№ п/п
Время
Философская школа. Направление. Персоналии.
Основные идеи
Древняя Греция
| 1.
| Ок. 625 - 355 гг. до н. э
| Философская школа:
Философская школа пифагорейцев. (Пифагор)
Афинская философская школа. (Сократ)
Философская школа Атомистики. Синтез трёх философский школ: милетской, элейской и пифагорейской. (Демокрит Абдерский)
Милетская философская школа. (Фалес Милетский)
Философская школа Софистов. (Горгий, Протагор)
Гедоническая философская школа. (Аристипп)
Милетская школа Натурфилософии. (Анаксимен из Милета)
Направление:
Научный подход к познанию мира и религиозно-оккультный образ жизни. (Пифагор)
Значение человеческой личности. (Сократ)
Метериализм. (Демокрит Абдерский)
Математическая и астрономическая деятельность. (Фалес Милетский)
Логическое мышление, абсолютный скептицизм. (Горгий)
Гедонизм. (Аристипп)
Астрономия и метеорология. (Анаксимен из Милета)
Софистика (Протагор)
Персоналии:
Пифагор Самосский
Самые ранние известные источники писали о Пифагоре 200 лет спустя после его смерти, причем сам Пифагор не оставил собственных письменных трудов, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его учеников, не всегда беспристрастных.
По словам античных авторов Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание.
Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса. Мнесарх был камнерезом; по словам же Порфирия он был богатым купцом из Тира, получившим самосское гражданство за раздачу хлеба в неурожайный год. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.
«Его философия распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать во всех посольствах и общественных делах. Пифагор чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества, одновременно заниматься философией, и видел, что все прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав все это, отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше способных к обучению людей.»
Сократ
Сократ был сыном каменотёса Софроникса и повитухи Фенареты. Получил разностороннее образование. Был женат на злой женщине по имени Ксантиппа.
Аристофан в «Облаках» нарисовал иронический образ Сократа, выведя его в виде софиста, астролога и «физика», владельца «мыслильни». Саркастически издеваясь над Сократом, Аристофан издевается над распространёнными в то время модами, увлечением натурфилософией и софистическим образованием.
Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» рисует Сократа благонравным учителем добродетели, который вполне лоялен по отношению к государству. Ксенофонт нарисовал приниженный образ Сократа, которого ни за что обвинили в развращении молодежи.
Платон же изображает Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого излагаются собственные мысли Платона.
Демокрит Абдерский
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал по свету, изучая философские и натурфилософские воззрения различных народов (Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия).
Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа; возможно, встречался с Анаксагором.
Фалес Милетский
Древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Именем Фалеса названа геометрическая теорема.
Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.
Горгий
Горгий родился в г. Леонтины. Риторике обучался в Сицилии у знаменитого Корака. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Возглавляя Леонийское посольство в Афинах, Горгий сумел своей речью уговорить афинян предоставить военную помощь. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии в 392 году он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему даже была поставлена статуя в Олимпии).
Горгий также был одним из учителей Антисфена — основателя школы киников.
Аристипп
Древнегреческий философ из Кирены в Северной Африке, основатель киренской, или гедонической, школы, ученик и друг Сократа, с софистическим уклоном.
Анаксимен из Милета
Милетский – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. До нас дошёл только незначительный отрывок его большого сочинения «О природе». Круг научных интересов Анаксимена более узок, нежели у Анаксимандра: вопросы биологии и математики Анаксимена, по-видимому, не интересовали. Он прежде всего – астроном и метеоролог.
Протагор
Древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в нескольких греческих городах, в частности, в Сицилии и Италии. В Афинах, помимо других, он общался с Периклом и Еврипидом.
Протагора обучил философии Демокрит, который взял его в ученики, увидев как тот, будучи носильщиком, рационально укладывает поленья в вязанки.
«Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.»
Протагор
| Пифагор:
Освобождение души путём нравственного и физического ощищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.
В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали.
Сократ:
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.
Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.
Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
Демокрит:
Основным принципом существования человека Демокрит считал нахождение в состоянии благостного, безмятежного расположения духа (эвтюмия), лишенном страстей и крайностей. Это не простое лишь чувственное удовольствие, а состояние «покоя, безмятежности и гармонии».
