Главная страница
Навигация по странице:

  • Познавательная функция культурологии

  • Концептуально-описательная функция

  • Мировоззренчески-идеологическая функция

  • Образовательная (обучающая) функция

  • Документ Microsoft Word (2). Познавательная функция культурологии


    Скачать 30.48 Kb.
    НазваниеПознавательная функция культурологии
    Дата20.10.2018
    Размер30.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипДокументы
    #53987

    Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Он появился вместе с зарождением культурологии. Этот метод рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.

    Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.

    На выявления различных типов культур направлен типологический метод.

    На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур.

    Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур.

    Вычленение задач культурологии позволяет определить и ее основные функции. Они могут быть сведены к следующему. Познавательная функция культурологии имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры.

    Концептуально-описательная функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.

    Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом.

    Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.

    Мировоззренчески-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм, на поведение личности и социальных общностей.

    Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, тех или иных ее типов, видов и форм, выяснив тенденции, способна через систему учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии человека и общества.

    Сущность культуры

    Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному". Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно, и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, был включен в систему культуры, которая тем самым приобретала смысл "образования" и "воспитания".

    Правда само различие между естественным и созидаемым человеком, рукотворным, было замечено и обозначено общественным сознанием задолго до того, как вошел в употребление термин "культура": так древнегреческое "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство", отсюда - "техника") имело близкий смысл, а в XVIII в. культура стала предметом специального теоретического и исторического изучения (Вико, Гердер, французские энциклопедисты). С тех пор было сделано немало попыток уточнить содержание самого понятия "культура", однако единства взглядов достигнуто не было. В 1952 году американские исследователи А. Кребер и А. Клакхон в книге "Культура" классифицировали все представления о культуре, которые были предложены в конце XIX-начале XX веков, и при этом собрали около 200 определений!

    Это объясняется прежде всего сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

    Суть его состоит в том, что сущность культуры выявляется при рассмотрении ее как одной из форм бытия. Бытие - исходное философское понятие, которое определяет целостность объективной реальности. Исходной формой бытия является природа; на определенной ступени развития природы рождается новая форма бытия - человеческое общество, которое отличается от природной, естественной формы существования животных принципиально иным типом жизни, деятельности и развития. Это принципиальное отличие состоит в том, что законы поведения людей в обществе не передаются по наследству чисто биологически, как это происходит у животных, а вырабатываются каждым новым поколением прижизненно. Однако при этом человек остается биологическим существом и повинуется тем же законам природы, что и животные или неодушевленные предметы. Таким образом, человек вынужден синтезировать в себе, в своем существовании и поведении, природные и общественные закономерности. Поэтому человек оказывается некоей третьей формой бытия наряду с природой и обществом. Но это не механическое соединение природного и общественного, а их органическая, неделимая связь. Вследствие этого у человека появляются новые качества - их называют "системными", - что делает его центральным звеном в цепи основных форм бытия (рис. 1).

    Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального? Эта возможность обусловлена принципиальным отличиемдеятельности человека от поведения животных. Жизненная активность последних обращена только на удовлетворение их витальных (от лат. vita - жизнь), биологических потребностей, а для этого достаточно наследственного генетического кода, определяющего поведение животного. У человека же программы деятельности не "закодированы" в генах и передаются от поколения к поколению и от вида к индивиду новым механизмом - "социальным наследованием", - который вырабатывается культурой. Работа этого "механизма" состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, т. е. опредмечивается в вещах, произведениях науки, искусства, философии, религии. В этих произведениях аккумулируются, "отвердевают" и таким образом передаются из поколения в поколение, наследуются каждым человеком вырабатываемые людьми знания, ценности и умения. Так возникает еще одна (уже четвертая после природы, человека и общества) форма бытия - культура (рис. 2). А сам человек становится уже не двух-, а трехсторонним существом - био-социо-культурным. Таким образом, культура предстает перед нами как процесс человеческой деятельности, включающий в себя следующие звенья:https://studfiles.net/html/2706/285/html_js9xsjs0h8.m2l5/img-d9p6dd.jpghttps://studfiles.net/html/2706/285/html_js9xsjs0h8.m2l5/img-xm70js.jpg

    во-первых, это сам человек как субъект деятельности, обладающий не врожденными, а благоприобретаемыми качествами, т. е. такими, которые, опираясь на природные задатки, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого отдельного человека (по закону "онтогенез повторяет филогенез", т. е. биография человека кратко повторяет "биографию" человечества);

    во-вторых, это способы деятельности человека, которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию. Это и есть "опредмечивание сущностных сил человека", о котором мы говорили, т. е. процесс "отторжения" от человека его прижизненно усвоенных и накопленных достижений;


    написать администратору сайта