Главная страница
Навигация по странице:

  • ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Социология»

  • ФИО студента Гринин Егор Михайлович Направление подготовки

  • Группа ИСТ-Б-01-3-2021-3 Москва 2022

  • Цель работы

  • О. Конт о методах исследования общества

  • Социальная статика и социальная динамика

  • Список использованной литературы

  • О.Конт основатель социологии. Позитивная философия по О. Конту это своеобразная переходная система между метафизикой xviii века и методологией науки xix века


    Скачать 46.9 Kb.
    НазваниеПозитивная философия по О. Конту это своеобразная переходная система между метафизикой xviii века и методологией науки xix века
    Дата05.05.2022
    Размер46.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаО.Конт основатель социологии.docx
    ТипРеферат
    #514160






    Российский государственный социальный университет




    ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    по дисциплине «Социология»


    О. Конт – основатель социологии

    (тема практического задания)

    ФИО студента

    Гринин Егор Михайлович

    Направление подготовки

    Информационные системы и технологии

    Группа

    ИСТ-Б-01-3-2021-3


    Москва 2022

    СОДЕРЖАНИЕ




    Введение 3

    1.О. Конт - родоначальник позитивизма в социологии 5

    2.О. Конт о методах исследования общества 8

    3.Социальная статика и социальная динамика 9

    Заключение 14

    Список использованной литературы 15


    Введение



    Огюст Конт (1798-1857) вошел в историю науки как основоположник философского позитивизма и социологии. Основные труды - «Курс позитивной философии» (1899-1901) и «Дух позитивной философии» (1910). В молодые годы был учеником и секретарем Сен-Симона, но не воспринял его учение, хотя позаимствовал некоторые идеи.

    Позитивная философия по О. Конту - это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII века и методологией науки XIX века. По форме его «позитивная философия близка к метафизике, а социология - к философии истории, но по общей ориентации обе воспроизводят проблемы науки XIX века».

    О. Конт не был новатором в науке в революционном значении; он добросовестный и тщательный систематик, который обобщил разнообразные идеи своего времени и осуществил первую попытку создания системы социологического знания.

    Несмотря на то, что Конт хотел создать новые принципы исследования общества, поставил вопрос о новой науке и пытался разработать ее основы - социальную физику, социологию, он сам сплошь и рядом не придерживался своих принципов и его социология больше напоминает философию истории. Однако следует отдать должное этому социологу, что он в своих исследованиях почувствовал необходимость создания новой науки на основе опыта и наблюдения и ориентировал ее на поиск законов социального развития. Он мало что достиг сам, но его принципы и ориентиры легли в основу многочисленных направлений и школ в западной социологии XIX в., которые возникали, после контовской системы.

    Цель работы: охарактеризовать Огюста Конта - основателя социологии.

    Объем работы: 14 страниц печатного текста.


    1. О. Конт - родоначальник позитивизма в социологии



    Возникновение социологии как самостоятельной науки связано с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), которого считают отцом социологии. Он предложил термин «социология», впервые использованный в его письмах в 1824 году. Однако его вклад в науку не ограничивался введением понятия «социология». Он резко противопоставил новую дисциплину философии. О. Конт видел свою задачу в том, чтобы отделить науку от метафизики и теологии.

    В работе «Курс позитивной философии» О. Конт поставил следующую цель – создать «позитивную» науку об обществе, которая соответствовала бы классическим критериям научного знания: она была бы эмпирической и объективной, позволяла бы использовать математические методы исследования и использовала бы эксперимент как метод познания. Эта модель должна была соответствовать широко распространенной в то время классической ньютоновской модели науки [3].

    Социология, согласно О. Конту должна была открыть универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Когда его спросили, как вылечить больное общество, ученый ответил: начать точную и объективную науку об обществе, такую как естествознание.

    О. Конт считается создателем позитивизма в философии и социологии. Новая позитивная наука отличалась от традиционной философии тем, что она исследовала реальные процессы в обществе, использовала только факты, эмпирическую реальность и опыт. Социология предназначена не для создания социальных утопий, а для обнаружения постоянных связей между социальными явлениями, то есть социальными законами.

    Определяющую роль в рождении самой идеи позитивной науки об обществе сыграли общенаучные факторы: уровень, достигнутый к этому времени преимущественно естественными науками, а также характер и масштабы использования эмпирических средств познания. Именно эти обстоятельства привели к утверждению классической модели науки, по образцу которой предполагалось строить науку об обществе.

