТАЛОЧКА И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ;

    -«ВЕРЁВОЧКА» И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ;

    - ХЛОПУШКИ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ:

    - ПРИСЯДКИ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ;

    Танцевальные комбинации с включением изученных элементов.

    ПОСТАНОВКА

    Демонстрация движения, его музыкальная раскладка, особенности исполнения. Изучение сложных элементов. Исполнение в медленном, а затем обычном темпе.

    Репетиция - отработка техники исполнения движения (темп, ритм, повторяемость).

    Концертная деятельность - участие в мероприятиях Центра.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

    Помощь воспитанникам, отстающим в освоении программы и репертуара от коллектива. Воспитанник будет знать:

    - хореографические названия изученных элементов;

    - музыкальную грамоту Воспитанник будет уметь:

    - корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;

    - контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;

    - анализировать музыкальный материал;

    - самостоятельно выполнять изученные элементы ганца.

    II год обучения

    ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

    Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности.

    АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ Экзерсис у станка

    1 .Battements tendus в «маленьких» и «больших» позах.

    2. Battements tendus jetes:

    - balancoir;

    - в «маленьких» и «больших» позах.

    3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans в demi-plies.

    4. Battements fondus:

    - с plie-releve на всей стопе;

    - в разных позах.

    5. Rond de jambe en lair en dehors et en dedans на всей стопе.

    6. Pas coupe на всю стопу.

    7. Pas tombe sur le cou-de-pied.

    8. Battements releves lents на 90 гр. в «больших» позах: croisee. effacee, ecartee вперед и назад, attitude, II arabesque.

    9. Grand battements jetes во всех позах.

    10.1 и 3 port de bras как заключительный этап в различных упражнениях.

    11. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах.

    Экзерсис на середине зала

    1. 4 и 5 port de bras в V позиции.

    2. Temps lie par terre avec port de bras (с перегибом корпуса назад и в сторону).

    3. Полуповороты на двух ногах в V позиции с переменой ног.

    Allegro

    1. Temps saute по IV позиции.

    2. Pas assemble.

    3. Petit changement de pieds en toumant на %, Vi.

    4. Pas echappe на II и IV позицию с окончанием на одну ногу.

    5. Pas glissade в сторону, вперед и назад.

    6. Petit pas chasse во всех направлениях

    7. Sissoune fermee во всех направлениях.

    8. Temps leve в позах I и II arabesgues (сценический sissonne).

    Экзерсис на польцах

    1. Releves по I, II, V позициям.

    2. Pas echappe во II позицию.

    3. Pas assemble soutenu en face.

    4. Pas de bourre simple en face.

    5. Pas glissade с продвижением.

    6. Полуповороты.

    7. Temps lie par terre.

    ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ. ТАНЦЫ

    1. Вариации на пальцах. 2. Классическая композиция

    2. Этюд в современных ритмах НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

    Упражнения у станка .

    1. Demi plie и Grand plie по всем позициям. Плавные и резкие (муз. раз. - 2/4) в характере русского танца.

    2. Battements tendus:(My3. раз. - 4/4,2/4)

    - с многократным переводом ноги с носка на каблук;

    - с полуприседанием в момент перевода ноги с носка на каблук;

    - с одним и с двойным ударом пяткой опорной ноги .

    3. Battements tendus jetes: (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - с уколом;

    - сквозные броски вперед-назад ;

    - с работой пятки опорной ноги .

    4. Flic-flac : (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - «мазки» стопой по полу от себя к себе;

    - с переступанием.

    - с подскоком;

    - с двойным ударом пяткой работающей ноги

    5. Rond de jambe par terre носком по полу и каблуком: (муз. раз. - Ул,)

    - с приседанием на опорной ноге;

    - «Восьмёрка»

    6. Подготовка к верёвочке: (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - с двойным ударом подушечкой и всей стопой Demi plie и на вытянутой ноге;

    - заворот и разворот бедра работающей ноги на 90*;

    - с подъёмом на полупальцы;

    7. Дробные выстукивания в характере русского танца (муз. раз. - 4/4,2/4)

    8. Battement releves lents (муз. раз. - %,):

    - С натянутым подъёмом работающей ноги;

    - С сокращённым подъёмом работающей ноги;

    9. Подъём на полупальцы (муз. раз. - 2/4)

    10. Перегибы корпуса (муз. раз. - У*,):

    11 . Grand battements jetes (муз. раз. - 4/4,2/4);

    - с опусканием на каблук;

    - с опусканием на колено;

    12. Трюки:

    -«Качалочка», «голубцы», «штопор» на усмотрение педагога по способностям детей; проучивается у станка затем выносится на середину.

