Главная страница

вв. АРхео12. Практическая работа обучающегося по дисциплине проблемы исторической интерпретации археологических исследований На тему Исследование памятников хунносарматского времени


Скачать 1.29 Mb.
НазваниеПрактическая работа обучающегося по дисциплине проблемы исторической интерпретации археологических исследований На тему Исследование памятников хунносарматского времени
Дата13.04.2023
Размер1.29 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАРхео12.docx
ТипПрактическая работа
#1058453

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАО «УНИВЕРСИТЕТ имени ШАКАРИМА города СЕМЕЙ»

Практическая работа обучающегося

по дисциплине «ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ »

На тему «Исследование памятников хунно-сарматского времени»


Выполнил

Студент группы МИЯ-201

специальности История(7М01601)

Кубенов Ернур Ермекович

Семей -2023
БЕРЕСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ХУННО-САРМАТСКОЙ ЭПОХИ МОГИЛЬНИКА ДЯЛЯН (ГОРНЫЙ АЛТАЙ) *
Рассматриваются берестяные изделия из курганов завершающего этапа хунно-сарматской эпохи могильника Дялян в Горном Алтае. Данная категория источников сохраняется в археологических памятниках очень редко, поэтому каждая находка вносит весомый вклад в реконструкцию хозяйственно-бытового уклада населения дан ной эпохи. В мужском воинском захоронении кургана № 7 обнаружен берестяной колчан, в котором находились один костяной и три железных наконечника стрел. В женском захоронении кургана № 8 найдена берестяная ко- робочка с остатками косметического средства. Анализируется устройство и технология изготовления колчана и коробочки. Однослойный берестяной колчан, состоял из двух разных частей, имевших отличную друг от друга конструкцию. Высказывается предположение о том, что колчан был сшит специально для погребения. Прямо- угольная берестяная коробочка изготовлена из одного листа бересты путем сложения углов по диагонали в треугольники и наложения друг на друга на торцевых стенках. Подобные простые по устройству берестяные сосуды имеют многочисленные аналоги в памятниках Средневековья и этнографической современности сибир- ских алтайцев, татар, хантов. Материалы могильника Дялян позволяют сделать вывод о том, что формы и конст- рукции изделий, технологические приемы обработки бересты, которые использовались в Средневековье и этно- графическое время были известны в Горном Алтае и на юге Западной Сибири с хунно-сарматского времени.


В хунно-сарматскую эпоху в быту наро- дов Саяно-Алтая и юга Западной Сибири широко использовались берестяные изделия (туески, сосуды, коробочки, колчаны и др.). Но, к сожалению, артефакты из органиче- ских материалов в археологических памят- никах данной эпохи сохраняются очень редко. Самые ранние находки берестяной по- суды зафиксированы в Горном Алтае в

погребении афанасьевской культуры мо- гильника Бертек-33, датированного концом III ‒ началом II тыс. до н. э. [Савинов, 1994. С. 48‒49]. К более позднему времени отно- сится уникальный по конструкции сосуд из раннескифского могильника Чесноково-1, исследованного в Степном Алтае. В пазы- рыкской культуре Горного Алтая береста использовалась для различных целей – пе-


рекрытия погребальных срубов и колод, оформления средств передвижения, укра- шения седел, колчанов, но берестяных сосу- дов пока не найдено. На севере Минусин- ской котловины берестяная прямоугольная коробочка с четырьмя вложенными в нее миниатюрными круглыми туесками обна- ружена в тагарском могильнике Березов- ский [Вадецкая, 1999. С. 58. Рис. 31, 2−5].

В памятниках хуннской эпохи Саяно- Алтая берестяные изделия также представ- лены немногочисленными находками. В Ха- касии два берестяных сосуда круглой и прямоугольной формы найдены в тесинском могильнике Барсучиха I, который датирует- ся II‒I вв. до н. э. Опубликованы сведения о круглой расшитой ремешками коробочке с крышкой [Пшеницына, 1975. С. 160. Рис 3, 1]. Серия берестяных туесков-шкатулок проис- ходит из могильника Аймырлыг (группа XXXI) в Тыве. В них содержались туалет- ные наборы (ножички, пинцеты) и обломки зеркал. Многие из них орнаментированы тамгообразными знаками и изображениями животных. Количество найденных берестя- ных предметов не указывается. Опублико- ваны сведения лишь об одной круглой коробочке с крышкой, украшенной изобра- жениями идущих животных. Первоначально памятник был отнесен к постскифскому времени и датировался последними веками до нашей эры [Стамбульник, 1983. С. 41. Рис. 3]. Позже была обоснована датировка в пределах первых веков нашей эры [Вадец- кая, 1999; Худяков и др., 1999].