    Неслучайно точные методы изучения социальных явлений применялись, прежде всего, естествоиспытателями Галлеем, Лапласом, Бюффоном, Лавуазье. Кроме того, предпосылки для создания самостоятельной науки об обществе возникли в конце XVII-начале XIX века [7, с.35].

    Не случайно О. Конт первым назвал науку об обществе социальной физикой, сделав акцент на использовании конкретных данных, фактов и их взаимосвязей, как это делает натуралист.

    Подчеркнем, что О. Конт предложил рассматривать проблему взаимосвязей в рамках больших целостностей, систем.

    Он считал общество и человечество высшим видом систем. Считается, что О. Конт заложил основы методологии, которая сейчас называется системным анализом, а также сами основы функционализма.

    Следовательно, согласно О. Конту, социология должна быть позитивной наукой.

    Это то, что отличает ее от традиционной философии.

    Слово «положительный», по О. Конту, имеет несколько значений:

    1) реальное в противовес причудливому;

    2) полезное в противовес бесплодному;

    3) достоверное в противовес сомнительному;

    4) точное в противовес смутному;

    5) организующее в противовес разрушительному [4].

    Как позитивная наука, социология должна стремиться к получению эмпирических, точных знаний, на основе которых можно предсказывать будущее.

    Ориентация на достоверное знание предполагает отказ от метафизических, ненаучных вопросов, которые, по мнению О. Конт, рассматривались традиционной философией. Он относит к таким вопросам все те ответы, которые не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты фактами, относящимися к реальности. Это вопрос о сущности явлений и их причинах.

    Реальная наука (социология) не занимается подобными вопросами, она не создает нормативных теорий общества и его развития (утопии), а открывает и исследует устойчивые повторяющиеся взаимосвязи между социальными явлениями (законами) [2, c.196].

    Конт считал, что социологию, открытую законами общества, следует преподавать в школах и университетах, учить людей правильно и разумно строить свои отношения.

    А. Конт предложил свою собственную классификацию наук. Он сопоставил их со временем их возникновения; развитием и зависимостью одного от другого; сложностью их предмета; возрастающей сложностью изучаемых ими явлений [3].

    Согласно логике О. Конта, следующим шагом должна стать отдельная наука о более сложном организме - обществе. Таким образом, в этой классификации первой фигурирует социальная физика, а позже О. Конт дает этой науке название «социология».

    В иерархии наук, составленной О. Контом (математика, астрономия, физика, химия, биология, социология), социология как наука о человеческом обществе является самой молодой. С ее помощью можно не только объяснить законы общественного устройства, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

    Математика, по словам О. Конт - это фундаментальная наука. Наука, получившая самое раннее развитие, - это астрономия, за которой следует физика, затем химия и биология.

    Для того чтобы изучать социологию, необходимо овладеть всеми этими науками.

    О. Конт поставил социологию на вершину такой иерархии. По словам О. Конт, социология должна произвести революцию в сознании людей.
    1. О. Конт о методах исследования общества



    Социология, по О. Конту, призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов развития природы. Свои открытия она делает с помощью четырех методов:

    - наблюдение,

    - эксперимент,

    - сравнительный метод,

    - исторический метод [6, c.372].

    Они должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Разработка методов, используемых при изучении общества, является неотъемлемой частью социологии Конта. Он внес значительный вклад в понимание методов социологии.

    Наблюдение - основной метод социологии. Именно он должен возвести социологию в ранг науки, лишить социальные проблемы метафизического подхода, придать материалу, которым оперирует социолог, характер объективности и общезначимости.

    О. Конт подчеркивает, что наблюдение и накопление эмпирического материала на его основе должны основываться только на теории, иначе социолог не добьется ничего, кроме накопления массы случайных, разрозненных фактов, которые сами по себе ничего не значат. Наука может использовать только те наблюдения, которые привязаны к какому-то закону.

    О. Конт проводит различие между точностью и достоверностью социального факта.

    Надежность - главная задача социологии, и в этом отношении она не уступает другим наукам. Интересно, что О. Конт был противником использования количественных методов в социологии. В XX веке социологи в основном используют количественные методы.

    Эксперимент - второй по важности метод. Ученый выделяет два вида социального эксперимента: прямой и косвенный. Первый из них протекает в рамках условий, специально созданных исследователем. Вторая рассматривает патологические отклонения в обществе, вызванные социальными потрясениями, кризисами, переворотами. В данном случае О. Конт использует «медицинскую модель», проводя аналогию между социальными аномалиями, «социальным злом» и болезнями человеческого организма. Конт считал, что «социальные болезни» ярко раскрывают законы общественного развития, поскольку болезнь позволяет лучше распознать норму.