    Упражнения на середине.

    - Различные виды верчений по диагонали , на месте , по кругу.

    Элементы украинских, испанских, греческих народных танцев.(на усмотрение педагога по способностям детей)

    - ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК, НОГ, ГОЛОВЫ, КОРПУСА.

    - ПОКЛОНЫ.

    -ХОДЫ И ПРОХОДКИ:

    -ХАРАКТЕРНЫЕ ДРОБИ;

    -РИСУНКИ ТАНЦЕВ;

    -ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ТАНЦА КАЖДОГО НАРОДА. Танцевальные комбинации с включением изученных элементов.

    ПОСТАНОВКА

    Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцевальной композиции «Классический вальс».

    Репетиция - отработка и соединение элементов.

    Концертная деятельность - участие в праздниках ДШИ №4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

    Воспитанник будет знать:

    - термины азбуки классического танца.

    - термины народных танцев.

    Воспитанник будет уметь:

    - грамотно исполнять элементы классического танца;

    - грамотно исполнять элементы народных танцев;

    - самостоятельно отрабатывать пальцевую технику движений в постановках;

    - работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

    III год обучения

    ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

    Организационное собрание. Инструктаж по технике безопасности.

    АЗБУКА ХОРЕОГРАФИИ Экзерсис у станка

    Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях. Темп нарастает. Координация движений усложняется. Новые движения вводятся постепенно.

    1. Battements fondus:

    - double на всей стопе и на полупальцах;

    - с plie - releve et rond de jambe на 45 градусов en face, позже - из позы в позу.

    2. Battements soutenus в сторону, вперед, назад носком в пол и на 45 градусов на всей стопе ; с подъемом на полупальцы.

    3. Battements frappes et battements double frappes с окончанием в demi plie.

    4. Petits battements sur le cou-de-pied.

    5. Pas tombe:

    - с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied. носком в пол. на 45 градусов;

    - на месте с полуповоротом en dehors et en dedans работающая нога в положении sur le cou-de-pied.

    6. Demi-rond de jambe et grand rond de jambe developpe en dehors et en dedans.

    7. Preparation k pirouette sur le con-de-pied en dehors et en dedans с V позиции.

    8. Pirouette с V позиции en dehors et en dedans.

    Экзерсис на середине зала

    Движения, изученные у станка, переносятся на середину зала.

    1. Pas de bourree de cote носком в пол и под 45 градусов.

    2. Pas de bouree ballotee на effecee et crasee носком в пол и под 45 градусов.

    3. Pas jete fondus с передвижением вперед и назад.

    4. Preparation k pironette en dehors et en dedans с V, IV и II позиции.

    5. Piroutte en dehors et en dedans с V, IV, II позиций.

    Allegro

    1. Petit et grand changement de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад и en tournant по 1/8 и ХЛ оборота, позже - по 1А оборота.

    2. Pas echappe на II и IV et tournant по !Л, Уг оборота.

    3. Pas assemble с продвижением en face и в разных позах.

    4. Petit pas jete с продвижением в разных направлениях.

    5. Pas de chat.

    6. Sissonne ouverte par developpe на 45 градусов.

    7.Sissonne tonbee en face и в позах.

    8. Pas ballonne во всех направлениях и позах на месте и с продвижением.

    9. Pas echappe battu.

    Экзерсис на пальцах

    1. Pas de bouree ballotee на croisee et effacee.

    2. Sus-sous в «маленьких» и «больших» позах.

    3. Pas польки.

    4. Pas coupe - ballonne с открыванием ноги в сторону.

    5. Pas ehappe en tournant на II позицию по Ул оборота.

    6. Pas assemble soutenu en tournant en dehors et en dedans no Vi оборота.

    ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ. ТАНЦЫ

    1. Pas польки (на пальцах). 2. Вариации (на пальцах)

    НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

    Все упражнения 2-го года обучения . но меняется темп, ритм и характер исполнения на усмотрение педагога по способностям детей.

    Упражнения у станка .

    1. Demi plie и Grand plie по всем позициям. Плавные и резкие (муз. раз. - 2/4) в характере русского танца.

    2. Battements tendus:(My3. раз. - 4/4,2/4)

    - с многократным переводом ноги с носка на каблук;

    - с полуприседанием в момент перевода ноги с носка на каблук;

    - с одним и с двойным ударом пяткой опорной ноги .

