Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 1.2

  • Задание 1.3

  • Задание 1.4

  • ООП Практическая 1. Задание 1. Практическая работа 1. Работа с последовательными контейнерами Задание 1


    Скачать 0.78 Mb.
    НазваниеПрактическая работа 1. Работа с последовательными контейнерами Задание 1
    АнкорООП Практическая 1
    Дата16.11.2022
    Размер0.78 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗадание 1.pdf
    ТипПрактическая работа
    #792454


    45
    ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
    Практическая работа №1. Работа с последовательными контейнерами
    Задание 1.1
    Постройте связный список (используйте класс list библиотеки STL), который содержит объекты указанного в таблице 1.1 типа T. Постройте функции добавления push() и удаления pop() элементов таким образом, чтобы список оставался отсортированным при выполнении этих операций
    (допустимо удаление из начала контейнера, с конца и из произвольного места). Постройте функцию filter(), которая принимает предикат P (см. таблицу 1.1) и возвращает новый список с объектами, для которых предикат принимает истинное значение. Постройте функцию вывода содержимого списка с помощью итераторов.
    Примечание: В этом задании не требуется создавать класс списка, нужно
    использовать класс list из библиотеки STL и написать отдельно требуемые
    функции (не методы класса).
    Код 1.1. Пример функции добавления в список элемента с сохранением упорядоченности
    #include

    #include
    using namespace std; template
    <
    class
    T
    > void insert(
    list
    <
    T
    >& lst
    ,
    T
    element
    )
    { list
    <
    T
    >::iterator p = lst
    .begin(); while
    (p != lst
    .end())
    { if
    (*p > element
    ) break
    ; p++;
    } lst
    .insert(p, element
    );
    }

    46
    int main
    ()
    { list
    <
    char
    > lst; int i=0; for
    (i=0;i<10;i+=2) lst.push_back(
    'A'
    + i); insert(lst,
    'X'
    ); list
    <
    char
    >::
    iterator p = lst.begin(); while
    (p
    !=
    lst.end())
    {
    //перемещение по контейнеру с помощью указателя, нет операции [i]
    cout
    <<*
    p
    <<
    ""
    ; p
    ++
    ;
    } return
    0;
    }
    Таблица 1.1. Варианты типов хранимых в контейнере значений и условие предиката в функции фильтрации
    Вариант Тип T
    Условие предиката P
    1. char
    Только буквы верхнего регистра. Сортировка по коду символа.
    2. double
    Только положительные числа
    3. int
    Только простые числа
    4.
    Complex Только комплексные числа с отрицательной действи- тельной частью. Сортировка по модулю комплексного числа.
    5.
    Point2D Только точки, лежащие во втором октанте. Сортировка по расстоянию до центра координат.
    6.
    Fraction Только правильные дроби. Сортировка по величине дро- би.
    7. char
    Только гласные
    8. double
    Числа, модули которых больше некоторого значения a
    9. int
    Только числа, являющиеся факториалами
    10. int
    Только квадраты некоторых целых чисел (1, 4, 9, 16 и

    47
    т.д.)
    11.
    Complex Только чисто мнимые числа. Сортировка по модулю комплексного числа.
    12.
    Fraction Только дроби с числителями, представляющими простые числа.
    13.
    Point2D Только точки, лежащие за пределами единичного круга.
    14. int
    Только элементы последовательности Фибоначчи
    15.
    Fraction Дроби, по модулю превосходящие некоторое значения a
    16. char
    Только согласные.
    17. double
    Числа, модули которых меньше некоторого значения a
    18. int
    Только числа, кратные 3 19.
    Complex Только комплексные числа с четной действительной ча- стью. Сортировка по модулю комплексного числа.
    20.
    Point2D Только точки, лежащие внутри единичного квадрата с центров в начале координат. Сортировка по расстоянию до центра координат.
    21.
    Fraction Только дроби, у которых числитель квадрат некоторого числа. Сортировка по величине дроби.
    22. char
    Только буквы нижнего регистра.
    23. double
    Числа, дробная часть которых не превосходит a
    24. int
    Только числа, являющиеся факториалами четных значе- ний
    25. int
    Только кубы некоторых целых чисел (1, 8, 27, 64 и т.д.)
    26.
    Complex Только комплексные числа с нечетной действительной и мнимой частью. Сортировка по модулю комплексного числа.
    27.
    Fraction Только дроби с числителями, представляющими простые числа.
    28.
    Point2D Только точки, лежащие внутри единичного круга.
    29. int
    Только числа, кратные 7, отрицательные
    30.
    Fraction Дроби, по модулю, не превосходящие некоторое значе- ния a
    Задание 1.2
    Заполните список из пункта 1 объектами класса С (таблица 1.2), сохраняя убывание по приоритету: полю или группе полей, указанных в варианте. Функция pop() должна удалять объект из контейнера и возвращать

