рабочая программа элективного курса. Рабочая программа элективного курса по русскому языку. Пояснительная записка Элективный курс "Подготовка к егэ. Теория и практика написания сочинений " предназначен для учащихся 1011 класса и рассчитан на 34 часа
Скачать 42.28 Kb.
|
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Теория и практика написания сочинений» 1. Пояснительная записка Элективный курс “Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинений ” предназначен для учащихся 10-11 класса и рассчитан на 34 часа. Цель данного элективного курса заключается в развитии речемыслительного потенциала каждого выпускника, а с другой стороны, в подготовке его к написанию эссе и сочинения-рассуждения. К тем письменным работам, больше других соответствующей контрольным функциям выпускного и вступительного экзамена. В результате изучения элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся: понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте); определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора; оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль; выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения; выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи; соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные; самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения. Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи. Цели курса -Подготовка учащихся к выпускному экзамену. -Развитие творческих способностей учащихся. -Развитие связной монологической речи. -Развитие логического мышления. -Привитие любви к родному языку. Задачи курса Основными задачами курса являются: – обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения; – совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения; - развитие продуктивного мышления через анализ текста; - творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся; - развитие способности к самостоятельной деятельности; - привитие стремления к приобретению знаний. Технологии проведения занятий. Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие. Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно. Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
5. Требования к знаниям, умениям и навыкам В результате реализации данного элективного курса учащийся должен знать: – способы формулирования проблемы текста; – виды вступлений и заключений; - виды комментария; – основные особенности выпускного сочинения ; – основы анализа текста; – способы аргументации в сочинении; – виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения; должен уметь: – логично выстраивать сочинение по тексту; – убедительно и аргументированно изложить собственную позицию; – выполнять лингвостилистический анализ текста; – формулировать свое отношение на основе проведенного анализа; – не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения. 7. Материал для практикумов Задание 1. (1)... (2)Многие годы в этих местах ведётся исследование процессов, протекающих на Земле в нижних и верхних слоях атмосферы. (3)Возникает вопрос: почему познавать атмосферу нужно непременно за восьмидесятым градусом северной широты? (4)... верхние слои атмосферы именно в полярных широтах находятся в особых геофизических условиях. (5)В полярную ночь, которая длится здесь почти четыре месяца, ультрафиолетовые лучи солнца не касаются атмосферы, зато в полярный день они основательно прогревают её. (6)У учёных есть основания полагать, что эти процессы оказывают влияние на состояние погоды средних и умеренных широт. Какое предложение должно быть первым? 1) Атмосфера Земли поглощает значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений. 2) Многие ледяные острова Арктики недоступны для научных исследований. 3) Остров Хейса расположен в Арктике, почти в центре архипелага Земля Франца-Иосифа. 4) Атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи. Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Тем не менее 3) Между тем 4) Дело в том, что Задание 2. (1) ... (2)На своих заседаниях ООН не раз ставила вопрос о защите окружающей среды и принимала специальные резолюции. (З)Большое внимание, уделяемое этой проблеме, в значительной мере определяется гигантским прогрессом науки и техники, усиленной эксплуатацией природных ресурсов и быстрым ростом населения земного шара. (4)... из этого не следует делать выводы, что нашей планете грозит перенаселение и природные ресурсы вскоре не смогут обеспечить человечество. (5)У человечества не будет оснований для тревоги, если часть своего труда оно постоянно будет затрачивать на восстановление природных ресурсов, а богатства природы использовать разумно. Какое предложение должно быть первым? 1) Научно-техническая революция привела в целом к повышению уровня жизни людей, в то же время есть страны, где большая часть населения голодает. 2) Численность населения нашей планеты превысила 6 миллиардов. 3) В последнее время информационная безопасность становится важнейшей проблемой как в национальном, так и в международном масштабе. 4) Технический прогресс и быстрый рост населения Земли приводит к сверхинтенсивной эксплуатации ресурсов планеты. Какое из слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста? 1) Следовательно, 2) Однако 3) Иными словами, 4) Кроме того, Задание № 3 (1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно. (3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то, что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая - трудная, сложная. (7)Конечно, детство — это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы? (10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало. (13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым. (15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«3олотое детство» - это прочно затверженная формула. (17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые люди. (19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих, - и это во всех областях жизни. (20)Детство - пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками. (25)Кто-то сказал, что каждый человек - это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство. (По В. Шефнеру) После какого предложения текста должно стоять следующее предложение: «Причина лежала во мне самом»? 