    3. Battements tendus jetes: (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - с уколом;

    - сквозные броски вперед-назад ;

    - с работой пятки опорной ноги .

    4. Flic-flac : (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - «мазки» стопой по полу от себя к себе;

    - с переступанием.

    - с подскоком;

    - с двойным ударом пяткой работающей ноги

    5. Rond de jambe par terre носком по полу и каблуком: (муз. раз. - УА,)

    - с приседанием на опорной ноге;

    - «Восьмёрка»

    6. Подготовка к верёвочке: (муз. раз. - 4/4,2/4)

    - с двойным ударом подушечкой и всей стопой Demi plie и на вытянутой ноге;

    - заворот и разворот бедра работающей ноги на 90*;

    - с подъёмом на полупальцы;

    7. Дробные выстукивания в характере русского танца (муз. раз. - 4/4,2/4)

    8. Battement releves lents (муз. раз. - %,):

    - С натянутым подъёмом работающей ноги;

    - С сокращённым подъёмом работающей ноги;

    9. Подъём на полупальцы (муз. раз. - 2/4)

    10. Перегибы корпуса (муз. раз. - УА,)\

    11 . Grand battements jetes (гяуз. раз. - 4/4,2/4);

    - с опусканием на каблук;

    - с опусканием на колено;

    Упражнения на середине.

    - Различные виды верчений по диагонали , на месте , по кругу.

    Элементы восточного, белорусского, молдавского народных танцев.(на усмотрение педагога по способностям детей)

    - ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РУК, НОГ, ГОЛОВЫ, КОРПУСА.

    - ПОКЛОНЫ.

    -ХОДЫ И ПРОХОДКИ:

    -ХАРАКТЕРНЫЕ ДРОБИ;

    -РИСУНКИ ТАНЦЕВ;

    -ОСНОВНЫЕ О ТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ТАНЦА КАЖДОГО ПАРОДА. Танцевальные комбинации с включением изученных элементов.

    ПОСТАНОВКА

    Знакомство с музыкальным материалом и разводка изученных танцевальных элементов народного , классического танцев.

    Репетиция - отработка и соединение элементов.

    Концертная деятельность - участие в праздниках ДШИ №4.

    Воспитанник будет знать:

    - названия новых классических хореографических элементов и связок;

    - термины народных танцев, основные рисунки и характерные особенности.

    - знать и выполнять правила сценической этики.

    Воспитанник будет уметь:

    - выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;

    - согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу.

    - самостоятельно отрабатывать технику движений в постановках;

    - работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

    В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографического коллектива после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

    1. Развитие у учащихся умения грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять классические, народные и современные танцы.

    2. Формирование у выпускников потребности в творческой деятельности.

    3. Формирование навыков культурного поведения.

    4. Достижение самореализации воспитанников в творческой деятельности, овладение приемами самоконтроля.

    5. Ориентация воспитанников на общечеловеческие ценности (истина, добро, красота).

    На занятиях по хореографии используются разные виды контроля: текущий

    (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учеников на занятиях), промежуточный и итоговая аттестация. Итоговая аттестация проходит в конце учебного курса и возможна в форме концертного выступления, конкурса, защиты проекта, зачета.

    В течение года учащиеся показывают свой исполнительский уровень на концертах, фестивалях, конкурсах.

    Итоговая оценка по окончании курса обучения образовательной программы

    складывается с учетом:

    - достижений учащихся на конкурсах, фестивалях, отчетно-зачетных мероприятиях, концертах; - общего уровня владения техникой танца;

    - уровня развития специальных способностей (гибкости, шага, выворотности, прыжка, вращения и т.д.);

    - уровня сенсорного развития (чувства ритма, музыкальности, владения пространством, воображения и т.д.); - артистических данных;

    - тенденции роста мастерства; -теоретической подготовки;

    - итогов предыдущих аттестаций.

    Ф.И.О. учащегося Начальная диагностика Промежуточная

    диагностика

    1. Владение основами танца.

    2. Критерии заинтересованности:

    - концентрация внимания

    -активность

    -дисциплина

    -участие в концертах и конкурсах - очень внимателен

    - робок, не владеет знаниями

    очень дисциплинирован, всегда приходит раньше других -новичок - очень внимателен

    -стал активней, осваивается -очень дисциплинирован

    - не участвует

    Итог по 10-ти бальной системе.