Демокрит считал, что всё зло и несчастья происходят с человеком из-за отсутствия необходимого знания. Отсюда он делал вывод, что устранение проблем лежит в приобретении знаний. Оптимистическая философия Демокрита не допускала абсолютности зла, выводя мудрость средством достижения счастья.
Фалес Милетский:
Фалес впервые вводит понятие природы (φύσις, отсюда прилагательное «физический»). Основным свойством природы Фалес считал изменчивость, поэтому её суть он выражает в метафоре воды.
Горгий:
Ничего не существует. Если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо. Если бы даже что-нибудь существовало и было познаваемо, то знание о нём нельзя было бы сообщить другим.
Аристипп:
Познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях.
В мышлении, как и в действиях, следует придавать значение только настоящему. Только им мы можем свободно распоряжаться.
Анаксимен из Милета:
Считал материальным началом воздух (апейрон), из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни.
Состояние погоды он связывал с активностью Солнца.
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей. Сущих - в том, что они сущи и не сущих - в том, что они не сущи».
Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.
Все существует лишь в отношении к другому, для человека истинно все, что кажется ему таковым, вещь для меня такова, какой она мне кажется.
| 2.
| ок. 45 - ок. 127
| Философская школа:
Философская школа Платона.
Направление:
Сочинения-размышления по различным отраслям науки.
Персоналии:
Плутарх из Херонеи
Плутарх, писатель, философ и историк, родился ок. 45 г. Учился в Афинах, но большую часть жизни провел в городе Херонее, в Беотии — области, расположенной в Средней Греции. Избирался архонтом правителем — Херонеи. С 95 г. был верховным жрецом храма Аполлона Пифийского в Дельфах.
Плутарх написал фундаментальный исторический труд — «Сравнительные жизнеописания», в котором изложил биографии героев и правителей Древнего Рима и Древней Греции. В «Сравнительных жизнеописаниях» сравниваются биографии великих греков с великими римлянами. Плутарх нашёл много общего в жизни Солона и Попликолы, Пирра и Мария, Александра Македонского и Юлия Цезаря и других великих людей древнего мира.
|
Основой государства Плутарх считал семью, восхвалению которой посвящены им особые сочинения.
Плутарх призывал, размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать частную и общественную жизнь разумно-гармонической.
| Древний Рим
| 3.
| 4 г. до н.э. – 180 г. н.э.
| Философская школа:
Философская школа Стоицизма (Луций Анней Сенека)
Направление:
Учение материалистического монизма во всех частях философии (Луций анней Сенека)
Персоналии:
Луций Анней Сенека
Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.
Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.
Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Был фактическим правителем Рима в молодые годы Нерона, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом…
| Луций Анней Сенека:
Согласно учению Сенеки, все телесно. Это значит, что все есть теплое дыхание, или «пневма», т. е. огонь.
Бог одновременно есть и огонь, иначе говоря — тело, и идея, разум, творящая сила, любящий отец
Сенека учит о том, что жизнь человека определяется звездами, так что мистическое и мифическое объяснение явлений природы и человеческой жизни сохраняется у него во всей своей силе.
Все люди — члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники — те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом.
| Средневековье
| 4.
| VI в. н.э.
| Философская школа:
Александрийская школа неоплатонизма. (Аммо́ний Ге́рмий, Дави́д Ана́хт, Иоанн Филопон, Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций, Гермий Александрийский, Немезий)
Направление:
Астрономия, литературная и преподавательская деятельность.(Аммо́ний Ге́рмий)
Философские споры, исследование назначения философского знания. (Дави́д Ана́хт)
Литературная деятельность. (Иоанн Филопон, Немезий)
Философские сочинения, переводы. (Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций)
Учения неоплатонизма. (Гермий Александрийский)
Персоналии:
Аммоний Гермий (440 - 520)
Сын Гермия Александрийского и Эдесии. Гермий Александрийский умер, когда Аммоний был ещё ребенком; достигнув совершеннолетия, Аммоний, вместе с братом Гелиодором, в сопровождении Эдесии, отправился в Афины заниматься философией у Прокла. Вернувшись в Александрию, Аммоний стал во главе Александрийской школы и преподавал Платона и Аристотеля до конца жизни.