    48
    как результат объект с наибольшим приоритетом (определяется по полям, указанным в третьем столбце таблицы 1.2: больший приоритет имеет объект с большим значением первого поля; если значение первого поля совпадает, то сравниваются значения второго поля и так далее). Если больший приоритет имеют объекты с меньшим значением поля (упорядоченность по возрастанию), это указано в скобках.
    Пример из варианта 1: объекты недвижимости сортируются по убыванию
    цены. Если цена совпадает, то сравниваем по адресу, но для адреса уже
    используется упорядочение по возрастанию (“меньший” адрес - больший
    приоритет, строки сравниваются в лексикографическом порядке, “как в
    словаре”).
    Таблица 1.2. Варианты типов хранимых в контейнере значений и порядок сравнения полей для упорядочения объектов
    Вари- ант
    Класс C
    Приоритет
    1.
    «Объект жилой недвижимости».
    Минимальный набор полей: адрес, тип
    (перечислимый тип: городской дом, заго- родный дом, квартира, дача), общая пло- щадь, жилая площадь, цена.
    Цена; адрес (по воз- растанию)
    2.
    «Сериал».
    Минимальный набор полей: название, продюсер, количество сезонов, популяр- ность, рейтинг, дата запуска, страна.
    Рейтинг; название (по возрастанию)
    3.
    «Смартфон».
    Минимальный набор полей: название, раз- мер экрана, количество камер, объем ак- кумулятора, максимальное количество ча- сов без подзарядки, цена.
    Цена, количество ка- мер, размер экрана; название марки (по возрастанию)
    4.
    «Спортсмен».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя, возраст, гражданство, вид спорта, количе- ство медалей.
    Количество медалей; возраст (по возраста- нию); фамилия и имя
    (по возрастанию)
    5.
    «Врач».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя,
    Рейтинг, стаж; фами- лия и имя (по возрас-

    49
    специальность, должность, стаж, рейтинг
    (вещественное число от 0 до 100). танию)
    6.
    «Авиакомпания».
    Минимальный набор полей: название, ме- ждународный код, количество обслужи- ваемых линий, страна, интернет-адрес сай- та, рейтинг надёжности (целое число от -10 до 10).
    Надёжность, количе- ство обслуживаемых линий; название (по возрастанию)
    7.
    «Книга».
    Минимальный набор полей: фамилия (пер- вого) автора, имя (первого) автора, назва- ние, год издания, название издательства, число страниц, вид издания (перечисли- мый тип: электронное, бумажное или ау- дио), тираж.
    Тираж; год издания
    (по возрастанию); на- звание (по возраста- нию)
    8.
    «Небесное тело».
    Минимальный набор полей: тип (перечис- лимый тип: астероид, естественный спут- ник, планета, звезда, квазар), имя (может отсутствовать), номер в небесном каталоге, удаление от Земли, расчётная масса в мил- лиардах тонн (для сверхбольших объектов допускается значение Inf, которое должно корректно обрабатываться).
    Масса; номер в ката- логе (по возрастанию)
    9.
    «Населённый пункт».
    Минимальный набор полей: название, тип
    (перечислимый тип: город, посёлок, село, деревня), числовой код региона, числен- ность населения, площадь.
    Площадь, численность населения; числовой код региона (по воз- растанию)
    10.
    «Музыкальный альбом».
    Минимальный набор полей: имя или псев- доним исполнителя, название альбома, ко- личество композиций, год выпуска, коли- чество проданных экземпляров.
    Количество продан- ных экземпляров; ко- личество композиций; год выпуска (по воз- растанию); имя или псевдоним исполни- теля (по возрастанию)
    11.
    «Фильм».
    Доход, стоимость; год

