Главная страница
Навигация по странице:

  • КЕЙС №2 Александр Невский и Дмитрий Донской

  • Кейс №10 Доверие россиян к общественным и государственным институтам Институтам какого типа – авторитарного или демократического - россияне доверяют больше

  • История России. Практическая работа дисциплина История России студент группы упн1121(2) Ф. И. О. Шенаурова Елизавета Сергеевна Город Омск


    Скачать 24.98 Kb.
    НазваниеПрактическая работа дисциплина История России студент группы упн1121(2) Ф. И. О. Шенаурова Елизавета Сергеевна Город Омск
    Дата05.07.2022
    Размер24.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория России.docx
    ТипПрактическая работа
    #625309

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Дисциплина: История России

    Выполнил: студент группы УПН-1121(2)

    Ф.И.О. Шенаурова Елизавета Сергеевна

    Город: Омск


    Омск 2022

    КЕЙС №2 Александр Невский и Дмитрий Донской


    Почему из двух знаменитых князей - защитников Руси один был канонизирован намного быстрее другого?

    Церковь канонизировала Александра Невского за преданность татарскому хану – правителю Золотой Орды, которая была предшественником единого Русского государства, который освободил её от налогов, который в своем ярлыке, выданном в 1279 году запретил хулить и оскорблять православие, запретил убивать и грабить русских священников. Ведь ещё в 1261 году в Орде основано епископство, а церковь пропагандировала покорность татарскому игу. Александр Невский сохранял хрупкий баланс между ордынскими правителями и боярской верхушкой в русских княжествах. Кроме того, поддержка церкви была необходима для усиления авторитета среди других русских князей.

    Александр Невский многое сделал для существования и развития Древнерусского государства. Хотя князь был еще молод, он обладал важными для правителя характеристиками, такими как продуманность и дальновидность. Он мужественно сражался с западными захватчиками, боролся и защищал свой народ от отрицательных последствий нашествия Золотой Орды. Среди постоянной борьбы с внешним врагом не забывал он и о христианской вере. Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых именно в тот период, когда необходимо было укрепить власть молодого Великого Князя Ивана Четвертого, тем самым показать преемственность их правления

    В 1261 году Александр Невский сделал почти невозможное. Он добился разрешения у хана Берке, который придерживался исламской веры, организовать в Сарае Православную епархию. Это был безоговорочный политический успех. Историкам до сих пор неизвестно как русскому князю удалось осуществить этот замысел. В середине 60-х гг. во многих крупных русских городах вспыхнули восстания против сбора дани, причем многие представители хана – баскаки были перебиты на Руси. Хан срочно вызывает Александра к себе. Он требовал от Александра участия русских воинов в его войне с Хулагу, а также введение баскачества на всей территории Руси. Целый год русский князь вел переговоры с ханом, желая отвести эту угрозу от Руси. Ему удалось договориться с татарами, что дань для них будут собирать русские правители.

    Среди русских князей Александр Ярославич Невский заслужил призвание как талантливый полководец и выдающийся политический деятель. С самого начала своего правления до последних дней на плечах Александра Ярославича лежала нелегкая задача – найти выход из тяжелой внешнеполитической ситуации, связанной с постоянной агрессией в сторону Руси. В 1725 году был учрежден орден Александра Невского – один из высших наград России, просуществовавших на территории России вплоть до 1917 года. В 1942 году в годы Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского. В современной российской наградной системе также существует Орден Александра Невского.

    Дело Невского продолжил праправнук великий князь владимирский и московский Дмитрий Донской. Он впервые решился на противостояние Орде, а Куликовская битва в 1380 году стала сражением, которое объединило русский народ. По словам писателя Льва Гумилёва, «на Куликово поле пришли владимирцы, москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы… а вернулись – русские».

    Удивительно, но великий прапрадед словно хотел поддержать Дмитрия Донского накануне знаковой битвы. Перед выступлением войска против татар во Владимире произошло чудесное событие: открылись святые мощи Александра Невского. Пономарь церкви, спавший недалеко от гробницы святого князя, внезапно проснувшись, увидел, как загорелись сами собой свечи перед иконами, появились два старца со светлыми лицами, которые призвали Александра Невского встать и отправиться на помощь своему правнуку. Это сочли чудом, а наутро обнаружили нетленные мощи. А спустя еще шесть сотен лет, в 1988 году, его праправнук великий московский князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви.

    Почему же 600 лет не был прославлен Димитрий Донской, ведь святость защитника и собирателя Руси не вызывала сомнений? На то есть ряд объективных и субъективных причин. После смерти Донского Русскую Церковь возглавил митрополит Киприан, с которым у них были очень сложные отношения. Ведь Киприан был прислан на Русь из Греции при живом митрополите Алексии – воспитателе и непререкаемом духовном авторитете для Димитрия. Поначалу этот грек (или серб) участвовал в интригах литовского князя Ольгерда против святого Алексия.

    Сам термин «Куликовское поле» был введён только Карамзиным в начале 19 века. Ранее «поле» было замечено лишь в источниках 15 века. Нет, конечно, есть такие произведения, как «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», жития Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, которые и считаются источниками. Но читая их, можно заметить странную закономерность: чем позже после сражения написано произведение, тем больше в нем каких-то мелких деталей, которые мог бы рассказать только свидетель событий.