Давид Анахт (V век - 1-я половина VI века)
Античный армянский философ-неоплатоник. Давид Анахт учился в Александрии и Афинах. Прозвище «Непобедимый» получил за постоянные победы в философских спорах. Философской деятельностью занимался не только в Византии, но также в Армении, где философия стала развиваться незадолго до его рождения с созданием армянского алфавита Месропом Маштоцем в самом начале V века).
Иоанн Филопон (ок. 490 - 570)
Философ-неоплатоник и физик, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия; христианин. Прозван «Филопоном» (трудолюбивым) за усердие в науках.
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок.480 - 524, по другим сведениям в 526)
Римский государственный деятель, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог.
Гермий Александрийский (410 - 450)
Античный философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Сириана Александрийского.
Немезий (ок. 390)
Философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма.
Немезий известен только по своему трактату «О природе человека», который посвящен разъяснению сущности человека.
| Аммоний Гермий:
Учение о «восхождении души»
Идеи Александрийской школы неоплатонизма.
Давид Анахт:
Осуждение скептицизма и релятивизма.
Исходным началом теоретической философии является познавательная способность души, опирающаяся на практические нужды человека; целью — постижение сущего.
Практическая философия на основе результатов теоретической должна вести души людей к добродетели.
Иоанн Филопон:
Свободное движение поддерживает не окружающая среда, как считал Аристотель, а некоторый начальный запас того, что впоследствии было названо «импетус»
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций:
Проблема совмещения свободы воли с промыслом Бога.
Знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной самих этих действий.
Гермий Александрийский:
Гермий разрабатывает тройное ноуменальное деление: ум предметный, ум умственно-деятельный, ум демиургический (сверхмировой).
У Гермия представлена концепция пневматического тела, отличного и от физического тела, и от светового (или идеального) тела души.
Гермий следует учению о фантазии, которое понимает под фантазией не обычные пассивно-отобразительные процессы (как почти повсюду в античности), но такое срединное состояние психики, в котором мыслимое и чувственное слито в одно нераздельное целое, и это целое уже обладает самостоятельной активностью.
Немезий:
Если человеку не удается поступать так, как велит ему свободный разум, и даже если вообще существуют пороки и преступления, то все совершается по усмотрению провидения.
Провидение заботится о судьбе человека и всех людей вообще; и поэтому если, например, совершено преступление, это значит, что оно в том или ином смысле для человека необходимо
| 5.
| X в. н. э.
| Философская школа:
Неоплатонизм. (Исаак Исраэли, Аль-Фараби)
Философская школа Атомистики и Натурфилософии. (Ар-Рази)
Направление:
Медицина и литературная деятельность. (Исаак Исраэли)
Гностицизм. (Ар-Рази)
Учения аристотелизма и неоплатонизма.
Персоналии:
Исаак Исраэли (ок. 850, Египет - 950)
Еврейский врач, философ-неоплатоник и комментатор Писания. Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в Кайруан (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии Фатимидов.
Ар-Рази (ок. 865, Рей - ок. 925, там же)
Персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения Ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Rhazes и Abubater.
Аль-Фараби (873 - 950)
Один из крупнейших представителей восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы, где он был известен под латинизированным именем Alpharabius.
| Исаак Исраэли:
Причина существования мира — мудрость и благость Творца, которые Он желал проявить в мире.
Душа представляет собой субстанцию, не зависящую от тела
Предназначение человека - познание Истины и добрые дела, за которыми последует награда. Высшая же награда - соединение Божественной души с Высшей душой, вплоть до «Божественного света».
Ар-Рази:
Посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому — изучение философии.
Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами.
Аль-Фараби:
Всё сущее распределено по шести ступеням-началам, связанным отношениями причины и следствия.
Аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства.
| 6.
| XI в. н. э.
| Философская школа:
Аристотелизм и неоплатонизм. (Иоанн Итал)
Восточный Аристотелизм. (Ибн Сина)
Неоплатонизм. (Михаи́л Пселл)
Схоластика. (Ансе́льм Кентербери́йский)
Направление:
Преподавательская деятельность (Иоанн Итал)
Метафизические исследования (Ибн Сина)
Преподавательская и литературная деятельность. Учение Платона. (Михаи́л Пселл)
Западная философия (Ансе́льм Кентербери́йский)
Персоналии:
Иоанн Итал
Византийский философ XI века. скусный диалектик, особенно прославился своей преподавательской деятельностью, посвящённой толкованию Аристотеля, но также и Платона, и неоплатоников.
Ибн Сина (980 - 1037)
Среднеазиатский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авице́нна.
Михаил Пселл (1018, Константинополь - около 1078 или позже)
Учёный византийский монах, приближенный ко многим императорам; автор исторических и философских трудов. Одним из первых выдвинул в противовес средневековому увлечению Аристотелем учение Платона, чем подготовил расцвет платонизма в годы Возрождения.
Ансельм Кентерберийский (1033, Аоста, Италия - 21 апреля 1109, Кентербери)
Католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093). Представитель рационализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078).
| Иоанн Итал:
Сущность учения Иоанна сводится к платоновским идеям, к предсуществованию душ и творению мира из предвечной материи, а также к переселению душ.
Ибн Сина:
Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе.
Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира.
Михаил Пселл:
Философия Платона.
Ансельм Кентерберийский:
Онтологическое доказательство бытия Божия.
Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о себе).
| 7.
| XII в. н. э.
| Философская школа:
Схоластика. (Пьер Абеляр, Гуго Сен-Викторский, Пётр Ломбардский)
Направление:
Концептуализм. Разрешение спора между реализмом и номинализмом. (Пьер Абеляр)
Преподавательская деятельность. (Гуго Сен-Викторский)
Догматическое богословие. (Пётр Ломбардский)
Персоналии:
Пьер Абеляр (1079 - 21 апреля 1142)
Знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
Гуго Сен-Викторский (1096/97 - 1141)
Французский философ, богослов, педагог. Родился во Фландрии в знатной семье. Получил начальное образование в Хаммерслебенском монастыре близ немецкого города Хальберштадта, затем переехал в Париж, который был центром философско-теологического образования Западной Европы. Обосновался в аббатстве Сен-Виктор, где находилась крупная философская школа созданная Гильомом де Шампо. Гуго Сен-Викторский — самый знаменитый представитель этой школы, с 1138 г. — её глава.
Пётр Ломбардский (? - около 1164)
Католический богослов и философ-схоласт XII века. Родился Пётр около Новары в Ломбардии. В 1159 был назначен епископом парижским. Учился в Болонье, Реймсе и Париже. Пьер Абеляр был причиной того, что Ломбардец оставлся жить в Париже и стал достаточно известным магистром парижских школ.
| Пьер Абеляр:
В учении Абеляра заключалось уже примирение двух великих противоположностей между собой, конечного и бесконечного.
Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание.
Гуго Сен-Викторский:
Чтение должно перемежаться с размышлениями и запоминанием прочитанного и услышанного от учителя.
Пётр Ломбардский:
Магнум опус Петра Ломбардского — «Сентенции в чётырех книгах» или просто «Сентенции». В этой работе первый раз в католическом мире догматическое богословие было сведено в одно систематическое целое.
| 8.
| XIII в. н. э.
| Философская школа:
Схоластика. (Фома́ Акви́нский, Райму́нд Лу́ллий, Альбе́рт Вели́кий)
Направление:
Связь христианского вероучения с философией Аристотеля. (Фома́ Акви́нский)
Реализм. (Райму́нд Лу́ллий)
Литературная деятельность, естественные науки. (Альбе́рт Вели́кий)
Персоналии:
Фома Аквинский (1225, замок Роккасекка, близ Аквино - 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима)
Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Раймунд Луллий (ок. 1235 - 1315)
Поэт, философ и миссионер, один из наиболее оригинальных представителей средневекового миросозерцания с положительной его стороны.