1) 8 2) 2 3) 13 4) 26 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 -24? 1) описание 2) повествование и описание 3) повествование 4) рассуждение Укажите предложение, в котором употреблены антонимы. 1) 1 2) 12 3) 13 4) 24 Задание № 4. Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Размышления известного поэта В. Шефнера настраивают читателя на совместные раздумья. Особенностью текста является ______ (предложения 15 - 18). Развитие авторской мысли нередко передаётся с помощью такого средства, как ______(в предложениях 13,19, 23). В последнем абзаце поэт создаёт яркий художественный образ с помощью ______, при этом важную роль играют ______ («камни» -«кирпичики»).» Список терминов: 1) развёрнутая метафора 2) индивидуально-авторские слова 3) ирония 4) ряды однородных членов предложения 5) эпитеты 6) контекстные антонимы 7) просторечные слова 8) вопросно-ответная форма изложения 9) парцелляция 10) синтаксический параллелизм Задание № 5 (1)Личная жизнь талантливых людей, как правило, вызывает огромный интерес у обывателя. (2)Это любопытство обычно не одобряется общественным мнением, однако некоторые подробности творческой жизни гениев действительно помогают человеку лучше познать самого себя. (3)Возьмём, к примеру, такое сложное понятие, как творчество. (4)Известно, что идти в творчестве можно двумя путями: путём вдохновения и путём неустанного труда. (5)Существование двух типов творческой деятельности отнюдь не результат умозрительных рассуждений: наука в последние годы чётко выделяет два типа одарённых людей. (6)Существует два полюса гениальности: представителей одного можно было бы назвать гениями от природы, представителей другого -гениями от себя. (7)Гении от природы - это Моцарт, Рафаэль, Пушкин; они творят так, как поют птицы: страстно, самозабвенно, естественно, непринуждённо. (8)Например, Иоганна Себастьяна Баха однажды спросили, трудно ли писать музыку, на что великий композитор ответил отрицательно, добавив, что главное - вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу. (9)Гении от природы, как правило, выделяются своими способностями с детских лет, и судьба благоприятствует им уже в начале жизненного пути. (10)В исторической веренице гениев от себя мы видим застенчивого, косноязычного Демосфена, ставшего величайшим оратором Древней Греции. (11)Здесь же и гигант Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность, и поразительный Ван Гог... (12)Многие из людей этого типа в детстве и юности производили впечатление малоспособных: английский писатель, политический деятель Свифт, немецкий математик, астроном, физик Гаусс считались бездарными; гениальный философ Гегель - неспособным к философии; великому Ньютону не давались точные науки, а знаменитого физика и математика Гельмгольца признавали чуть ли не слабоумным. (13)У гениев от себя преобладает несокрушимая воля, неуёмное стремление к самоутверждению, колоссальная жажда знаний и деятельности, феноменальная работоспособность. (14)Жду от вас вопроса, который так и хочет сорваться у вас с языка: «Мы-то здесь при чём? (15)Мы-то не гении, мы обыкновенные школьники, студенты!» (16)Не спешите с выводами! (17)Ведь гении, представляющие два противоположных полюса, - это своего рода пики человеческих способностей, наглядно иллюстрирующие разный характер одаренности, способностей, ума. (18)По-моему, гении от природы -своеобразный «пик», представляющий людей эмоциональных, тогда как гении от себя - вершины взлёта рационального человеческого начала. (19)Каждый же из вас тяготеет к одному из этих полюсов. (20)И от вашего склада ума, творческого темперамента во многом зависит умение учиться, способность в дальнейшем выстроить свою профессиональную жизнь. (21)Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя. (По В. Пекелису) Какое суждение противоречит позиции автора текста? 1) Изучение особенностей творческой деятельности гениев помогает обычному человеку разобраться в разных типах человеческих способностей и тем самым лучше познать самого себя. 2) Существует два типа творческой деятельности, когда человек достигает творческих вершин либо путём вдохновения, либо путём неустанного труда. 3) Все, кто в школьные годы не выделялся особыми талантами, в дальнейшем становятся выдающимися личностями в науке, искусстве. 4) От склада ума, творческого темперамента зависит способность человека организовывать учение, овладевать профессиональной деятельностью. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6? 1) описание 2) рассуждение 3) повествование 4) описание и повествование Какие слова являются синонимами прилагательного УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ (предложение 5)? 1) проницательный, вдумчивый 2) сообразительный, догадливый 3) абстрактный, отвлечённый 4) рассудительный, благоразумный Задание № 6 Прочитайте фрагмент рецензии, в которой анализируются языковые особенности приведённого выше текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Рассуждая на сложную философскую тему, автор искренне хочет заинтересовать читателя, обращаясь непосредственно к нему, к его жизненному опыту, к его чувствам и эмоциям. Отсюда и _____ («сорваться... с языка» в предложении 14), и _____ (предложение 16). Эмоциональность речи усиливают _____ («несокрушимый», «неуёмный», «колоссальный», «феноменальный»), а также _____ («как поют птицы» в предложении 7).» Список терминов: 1) сравнение 2) литота 3) риторическое обращение 4) олицетворение 5) диалектизм 6) эпитеты 7) парцелляция 8) синтаксический параллелизм 9) фразеологизм 10) риторическое восклицание |