    Историк Андрей Петров (Российская Академия наук) считает, что такое масштабное значение Куликовская битва приобрела в годы и дни, когда отмечались юбилейные даты Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. А сам праздник был введён официально только Николаем I, для поднятия общего духа народа и гордости за своих могучих предков.

    Канонизация Дмитрия Ивановича Донского произошла только в современный период времени на Поместном собору 6-9 июня 1988 года на основании подвигов его жизни. Он, в годы тяжелых потрясений для Руси, защищал православную веру, основал многие монастыри, старался по возможности оказывать помощь бедным. Задолго до Поместного собора русский народ начал почитать князя, сразу после его смерти были написано «Похвальное письмо», где рассказывается о подвиге русского народа в борьбе с татаро-монгольским игом под предводительством Дмитрия Донского. Задолго до канонизации Дмитрия Ивановича стали создаваться его изображения в виде икон. Часто можно встретить изображения Дмитрия Донского совместно с преподобным Сергием Радонежским.

    День памяти Дмитрия Ивановича был определен 19 мая (1июня) – в день его смерти. Поместный собор 1988 г. благословил на составление Дмитрию особой службы, которая была одобрена для употребления Синодальной Богослужебной комиссией 6 октября 1999 года.

    Причиной для официального причисления к лику святых религиозного праведного человека может стать его подвиг, жизнь, мученическая смерть или необычные деяния, сотворенные им. После смерти человека также могут причислить к лику святых по причине исцеления, которое происходит у его остатков, либо по причине нетления его мощей. На Руси первое постановление о провозглашение праведника святым относится к 1339 году. Но в то же время следует учитывать и тот факт, что отношения государства и церкви могут носить субъективный и даже конъюнктурный характер. Да и само понятие «святость» - весьма условное.

    Александр Невский и Дмитрий Донской были талантливыми полководцами, умеющими правильно рассчитать свои силы и знающие тактику введения боя с противником. Благодаря заслугам двух этих правителей русская земля спаслась от экспансии с запада, выиграв Невскую битву и Ледовое побоище, и от постоянного угнетения, жестокости, насилия со стороны татаро-монгольского ига, одержав победу на Куликовом поле. Среди русских князей Александр Ярославич Невский и Дмитрий Иванович Донской заслужили призвание как прекраснейшие, талантливые полководцы и выдающиеся политические деятель. С самого начала своего правления до последних дней на плечах двух правителей в разные периоды времени лежала нелегкая задача – найти выход из тяжелейшей внешнеполитической ситуации, связанной с постоянной агрессией в сторону Руси. Александр Невский и Дмитрий Донской по сегодняшний день продолжают жить в сердцах православных людей.

    Политика государства в определенные исторические периоды опиралась и на историческую память о тех личностях, которые могли бы стать ориентирами для народной памяти, а также объектами для прослеживания преемственности их деяний и существующей власти. Александр Невский и Дмитрий Донской не стали исключениями. Их канонизация была связана в том числе и с тем, чтобы показать важность централизации власти в России. В первом случае это преемственность Александра Невского и создание Русского царства во главе с Иваном Грозным. Во втором случае важно было показать, что Дмитрий Донской как один из собирателей русских земель вокруг Москвы может являться небесным покровителем Москвы в период перестройки, когда важно было удержать централизованную власть в разваливающемся СССР вокруг столицы.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать уверенный вывод, что канонизация русских князей могла зависеть от информационного повода в текущей на момент самой канонизации ситуации. Поэтому канонизация и Александра Невского, и Дмитрия Донского была вполне своевременной, несмотря на большой временной промежуток от смерти до причисления к лику святых.

    Список использованных источников и литературы:

    1. Бахрушин С.В. Александр Невский и борьба с немецкой агрессией в XIII в. // Вестник Академии наук. 1942 № 4 С. 62–68.

    2. Бескровный Л.Г. Куликовская битва. Сборник статей. - М.: Наука, 1980 - 324 с.

    3. Богданов А.П. Александр Невский. – М.: Вече, 2009 – 314 с

    4. Дмитрий Донской. / Под редакцией А. В. Карасева, Г. И. Оськина. М.: Военное издательство военного министерства СССР, 1950 – 61 с.

    5. Житие Александра Невского / Автор – сост. М.А. Письменный. М., 2003 – 160 с.

    6. Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. – М.: Молодая гвардия, 2010 – 328с.

    7. Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища./Отв. ред. Г.Н. Караев. М., 1966 - 241 с

    8. Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской, князь благоверный.- 3-е изд. доп. – М.: Молодая гвардия, 2000 – 326 с.

    9. Соколов А.Н. Святой благоверный великий князь Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва: Обозрение публикаций. – Нижний Новгород: Кварц, 2010 – 400 с.

    10. Соколов А.Н. Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Невского. – Нижний Новгород, 2008 – 360 с.

    Кейс №10 Доверие россиян к общественным и государственным институтам


    Институтам какого типа – авторитарного или демократического - россияне доверяют больше?