    Сравнительный метод - это сравнение различных социальных явлений с целью выявления сходств и различий между ними, выявления общих закономерностей в их развитии и функционировании. Например, сравнение культур народов, живущих одновременно в разных частях земного шара, сравнение сообществ животных с человеческими обществами.

    О. Конт считал исторический метод наиболее подходящим для природы социальных явлений и определял его как метод «исторического сравнения различных последовательных состояний человечества». Только сравнивая целый ряд социальных явлений, взятых в их последовательности, ученый может заметить рост какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и на этой основе предсказать научно окончательный результат.

    1. Социальная статика и социальная динамика



    Социологическая теория О. Конта состоит из двух частей. Критерием такого разделения является разделение законов функционирования и законов развития общества [1, с.473].

    Социальная статика должна быть сосредоточена на «анатомии общества» и взаимодействии его составляющих элементов. Социальная динамика должна учитывать социальные законы развития и этапы социальных изменений.

    Социальная статика - это теория социального порядка, гармонии и организации.

    Общество рассматривается с точки зрения его единства, взаимосвязи между его элементами. Общество - это упорядоченный организм, в котором каждый из его элементов выполняет свою предназначенную роль, в обществе царят необходимость и целесообразность. Моменты изменчивости и отклонения от гармонии, случайности, так сказать, взяты в кавычки.

    Целью такого исследования является выяснение принципов, определяющих структуру общества, условия его гармоничного существования. По словам О. Конта, общество - это сверхиндивидуальная реальность, подчиняющаяся особым законам.

    Социальная статика рассматривает наиболее важные социальные институты, которые сохраняются при любых исторических условиях - семью, государство, религию, их вклад в социальную интеграцию, социальные функции. В этом аспекте О. Конт анализирует семью как социальный институт.

    Семья - это моральный и эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии. По словам Конта, семья действует «либо как спонтанный источник нашего нравственного воспитания, либо как естественная основа нашей политической организации. В своем первом аспекте каждая современная семья готовит общество будущего: во втором аспекте каждая новая семья продлевает жизнь нынешнего общества».

    С точки зрения О. Конта, семья является посредником между индивидом и обществом, ее задача - воспитывать подрастающее поколение в духе альтруизма, преодолевая его врожденный эгоизм.

    Она является хранителем и передатчиком традиций и опыта поколений, в ней индивид социализируется, получает качества для успешного служения человечеству, учится «жить для других». Хорошие отношения между поколениями поддерживают социальный баланс, баланс между традициями и инновациями [5, с.140].

    О. Конт исследует отношения в семье между мужчиной и женщиной, их роли и функции. Он отрицает гендерное равенство, отмечает необходимость укрепления авторитета и власти мужа.

    По силе воли и интеллекту женщина уступает мужчине. В то же время Конт считал, что роль женщины определяется ее эмоциональными и моральными качествами: способностью объединять людей, «их нравственным просвещением», способностью облагораживать грубые мужские натуры, пробуждать в них социальные чувства, основанные на солидарности.

    Важнейшим социальным институтом является государство. О. Конт рассматривает его как выражение «общего духа», это орган социальной солидарности, и индивид подчиняется ему.

    Таким образом, социальная статика, с одной стороны, обеспечивает анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, с другой - анализ элементов, определяющих консенсус, то есть превращение совокупности индивидов или семей в коллектив. Консенсус - основная идея социальной статики Конта.

    По словам О. Конта, социальная динамика - это «позитивная теория социального прогресса», то есть она рассматривает общие законы социального развития в отличие от социальной статики, которая рассматривает анатомию общества и взаимодействие его элементов. Социальная динамика основана на определенной последовательности этапов развития [2, с.198].

    Согласно законам развития общества, по мнению О. Конт, существуют три стадии политических и социальных форм организации: теологическая стадия – военное господство; метафизическая стадия - феодальное господство; позитивная стадия - индустриальная цивилизация. Эти этапы естественным образом следуют друг за другом, поэтому неравенство между социальными группами связано с определенным уровнем развития.

    Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовными и нравственными отношениями между людьми. По словам О. Конту, он формулирует основной закон социальной динамики – «закон прогресса». Она заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных сферах - искусстве, политике, промышленности. Дух играет ведущую роль повсюду. Поэтому социальная динамика должна основываться на истории человеческого духа, и в ней О. Конт подчеркивает прогресс научной мысли.