Поскольку находки предметов из бере- сты хуннской эпохи редки, каждая из них представляет несомненный интерес для ре- конструкции хозяйственно-бытового уклада древнего населения указанной территории. К числу таких предметов относятся остатки берестяного колчана и берестяная коробоч- ка, обнаруженные в ходе археологических исследований курганного могильника Дя- лян, расположенного в Шебалинском рай- оне Горного Алтая [Тетерин, 1991].

Отметим, что в настоящее время на тер- ритории Саяно-Алтая и юга Западной Сибири нет ни одного опубликованного и детально изученного берестяного колчана хунно-сар- матского времени. Берестяные сосуды, кото- рые упоминались выше, также никогда не были предметом специального исследова- ния. Мы надеемся, что введение в научный оборот результатов анализа находок из рас-

копанных нами курганов № 7 и 8 могильни- ка Дялян послужит основой для дальнейше- го изучения устройства и способов изготов- ления берестяных артефактов данной эпохи. Памятник находится на высокой террасе левого берега Катуни, в 3,5 км к юго-восто- ку от устья р. Ороктой, и включает в себя курганы скифского, хунно-сарматского и древнетюркского времени. Могильник ис- следовался в 1989‒1990 гг. в ходе аварийно- спасательных работ в зоне затопления про- ектируемой в тот период Катунской ГЭС. Погребальные и поминальные объекты, ко- торые относятся к завершающему этапу хунно-сарматского периода (V−VI вв. н. э.), располагались компактной группой в севе- ро-западной части могильника. Раскопано 13 курганов, в двух из них найдены бере- стяные изделия сравнительно хорошей со- хранности: в кургане № 7 – берестяной кол- чан, в кургане № 8 – берестяная коробочка. Оба изделия были взяты монолитом и в 2016 г. переданы С. А. Пилипенко для изу-

чения и реконструкции.

Надмогильное сооружение кургана № 7 представляло собой плоскую каменную на- сыпь округлой формы диаметром 2,5 м, сло- женную из скальных обломков в 1‒2 слоя. По периметру насыпи фиксировалось кольцо из более крупных камней. Под насыпью ‒ пря- моугольная с округленными углами мо- гильная яма размерами 3,5 × 1,6 × 1,3 м, ориентированная длинной осью по линии запад-северо-запад ‒ восток-юго-восток. Северо-западная часть могильной ямы рас- полагалась за пределами надмогильного со- оружения.

Могила не потревожена. На дне могиль- ной ямы в северо-западной части ‒ разва- лившийся каменный ящик без перекрытия размерами 1,9 × 0,9 × 0,3 м. Юго-восточная торцовая плита отсутствовала. На ее месте ‒ сопроводительное погребение молодой осо- би взнузданного коня, уложенного по длине могилы, на правом боку с подогнутыми но- гами, ориентированного на юго-восток. Шея коня сломана и уложена вместе с головой на круп.

Внутри каменного ящика на подстилке из войлока похоронен молодой мужчина 18‒20 лет (рис. 1). Покойный уложен вполоборота вдоль северо-восточной стенки ящика, го- ловой на запад-северо-запад. Руки согнуты в локтях, кисти располагались в районе жи- вота. Таз лежал на правом боку вплотную