    50
    Минимальный набор полей: фамилия, имя режиссёра, название, страна, год выпуска, стоимость, доход. выпуска (по возраста- нию); фамилия и имя режиссера (по возрас- танию); название фильма (по возраста- нию)
    12.
    «Автомобиль».
    Минимальный набор полей: имя модели, цвет, серийный номер, количество дверей, год выпуска, цена.
    Цена; год выпуска; марка (по возраста- нию); серийный но- мер (по возрастанию)
    13.
    «Автовладелец».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя, регистрационный номер автомобиля, дата рождения, номер техпаспорта.
    Регистрационный но- мер автомобиля; но- мер техпаспорта; фа- милия и имя автовла- дельца (по возраста- нию)
    14.
    «Стадион».
    Минимальный набор полей: название, ви- ды спорта, год постройки, вместимость, количество арен.
    Вместимость, количе- ство арен, год по- стройки; название (по возрастанию)
    15.
    «Спортивная Команда».
    Минимальный набор полей: название, го- род, число побед, поражений, ничьих, ко- личество очков.
    Число побед, число ничьих; число пора- жений (по возраста- нию); название (по возрастанию)
    16.
    «Пациент».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя, дата рождения, телефон, адрес, номер кар- ты, группа крови.
    Номер карты; группа крови; фамилия и имя
    (по возрастанию)
    17.
    «Покупатель».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя, город, улица, номера дома и квартиры, но- мер счёта, средняя сумма чека.
    Средняя сумма чека; номер счёта; фамилия и имя (по возраста- нию)
    18.
    «Школьник».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя,
    Класс; дата рождения
    (по возрастанию); фа-

    51
    пол, класс, дата рождения, адрес. милия и имя (по воз- растанию)
    19.
    «Человек».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя, пол, рост, возраст, вес, дата рождения, те- лефон, адрес.
    Возраст, рост; вес (по возрастанию); фами- лия и имя (по возрас- танию)
    20.
    «Государство».
    Минимальный набор полей: название, сто- лица, язык, численность населения, пло- щадь.
    Численность населе- ния; площадь; назва- ние (по возрастанию)
    21.
    «Сайт».
    Минимальный набор полей: название, ад- рес, дата запуска, язык, тип (блог, интер- нет-магазин и т.п.), cms, дата последнего обновления, количество посетителей в су- тки.
    Количество посетите- лей в сутки, дата по- следнего обновления; адрес (по возраста- нию)
    22.
    «Программа».
    Минимальный набор полей: название, вер- сия, лицензия, есть ли версия для android, iOS, платная ли, стоимость, разработчик, открытость кода, язык кода.
    Стоимость, версия; название (по возрас- танию)
    23.
    «Ноутбук».
    Минимальный набор полей: производи- тель, модель, размер экрана, процессор, количество ядер, объем оперативной памя- ти, объем диска, тип диска, цена.
    Цена, количество ядер, объем оператив- ной памяти, размер экрана; модель (по возрастанию)
    24.
    «Велосипед».
    Минимальный набор полей: марка, тип, тип тормозов, количество колес, диаметр колеса, наличие амортизаторов, детский или взрослый.
    Диаметр колеса, ко- личество колес; марка
    (по возрастанию)
    25.
    «Программист».
    Минимальный набор полей: фамилия, имя, email, skype, telegram, основной язык про- граммирования, текущее место работы, уровень (число от 1 до 10).
    Уровень; основной язык программирова- ния (по возрастанию); фамилия и имя (по возрастанию)
    26.
    «Профиль в соц.сети».
    Количество друзей;

