|
Буркулов Социология. Позитивной политики
| Годы жизни
| труды
| идеи
| Конт
| 19 января 1798 – 5 сентября 1857 гг.
| Система позитивной политики ·“Курс позитивной философии” в 6-ти томах (1830-1842). ·“Рассуждение о духе позитивной философии” 1844г. ·“Позитивистский катехизис” 1851г. ·“Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества”, в 4-х томах (1851-1854г.г.)
«Позитивный календарь», (1854)-
· Воспитание человека с помощью системы культов по Огюсту Конту
(1854)
| Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности т.е. в социальное целое, где однако, это целое общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.
| Спенсер
| 27 апреля 1820 – 8 декабря 1903 гг.
| Социальная статика, «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии». «Основания социологии», «Социология как предмет изучения» (1873 г., рус. пер. 1896 г.).
| Центральной идеей всего его творчества была идея эволюции. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности т.е. в социальное целое, где однако, это целое общество не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии.
| Дюркгейм
| 15 апреля 1858 – 15 ноября 1917 гг.
| «Элементы социологии» (1889)
· «О разделении общественного труда» (1893)
· «Правила социологического метода» (1895)
· «Самоубийство» (1897)
· «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (1912)
· «Воспитание и социология» (опубликовано посмертно в 1922)
· «Социология и философия» (опубликовано посмертно в 1924)
· «Эволюция педагогики во Франции» (опубликовано посмертно в 1938
| Принцип автономности и специфичности социальной реальности.
Идея принципа в том, что общество существует и развивается как целостная система, которая не сводится к сумме индивидов. То есть коллективные представления нельзя выводить из индивидуальных, общество нельзя выводить из индивида, целое нельзя выводить из части. Э. Дюркгейм наделил общество физическим и моральным превосходством над индивидами, отождествляя с Богом. Общество – это богатая реальность (богаче, чем индивид), которая доминирует над человеком и является источником высших ценностей. Все социальные явления можно объяснить социальной средой, где они существуют.
| Вебер
| 21 апреля 1864 -14 июня 1920 гг.
| "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891), "Национальное государство и народно-хозяйственная политика" (1895), "Объективность социально-научного и социально-политического познания" (1904), "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии.
| Макс Вебер основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимального рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений.
| Маркс
| 5 мая 1818 – 14 марта 1883 гг.
| «Манифест Коммунистической партии».
«Капитал».
«Экономическо-философские рукописи».
«К критике гегелевской философии права».
«Немецкая идеология».
«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».
«Критика Готской программы».
| Классовая борьба. Маркс полагал, что основной конфликт человечества бушует между правящим классом или буржуазией, которая контролирует средства производства, такие как фабрики, фермы и шахты, и рабочим классом, или пролетариатом, который вынужден продавать свой труд.
Диктатура пролетариата. Эта идея, выдвинутая ранним социалистическим революционером Иосифом Вейдемейером и принятая Марксом и Энгельсом, относится к цели получения рабочим классом контроля над политической властью. Коммунизм. Согласно теории исторического материализма Маркса, общества проходят шесть этапов: первобытный коммунизм, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, социализм и, наконец, глобальный безгосударственный коммунизм. Интернационализм. Идея лежит в основе советского интернационализма, объединяющего судьбу таких географически отдаленных стран, как СССР, Вьетнам и Куба, и революционных групп, в том числе колумбийской ФАРК или Курдской рабочей партии РПК, а также антиглобалистских движений.
Опиум народа. Маркс полагал, что религия, подобно наркотику, помогает эксплуатируемым подавлять их непосредственную боль и страдания с помощью приятных иллюзий на благо их угнетателей.
| |
|
|