    Социальное доверие – сложный социальный феномен. Повседневное сознание, включая публицистов, обычно рассматривают его как психологический акт, эмоционально окрашенное отношение к другим людям. С точки зрения социологии «доверие» — это сложное социальное взаимодействие, которое включает различные компоненты: нормативные представления действующего о Другом (партнере, конкуренте, власть имеющем, ведомственном функционере и т.п.).

    Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.

    По конституции Российская Федерация является демократическим государством, но в действительности не относится к плюралистическим или так называемым либеральным демократиям. Однако, утверждать о абсолютном авторитаризме мы также не можем. В России продолжают работать определённые демократические институты, но подавляющая их часть сконцентрирована на региональном уровне. Или говоря простым языком, в перифериях демократические элементы ещё сохранены, когда на федеральном уровне институты демократии преобразовались в автократические. Например, выборы мэра Екатеринбурга в 2013, года мэром города стал оппозиционный политик Евгений Ройзман. Или, например, можно также отметить победу коммуниста на губернаторских выборах в Иркутской области в 2015 году. Из последнего – второй тур выборах губернатора на Дальнем Востоке, а также победа на мэрских выборах кандидата от оппозиции в Якутия. Эти данные – показатель того, что в России ещё жив демократический институт выборов.

    Также в Российской Федерации относительно свободная медийная площадка, но тоже на уровне субъектов Федерации. Большего плюрализма, чем на региональных СМИ лично я в России ещё не встречал. Главные редакторы газет, телеканалов, интернет-медиа не стесняются проявлять свои оппозиционные мнения публично и доносить свои взгляды до читателей. На федеральном уровне такое бы сразу прикрыли. «Региональная демократия» создаёт специфику, когда в провинциях свободнее, чем в крупных мегаполисах и центральной части России, что нехарактерно для европейских демократий. Это больше схоже с моделью американских демократий, но либерального разрыва между регионами в России, как между Калифорнией и Техасом в США, у нас нет.

    У России есть демократическая показатели: конституция, парламент, формально существующая независимо судебная власть, регулярные выборы, гарантии свободного волеизъявления и собраний. Но на практике все эти институты подвергаются манипуляциям во имя сохранения привилегий посткоммунистической элиты. Главное — сохранить свою группировку у власти и при этом убедить народ и внешний мир в том, что политический процесс, пусть в грубой форме, но отражает предпочтения населения.

    Из данных многолетних социологических исследований следует, что особым недоверием пользуются те институты, которые предназначены представлять, выражать и защищать интересы населения, а именно: политические представительские структуры власти (Госдума, Совет Федерации, имитационные политические партии), правоохранительные и судебные органы, все финансовые институты (банки, крупный бизнес), который в других социально-политических условиях и обстоятельствах работает с накопленными ресурсами населения, а здесь – нет или в ограниченной степени, местная и региональная власть, профсоюзы и т.п. Другими словами, общественно-политическая система выстроена не как представительство различных групп и интересов общества, а как антидемократическая система принуждения и замещения интересов и взглядов населения, нивелирующая культурную гетерогенность и социальное разнообразие. Подобная стерилизация общественных процессов (если под ними понимать в первую очередь реализацию массовых надежд, стремлений через механизмы партийно-политического целеполагания и целедостижения) происходит систематически, постоянно и не только через «голое» насилие и принуждение к повиновению, но и посредством других видов «понижающей адаптации» — воспроизводство архаических (с точки зрения современного, дифференцированного, сложного общества) ценностных образцов (паттернов), легитимирующих действующую власть. Это и идеология возрождения «Великой державы», имперское высокомерие как основа коллективной идентичности и использование силы против «Других» (других стран во внешней политике и оппонентов режима во внутренней политике), это восстановление имитационного религиозного и этнического фундаментализма («духовные скрепы»), это и дискредитация ценностей индивидуализма и свободы (либеральных неотчуждаемых прав человека, достоинства личности). Собственно именно эти ценностные образцы и лежат в основе наиболее почитаемых и авторитетных в России институтов: армии, ФСБ, президента и РПЦ, открывающих рейтинг институционального доверия.

    Сохранившиеся российские традиции тоталитаризма имеют свою специфику. В этой связи огромное значение имеет тот момент, что в наша промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

    Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

    в нашей стране до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.

    Можно сказать, что авторитаристские тенденции и симпатии в современной России связаны с тем, что они воспринимаются в основном как ностальгические. Люди вспоминают, что при СССР они жили лучше, поэтому многие институты из советского прошлого, в т.ч. репрессивные и авторитарные воспринимаются положительно. Кроме того, сам факт того, что в России существует всеобщая воинская обязанность, и огромная доля россиян или их родственников проходят через службу в армии, могут говорить о положительном восприятии армии в обществе.

    Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в РФ носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии — гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.

    Использованные источники и литература:

    1. Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура // Вестник общественного мнения, 2012. №2. С.8-47.

    2. Левада Ю. Механизмы и функции общественного доверия – В кн.: Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки. 2000-2005, М., Новое издательство, 2006.


    написать администратору сайта