к стенке ящика, ноги подогнуты в коленях. Череп слегка отклонился к северо-восточ- ной стенке ящика. Справа от человека, час- тично перекрывая его правое плечо, нахо- дились остатки мясной пищи ‒ ребра, по- звонки, кости ног барана, первоначально уложенные, вероятно, на деревянное блюдо. Среди этих костей обнаружены фрагменты железного ножа. Справа, вдоль юго-запад- ной стенки ящика, положен сложносостав- ной лук, от которого сохранилось семь ро- говых накладок: две концевых лежали на плите каменного ящика напротив правой берцовой кости, две срединные и одна фронтальная – напротив правого плеча, две других концевых – за северо-западной пли- той каменного ящика. Под черепом покой- ного с левой стороны находилась серебря- ная витая серьга. У правого плеча ‒ прямоугольная железная рамка. Под левой рукой ‒ фрагменты железного однолезвий- ного кинжала. Здесь же, у пояса, напротив левой кисти ‒ роговая трубочка. Под левым локтем и позвоночником – остатки наборно- го пояса ‒ скопление многочисленных кор- розированных, спекшихся железных предме- тов, в том числе железная пряжка со щитком. Берестяной колчан положен справа от голо- вы покойного, его расширенный нижний ко- нец опирался на торцовую плиту ящика, а верхний – на дно могилы (рис. 1, 1).

Колчан представлял собой усеченный бе- рестяной конус длиной не менее 30 см. Час- тично истлели нижний торцевой край и се- редина колчана. Ширина верхнего края 9,5 см, ширина сохранившейся части ниж- него торцевого края 13,5 см. В колчане об- наружены один костяной и три железных наконечника стрел, которые располагались остриями вниз к расширенному дну колча- на. В процессе изучения могилы были взяты монолитом верхняя и нижняя части колчана. Степень сохранности и плотность бересты позволили подвергнуть данное изделие ме- ханической очистке щеточкой с жесткими ворсинками. В результате расчистки была удалена грязь с остатков колчана и выявле- ны следы проколов от различных инстру- ментов.

Осмотр и изучение частей колчана по- зволили выявить основные особенности его устройства. Корпус изделия однослойный, сшит из двух частей – верхней (рис. 2, а–а1) и нижней (рис. 2, б, в–в1). Обе части разли- чались конструкцией. Для сборки каждой

Рис. 1. Курган № 7 могильника Дялян: 1 – берестяной колчан; 2 – скелет погребенного; 3 – пряжка; 4 – ске- лет лошади (фото Ю. В. Тетерина)



Рис. 2. Берестяной колчан из кургана № 7 могильника Дялян: а – оборотная сторона верхней части колчана; а1 – лицевая сторона верхней части колчана; б – обо- ротная сторона нижней части колчана, состоящая из двух сегментов; в, в1 – лицевая и оборотная стороны одной из пластин нижней части колчана



Рис. 3. Курган № 8 могильника Дялян: 1 – берестяная коробочка; 2 – скелет женщины (фото Ю. В. Тетери- на)

Рис. 4. Берестяные коробочки: 1 – из могильника Дя- лян (а – вид снизу; б – вид сверху); 2 – из могильника Степной Чумыш (по: [Ширин, 2003])


из них применялись разные наборы инстру- ментов. Листы сшиты швом в строчку с ша- гом в 1,5 см. Отверстия расположены в 1 см от вертикальной кромки листа и пробиты шилом, их диаметр достигал 0,5 см. Верхняя часть колчана состояла из фрагмента бере- сты, свернутой в трубку с наложением од- ного края на другой на 3,5 см. Примерные размеры фрагмента: длина 13,5 см, ширина 9,5 см (рис. 2, а–а1). С обратной стороны

зафиксированы следы порчи колчана ножом от горловины до середины колчана. На ри- сунке они указаны слегка смещенной лини- ей в центре изделия (рис. 2, а).

Нижняя часть колчана (рис. 2, б, в–в1) со- стояла из двух прямоугольных листов ши- риной 13,5 и 10,5 см, длиной 9,5 см. Оба листа были пробиты толстым шилом вдоль продольных краев. Отверстия достигали диаметра 0,8–0,9 см и располагались в 1 см от вертикальной кромки листа. Вертикаль- ные стыковочные швы были смещены от центра оси колчана ближе к краю корпуса на 4 см. Следов жесткого внешнего каркаса не прослеживалось, что подтверждается и отсутствием отверстий на боках верхней и нижней частей колчана. Аналогичный способ внутреннего наложения листов за- фиксирован на берестяном колчане из сред- невекового погребения могильника Сопка-2 [Молодин, Соловьев, 2004. Табл. V, 1в].