    3. Творческие и специальные способности:

    -выразительность движений

    -музыкальность

    -раскрепощенность

    -шаг

    -прыжок

    -вращение

    -растяжка и гибкость -ориентация и память -отсутствует, ребенок только учит технику -хорошо слышит ритм -зажат

    -не разработан -средний -средний -ниже среднего -хорошая -пытается копиро¬вать, пока неудачно -хорошо слышит ритм -постепенно раскрепощается -не разработан -средний

    -средний показатель -хорошая

    Итог по 10-ти бальной системе.

    4. Общий уровень развития и культуры

    -знание теории и терминов

    -проявление самостоятельного

    интереса

    -общительность

    -культура поведения -только знакомится -интересуется музыкальным материалом -очень общительный -воспитан, всегда аккуратный внешний вид -может воспроизвести движение по термину -повышен

    -очень общительный -высокая

    Итог по 10-ти бальной системе.

    Итоговый балл

    Заключение

    ПЕРЕВЕДЕН С ОЦЕНКОЙ

    По окончанию изучения образовательной программы воспитанникам выдается Свидетельство установленного образца.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1 .видеофильмы;

    2.аудиокассеты;

    3 .иллюстрированная литература;

    4. специальная литература;

    5. пособие (папка, словарь специальных терминов);

    ОБОРУДОВАНИЕ

    1. танцевальный зал; 2. коврики (для гимнастики);

    3.обручи, скакалки, 4. мячи, ленты;

    5. аудио-видео техника; 6. станки; 7. зеркала ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

    Воспитательная работа — составная часть деятельности коллектива, от качества которой зависит уровень исполнения танцевальных номеров, стабильность работы коллектива, перспективы творческого роста участников. Уровень усвоения программы предполагает достижение определенной образованности в данной области.

    Воспитательная работа должна строиться в двух направлениях, которые можно рассматривать в тесном единстве. Одно — воспитание идейных и моральных качеств у каждого члена коллектива, другое — совершенствование профессионально-технических навыков.

    В программу включаются мероприятия на сплочение коллектива, конкурсные и игровые программы, участие в различных конкурсах по хореографии, оздоровительные поездки в бассейн и на природу, поездки в театры. Обменные концерты с другими хореографическими коллективами.

    1. Родительские собрания.

    2. Индивидуальные беседы с родителями.

    3. Привлечение родителей к организации праздников.

    4. Совместное проведение праздников.

    5. Привлечение родителей к изготовлению сценических костюмов.

    Вся эта работа проводится в течение учебного года и на каникулах Список литературы для педагога:

    1. Макаренко А.С. «Общие вопросы теории педагогики», 1958

    2. Барышникова Татьяна. Азбука хореографии. - Москва, 2001.

    3. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. 1,11. - Челябинск: ЧГИК, 1993.

    4. ПуртоваТ.В. Учите детей танцевать, Москва 2002г.

    5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе» С. Петербург, 2003г.

    6. Зарецкая Н.В., Танцы для детей, М., Айрис, 2007.

    7. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль,2000

    8. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. -М., 1988.

    9. Быстровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. - JL: Искусство. 1968.

    10. Возрастная анатомия и физиология. Учебное пособие. - М., 2002.

    11. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.М,1988

    12..Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»М. 1985 Для детей:

    1. Подписка «Мы танцуем и поём», Н.В.Зарецкой, Москва.2005

    2. Володина О.В., Анисимова Т.Б., Самоучитель клубных танцев. Ростов-на- Дону,2005

    3. Детская энциклопедия «Балет», Москва,2001 Приложение 1

    ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

    Подготовительный курс

    1. Танцевальные этюды.

    2. Ритмические импровизации.

    I- й год обучения

    1. «Весна».

    2. «Со скакалкой мы - подружки!»

    3. Композиция в современном ритме.

    II- й год обучения

    1. «Снежинки»

    2. «Волшебный сон».

    3. «Вальс Орхидея».

    4. «Весёлый дождик»

    5. «Ландыши»

    6. «Венский вальс».

    7. «Цветы и бабочки».

    8. Композиция в современных ритмах

    1. «Интернет настроение».

    2. «Восточный базар».

    3. «Русские мотивы».

    4. «Нива».

    5. «Тени»

    6. «Облака»


    написать администратору сайта