Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Позна́ние

  • Теория познания, гносеология, эпистемология

  • Субъект познания

  • Объект познания

  • 3. Чувственное познание

  • Рациональное познание

  • Истина

  • 5. Культ знаний – требование времени

  • Познание как философская проблема.. Практическая работа 5 философия ТАА. Практическая работа 5. Познание как философская проблема


    Скачать 19.18 Kb.
    НазваниеПрактическая работа 5. Познание как философская проблема
    АнкорПознание как философская проблема
    Дата13.10.2021
    Размер19.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическая работа 5 философия ТАА.docx
    ТипПрактическая работа
    #246952

    Практическая работа №5. Познание как философская проблема.

    1. Основные подходы к проблеме познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

    2. Диалектика субъекта и объекта познания.

    3. Чувственная и рациональная ступени познания и их формы.

    4. Истины и заблуждения в гносеологии.

    5.Культ знания в контексте модернизации современного Казахстана.

    1. Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии(Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века)

    1гносеологический оптимизм — мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. Р. Декарт, Гегель.

    2агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия(Томасом Генри Хаксли). Агностицизм возник в конце XIX в., как антитеза идеям метафизической философии, активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

    3скептицизм — мы познаём феноменальный мир, познаваемость подлинного мира проблематична. М. Монтень,Д. Юм-философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

    4солипсизм — единственно-несомненно реально существую Я, все остальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего-радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм. Солипсизм, как радикальный субъективный идеализм, часто подвергался критике со стороны известных философов («солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме» (А. Шопенгауэр), «солипсизм — это безумие» (М. Гарднер)). Однако, достаточного обоснования, которое позволяло бы однозначно утверждать существование объективной реальности вне мыслящего субъекта, дано не было.

    2. Теория познания, гносеология, эпистемология– раздел в философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Основными проблемами теории познания являются: проблема познаваемости мира; проблема субъект и объекта познания; проблема структуры познавательного процесса; проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; проблема истины и критериев; проблема эволюции форм сознания и др.

    Субъект познания– носитель деятельности, сознания и познания, это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной реальности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет и генерирует их.

    Объект познания –это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной деятельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития

    3. Чувственное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы: ощущение, восприятие, представление и воображение.

    Рациональное познание– это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мысленной деятельности. К основным формам рационального познания традиционно относят логические формы мышления(понятие, суждение, умозаключение), поскольку посредством их выражается содержание всего множества других форм рационального знания. В их числе — поисковые формы знания(вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания(научный факт, закон, принцип, теория, научная картина исследуемой реальности и др.), а также формы нормативного знания,регламентирующего познавательные действия (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы научного исследования, стиль научного мышления, познавательная традиция).

    Процесс рационального познания регулируется законами логики, потому оно может быть представлено как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения

    4. Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

    Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий характер взаимоотношений субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможность познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

    Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

    Заблуждение - это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

    5. Культ знаний – требование времени

    Глобализация, как это и ожидалось, повлекла за собой еще большее обострение конкуренции между производителями товаров и услуг как внутри стран, так и на международном уровне. На данный момент для сохранения конкурентоспособности требуется творческий труд квалифицированных работников, не просто улучшающих качество существующей продукции, но и способных создавать, что-то иное, принципиально новое. Но создание целой прослойки из таких сотрудников невозможно без культа знаний, который должен помогать нашей молодежи расширять горизонты сознания и становиться настоящими профессионалами своего дела.

    Образование всегда играло большую роль и имело огромное стратегическое значение. К примеру, в разгар холодной войны, после очевидных успехов СССР в космонавтике – запуск первого искусственного спутника Земли и первый пилотируемый космический полет – один из американских военачальников, адмирал Риковер заявил, что Советский Союз угрожает США даже не оружием, а образованием. Доводы адмирала были признаны настолько обоснованными, что это повлекло за собой перевод ряда советских школьных учебников, в частности по математике, физике и химии на английский язык.

    На современном этапе развития глобализации ясно определился переход к «knowledge based economy» - новой экономике, основанной на знаниях. Для повышения интеллектуального уровня казахстанцев совершенно необходимо существование культа знаний, который, собственно, и формирует человеческий капитал. В новых условиях требуется образование нового типа. И наша страна делает для этого все возможное. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. При этом и в средних школах, и в вузах учащиеся должный прежде всего впитать в себя творческий подход к делу.

    Современное образование базируется на трех направлениях:
    - формирование творческой личности
    - обучение
    - воспитание.

    Именно поэтому, на своих многочисленных встречах с молодежью, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире».

    Жизненно необходимо, чтобы и в государственном аппарате, и в экономике ключевую роль играли intellectual employees - работники нового типа, интеллектуальные сотрудники. То есть те, кто могут и хотят создавать новое. Не просто исполнители, а новаторы, творцы.

    Приоритетами современного мира технологий является телекоммуникации, интернет и электроника. Будущее же, будет опираться на биотехнологии, нанотехнологии, искусственный интеллект. Грядет новый этап развития нашей цивилизации – этап информационной цивилизации. В этих условиях, основополагающим для образования, становится создание и развитие системы накопления и трансляции информации в будущее.

    Ближайшие перспективы таковы, что эффективность производства и производительность труда резко возрастут, появятся совершенно новые сферы деятельности. В связи с этим множество профессий, востребованных в старых отраслях промышленности, станут ненужными. И именно образование призвано в этих условиях дать людям новые компетенции, которые будут востребованы в новых реалиях. Именно культ знаний и всеобщее стремление к ним позволит обеспечить каждому достойное место в обществе. На это своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», и указывает Президент Казахстана. «…Культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху.

    В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования… Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех», - вот мнение Елбасы.


    написать администратору сайта