Можно предположить, что донышко из- делия было деревянным или берестяным и запрессовано в распаренный корпус его нижней части. Об этом свидетельствуют отсутствие проколов для пришивания дна и наличие в колчане стрел с железными нако- нечниками. Подобный прием применяют и современные мастера при изготовлении туе- сов. Таким же образом, видимо, были изго- товлены сосуды с деревянными донышками из Ноин-Улинских курганов. По мнению С. И. Руденко, стенки таких туесков-ведерок могли быть берестяными [1962. С. 36. Рис. 26, з, к, л]. Возможно, так же были устроены и берестяные сосуды с деревянными доныш- ками из кокэльских погребений Тывы [Вайнштейн, 1970, С. 43. Рис. 68, 4]. Допус- тимо предполагать, что верхняя более узкая часть была просто вставлена в нижнюю расширенную часть колчана, поскольку сле- дов поперечных проколов на краях соеди- нения обеих частей изделия не прослежива- ется.

Размеры, конструкция и способ изготов- ления предмета позволяют предположить, что он был сшит наспех и, возможно, специ- ально для погребения. Судя по характеру замятий в уголках отверстий, листы были сшиты крупной нитью или тонким жгутом сарги. Все листы колчана собраны так, что рисунок почек располагался поперек листа заготовки, белой стороной у верхней части наружу, а у нижней части колчана внутрь. Внешний белый слой был предварительно

счищен. Кора была снята ранней весной или осенью с молодой березы, так как она имела характерный для этих времен года серый цвет. Обе части колчана состояли из бере- сты с разных деревьев. Небольшие размеры заготовок и простота конструкции свиде- тельствуют о малом количестве времени, затраченном на заготовку материала и изго- товление изделия. Береста, судя по лопнув- шим фрагментам, не была выварена перед работой. Все действия производились но- жом, шилом и иглой. Отметим также, что все более поздние средневековые колчаны с соединением листа внахлест по центру оси, в которых найдены настоящие стрелы, были как минимум двухслойными. В пользу вы- сказанного предположения свидетельствуют и особенности погребального обряда, за- фиксированного в кургане № 7. Надмогиль- ное сооружение сравнительно небольшое и не соответствует размерам могильной ямы. Каменный ящик сооружен небрежно (одной из торцевых стенок не было, отсутствовало также и каменное перекрытие над ящиком), что не характерно для мужских погребений данного могильника. Сопроводительное по- гребение молодого коня выполнено в про- тивоположенную сторону от погребенного, но шея его переломлена, и голова ориенти- рована на северо-западный сектор горизон- та, как и в других конских захоронениях могильника. Сам колчан прислонен к стенке ящика горловиной вниз, а дном вверх. Веро- ятно, молодой мужчина из кургана № 7 не имел еще высокого воинского статуса и был похоронен по упрощенному обряду. Этим, вероятно, и объясняется простота конструк- ции колчана.

Надмогильное сооружение кургана № 8 того же могильника представляло собой плоскую каменную насыпь из скальных об- ломков неправильно округлой формы диа- метром 2 м. По периметру насыпи фиксиро- вались отдельные более крупные камни. Под насыпью вскрыта прямоугольная с округленными углами могильная яма разме- рами 1,8 × 0,8 × 1,3 м, ориентированная длинной осью по линии запад-северо-запад ‒ восток-юго-восток.

Могила не потревожена. На дне могиль- ной ямы ‒ каменный ящик, сложенный из специально обработанных, плотно пригнан- ных друг к другу плоских плит размерами 1,5 × 0,6 × 0,4 м. Ящик имел двойное пере- крытие: сверху он был закрыт такими же

плитами, плотно прилегавшими друг к дру- гу, а нижнее перекрытие состояло из тонких жердей, уложенных вдоль каменного ящика. На дне ящика находился скелет молодой женщины (рис. 3). Она была уложена, впол- оборота на правом боку с подогнутыми но- гами, головой на запад-северо-запад, руки согнуты в локтях, правая кисть покоилась на правой тазовой кости, левая кисть – на пра- вой руке. На поясных позвонках ‒ круглая железная пряжка с подвижным язычком, у правого плеча ‒ фрагменты железного ножа и берестяная прямоугольная коробочка без крышки (рис. 3, 1), в которой находился по- рошок бело-розового цвета. Вероятно, это остатки какого-то косметического средства.

