Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткие теоретические сведения Язык программирования

  • Второе

  • Структура программы языка программирования Pascal

  • Практическая часть Задание 1.

  • Begin

  • Задание 3.

  • Задание 5.

  • Практическая работа 1 Тема работы Знакомство со средой программирования


    Скачать 283.56 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 1 Тема работы Знакомство со средой программирования
    Дата08.11.2021
    Размер283.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипПрактическая работа
    #265878


    Практическая работа №1

    Тема работы: «Знакомство со средой программирования»

    Цель работы: получение первоначальных навыков работы в среде программирования Pascal.

    Краткие теоретические сведения

    Язык программирования – фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

    В развитии инструментального программного обеспечения (т.е. программного обеспечения, служащего для создания программных средств в любой проблемной области) рассматривают пять поколений языков программирования (ЯП).

    ЯП первого поколения представляли собой набор машинных команд в двоичном (бинарном) или восьмеричном формате, который определялся архитектурой конкретной ЭВМ. Каждый тип ЭВМ имел свой ЯП, программы на котором были пригодны только для данного типа ЭВМ. Программирование в машинных адресах требует знания системы команд конкретной ЭВМ и их адресности. При этом реализация даже довольно несложных вычислений требует разложения их на простые операции, что значительно увеличивает общий объем программы и затрудняет ее чтение и отладку.

    Второе поколение ЯП характеризуется созданием языков ассемблерного типа (ассемблеров, макроассемблеров), позволяющих вместо двоичных и других форматов машинных команд использовать их имена.При этом ассемблерные программы все так же затруднительны для чтения, трудоемки при отладке и требуют больших усилий для переноса на другие типы ЭВМ.

    В эпоху ЭВМ третьего поколения ЯП распространение получил язык PL/, разработанный фирмой IBM. Это был первый язык, преиендовавший на универсальность,т.е. на возможность решать любые задачи : вычислительные, обработки текстов, накопления и поиска информации. Однако язык PL/1 оказался слишком сложным языком. Для машин типа IBM 360/370 транслятор с языка PL/1 оказался недостаточно оптимальным и содержал ряд не выявленых ошибок.

    Значительным событием в истории языков программирования стало создание в 1971г. Паскаля как учебного языка структурного программирования – языка четвертого поколения ЭВМ.

    Широкое распространение языку Паскаль обеспечили ПК. Фирма Borland (США) разработала для них систему программирования Турбо Паскаль. Турбо Паскаль – это не только язык и транслятор с него, но еще интегрированная среда программирования, обеспечивающая пользователю удобство работы на языке Паскаль. В силу своих достоинств Паскаль стал источником многих современных языков программирования.

    Я зык программирования СИ создавался как инструментальный язык для разработки операционных систем, трансляторов, баз данных и других системных и прикладных программ. В отличие от Паскаля в нем заложены возможности непосредственного обращения к некоторым машинным командам и определенным участкам памяти компьютера.

    ЭВМ будущего – пятого – поколения называют машинами искусственного интеллекта.

    В конце 20 века новым значительным направлением в развитии программного обеспечения ЭВМ стал объектно-ориентированный подходОбъекты – это структуры, объединяющие в единое целое данные и программы их обработки.

    В последнее время возникло новое направление в технологии программирования – визуальное. Стали создаваться системы визуального программирования, использование которых позволяет легко и быстро программировать сложный графический интерфейс.
    Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы.

    Система программирования – программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования. Существуют системы программирования на Паскале, Бейсике и других языках.

    Паскаль – это язык программирования, относящийся к структурной парадигме. Язык Pascal был создан ученым Никлаусом Виртом из Швейцарии, который был специалистом в области информатики и компьютерных наук, а также известным теоретиком в области разработки языков программирования.

    Структура программы языка программирования Pascal




    Практическая часть

    Задание 1. Запуск программы Pascal ABC и сохранение файла.

    1. Запустите программу Pascal ABC: Пуск - Все программы – Pascal ABC - Pascal ABC (рис.1.)



    Рис. 1. Запуск программы Pascal ABC

    2. Откроется окно (рис.2.), в которое необходимо вводить программный код. По умолчанию название программы Program1.pas.



    Рис. 2. Окно для ввода программного кода.

    3. Сохраните программу под именем First.pas (первая программа). Для этого откройте Файл – Сохранить как… и в появившемся окне укажите имя файла. Например, можно сохранить так D:\Ученики\9а класс\Русак\First.pas.

    Задание 2. Написать первую простейшую программу “Hello, world!” (Здравствуй, мир!). Программа должна вывести на экран сообщение “Hello, world!”.

    Любая программа, как и предложение, имеет начало (begin) и конец (end). Это обозначается блоком:

    Begin

    Код программы

    End.

    Код программы представляет собой набор последовательных шагов, которые приводят к выполнению поставленной задачи, и может достигать несколько тысяч строк. В нашем случае – это вывод на экран простого сообщения.

    Программа будет иметь вид (рис. 3.):



    Рис. 3. Программа для вывода на экран сообщения “Hello, world!”.

    Для вывода на экран информации можно использовать команды write или writeln. Во втором случае при выводе сообщения на экран курсор переходит на другую строчку (ln - от слова line-линия). Внутри круглых скобок необходимо указать текстовое сообщение в одинарных кавычках. В конце команды ставится точка с запятой. Как и в любом предложении в конце программы должна стоять точка.

    1. Введите код программы, как показано на рис.3.

    2. Запустите программу на выполнение. Для этого нажмите в меню Программа – Выполнить или F9 или зеленую стрелочку.

    3. Если ошибок не обнаружено, то появится результат в нижней части экрана (рис. 4.):



    Рис. 4. Вывод сообщения “Hello, world!” на экран.

    Несколько сообщений можно выводить через запятую, например:

    writeln('Я в школе',' изучаю',' Паскаль.'); Тот же результат будет, если написать:

    writeln('Я в школе изучаю Паскаль.');

    Для перехода на другую строчку можно просто написать writeln;

    Задание 3. Напишите программу, которая выводит строчку: ****!!!!****.

    Задание 4. Напишите программу, которая рисует картинку:

    _

    _

    (o o)

    // V \\

    /( _ )\

    ^^ ^^

    Задание 5. Напишите программу, которая рисует картинку:

    (

    \

    )

    ##>

    )

    /

    (

    Контрольные вопросы

    1. Что называется языком программирования?

    2. Приведите примеры языков программирования.

    3. Что такое система программирования?


    написать администратору сайта