Альберт Великий (1193 - 15 ноября 1280)
Философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви. Беатифицирован в 1622 г, в 1931 г. папа Пий XI канонизировал Альберта. В 1941 г. был провозглашён покровителем учёных.
| Фома Аквинский:
Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.
Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.
Раймунд Луллий:
Истина - одна: истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами.
По Луллию, разум и вера суть различные формы одного и того же содержания, и это различие он определяет так: разум показывает возможность и необходимость того, чего действительность даётся верой.
Альберт Великий:
Идеи и методы аристотелизма.
| Древний Китай
| 9.
| VI—II вв. до н. э.
| Философская школа:
Даосизм. (Лао-цзы)
Конфуцианство. (Конфуций)
Моизм. (Мо-цзы)
Легизм. (Шан Ян)
Школа имён. (Гунсунь Лун)
Направление:
Идея двух первоначал - Дао и Дэ. (Лао-цзы)
Педагогическая деятельность. Основатель конфуцианства. (Конфуций)
Учение о всеобщей любви. (Мо-цзы)
Политическая деятельность. (Шан Ян)
Педагогическая деятельность. Споры. (Гунсунь Лун)
Персоналии:
Лао-цзы
Древнекитайский философ VI—IV веков до н. э., один из основателей учения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути и благодати», другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал три телеги).
Конфуций (ок. 551 до н. э. - 479 до н. э.)
Древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя - Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы - «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
Мо-цзы (ок. 470 - ок. 391 до н. э.)
Древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей любви. Религиозная форма этого учения - моизм - на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.
Шан Ян (390 до н. э. - 338 до н. э.)
Выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма -философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.
Гунсунь Лун (IV—III вв. до н. э.)
Древнекитайский философ. Один из наиболее известных (наряду с Дэн Си и Хуэй Ши) представителей Школы имён (мин цзя). Жил в IV—III вв. до н. э. Родился в царстве Чжао. Прославился как искусный спорщик. Широкую известность получил приписываемым ему рассуждением о том, что «белая лошадь не лошадь» (кит. 白馬非馬 — бай ма фэй ма). Под его именем до нашего времени дошёл трактат из шести глав. Считается, что первая глава, представляющая собой введение, написана последователями философа. Согласно некоторым свидетельствам, у него было несколько учеников.
| Лао-цзы:
Жизнь - это «мягкое» и «гибкое». Смерть - это «жесткое» и «твердое». Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с Дао - это отказ от агрессии, уступка. Это не следует понимать как призыв к сдаче и подчинению - нужно стремиться овладеть ситуацией, не прилагая слишком больших усилий.
Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности - напротив, следует вернуться к состоянию «необработанного дерева», или к состоянию «младенца».
Конфуций:
Создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Пять постоянств праведного человека.
Мо-цзы:
Всеобщая любовь друг к другу, необходимость отказа от завоевательных войн, восхваление добродетели, экономия в тратах, сдержанность при похоронах, соблюдение воли небес, бессмысленность занятий музыкой и критика фатализма.
«Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город»
|
|
|
| Шан Ян:
Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна.
Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.
Гунсунь Лун:
Рассуждения о том, что «белая лошадь не лошадь».
Трактат из шести глав. Гунсунь Лун подчеркивая абсолютность и постоянство имен, пришёл к теории платоновских идей.
| 10.
| II в. до н. э. — X в. н. э.
| Философская школа:
Конфуцианство. (Дун Чжуншу)
Направление:
Политическая деятельность. Китайская философия. (Дун Чжуншу)
Персоналии:
Дун Чжуншу (ок. 179—104 гг. до н. э.)
Конфуцианский философ, который в качестве приближенного советника императора У-ди добился изгнания из правительства приверженцев конкурирующих идеологий и провозглашения конфуцианства господствующей доктриной Ханьской державы. Ему приписывается основание императорской школы для чиновников, в которой была разработана теория и практика кэцзюя.
| Дун Чжуншу:
В центре его внимания оказывается проблема взаимоотношений человека и неба, посредником между которыми философ видит императора.
| |