Берестяная коробочка относится к типу простейших берестяных сосудов, хорошо известных в средневековой археологии юга Западной Сибири и этнографии сибирских татар, алтайцев, хантов под названием «ку- женька». Она изготовлена из одного листа прямоугольной формы размерами 9 × 10 см. Края заготовки были подогнуты с четырех сторон на 6 см. Образовавшиеся углы сло- жены по диагонали в треугольники и ото- гнуты к торцам с наложением друг на друга, после чего вдоль верхнего края параллельно краям торцевых стенок ножом были проби- ты отверстия размерами 0,5 × 0,2 см и про- шиты узкой лентой сарги (рис. 4). Судя по следам от замятий на краях торцов, сарга шла наискосок через край, напоминая обме- точный шов. Коробочка, как и колчан, изго- товлена ранней весной, до начала сокодви- жения березы, или ранней осенью, поскольку кора имеет характерный темно-серый отте- нок и следы луба.

Коробочка из Горного Алтая в настоя- щий момент является одной из самых ран- них находок этого типа берестяных сосудов на юге Западной Сибири. В качестве анало- га можно привести находку фрагмента бере- стяного изделия, который определяется ав- тором, как совок или часть коробочки из могильника Степной Чумыш 2 (рис. 4, 2). Исследователь данного памятника относит его к фоминской культуре и датирует III– IV вв. н. э. [Ширин, 2003. С. 125. Рис. 2, 2].

Более поздние находки берестяных сосудов этого типа на Алтае происходят из могиль- ников Раздумье-1 и Сростки-1, которые да- тируются XIII–XIV вв. н. э. [Уманский, 1987. С. 89; Горбунов и др., 2013. С. 105].

Фактически эта форма под разными назва-


Список литературы
Вадецкая Э. Б. Таштыкская эпоха в древ- ней истории Сибири. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 440 с.

Вайнштейн С. И. Раскопки могильника Кокэль в 1962 г. (Погребения казылганской и сыын-чюрекской культур) // Тр. Тувин- ской комплексной археолого-этнографиче- ской экспедиции. Л.: Наука, 1970. Т. 3. С. 7–

79.

Горбунов В. В., Ситдиков А. Г., Тиш- кин А. А. Новые результаты изучения кур- ганного могильника Сростки I в Бийском районе Алтайского края // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Азбука, 2013. Вып. 18–19.

С. 102–107.

Молодин В. И., Соловьев А. И. Памятник Сопка-2 на реке Оми. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. Т. 2: Культурно-хро- нологический анализ погребальных ком- плексов эпохи Средневековья. 184 с.

Пшеницына М. Н. Третий тип памятни- ков тесинского этапа // Первобытная архео- логия Сибири. Л.: Наука, 1975. С. 150–162.

Руденко С. И. Культура хуннов и Ноину- линские курганы. М.; Л.: Наука, 1962. 206 с. Савинов Д. Г. Могильник Бертек-33 // Древние культуры Бертекской долины (Гор- ный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск:

Наука, 1994. С. 39–49.

Стамбульник Э. У. Новые памятники гунно-сарматского времени в Туве (некото- рые итоги работ) // Древние культуры евра- зийских степей. Л.: Наука, 1983. С. 34–41.

Тетерин Ю. В. Могильник Дялян – но- вый памятник предтюркского времени Гор- ного Алтая // Проблемы хронологии и пе- риодизации археологических памятников Южной Сибири. Барнаул, 1991. С. 155–157.

Уманский А. П. Археологические памят- ники урочище Раздумье // Археологические исследования на Алтае: Межвуз. сб. науч. ст. Барнаул, 1987. С. 81–99.

Федорова Е. Г. Берестяная утварь наро- дов Сибири. Конец XIX – первая половина XX в. // Памятники материальной культуры народов Сибири. СПб.: Наука, 1994. С. 76– 119.

Худяков Ю. С., Алкин С. В., Юй Су-Хуа. Сяньби и Южная Сибирь // Древности Ал- тая. Изв. лаборатории археологии. Горно- Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1999. № 4. С. 163–

169.

Ширин Ю. В. Верхнее Приобье и предго- рья Кузнецкого Алатау в начале I тыс. н. э. (погребальные памятники фоминской куль- туры). Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая кре- пость», 2003. 288 с.


написать администратору сайта