    52
    Минимальный набор полей: псевдоним, адрес страницы, возраст, количество дру- зей, интересы, любимая цитата. псевдоним (по возрас- танию)
    27.
    «Супергерой».
    Минимальный набор полей: псевдоним, настоящее имя, дата рождения, пол, супер- сила, слабости, количество побед, рейтинг силы.
    Рейтинг силы, коли- чество побед; псев- доним (по возраста- нию)
    28.
    «Фотоаппарат».
    Минимальный набор полей: производи- тель, модель, тип, размер матрицы, коли- чество мегапикселей, вес, тип карты памя- ти, цена.
    Цена, вес, размер мат- рицы; модель (по воз- растанию)
    29.
    «Файл».
    Минимальный набор полей: полный адрес, краткое имя, дата последнего изменения, дата последнего чтения, дата создания.
    Дата последнего из- менения, дата послед- него чтения; полный адрес (по возраста- нию)
    30.
    «Самолет».
    Минимальный набор полей: название, производитель, вместимость, дальность полета, максимальная скорость.
    Вместимость, даль- ность полета; произ- водитель (по возрас- танию), название (по возрастанию)
    Задание 1.3
    Постройте шаблон класса двусвязного списка путём наследования от класса IteratedLinkedList. Реализуйте функции добавления элемента push() и удаления элемента pop() в классе-наследнике D (для четных вариантов D –
    Стек, для нечетных – Очередь) согласно схеме: для класса Стек элементы добавляются в конец, извлекаются с конца; для класса Очередь элементы добавляются в конец, извлекаются с начала. Постройте наследник класса D.
    Переопределите функцию добавления нового элемента таким образом, чтобы контейнер оставался упорядоченным. Реализуйте функцию filter() из пункта
    1.

    53
    Код 1.3. Абстрактный класс для связного списка LinkedListParent (функции push() и pop() чисто виртуальные) и IteratedLinkedList (введен механизм работы итераторов) и другие вспомогательные классы
    #include

    #include

    using namespace std; template
    <
    class
    T
    > class
    Element
    {
    //элемент связного списка private
    :
    //указатель на предыдущий и следующий элемент
    Element
    * next;
    Element
    * prev;
    //информация, хранимая в поле
    T
    field; public
    :
    Element(
    T
    value
    = 0,
    Element
    <
    T
    > * next_ptr
    =
    NULL
    ,
    Ele- ment
    <
    T
    > * prev_ptr
    =
    NULL
    )
    { field = value
    ; next = next_ptr
    ; prev - prev_ptr
    ;
    }
    //доступ к полю *next virtual
    Element
    * getNext() { return next; } virtual void setNext(
    Element
    * value
    ) { next = value
    ; }
    //доступ к полю *prev virtual
    Element
    * getPrevious() { return prev; } virtual void setPrevious(
    Element
    * value
    ) { prev = value
    ; }
    //доступ к полю с хранимой информацией field virtual
    T
    getValue() { return field; } virtual void setValue(
    T
    value
    ) { field = value
    ; } template
    <
    class
    T
    > friend ostream
    & operator<< (
    ostream
    & ustream
    ,
    Element
    <
    T
    >& obj
    );
    }; template
    <
    class
    T
    >

    54
    ostream
    & operator << (
    ostream
    & ustream
    ,
    Element
    <
    T
    >& obj
    )
    { ustream
    << obj
    .field; return ustream
    ;
    } template
    <
    class
    T
    > class
    LinkedListParent
    { protected
    :
    //достаточно хранить начало и конец
    Element
    <
    T
    >* head;
    Element
    <
    T
    >* tail;
    //для удобства храним количество элементов int num; public
    : virtual int
    Number() { return num; } virtual
    Element
    <
    T
    >* getBegin() { return head; } virtual
    Element
    <
    T
    >* getEnd() { return tail; }
    LinkedListParent()
    {
    //конструктор без параметров cout
    <<
    "\nParent constructor"
    ; head =
    NULL
    ; num = 0;
    }
    //чисто виртуальная функция: пока не определимся с типом списка, не сможем реализовать добавление virtual
    Element
    <
    T
    >* push(
    T
    value
    ) = 0;
    //чисто виртуальная функция: пока не определимся с типом списка, не сможем реализовать удаление virtual
    Element
    <
    T
    >* pop() = 0; virtual

    LinkedListParent()
    {
    //деструктор - освобождение памяти cout
    <<
    "\nParent destructor"
    ;
    }