    В связи с этим ученый развивает учение (закон) о трех стадиях. Он выделяет этапы духовного развития, которые соответствуют определенным формам экономики, политики и социальной структуры:

    Первая, теологическая стадия - это античность и средневековье, где доминирует религия, влияющая на общественную жизнь. В Средние века была достигнута гармония между религией и государством.

    Второй этап - метафизический, охватывает период 1300-1800 годов, О. Конт считает его переходным, рушатся старые верования, авторитеты, власть, царит политический беспорядок.

    Но метафизика не предложила ничего нового (доктрины, способной объединить людей), необходима новая идеология, которая изменит философские доктрины [5, с. 140].

    Третья стадия - положительная. Позитивизм (позитивное знание об обществе, основанное на рассвете) должен превратиться в новую религию всего человечества.

    Чертами новой эпохи станут доминирование промышленности, рост интегрирующих чувств, быстрое развитие материальной культуры. На основе позитивизма, как религии, должно быть восстановлено гармоничное единство, утраченное на метафизической стадии развития.

    Значение социологии О. Конта определяется тем фактом, что он впервые:

    - обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;

    - определил социологию как особую науку, основанную на наблюдении;

    - поднял вопрос о проведении эмпирических исследований в социологии;

    - обосновал естественный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряд важнейших институтов общества.

    Анализируя вклад О. Конта в развитие социологической науки, современные наследники его теоретического наследия подчеркивают исторические ограничения кантовской социологии:

    - он не смог достаточно четко определить предмет и метод новой науки;

    - в его работах наблюдается недооценка важности общей теории и абсолютизация изучения отдельных социальных фактов, эмпиризм;

    - незаконная аналогия социальных явлений, процессов и законов с изучаемыми естественными науками.

    Заключение



    Общие итоги исторического значения учения Конта таковы.

    О. Конт поставил задачу - создать новую науку об - обществе-социологии. Он ввел в научный обиход очень удачный термин «социология», который сам по себе был активным катализатором для поисков предмета и методов новой науки.

    Ориентация социологии на «позитивное знания», то есть на предметную и методическую определенность, научность, при всех недостатках самого позитивизма, безусловно сыграла прогрессивную роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытия социальных законов, углубление знаний о человеке.

    Двойственную роль сыграла система классификации наук, где «социальная физика» (социология) выводилась из биологии. С одной стороны, это была попытка сориентировать социальное познание на поиски точных методов исследования, а с другой - эта система породила целый ряд вульгаризаторских социологических направлений, которые сводили социальное к биологическому или психологическому.

    Плодотворными оказались попытки Конта рассмотреть общество как систему с ее статистическими и динамическими элементами, что стимулировало в социологии разработку системосохраняемых факторов и изучения механизмов социальных изменений - эволюции или прогресса в обществе. Как ни парадоксально, но «позитивная система» О. Конта оказалась довольно-таки «метафизической» и абстрактной вопреки собственным принципам: ей не хватает данных наблюдений, а также точных методов исследования социальных явлений. Система социологии Конта не имела своих сторонников и последователей. Американский социолог А. Босков отмечает, что «с внешней стороны Конт дал социологии имя и программу, которую он проповедовал, но которой сам не подражал». И с этим вполне можно согласиться.

    Список использованной литературы




    1. Бачинин В.А. Социология. Академический курс / В.А. Бачинин. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 871 с.

    2. Виленский О.Г. Талант и гений в сочетании с психическими расстройствами: Огюст Конт // О.Г. Виленский Психиатрия. Социальные аспекты: Учебное пособие для студентов медвузов, врачей, психологов, социологов, юристов, историков и политологов. – М.: Познавательная книга плюс, 2002. – С. 196-198.

    3. Конт О. Курс положительной философии в 6 томах. – СПб., 1990. – 178 с.

    4. Конт О. Общий обзор позитивизма / Перевод с французского И.  А. Шапиро. Под ред. Э. Л. Радлова. – Изд. 2-е. – М.: Книжний дом «Либроком», 2011. – 296 с. 

    5. Лебедев С.А. Философия науки // Философия науки (основные направления, концепции, категории): краткая энцикл. – М.: Академ. Проект, 2008. – С. 140.

    6. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – 459 с.

    7. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В. Харчева. – М.: Логос, 2000. – 302 с.





    написать администратору сайта