    55
    //получение элемента по индексу - какова асимптотическая оценка этого действия?
    virtual
    Element
    <
    T
    >* operator[]
    (
    int i
    )
    {
    //индексация if
    (
    i
    <0 || i
    >num) return
    NULL
    ; int k = 0;
    //ищем i-й элемент - вставем в начало и отсчитываем i шагов вперед
    Element
    <
    T
    >* cur = head; for
    (k = 0; k < i
    ; k++)
    { cur = cur->getNext();
    } return cur;
    } template
    <
    class
    T
    > friend ostream
    & operator<< (
    ostream
    & ustream
    ,
    LinkedListParent
    <
    T
    >& obj
    ); template
    <
    class
    T
    > friend istream
    & operator>> (
    istream
    & ustream
    ,
    LinkedListParent
    <
    T
    >& obj
    );
    }; template
    <
    class
    T
    > ostream
    & operator << (
    ostream
    & ustream
    ,
    LinkedListParent
    <
    T
    >& obj
    )
    { if
    (
    typeid
    (
    ustream
    ).name() == typeid
    (
    ofstream
    ).name())
    { ustream
    <<
    obj
    .num
    <<
    "\n"
    ; for
    (
    Element
    <
    T
    >* current = obj
    .getBegin(); current !=
    NULL
    ; current = current->getNext()) ustream
    << current->getValue() <<
    " "
    ; return ustream
    ;
    } ustream
    <<
    "\nLength: "
    <<
    obj
    .num
    <<
    "\n"
    ; int i = 0; for
    (
    Element
    <
    T
    >* current = obj
    .getBegin(); current !=
    NULL
    ; current = current->getNext(), i++) ustream
    <<
    "arr["
    <<
    i
    <<
    "] = "
    << current->getValue()
    <<
    "\n"
    ;

    56
    return ustream
    ;
    } template
    <
    class
    T
    > istream
    & operator >> (
    istream
    & ustream
    ,
    LinkedListParent
    <
    T
    >& obj
    )
    {
    //чтение из файла и консоли совпадают int len; ustream
    >>
    len;
    //здесь надо очистить память под obj, установить obj.num = 0
    double v = 0; for
    (
    int i = 0; i < len; i++)
    { ustream
    >>
    v; obj
    .push(v);
    } return ustream
    ;
    } template
    <
    typename
    ValueType
    > class
    ListIterator
    : public std::
    iterator
    input_iterator_tag
    ,
    ValueType
    >
    { private
    : public
    :
    ListIterator() { ptr =
    NULL
    ; }
    //ListIterator(ValueType* p) { ptr = p; }
    ListIterator(
    Element
    <
    ValueType
    >* p
    ) { ptr = p
    ; }
    ListIterator(
    const
    ListIterator
    & it
    ) { ptr = it
    .ptr; } bool operator!=
    (
    ListIterator const
    & other
    ) const
    { return ptr != other
    .ptr; } bool operator==
    (
    ListIterator const
    & other
    ) const
    { return ptr == other
    .ptr; }
    //need for BOOST_FOREACH
    Element
    <
    ValueType
    >& operator*
    ()
    { return
    *ptr;
    }
    ListIterator
    & operator++
    () { ptr = ptr->getNext(); return
    *
    this
    ; }
    ListIterator
    & operator++
    (
    int v
    ) { ptr = ptr->getNext(); re- turn
    *
    this
    ; }

    57
    ListIterator
    & operator=
    (
    const
    ListIterator
    & it
    ) { ptr = it
    .ptr; return
    *
    this
    ; }
    ListIterator
    & operator=
    (
    Element
    <
    ValueType
    >* p
    ) { ptr = p
    ; return
    *
    this
    ; } private
    :
    Element
    <
    ValueType
    >* ptr;
    }; template
    <
    class
    T
    > class
    IteratedLinkedList
    : public
    LinkedListParent
    <
    T
    >
    { public
    :
    IteratedLinkedList() :
    LinkedListParent
    <
    T
    >() { cout
    <<
    "\nIteratedLinkedList constructor"
    ; } virtual
    IteratedLinkedList() { cout
    <<
    "\nIteratedLinkedList destructor"
    ; }
    ListIterator
    <
    T
    > iterator;
    ListIterator
    <
    T
    > begin() {
    ListIterator
    <
    T
    > it =
    LinkedListParent
    <
    T
    >::head; return it; }
    ListIterator
    <
    T
    > end() {
    ListIterator
    <
    T
    > it =
    LinkedListParent
    <
    T
    >::tail; return it; }
    };
    Задание 1.4
    Постройте итераторы для перемещения по списку. Переопределите функцию вывода содержимого списка с помощью итераторов. Итераторы двунаправленные.
    Задание 1.5
    Постройте шаблон класса списка D (из задания в пункте 3), который хранит объекты класса C (из задания в пункте 2), сохраняя упорядоченность по приоритету: полю или группе полей, указанных в варианте.


    написать администратору сайта